Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Конкуренция прочно вошла в повседневную жизнь людей на заре
человеческого общества. На протяжении всей истории люди постоянно конкурировали с природой и
между собой за «место под солнцем» — за лучшие условия жизни и труда, за более плодородные
земли, за обладание различными преимуществами, влиянием в обществе, властью, за оптимальный
доступ к материальным и духовным благам. В разные времена и при разных обстоятельствах
конкуренция проявлялась в разных формах и принимала разные характерные очертания — от
относительно спокойного противостояния соперников до их конкурентной борьбы и конкурентной
войны.
Найдется немного экономических категорий, которые вызывали бы столь живой интерес и у
мыслителей-ученых, и у рядовых граждан, как конкуренция. В отечественной и зарубежной
литературе представлен широкий спектр научных работ и публикаций, охватывающих различные
аспекты развития конкуренции, действие её механизмов. Однако неполно раскрыто концептуальное
устройство ценовой конкуренции, недостаточно проанализированы противоречия, основные
направления развития механизмов ценовой конкуренции и т.д. Это позволяет утверждать о
недостаточной степени изученности в экономической литературе вопросов, связанных с
механизмами ценовой конкуренции.
Глава 1. Анализ методов ценовой конкуренции
1.1 Ценовая конкуренция: основные понятия
2
Конкуренция представляет собой важнейший аспект сущности рыночных отношений. В
экономическом словаре можно найти определение конкуренции как - совокупность мер борьбы
между производителями товаров и услуг за рынок сбыта, направленных на завоевание выбранного
сегмента рынка. Используя разработанные стратегии и тактики каждая фирма стремится к
достижению намеченных целей. Для рыночной экономики конкуренция имеет центральное
значение, выполняя роль ее двигателя прогресса и увеличения результативности производства.
Выступая уравновешивающим балансиром хозяйственных операций, методом формирования на
рынке равновесной цены. Подталкивает к снижению издержек на производство и реализацию.
Смысл конкуренции заключается в обеспечении экономического выживания, борьбы «всех против
всех». Йозеф Шумпетер утверждал, что с позиций экономического роста конкуренция представляет
собой соперничество «старого с новым», борьбу неэффективного старого с новым эффективным.
Очень немногие области экономики на сегодняшний день могут сопротивляться давлению с стороны
конкуренции и рынка. Невозможно пренебрегать потребностью в конкуренции и ее объективной
необходимостью ни уровне стран и ни уровни компаний.
Суть конкуренции заключается в постоянном поиске лучших условий для покупателя и продавца.
Быть конкурентно способным это значит опережать своих соперников в привлекательности
предложения, стремление быть впереди.
Развитие научно-технического прогресса, снижение производственных издержек, установление
баланса нормы прибыли и уровня заработной платы на все это стимулирует конкуренция. Вопреки
выше сказанному, конкуренция в рыночной экономике имеет и отрицательное влияния на
экономику, например, импульсивность бизнеса, создание условий для безработицы и инфляции.
Конкурентная борьба - действия, направленные на удержание и наращивание доли рынка компании.
Цена, реклама, качество товара, ассортимент, сервисное обслуживание, условия оплаты и доставки
товара - все это используется в качестве средств и инструментов в конкурентной борьбе.
Стоимость и объём продаж товара определяется в результате спроса покупателей и предложения
продавца. Важнейшее значение имеет количество производителей и количество потребителей
вовлеченных в обмен денег на товар - что определяет взаимодействие спроса и предложения.
Какой инструмент использовать в качестве основополагающего в конкурентной борьбе
производитель определяет сам исходя из сложившейся конъюнктуры рынка. В зависимости от
способов реализации стратегических целей предприятия выделяют конкуренцию на основе качества
и конкуренцию на основе цены.
Исторически конкуренция в рыночной экономике начиналась с применения преимущественно
методов ценового соперничества, так как на рынках превалировала в основном однородная
продукция. «Снижение цены было той основой, с помощью которой продавец выделял свой товар,
привлекал к нему внимание и в конечном счете, завоевывал себе желаемую долю рынка».
Несомненно, грамотная и обоснованная ценовая политика является важнейшим аспектом развития
любого предприятия. Ведь стоимость товара или услуги выступает значимым, а иногда и ключевым
фактором для потребителя при выборе той или иной продукции.
1.2 Стратегии ценовой конкуренции
Помимо рассмотренных видов ценообразования предприятия используют и другие наиболее
распространенные ценовые стратегии. Ценовая стратегия представляет собой совокупность
мероприятий, проводимых предприятием в отношении установления цены предложения для
достижения поставленной цели. Ценовые стратегии многообразны, что выражается массой
3
возможных рыночных и производственных ситуаций, в которых работает предприятие, и целей,
которых оно хочет добиться с помощью товара и его цены. Рассмотрим некоторые виды ценовых
стратегий и условия их применения.
Стратегия высоких цен означает закрепление цены товара выше, чем его значимость, принимаемая
покупателями. Но продавец знает о наличии такого сегмент покупателей, которые принимают такую
цену ради удовлетворения своего желания иметь этот товар. Эта стратегия употребляется, к новым
высококачественным товарам, защищенных патентами, стоящих высоких затрат на изучение и
разработку, продолжительных по времени расходов на его продвижение на рынок.
«Премиальная» стратегия применяется также к товарам «престижного» спроса, приобретение
которых, по мнению, по мнению покупателей, свидетельствует о их высоком социальном статусе. Так
называемая «премиальная» стратегия цен имеет отношение к продуктам высочайшего качества и
предусматривает установление цены высокого уровня на длительное время.
К стратегии высоких цен относится стратегия «снятия сливок». Она предусматривает установление
высокой цены на стадии введения нового товара на рынок. Цель стратегии - заработать как можно
больше на той части покупателей, для которых этот товар имеет большую ценность. Она
ориентирована на круг покупателей готовых приобрести данный товар по высокой цене, лишь бы
обладать ими первыми. Когда этот сегмент рынка будет перенасыщен, предприятие постепенно
снизит цену, с тем чтобы привлечь новую группу покупателей. Снижение цены осуществляется до тех
пор, пока не исчерпаются все возможности либо дальнейшее снижение цены становится
невыгодным.
Глава 2. Исследование особенностей ценовой конкуренции в РФ
2.1. Ценовая конкуренция в России
С 18 января по 18 февраля 2019 г. Аналитическим центром при Правительстве Российской Федерации
был проведен онлайн-опрос представителей российского бизнеса, позволивший оценить общее
состояние конкуренции и конкурентной среды на российских рынках с точки зрения самих
предпринимателей. В опросе приняли участие более 1300 респондентов.
Впервые с 2015 года выросло количество респондентов, указавших на высокую или очень высокую
конкуренцию для бизнеса: после плавного снижения с 53 % в 2015 году до 46 % в 2018 году, в 2019
году их доля составила 51 %. При этом несколько снизилась доля тех, кто ощущает слабую
конкуренцию или ее отсутствие: 22 % в 2019 году против 27 % в 2018 году, 24 % в 2017 и 2016 годах.
Одновременно продолжается рост косвенных показателей состояния конкуренции, а именно
чувствительности спроса по цене: 61 % респондентов отметили, что при увеличении цены продукции
на 10-15 % объем их продаж снизится на 10-15 % и более (60 % в 2018 и 57 % в 2015 году). При этом
результаты опроса показали, что по сравнению с 2018 годом организации шире применяют
различные способы повышения своей конкурентоспособности: в 2019 году 80 % компаний
использовали не менее двух инструментов, в 2018 году — 77 %. Однако доля респондентов,
заявивших о росте числа конкурентов, продолжает снижаться: 47 % в 2019 году против 48 % в 2018
году и 49 % в 2017 году.
Снижение затрат на производство и реализацию продукции и услуг остается наиболее популярным
способом повышения конкурентоспособности: 61 % респондентов указали на его использование в
течение последних трех лет. На втором и третьем местах — обучение персонала (47 %) и новые
маркетинговые стратегии (43 %).
4
В отдельных отраслях достаточно высокое значение имеют иные способы повышения
конкурентоспособности. Так, покупку машин и технологического оборудования осуществляло 80 %
производителей пищевых продуктов, 72 % представителей металлургической промышленности.
Данный способ повышения конкурентоспособности также широко использовался представителями
отрасли сельского хозяйства (71 %), производителями неметаллических изделий (68 %) и
строительных материалов (68 %). 65-68 % производителей электронного и оптического
оборудования, машин и оборудования осуществляли свои собственные НИОКР. 60 % представителей
пищевой и 50 % представителей деревообрабатывающей промышленности выходили на новые
продуктовые рынки. Приобретение технологий, патентов, лицензий, ноу-хау в 2019 году наиболее
востребовано в сфере образования (36 %).
Отношение бизнеса к конкуренции остается достаточно позитивным: 36 % опрошенных указали, что
считают конкуренцию полезной для развития бизнеса (в сравнении с 32 % в 2018 году), 25 %
участников опроса указывают на отрицательное влияние конкуренции (в 2018 году — 28 %).
Наиболее сильное влияние конкуренции испытывает бизнес в области культуры, спорта,
организации досуга и развлечений, в сфере текстильного и швейного производства, пищевой
промышленности и производства неметаллических изделий.
На слабую конкуренцию чаще всего указывали представители топливно-энергетического комплекса,
сферы производства и распределения электроэнергии, газа, воды, химической промышленности, а
также здравоохранения и социальных услуг.
2.2. Конкурентные преимущества и недостатки России
Несмотря на непростую экономическую ситуацию, в значительной части рэнкингов, оценивающих
конкурентоспособность и качество деловой среды, позиции России улучшились.
В Global Competitiveness Index 2017-2018, который готовится Всемирным экономическим форумом,
Россия переместилась с 45 на 43 место. Лидирующие позиции в рейтинге по-прежнему занимает
Швейцария, которую Россия опережает по одному показателю — размеру рынка. (рис. 2.15)
Если более подробно рассмотреть наиболее «провальные» российские факторы
конкурентоспособности, то это состояние институтов (88 место), условия ведения бизнеса (72 место)
и ситуация на товарных рынках (87 место) и состояние финансового рынка (108 место),
макроэкономическая ситуация (91 место). Ниже страновой позиции оценки по инновациям,
готовности к внедрению технологий, здоровью и начальному образованию, рынку труда. При этом
по большинству компонентов наблюдается улучшение показателей (исключение — макроэкономика,
где наблюдалось падение на 51 место, а также небольшое снижение места по здоровью и
начальному образованию, а также готовности к внедрению технологий — традиционное «узкое»
место).
Если сравнивать показатели за более длительный срок, по двум из них за период начиная с 2012 года
наблюдалось снижение оценок. По готовности к внедрению технологий позиции России ухудшилась
с 67 до 62 места, при том, что по инновациям место России в рейтинге улучшилась. По
макроэкономике наша страна переместилась с 22 на 91 место, что неудивительно.
Серьезно улучшились позиции по трем ранее провальным для России показателям — институты,
товарный рынок, условия ведения бизнеса.
5
Наиболее сложной остается ситуация с финансовым рынком. После незначительного улучшения
оценок позиции России в последнем рейтинге вновь ухудшились.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
За последние десятилетия усиление конкуренции отмечено фактически во всем мире. Еще не так
давно она отсутствовала во многих странах и отраслях. Рынки были защищены и доминирующие
позиции на них четко определены. Там, где существовало соперничество, оно не было столь
ожесточенным.
Конкуренция является необходимы и определяющим условием нормального функционирования
рыночной экономики. Но как любое явление имеет свои плюсы и минусы.
Позитивное влияние конкуренции на экономику заключается в следующем:
1. Она способствует развитию научно-технического прогресса, постоянно заставляя
товаропроизводителя применять лучшие технологии, рационально использовать ресурсы.
2. Она чутко реагирует на изменение на изменение спроса, ведет к удешевлению издержек
производства, тормозит рост цен, а в ряде случаев ведет к их снижению.
К числу негативных сторон можно отнести:
1. Придает бизнесу определенную нестабильность, создает условия для безработицы,
инфляции и банкротства.
2. Ведет к дифференциации доходов и создает условия для их несправедливого распределения.
3. Ее следствием может быть перепроизводство товаров и недогрузка мощностей в периоды
производственных спадов.
Показать больше