Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы исследования. Для такой рыночной структуры, как монополия, характерны следующие черты: на рынке присутствуют множество покупателей и один производитель. На рынке нет товаров, способных быть заменителями товаров производителя-монополиста. Входные барьеры рынка очень сложно преодолеть, следовательно, невозможен приток новых производителей.
Монополист не только самостоятельно определяет объемы производства, и, соответственно, величину предложения, но и сам устанавливает цену на свою продукцию. В условиях монополии производитель должен выбрать: стоит ли ему ограничить объем реализации в целях поддержания высокого уровня цен или понизить цену для увеличения объемов продаж. Иными словами, когда монопольный производитель принимает решение об объемах выпуска и реализации, ему необходимо учитывать, что с расширением производства он приобретет стоимость выпущенной дополнительно продукции, но потеряет из-за уменьшения цены часть стоимости прежних меньших объемов производства и реализации.
Целью нашей работы является выяснение социально-экономической природы российских монополий и особенностей стратегии ценообразования на монопольном рынке.
Постановка данной цели обуславливает необходимость решения следующих задач:
1. Изучить социально-экономическую природу монополий;
2. Проанализировать ценообразование на рынке монополий.
Объект исследования - процессы монополизации современной рыночной экономики.
Предмет исследования - социально-экономические отношения, обусловленные монополизацией современной рыночной экономики.
Структура работы. Работы состоит из введения, двух основных глав, заключения и библиографического списка.
Глава 1. Социально-экономическая природа монополий
1.1 Раскрытие сущностных сторон монополий на рынке РФ в экономической литературе
Основой успешного функционирования производительных сил и в то же время результатом их деятельности является постоянное повышение степени их социализации. Эффект этого закона ведет к непрерывной и все возрастающей концентрации и централизации капитала, монополизации производства. В современных условиях для повышения динамики развития промышленной отрасли необходимо внедрение новых технологических достижений, централизация ресурсов. У отдельного предприятия не хватает своих ресурсов и инновационных технологий, чтобы твердо удерживать свой сегмент рынка. Уровень технологического развития может поддерживаться только внутри группы предприятий, объединяя свои возможности и ресурсы в общем технологическом комплексе.
Монополии являются крупными бизнес-ассоциациями, большинство которых находятся в частной собственности и контролируют отрасли и рынки путем увеличения концентрации производственного процесса и капитала в целях установления цен и получения прибыли. Доминирование в экономике является фундаментом влияния, оказывающие монополистические объекты хозяйствования на все отрасли деятельности государства. Основным фактором возникновения и образования монополии является «.. .стремление фирмы спастись от проявления финансовой нестабильности» .
Анализируя монополию, важно учитывать двусмысленность трактовки понятия «монополия». Слово «монополия» происходит от латинского языка и означает: «моно» - одно, «полио» - продают. На самом деле практически не представляется возможным найти ситуацию, когда на рынке будет работать одна фирма - производитель товаров без заменителей, т.е. применение понятий «монополия», «чистая» монополия содержит определенную долю условности.
Монополия экономики является серьезным препятствием для развития рынка, для которого более характерна монопольная конкуренция. Он включает в себя смесь монополии и конкуренции. Монополистическая конкуренция характеризуется как определенная рыночная ситуация, при которой подавляющее большинство мелких производителей предлагают похожие, но не идентичные продукты. Каждая компания имеет относительно небольшую долю рынка, в связи с чем, данный субъект хозяйствования она имеет определенное ограничение контроля над ценами, установленными на данном рынке, при этом в современных реалиях рынка «...происходит синтез монополии и конкуренции» . При большом количестве субъектов хозяйствования существует гарантия, что согласованные между ними действия по ограничению производства и повышению цен практически невозможны.
Универсальная форма монополий развивается, когда объединение предпринимателей является всеобъемлющим - с помощью государства они подчиняют национальную экономику и становятся во многих рынках, как основными продавцами, так и основными покупателями. В то же время само государство является крупнейшим монополистом, концентрируя в своем ведении целые отрасли и объединения, осуществляющие производственный процесс.
Общественность и государство относятся к различным видам монополистических субъектов хозяйствования довольно-таки противореч
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Библиографический список
1. О газоснабжении в Российской Федерации : федер. закон от 31 марта 1999 г. □ 69-ФЗ: [с изм. и доп.]. URL: http://base.garant.ru/180285/
2. О естественных монополиях : федер. закон от 17 авг. 1995 г. □ 147-ФЗ : [ред. от 29 июля 2018 г.]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons
3. Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции: указ Президента Российской Федерации от 21 дек. 2018 г. □ 618 : [вме¬сте с “Национальным планом развития конкурен¬ции в Российской Федерации на 2019 - 2021 годы”]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons
4. “Газпром” газифицировал 13 % России за 10 лет. URL: https://www.vedomosti.ru/economics/ news/2017/02/29/
5. “Роснефть” будет отдавать акционерам не менее 50 % чистой прибыли по МФСО. URL: https:// www.vedomosti.ru/business/articles/2018/09/04/732277
6. Bloomberg: “Газпром” в 2019 году может удво¬ить инвестиции в “Турецкий поток”. URL: http:// tass.ru/ekonomika/4823658
7. BurnhamJ, TheManagerialRevolution// URL: media.com/67452869814e7a27621eb13a7cf31ec8864a8cca p.4 (дата обращения25.10.2017)
8. http://center-yf.ru/data/economy/Estestvennaya-monopoliya.php // Электронный ресурс
9. http://lektsii.org/2-17020.html // Электронный ресурс
10. http://www.kalitva.ru/130796-referat-monopolii-v-rossii.html121 // Электронный ресурс
11. Monopoly // Oxford Advanced Learner’s Dictionary, 6th Edition, 2000, p. 759 №2 Год: 2016, с. 6
12. Андрефф В. Российская приватизация: подхо¬ды и последствия // Вопросы экономики. 2004. □ 6. С. 57-78
13. Бузгалин А. Рождение постэкономического общества: вызов теории // Экономическая теория XXI века - СПб, 2016, с. 175
14. Бузгалин А.В., Колганов А.И. Глобальный капитал Т.2 // М.: ЛЕНАНД, 2017, С. 7
15. Гринева М. Н. Развитие предпринимательской деятельности в аграрной сфере как фактор повышения уровня жизни / М. Н. Гринева // Финансовый вестник 1 (25), 2014. Воронеж: Воронежский гос. аграроуниверситет, 2014. С. 81-87.
16. Дементьев В.В. Экономическая власть и ин¬ституциональная теория // Вопросы экономики. 2004. D3. С. 50-64
17. Кирцнер И. Конкуренция и предпринимательство. Перевод с английского под ред. доктора экономических наук, профессора А.Н. Романова - М.. ЮНИТИ-ДАНА, 2014, с. 105
18. Кондратьев С. Отпустить трубу: почему “Газ¬пром” мог бы поделиться правом на экспорт. URL: https://www.rbc.ru/opinions/business/01/02/2018/
19. Коуз Р. Фирма, рынок и право: пер. с англ. Москва, 2007. (Библиотека фонда “Либеральная миссия”)
20. Курмалиева З.Х., Эволюция понятия «социальная экономика» // Вестник Адыгейского Государственного Университета. Серия 5: Экономика №1, 2013, с.248
21. Курс переходной экономики. Под ред. Абалкина Л.И. // Институт Экономики РАН, Москва, Финстатинформ, 2017, С. 52
22. Магистральным считается трубопровод, ко¬торый обеспечивает прием, транспортировку, сда¬чу товарной нефти (соответствующей требованиям ГОСТа) потребителям или перевалку на другой вид транспорта. URL: https://www.vedomosti.ru/business/ articles/2018/11/16/742043-rosnefti-krupneishii-shtraf- yukosa
23. Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: Прин¬ципы, проблемы и политика: учебник : пер. с англ. 13-го изд. В 2 т. Т.1. Москва, 2001
24. Мамедов О.Ю., Производственное отношение: политико-экономическая модель (материалы к спецкурсу) / - Ростов н/Д : Феникс, 2015.
25. Орехин П. Мечты не сбываются: по¬чему “Газпром” стоит так дешево. URL: https:// www.gazeta.ru/business/2018/09/29/10911110.shtml
26. Попов Ю.Н., Гришина Т.Н., Конкуренция и социализация рыночной экономики, Труд и социальные отношения № 11 2014 г. с. 14
27. Пятаков А.Н. Как уничтожить транснациональный капитализм // Марксизм и современность, №1-2 2014 , ИКЬ: http://marksizm.ucoz.ru/publ/50-1-0-651 (дата обращения 25.10.2017)
28. Рудык Э.Н. Социальная экономика в мировом и отечественном контексте // Труд и социальные Отношения,
29. Булганина С.Н. Природа и структура экономических субъектов : монография. Оренбург, 2003
30. Саймон Г. Рациональность как процесс и про¬дукт мышления // THESIS. 1993. Вып. 3. С. 24.
31. Сапир Ж. Естественные монополии: пробле¬мы определения и контроля // Проблемы прогно¬зирования. 2004. □ 6. С. 42-54
32. Саркисов Д. С. Альтерация // Большая медицинская энциклопедия. — 3-е. — М.: "Советская энциклопедия", 1974. — т. 1, с. 315—316.
33. Социализация экономики // Экономическая энциклопедия. — М.: Экономика, 2015.
34. Структура акционерного капитала. URL: https: //www.rosneft.ru/Investors/structure/securities/
35. Труд и социальные отношения № 11 2014 г. с. 11
36. Уровень газификации Оренбургской области достиг 98 %, но синхронизация еще хромает. URL: https: //neftegaz. ru/news/view/168582
37. ФАС: государство и госкомпании контроли¬руют 70 % российской экономики. URL: http:// www.banki.ru/new
38. Филипповская Т.В. Социализация экономики в условиях взаимовлияния экономической теории и социальных наук // Известия УрГЭУ 6 (56) 2016
39. Халяндра О. И. Уровень монополизации современной экономики России / О. И. Халяндра // Экономика, управление, финансы: материалы III междунар. науч. конф. (г. Пермь, февраль 2016 г.). Пермь: Меркурий, 2016. С. 169-172.
40. Шумпетер Й.А., Капитализм, социализм и демократия. // Москва: Экономика, 1995, с. 369
41. Юрманова Е.А Исторические, теоретические и практические аспекты социальной экономики: западноевропейский опыте //Економічний форум. Номер: 2 Год: 2014, С. 40