Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность проблемы исследования связана с тем, что к одной из социально опасных зависимостей относится интернет-зависимость,
которая обусловливает развитие психопатологических изменений личности и ведет к нарушениям социальных норм поведения,
правонарушениям, самоубийствам.
Нарушение социально-психологических установок личности при интернет-зависимости приводит к разрушению социального поведения,
межличностным и внутриличностным конфликтам, вовлечению человека в асоциальное и преступное поведение.
Особенно проблемным моментом становится то обстоятельство, что это затрагивает младшее поколение. Уже в подростковом возрасте дети
подвержены интернет-зависимости.
2
Глава 1. Теоретические основы исследования проблемы интернет–зависимости у подростков
1.1. Понятие, сущность Интернет-зависимости как вида аддикции
Всемирная паутина стала неотъемлемым элементом человеческой жизни и общения. Она предоставляет моментальный доступ к любой
информации, возможность связаться с друзьями или родственниками, планирование времяпровождения, поиск новой любви, выбор одежды
или решение бизнес-задач.
Многогранность перспектив сети интернета поначалу затягивает. Однако, спустя время, увлеченность сетевыми процессами проходит,
человек вновь переключает свое внимание на реальное общение и хобби. Когда этого переключения не происходит, а сетевое
времяпровождение только увеличивается, используют термин «интернет зависимость» или же «интернет-аддикция» [26].
Это своеобразное психическое расстройство, которое сопровождается бесконтрольным нахождением человека в сети интернета,
неспособностью вовремя оттуда выйти и рядом сопутствующих поведенческих проблем.
Пристрастие к постоянному нахождению онлайн становится равносильно зависимости от алкогольных напитков и наркотических веществ,
что уже может считаться серьезной проблемой. Это подтверждают психологи и врачи, которые проводят разнообразные эксперименты и
исследования.
По собранным данным, непрерывное нахождение в сети интернета приводит к изменениям функционирования сознания и проблемам в
работе мозга человека. После этого наблюдается постепенное снижение когнитивных функций, особенно – способности обучаться.
Снижаются и возможности памяти, ведь потребность хранить и запоминать информацию снижена – все доступно [2].
Другим негативным аспектом влияния интернет зависимости можно считать утрачивание навыков общения в реальной жизни, как следствие
– определенной асоциальности. Сеть всемирной паутины замечательно подменяет встречи с друзьями, ведь можно просто открыть окошко с
чатом и написать: «Привет», увидеть родителей по скайпу, а вместо изнуряющих покупок, просто заказать готовую продукцию с доставкой
на дом. Такая вот иллюзия реальности [12].
Положительные, на первый взгляд, вещи, создают множество проблем при отсутствии альтернативного времяпровождения. Привыкнув
общаться в играх и социальных сетях, человек теряется при нахождении в новой компании, испытывая стресс. Ведь приходится иметь дело с
живыми эмоциями незнакомых людей. После подобных встреч появляются психологические проблемы, человек может закрыться.
1.2. Развитие зависимости от интернета у подростков
Использование интернета, кроме преимуществ, имеет последствия негативного характера. Интернет зависимость у подростков часто
искажает реальную действительность, полностью заменяя онлайн просторами.
Подростковая интернет зависимость имеет ряд первопричин и может выражаться в разнообразных формах. По времени, проведенному за
компьютером, различают три стадии развития зависимости [46].
На первом этапе человек изучает возможности интернет сети с дальнейшим подстраиванием виртуальной реальности под себя, восполняя
нехватку внимания и информации в реальной жизни. Второй этап захватывает своими возможностями подростка, он начинает больше
времени проводить за монитором.
3
Поиск друзей во всемирной паутине для малообщительного подростка становится единственным источником информации и поддержки
связи. Так формируется зависимость от интернета среди подростков, когда человек полностью опровергает реальный мир и реальное
общение [48].
Третья фаза зависимости становится видна окружающим людям, когда тинейджер круглосуточно проводит в сети, на любое замечание
реагирует агрессивно. Последняя стадия является формирующей, так как переходит в хроническую.
Выключая компьютер от сети, зависимые подростки испытывают раздражение, их не интересуют проблемы окружения. Со временем
пребывание за компьютером ослабевает, но человек не испытывает радости в жизни, становится замкнутым и депрессивным. Интерес
оживает, когда в сети он находит интересную тему или новых собеседников.
Причины часто зависят от психологических особенностей подростка и его склонности к каким-либо действиям. Например, сегодня в сети
можно найти большой выбор онлайн игр.
1.3. Специфика психологической коррекции интернет зависимости у подростков
Преодоление компьютерной зависимости должно начинаться с преодоления внутреннего сопротивления. Окружающие видят, что подросток
чрезмерно увлекся компьютером, только он сам остается слеп к своему пристрастию. Крики, угрозы, просьбы вряд ли помогут. Необходимо
постараться договориться, взывать к разуму, а козырями должны стать реальные факты.
Необходимо найти момент, когда у подростка будет хорошее настроение, и поговорить с ним. Нельзя утверждать, что компьютер –
всемирное зло, ведь он источник большого количества информации, и с этим нельзя не согласиться [35].
Поэтому разговор начинается с того, сколько хорошего нам дает это «чудо техники», сколько нового можно почерпнуть благодаря
интернету, и лишь затем рассказывают о патологическом использовании компьютера, симптомах компьютерной зависимости, как она
развивается, насколько разнообразна.
Если попытки не увенчались успехом, то необходимо обращаться к специалисту (психиатру, психотерапевту), чтобы он помог уговорить
компьютерозависимого подростка, или найти кого-то, чье мнение для него имеет значение (друга, брата, отца) [51].
Коррекция компьютерной зависимости невозможна без сознательного стремления самого человека преодолеть ее, его активного содействия.
В этом направлении и необходимо работать, только делать это нужно мягко, ненавязчиво, чтобы он чувствовал родителях и учителях
союзников, а не врагов.
Если цель наполовину достигнута, и подросток с зависимостью от компьютера решил ее преодолеть, тогда необходимо сделать все, чтобы
помочь ему. Чтобы справиться с компьютерной зависимостью, необходимо поставить перед собой 3 задачи и направить максимум усилий
для их достижения [3]:
1. Проанализировать, какие проблемы лежат в основе интернет-зависимости, почему подросток «убегает в виртуальный мир» – это могут
быть и проблемы в семье, с родителями, и несчастливая любовь, и неуверенность в себе, и сложности на работе или в учебе.
Если будет найдено «слабое звено», то необходимо сделать все, чтобы устранить его – поднять самооценку подростка, постараться наладить
обстановку в семье, ликвидировать проблемы на работе, в учебе и т. д.
4
2. Научиться контролировать время работы за компьютером – в этом могут стать помощниками таймер, специальные программы,
регулирующие время работы на компьютере, перерывы на прогулки с друзьями. Одномоментно отказаться от использования компьютера и
интернета не получится – слишком уж сильна зависимость, поэтому необходимо постепенно уменьшать время, проводимое за компьютером.
3. Свободное время подросток должен постараться заполнить чем-то интересным и полезным. Подойдет что угодно, главное – чтобы это
увлекло подростка. Рыбалка, охота, походы по горам, курсы вождения – вариантов может быть множество. Нужно сделать упор на то, чем
этот подросток увлекался прежде, или предложить что-то новое. Цель – чтобы он переключился, увлекся, и тогда новое хобби поможет
справиться с имеющейся проблемой.
Глава 2. Психологическая коррекция интернет зависимости у подростков
2.1. Общие принципы и методики эмпирического исследования особенностей интернет зависимости у подростков
Эмпирическое исследование психологических особенностей подростков с интернет-зависимостью проводилось в несколько этапов, каждый
из которых имеет важное практическое значение.
На первом этапе для исследования подбирались подростки, которые по различным критериям подходили под проблему исследования. Для
того, чтобы дети приняли участие в исследовании, было взято разрешение родителей на проведение исследования, которое оформлялось в
письменном виде. Были собраны социально-демографические характеристики испытуемых.
На втором этапе были подобраны методики для проведения психодиагностического исследования.
На третьем этапе было произведено разделение выборки посредством теста Такера на выявление интернет-зависимости. Были выделены
контрольная и экспериментальная группы.
На четвертом этапе была проведена диагностика тревожности у подростков двух групп. Полученные результаты проверялись на
нормальность распределения посредством критерия Колмогорова-Смирнова.
Пятый этап связан с определением уровня тревожности у подростков двух групп. Полученные результаты также проверялись на
нормальность распределения посредством критерия Колмогорова-Смирнова.
На шестом этапе проводилось сравнение результатов тревожности и агрессивности подростков двух групп, определялись достоверные
отличия посредством критерия Стьюдента для несвязанных выборок.
На седьмом этапе формулировались выводы и разрабатывались практические рекомендации для подростков с интернет-зависимостью.
Все перечисленные этапы были необходимы для достижения поставленной в исследовании цели – проанализировать агрессивность и
тревожность у подростков с интернет-зависимостью.
Кроме того, только прохождение данных этапов позволило доказать гипотезу исследования, которая заключается в том, что у подростков с
интернет-зависимостью, выше показатели тревожности и агрессивности, чем у подростков без нее.
Эмпирическое исследование было проведено в общеобразовательной школе № 257. Для исследования было привлечено 30 подростков,
которые учатся в 7 классе.
2.2. Описание результатов исследования
5
В данном разделе рассмотрим данные, которые были получены в ходе проведения исследования тревожности и агрессивности у подростков,
у которых интернет-зависимость не выявлена.
Из Таблицы 2.5 видно, что у подростков, которые не имеют интернет-зависимости, обнаружены нормальные показатели тревожности и
социальной желательности.
Так, среднегрупповое значение в группе по уровню тревожности составляет 7,15 баллов, что находится в пределах нормы. Подростки не
испытывают страха реального мира, открыты для общения, не испытывают дискомфорта при необходимости взаимодействия с другими.
Кроме того, у этих подростков наблюдается низкий уровень социальной желательности (5,92 балла). Они не пытаются казаться лучше, чтото скрыть, они естественны и непосредственны, что должно быть свойственно данному возрасту.
Из Таблицы 2.6 видно, что в обоих случаях данные распределены нормально, что позволяет обрабатывать их с помощью применения
критерия Стьюдента.
Показатели агрессивности у подростков, не имеющих интернет-зависимости, баллы
Условные обозначения: ФА – физическая агрессия, КА – косвенная агрессия, Р – раздражение, Н – негативизм, О – обидчивость, П –
подозрительность, ВА – вербальная агрессия, ЧВ – чувство вины.
Из Таблицы 2.7 видно, что все показатели агрессивности у подростков без признаков интернет-зависимости находятся на нормальном
уровне.
Так, уровень физической агрессии составил 2,08 балла, школьники не вступают в серьезные драки, стараются все решить «без кулаков».
Показатель косвенной агрессии также укладывается в норму и составляет 2,46 балла. Среди таких школьников наблюдается мало ссор и
подлостей.
2.3. Программа коррекционно-профилактических мероприятий относительно интернет зависимости у подростков
В качестве практических рекомендаций для подростков с интернет-зависимостью можно предложений программу снижения агрессивности и
тревожности посредством применения творческих методов.
Вариант 1. Для легких форм интернет-зависимости, среднего уровня повышенной тревожности и агрессивности.
Программа для подростков, которые имеют интернет-зависимость, соответствует стандартам преподавания ИЗО в средних классах и
включает в себя проведение 4-х уроков в месяц, в течение которого длится эксперимент.
При этом в занятия включены новые экспериментальные варианты применения стандартных технологий обучения рисованию, которые
разработаны специально для проведения данного исследования. Работу с подростками проводит исследователь.
Первый урок – тема «Эскиз и картина». Работа с простым карандашом и акварельными красками.
Детям в течение 30 минут предлагается сделать два изображения. Сначала простым карандашом изобразить дом в деталях, которые им
знакомы (окна, крыльцо, балкон, труба и т.д.).
Подростков просят минимизировать эмоциональность изображения, а построить схему.
6
На втором этапе детей просят изобразить точно такой же дом, но различными акварельными красками, с эмоциональным отношением к
данному объекту.
Для этого детям выдается два листа формата А4, простой карандаш, стирательная резинка, акварельные краски (12 цветов), баночка для
воды, тонкая, средняя и толстая кисти, тряпочка.
Контроль выполнения задания проходит в два этапа. Сначала исследователь проверяет эскиз, затем картину, сравнивая их, выделяя общее и
различное, а также понимание подростком данного задания.
Второй урок – тема «Мысли и чувства». Работа с акварельными красками.
Подросткам предлагается сделать 2 картины. На первой, закрыв глаза, нужно нарисовать то, что подросток в данный момент чувствует.
Выбор цветов, форм и типа мазка не ограничивается (как в проективном психологическом тесте).
Подросток должен изобразить что-то нематериальное, что нельзя потрогать руками.
На второй картине (уже с открытыми глазами) нужно изобразить свои мысли, которые должны быть четко структурированы, обличены в
конкретные формы и подвержены объяснению. Далее подростков просят вкратце рассказать, что они нарисовали.
Для этого подросткам выдается два листа формата А4, акварельные краски (12 цветов), баночка для воды, тонкая, средняя и толстая кисти,
тряпочка.
Учитель постоянно контролирует нарисованное детьми, анализирует психологическое состояние детей, выявляет основные проблемы.
Третий урок – тема «Моя семья через 20 лет». Работа с фломастерами.
Подростков просят представить себе, как будет выглядеть их семья через 20 лет. Обязательные элементы – нарисовать родителей в том
возрасте, себя во взрослом возрасте, придумать сюжет отношений между членами семьи.
Заключение
Курсовая работа на тему: «Психологическая коррекция интернет-зависимости у подростков» состоит из введения, двух глав, заключения,
библиографического списка и приложения. В ходе проведенной работы был сделан ряд последовательных теоретических и практических
выводов.
Всемирная паутина стала неотъемлемым элементом человеческой жизни и общения. Она предоставляет моментальный доступ к любой
информации, возможность связаться с друзьями или родственниками, планирование времяпровождения, поиск новой любви, выбор одежды
или решение бизнес-задач. Многогранность перспектив сети интернета поначалу затягивает.
Однако, спустя время, увлеченность сетевыми процессами проходит, человек вновь переключает свое внимание на реальное общение и
хобби. Когда этого переключения не происходит, а сетевое времяпровождение только увеличивается, используют термин «интернет
зависимость» или же «интернет-аддикция».
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Библиографический список
1. Алексеева А.П. Тревожные дети: проблемы диагностики и коррекции. – М.: Альтернатива, 2014. – 390 с.
7
2. Андрущенко Т.Ю. Психологические условия формирования самооценки в школьном возрасте // Вопросы психологии. – 1978. – № 4. –
С. 55–68
3. Артемьева А.С., Дубинин С.В. Компьютерная зависимость подростка: социальные и психологические причины и методы
профилактики на современном этапе // Психологическое обозрение. – 2012. – № 5. – С. 101–110
4. Баранов К.В., Голубев Г.А. Компьютерная зависимость как социально-психологическая проблема современного общества //
Материалы научно-практической конференции «Современные аспекты компьютеризации общества»/ Владивосток: Дальневосточный
федеральный университет, 2014. – С. 57–64
5. Белкин А.С. Теория педагогической диагностики и предупреждения отклонений в поведении школьников. Автореф. дис. докт. пед.
наук. – М.: 2003. – 36 с.
6. Берковиц Л. Агрессия. Причины, последствия и контроль. — СПб.: Прайм–Еврознак, 2001. — 510 с.
7. Брель Е.Ю. Социально-психологические факторы формирования тревожности и пути ее профилактики и коррекции. – Томск, 1995. –
378 с.
8. Варга А.Я. Психодиагностика отклоняющегося поведения ребенка без аномалий психического развития // Психологический статус
личности в различных социальных условиях: развитие, диагностика и коррекция. – Челябинск: Психея – 2010. – С. 143–162
9. Васильева Н.В. Агрессивное поведение и его соотношение с клинико–нозологическими характеристиками индивида // Актуальные
вопросы клинической и социальной психиатрии / Под общей ред. О.В. Лиманкина, В.И. Крылова. — СПб.: СЗПД, 1999. — С. 145—152
10. Веретенникова А.В. Формирование у младших школьников умения решать задачи // Педагогические технологии. – 2014. – № 3. – С.
26–29
11. Вертинский А.К., Свистунова Е.Н. Симптомы и последствия компьютерной зависимости: медико-социальный аспект // Материалы
научно-практической конференции «Информатизация и психологические проблемы современного общества». – СПб.: Межрегиональный
институт экономики и права при МПА ЕврАзЭС, 2013. – С. 94–100
12. Власова А.О., Бокова Н.П. Педагогические особенности детей младшего школьного возраста // Начальная школа. – 2015. – № 1. – С.
120–135
13. Гаврилова Т.П. Анализ эмпатийных переживаний младших школьников и младших подростков // Психология межличностного
познания. – М., 1981. – С. 100–114
14. Грановская И.М., Утехина М.А. Культурное воспитание школьников: проблемы, тенденции и перспективы в контексте снижения
общей уровня культуры в современном российском обществе // Социально-культурная деятельность в России. Сборник статей. – Хабаровск:
Хабаровский государственный университет, 2014. – С. 71–83
15. Давыдов В.В. Психологическое развитие в младшем школьном возрасте // Возрастная и педагогическая психология. – М.: Приоритет,
2013. – 310 с.
16. Ениколопов С.Н. Психология агрессии // Вест. Псков. Вол. ун–та. — 1994. — № 1. — С. 12—19
17. Еремина М.М., Фролова А.П. Формы психологической коррекционной работы с младшими школьниками. – Воронеж: Перспектива,
2014. — 390 с.
8
18. Журавлев Д. Подростковая агрессивность – психологическая закономерность или социальный феномен? // Народное образование. –
2004. — № 2. – С. 185—192
19. Иванова Н.Ф. Преодоление тревожности и страхов у детей и подростков: диагностика, занятия, рекомендации. – Волгоград: Учитель,
2009. – С. 39–49
20. Изард К. Психология эмоций. 3-е изд. – М.: Прогресс, 2011. – 410 с.
21. Ковалев В.В. Социально-психологический аспект проблемы девиантного поведения детей и подростков // Нарушения поведения
детей и подростков – Владивосток: 2011. – С. 11–23
22. Ковалев Г.А., Петровская Л.А., Спиваковская А.С. Об одной из форм психологической помощи учителям и родителям в
совершенствовании общения с детьми // Общение и развитие психики. – Челябинск: 2012. – С. 25-34
23. Колесникова А.В., Петренко И.В.. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка. – М.: Клондайк, 2013. – 290 с.
24. Копченова Е.Е. Детская агрессивность как качество личности: Дис. ... канд. психол. наук. — М., 2000. — 193 c.
25. Коростылева А.В., Голубовская М.А., Ерошенко С.С. Детская агрессивность как качество личности: проблемы диагностики и
коррекции. — М.: Сфинкс, 2013. — 340 с.
26. Кочубей Б.И., Новикова Е.В. Эмоциональная устойчивость школьника. – М.: Знание, 1996. – 280 с.
27. Кулагина И.Ю., Гридасова Ю.В., Гудыменко Ю.В. Возрастная психология: динамические характеристики личности в онтогенезе. –
М.: Стрекоза, 2014 – 370 с.
28. Кутепова Ю.А., Степанова Л.И. Гармоничное развитие личности младшего школьника: проблемы и перспективы. – М.: Приоритет,
2015. – 440 с.
29. Ларионова Е.К., Владимирский О.В., Кутейникова И.Т. Роль школьного психолога в формировании личности школьника //
Образовательные технологии в России и за рубежом. – 2013. – № 9. – С. 100–113
30. Лезунова Н.Б., Гордович К.Д. Воспитательное влияние семьи на развитие личности ребенка // Материалы научно-практической
конференции «Образовательные технологии в контексте мировой глобализации и интеграции». – Владивосток: Дальневосточный
федеральный университет, 2014. – С. 80–89
31. Ленденева И.Л. Детская агрессия и методы ее психолого–педагогической коррекции: Дис. ... канд. психол. наук. — Иркутск, 2002. —
170 c.
32. Маликова Н.Э. Особенности профилактики агрессивных проявлений детей и подростков средствами психоаналитической педагогики:
Дис. ... канд. пед. наук. — Владимир, 2005. — 184 c.
33. Малинин С.А., Сверчков П.А. Основные причины компьютерной зависимости у современного человека. – М.: Сфера, 2013. – 120 с.
34. Мамонова Е.Б. Особенности развития личностной саморегуляции в младшем школьном возрасте: Дис. ... канд. психол. наук. – Н.
Новгород: НГПУ, 2004. – 340 с.
35. Марьянова А.К. Симптомы и последствия кибераддикции: современный подход к профилактике и коррекции игровой компьютерной
зависимости у молодежи // Материалы научно-практической конференции «Актуальные социальные и психологические проблемы
молодежи начала XXI века». – Сочи: Сочинский государственный университет, 2013. – С. 46–59
9
36. Мезенцев П.А. Теории агрессии. — М.: Форум, 2010. — 600 с.
37. Москвина Ю.В., Малинина Н.С., Привалов А.С. Игра как эффективный метод социализации детей в условиях творческого
образования // Сборник статей Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. – СПб.: РГПУ им. А.И.
Герцена, 2014. – С. 88–94
38. Муравьева О.А., Гудасова И.И., Ваганова А.В. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество, юность. – М.:
Академический проект, 2014. – 590 с.
39. Никоненко Н.А. Сетоголия и кибераддикция: механизмы возникновения, симптомы и последствия. – Самара: Издательство
Самарского государственного университета, 2012. – 269 с.
40. Петренко А.В. Причины формирования компьютерной зависимости подростков: по материалом социопсихологического исследования
на материале тестов, выполненных подростками города Саратова // Сборник трудов Саратовского государственного университета, 2014. – С.
99–113
41. Петров В.Г. Психологические особенности агрессивного поведения и пути его коррекции: Дис. ... канд. психол. наук. — Иркутск,
2009. — 195 c.
42. Полонская Е.Н. Распространение компьютерной зависимости в России в начале XXI века // Вестник РГГУ. – 2013. – № 7. – С. 13–19
43. Рубанова А.В. Психология агрессии. — Екатеринбург: Слово, 2011. — 490 с.
44. Сименцова М.А., Савина А.С., Борисова Е.А. Роль школьного психолога в воспитании школьника // Материалы научно-практической
конференции «Современное образование: основные формы и методы интеграции и дидактические проблемы». – Челябинск: Челябинский
государственный университет, 2012. – С. 89–100
45. Соловьева Е.В., Пономарева Л.В., Седова Е.В. Педагогика начального образования. – М.: Проспект, 2014. – 370 с.
46. Стерхова А.А., Поликарпова Ю.Е., Светлаков И.А. Современные подходы к организации образовательного процесса // Материалы
научно-практической конференции «Образовательные системы современной России». – Казань: Казанский государственный университет
им. В.И. Ульянова-Ленина, 2014. – С. 60–70
47. Телегина А.В., Филиппова А.А., Грязнов И.М. Развитие познавательной деятельности младших школьников в условиях школы и
семьи. – М.: Просвещение, 2015. – 390 с.
48. Тарновская Л.В. Психологические аспекты поведения человека в социуме. — М.: АСТ, 2009. — 340 с.
49. Титаренко А.А., Дивина В.И., Ключевская Е.К. Социализация детей, подростков и юношества: основные причины формирования
девиантных форм поведения. — М.: Стилистика, 2013. – 370 с.
50. Торбенко И.И., Федоров П.В., Левитан М.В. Сценарный подход в педагогическом взаимодействии младших школьников и учителей //
Образовательные технологии. – 2015. – № 1. – С. 13–30
51. Уфимцев А.И. Современные психологические аспекты личности в условиях стресса // Вопросы психологии. — 2007. — № 5. — С.
3—5
52. Харинова И.В. Социально-психологические особенности отношений межличностной значимости в подростковых школьных классах
// Объединенный научный журнал, № 10. – М., 2006. – С. 43–55
10
53. Шалякина В.М. Основные принципы возрастной психологии. — М. Московский педагогический институт, 2012. — 390 с.
54. Юрьева Л.Н., Бальбот Т.Б. Критерии диагностики компьютерной зависимости у подростков // Вопросы психологии. – 2009. – № 10. –
С. 80–84
55. Яковлева А.И. Условия формирования агрессии у людей разного возраста // Психологический журнал. — 2012. — № 10. — С. 15—20