Фрагмент для ознакомления
1
Содержание
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты конкуренции и монополии и их роль в экономическом развитии 5
1.1 Понятие конкуренции, ее характеристика, конкурентность рынка, общие принципы поведения фирмы на рынке 5
1.2. Функции, виды и значение монополий 7
Глава 2. Конкуренция в российской экономике 14
2.1 Текущее состояние конкуренции в экономике России 14
2.2. Конкурентные преимущества и недостатки России 18
Глава 3. Антимонопольное законодательство РФ 24
Заключение 29
Список использованной литературы 30
Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования. Нарушение хотя одного из условий полной конкуренции ведет к возникновению неполной конкуренции - это совокупность типов рыночных структур, для которых не выполняются условия полной конкуренции. Сокращение количества участников рынка (со стороны спроса или предложения) до одного, появление препятствий для доступа на рынок и выхода с рынка, асимметрия информации как предпосылка ошибочных решений участников нарушают предпосылки эффективного функционирования саморегулирующегося рыночного механизма, плодотворное действие закона спроса и предложения, приводит к ситуации, когда отдельные участники имеют лучшие возможности для обеспечения собственных интересов, получают определенную власть над рынком через редкость ресурсов непременно означает ухудшение условий и возможностей для других участников.
Именно поведение участников на рынках неполной конкуренции и подходы к моделированию и анализу такого поведения является центральным вопросом, который рассматривается в этом разделе.
Целью данной работы является рассмотрение конкуренции в современной экономике РФ и выработке антимонопольного законодательства.
При достижении поставленной цели были выделены следующие задачи:
- Рассмотреть основные понятия и условия возникновения конкуренции;
- Рассмотреть основные функции конкуренции и ее виды;
- Рассмотреть понятие рыночной власти и показателей ее изменения.
В работе приводятся теоретические сведения о конкуренции, ее понятия и причины возникновения, а также основные функции. Рассматриваются вопросы рыночной власти и приводится полное описание показателей изменения.
Предметом работы являются методы исследования эффективности развития конкуренции в современной экономике.
Объектом работы является экономика РФ.
Информационная база исследования включает материалы публикаций в российской периодической печати и в электронных изданиях, статистическую отчетность и ответы, нормативные акты Российской Федерации.
Теоретической и методологической основой работы являются труды зарубежных и отечественных ученых по проблемам конкуренции и монополии.
Структура работы состоит из введения, двух основных глав, заключения и списка использованной литературы.
Глава 1. Теоретические аспекты конкуренции и монополии и их роль в экономическом развитии
1.1 Понятие конкуренции, ее характеристика, конкурентность рынка, общие принципы поведения фирмы на рынке
Конкуренция - это соперничество, экономическая борьба, состязательность между продавцами - производителями за право получения максимальной прибыли и между покупателями при покупке товаров за большую выгоду. Также конкуренция - важнейший элемент рынка, играющий роль в повышении качества продукции, работ и услуг, снижении производственных затрат, в освоении технических новинок и открытий.
Конкурентная борьба способствует эффективному использованию ограниченных ресурсов. Ресурсы распределяются по отраслям и видам производства таким образом, чтобы продукция, полученная от этих ресурсов, приносила им прибыль. Она является регулирующей силой в условиях рынка. Адам Смит назвал ее «невидимой рукой». Конкуренция выполняет в рыночной экономике важнейшую функцию - она принуждает производителей учитывать интересы потребителя, а значит, и интересы общества в целом. В ходе конкуренции рынок из множества товаров отбирает только те, которые нужны потребителям. Именно их удается продать. Прочие же остаются невостребованными, и производство их сокращается.
Среди неконкурентных рынков наиболее известным является монополия.
Монополия - это такой тип рыночной структуры, где:
1) со стороны производства - весь отраслевой выпуск полностью (или почти полностью) обеспечивает одна фирма - монополист;
2) со стороны спроса - близкие заменители на продукцию фирмы- монополиста в потребителей отсутствуют;
3) вход на рынок других потенциальных участников затруднено или вообще исключено, часто это может сопровождаться и ограниченным (или запрещенным) выходом фирмы с рынка.
Входные барьеры
Конкурентный механизм не срабатывает на монопольном рынке из-за наличия входных барьеров, которые блокируют вхождение в монополизированную отрасль новых фирм благодаря факторам, которые создают для них неблагоприятные условия по сравнению с фирмой, которая уже работает в отрасли. Такими факторами могут быть:
• абсолютное преимущество в стоимости продукции,
• экономия на масштабе,
• необходимость большого начального капитала,
• дифференциация продукции,
• высокие транспортные расходы или вообще нетранспортабельность отдельных товаров и услуг (это создает условия для существования местных монополий, чья сфера деятельности ограничивается отдельным регионом),
• монопольное владение всем объемом предложения отдельного ресурса.
Монопольная (рыночная) власть
Существование различных входных барьеров является источником монопольной власти. Монопольная (рыночная) власть заключается в способности фирмы влиять на рыночную цену или даже устанавливать ее. Чем выше будет цена, тем меньше будет объем спроса на продукцию монополиста, и он должен считаться со спросом потребителей.
Другие типы рыночных структур
В этом и следующих двух подразделах мы будем рассматривать чистую монополию. В последующих подразделах будут рассмотрены рыночные структуры с разной рыночной властью со стороны предложения - монополистическая конкуренция и олигополия.
Со стороны спроса также возможна монополизация рынка, означает сосредоточение рыночной власти у одного или нескольких участников со стороны спроса. Рыночные структуры, на которых рыночная власть сосредоточивается у представителей спроса, имеют названия:
• монопсония (готовность платить имеет только один потребитель, который монополизирует потребления, это может быть, например, государство на рынках тех видов вооружений, которые законодательно запрещено передавать в частные руки, а также фирмы - монополисты на некоторых региональных или специализированных рынках труда);
• олигопсония (рынок с несколькими покупателями, каждый из которых может влиять на рыночную цену);
• монопсонической конкуренция (рынок со многими покупателями, почти как и в случае полной конкуренции, однако каждый из покупателей имеет незначительную рыночную власть, следовательно, способен немного влиять на рыночную цену из-за неоднородности продукции).
Особый тип рыночной структуры образуют рынки, где со стороны спроса действует монопсонист, а со стороны предложения - монополист, это так называемая двусторонняя монополия, которая может возникать как на рынках факторов (региональный рынок труда с профсоюзом - монополистом и фирмой, которая монопольно потребляет этот ресурс).
1.2. Функции, виды и значение монополий
Монополии являются крупными бизнес-ассоциациями, большинство которых находятся в частной собственности и контролируют отрасли и рынки путем увеличения концентрации производственного процесса и капитала в целях установления цен и получения прибыли. Доминирование в экономике является фундаментом влияния, оказывающие монополистические объекты хозяйствования на все отрасли деятельности государства. Основным
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Гражданский Кодекс РФ
2. Федеральный закон «О естественных монополиях»
3. Закон РФ «О защите конкуренции»
4. Авдашева С.Б., Розанова Н.М. Анализ структур товарных рынков. Экономическая теория и практика России. М., ТЕИС, 2012.
5. Балдоржиев, Д.Д. Экономическая теория: Учеб. пособие / Д.Д. Балдоржиев. – Смоленск, 2015. – 396 с.
6. Борисов, Е. Ф. Основы экономики: Учебное пособие / Е. Ф. Борисов. – М.: Юрайт – Издат, 2011. – 316 с.
7. Долгопятова Т.Г. (ред.). Российская промышленность: институциональное развитие. Аналитический обзор, Вып.1, М., Изд-во ГУ-ВШЭ, 2012;
8. Кирцнер Израэл Конкуренция и предпринимательство; Социум - Москва, 2012. - 288 c.
9. Кузнецов П.В., Горобец Г.Г., Фоминых А.К. Неплатежи и бартер как отражение новой формы организации промышленности в России. В: Предприятия России: корпоративное управление и рыночные сделки. М., Изд-во ГУ-ВШЭ, 2012.
10. Кулешова А. Б. Конкуренция в вопросах и ответах; ТК Велби, Проспект - Москва, 2008. - 256 c.
11. Куликов, Л.М. Экономическая теория: Учебник/Л.М. Куликов. – М.: ТК Велби, Издательство Проспект, 2012. – 432с.
12. Макализ Д. Экономика бизнеса. Конкуренция, макростабильность и глобализация; Бином. Лаборатория знаний - Москва, 2009. - 696 c.
13. Мармашова С. П. Международная конкуренция; Академия управления при Президенте Республики Беларусь - Москва, 2012. - 158 c.
14. Нуреев Р., Рунов А. Россия: неизбежна ли деприватизация? (феномен власти – собственности в исторической перспективе). Вопросы экономики, 2014, № 6;
15. Овчинников В. В. Глобальная конкуренция; Институт экономических стратегий - Москва, 2009. - 360 c.
16. Паппэ Я.Ш. Олигархи: экономическая хроника 1992-2014. М., Изд-во ГУ-ВШЭ, 2015.
17. Портер, Майкл Международная конкуренция. Конкурентные преимущества стран; М.: Международные отношения - Москва, 2015. - 896 c.
18. Просветов Г. И. Конкуренция. Задачи и решения; Альфа-Пресс - , 2011. - 344 c.
19. Радыгин А. Собственность и интеграционные процессы в корпоративном секторе. Вопросы экономики, 2014, № 5;
20. Розанова Н.М. Эволюция взглядов на конкуренцию и практика антимонопольного регулирования: опыт стран с развитой рыночной экономикой. Экономический журнал РГГУ, 2015, № 2.
21. Розинский И.А. Механизмы получения доходов и корпоративное управление в российской экономике. В: Предприятия России: корпоративное управление и рыночные сделки. М., Изд-во ГУ-ВШЭ, 2012.
22. Современная экономика: Учебное пособие /Под ред. О. Ю. Мамедова. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2015. – 456 с.
23. Тарануха Ю. Б. Конкуренция. Система и процесс; Дело и Сервис - , 2014. - 672 c.
24. Философова Т. Г., Быков В. А. Конкуренция. Инновации. Конкурентоспособность; Юнити-Дана - Москва, 2010. - 296 c.
25. Чиркунов Олег Государство и конкуренция; Новое литературное обозрение - Москва, 2014. - 240 c.
26. Экономика: Учебник / Под ред. Р. П. Колосовой. – М.: Норма, 2015. – 345 с.
27. Экономика: Учебное пособие /Под ред. А.С. Булатова. – М.: Юристъ, 2015. – 896 с.
28. Экономическая теория: Учеб. пособие /Под ред. Н.И. Базылева.- М.: ИНФРА – М, 2013. – 662 с.
29. Экономическая теория: Учебник / Под общей ред. Г. П. Журавлевой, Л. С. Тарасевича. – М.: ИНФРА-М, 2014. – 714 с.
30. Экономическая теория: Учебник / Под ред. О.С. Белокрыловой. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2013. – 448 с.
31. Экономическая теория: Учебник / Под ред. Н.И. Базылева, С.П. Гурко. – М.: ИНФРА-М, 2012. – 512 с.
32. Экономическая теория: Учебник/ под ред. В.Д. Камаева, Е.И. Лобачевой. – М.: Юрайт-Издат, 2012. – 557с.
33. Экономическая теория: Учебное пособие /Под ред. В.И. Видяпина. – М.: ИНФРА – М, 2013. – 714 с.
34. Ясин Е.Г. Нерыночный сектор. Структурные реформы и экономический рост. ГУ-ВШЭ, 2013. Доклад размещен на сайте http://www.hse.ru/science/reports/yassin_2013.pdf
35. Федеральная антимонопольная служба // www.fas.gov.ru
36. Федеральная служба государственной статистики // www.gks.ru
37. Центральный банк Российской Федерации // www.cbr.ru
38. Федеральная антимонопольная служба России // www.fas.gov.ru
39. Государственно-частное партнерство: проблемы и перспективы [Электронный ресурс] / В. Г. Варнавский. - Режим доступа: http://news.liga.net/pr/NR080293.html
40. Государственно-частное партнерство: новые возможности для развития инфраструктуры в странах с переходной экономикой: материалы междунар. науч.-практической. конф. (Москва, 21-22 окт. 2008 г.) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://veb.ru/ru/PPP/pppconfi.html
41. Развитие партнерства между местной властью и негосударственным сектором в сфере предоставления общественных услуг: монография / В. Берданов, В. М. Вакуленко, М. Д. Василенко и др. ; под ред. Ю. П. Лебединского. - Ужгород: Патент, 2014. - 192 с.
42. Бондаренко Е. Ю. Оптимизация рисков частно-государственного партнерства с участием международных финансовых институтов / Е. Ю. Бондаренко // Экон. науки. - 2015. - № 5. - 140 с.
43. Якунин В.И. Партнерство в механизме государственного управления / В. И. Якунин // Социол. исслед. - 2016. - № 2. - С. 13-14.
44. Синякова А. Ф. Концессионные соглашения: привлечение в регион инвестиций с помощью государственно-частного партнерства / А. Ф. Синякова // Регион. экономика: теория и практика. -2015. - № 10 (49). - С. 59.
45. Год 2009 - год открытия инвестиций государственно-частного партнерства (ГЧП). - Режим доступа: http: //kiev.trade.gov.p1/uk/aktualnosci/article/a, 2897, шк 2009 rikvidkrittia inviestitsii dierzhavno-privatnogho partnierstva DPP.html
46. Российские города изучали опыт Италии в сфере государственно-частного партнерства. - Режим доступа: http://euro2013.ukrinform.ua/news/11/p7273/