Фрагмент для ознакомления
2
Введение
На современном этапе развития психологии, дефектологии и логопедии, одним из наиболее актуальных вопросов является психоречевое развитие ребёнка. На житейском уровне – для каждой семьи основополагающим становится вопрос здоровья и положительного развития детей. Развитие познавательных процессов, личности, социализация, находятся в тесной взаимосвязи с развитием речи, и одно из первых, на что обращено внимание родителей и специалистов – развитие речи ребёнка.
Освоение окружающего мира ребёнком происходит в процессе неречевой и речевой деятельности при активном взаимодействии со взрослым. В совместной деятельности ребёнок объясняется с другими людьми, вступает в контакт, получает информацию. Поэтому проблема поиска путей активизации общения приобретает социальную значимость, а в аспекте педагогического воздействия применительно к детям с нарушениями речи, особую актуальность. Может случиться, что речевое развитие вторично нарушено в силу интеллектуальной недостаточности, или же это первичное расстройство речевой системы (задержка речевого развития, дизартрия, алалия). Для выявления отставания, либо нарушений в развитии речи и мышления необходима своевременная, качественная и обоснованная диагностика речевого развития. Исходя из принципов экспериментального обучения, не¬обходимо подобрать и систематизировать языковой, речевой, игровой и дидактический материалы. При таком нарушении, как дизартрия, можно наблюдать нарушение произносительной стороны речи, которое обусловлено недостаточностью иннервации речевого аппарата. Дизартрия, как речевое нарушение характеризуется нарушениями моторных функций речевого аппарата, обусловленным деструктивным развитием нервной системы в силу наличия травмирующих ее факторов. При данном нарушении страдает артикуляция, голосообразование, темп, ритм, и интонации речи, до полного предотвращения понятной звучащей речи. Первичных дефект может привести к вторичным проявлениям (задержка психического развития, нарушения социализации и др.), осложнив его структуру. Исследователи в рамках специальной психологии, клинической психологии, дефектологии и логопедии отмечают, что дети с дизартрией отличаются по моторным, умственным, речевым отклонениям/нарушениям, что обуславливает потребность в своевременной качественной диагностике и подборе диагностического материала для дальнейшей своевременной коррекции.
Вышеизложенное, определяет актуальность и выбор темы данного исследования: «Обследование и организация логопедической работы с детьми страдающими дизартрией».
Объект исследования: методика организации логопедической работы с детьми страдающими дизартрией.
Предмет исследования: особенности обследования и организации логопедической работы с детьми страдающими дизартрией.
Цель данного исследования: изучение особенностей обследования и организации логопедической работы с детьми, страдающими дизартрией.
Задачи исследования:
- дать определение дизартрии, охарактеризовать основные ее формы;
- определить особенности подбора методики для проведения диагностики и коррекции нарушений звукопроизносительной стороны речи детей с дизартрией;
- описать направления коррекционной работы по устранению дизартрии;
- провести эмпирическое исследование организации и проведения логопедической работы при дизартрии.
Была проанализирована литература по теме исследования. Проблемой развития речи в детском возрасте занимались Н.И.Жинкин, М.И.Лисина А.В.Запорожец, Л.Г.Соловьева. Е.Д.Дмитриева. Е.А.Стребелева, В.И.Лубовский, Л.П.Носкова, Е.А.Миронова, А. М.Бородич. Дизартрия как нарушение речи, рассматривалось в исследованиях Бабиной Г.В., Беляковой Л.И., Идес Р.Е., Волосковой Н.Н. и др.
Логопедическая работа с детьми с нарушениями речи строится с учетом данных общей педагогики, дефектологии и логопедии, что мотивировано общностью тенденции речевого развития детей разных категорий, выявленных исследованиями Л.С. Выготского, А.А. Леонтьева, A.M. Шахнаровича, Д.Б. Эльконина. Логопедическая работа строится в общем контексте работ Р.И. Лалаевой, Р.Е.Левиной, Е.Ф.Соботович, Н.Н.Трауготт, Н. С. Жуковой, Е. М. Мастюковой, Т.Б.Филичевой, Л. В.Лопатиной, Г.В. Чиркиной и др., определивших подходы к развитию речи дошкольников с отставанием/нарушением речевого развития. Научная новизна и теоретическая значимость исследования определяется тем, что вопрос подбора лингвистического материала для проведения диагностики нарушений звукопроизносительной стороны речи у детей с дизартрией является одним из наиболее актуальных для данного вида нарушения. Практическая значимость данной работы определяется теоретическим анализом литературы по теме исследования и методическими выводами на базе теории. Проведённая работа может быть использована в практической работе логопеда, дефектолога, педагога, как материал для проведения диагностики, занятий и подготовки рекомендаций для родителей.
Методы исследования: анализ литературы по теме исследования, теоретический анализ и синтез, тестирование.
База исследования:
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, включающих подпункты, заключения, списка использованной литературы, приложений.
Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы организации диагностики и логопедической работы с детьми страдающими дизартрией.
1.1 Дизартрия как тяжелое речевое нарушение
Дизартрия(диз+ греч. arthroo членораздельно произносить) – рассматривается как нарушение произносительной стороны речи, которое обусловлено недостаточностью иннервации речевого аппарата. При определении дизартрии многие авторы не исходят из точного значения этого термина, но интерпретируют его более широко, относя к дизартрии расстройства артикуляции, голосообразования, темпа, ритма и интонации речи .
Главными симптомами дизартрии, является нарушение артикуляции звуков, голоса, изменениях темпа речи, ритма и интонации. Обозначенные нарушения могут быть выражены в различной степени и комбинациях в зависимости от местоположения поражения в центральной или периферической нервной системе, от серьезности нарушения и времени возникновения дефекта. Нарушения артикуляции и голосообразования, а иногда полностью предотвращение понятной звучащей речи, являются так называемым основным дефектом, который может привести к вторичным проявлениям, осложнив его структуру. Исследователи в рамках специальной психологии, клинической психологии, дефектологии и логопедии изучают детей с дизартрией, отмечая, что данная категория детей очень разнородна относительно моторных, умственных, речевых отклонений/нарушений.
В качестве причин дизартрии рассматриваются органические поражения ЦНС, обусловленные влиянием неблагоприятных факторов в пренатальный период, либо на ранних этапах развития. Зачастую, это внутриутробные поражения, последствия острых и хронических инфекций, гипоксии, интоксикаций, токсемии беременности и иных факторов, обусловивших возникновение родовой травмы. Случаи возникновения дизартрии, связывают с наличием асфиксии при рождении, а также, недоношенностью ребенка. Фактически все формы дизартрии сопровождаются мимическими и артикуляционными нарушениями, нечленораздельностью речи, ускоренным или замедленным темпом речи, слабым, тихим голосом с носовым оттенком. Дыхание при дизартрии часто учащенное, поверхностное, наблюдается слюнотечение, которое усиливается во время речи. При диагностике детей с дизартрией отмечаются определенные нарушения двигательных функций и проприоцептивных ощущений, мышечные нарушения по типу спастичности, атонии, дистонии. Дизартрии часто сопровождают церебральный паралич у детей. При данном нарушении, дизартрия проявляется в 65 - 85% случаев .
Дифференцировать клинические формы дизартрии принято на основе анализа локализации различных повреждений головного мозга. При этом, однозначно классифицировать дизартрию у детей достаточно сложно, она может не в полной мере соотнеситься с клинической картиной параличей, т.е. с уровнем поражения мозга. Это приводит к тому, что классификации дизартрий у детей и взрослых построены с разных позиций. Дети с различными формами дизартрии проявляют различия в дефектах звукового произношения, голоса, артикуляции, моторных навыков, что требует различных методов применения логопедической работы.
С одной стороны, речевые нарушения при дизартрии у детей, зачастую, не могут быть соотнесены с локализацией органического поражения мозга, диффузное поражение ЦНС, характерное для детских церебральных параличей, обусловливает смешанную клиническую картину. С другой стороны, мозг и нервная система находятся в процессе развития и созревания, что позволяет реализоваться различного рода декомпенсационным и компенсационным нервным процессам, которые меняют клинические проявления изначального поражения ЦНС .
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Архипова Е.Ф. Стертая дизартрия у детей / Е.Ф. Архипова. – М.: АСТ Астрель, 2006. – 319 с.
2. Архипова Е.Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии у детей. – М.: АСТ: Астрель, 2008. — 254 с.
3. Бабина Г. В., Белякова Л. И., Идес Р. Е. Практикум по дисциплине «Логопедия» (раздел «Дизартрия»): Учебно-методическое пособие / Под ред.Г. В. Бабиной. – М.: МПГУ, 2012. – 104 с. (Электронный ресурс:https://elibrary.ru/download/elibrary_20233593_58923165.pdf) Дата обращения: 21.04.2019
4. Белякова Л.И., Волоскова Н.Н. Логопедия. Дизартрия. - М.: Гуманитар, изд. Центр ВЛАДОС, 2009. - 287 с.
5. Белова-Давид Р.А. (сост.) Нарушение речи у дошкольников / Р.А.Белова-Давид. – М.: Просвещение, 1972.— 232 с.
6. Божович Л.И. Проблемы формирования личности: Избранные психологические труды / Л.И.Божович. – М.: Московский психолого-социальный институт, Воронеж: НПО "МОДЭК" 2001. — 352 с.
7. Волкова Л.С. Логопедия/ Л.С. Волкова. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004. – 704 с.
8. Волкова Л.С. Логопедия / под ред.Шаховской С.Н. — М.: Владос, 2012. — 364 c.
9. Выготский Л.С.Мышление и речь/Л.С.Выготский. – М.:АСТ, 2013. – 790 с.
10. Выготский Л.С.Педагогическая психология /Л.С.Выготский. – М.: АСТ, Астрель, Хранитель, 2008. — 671 c.
11. Вакуленко Л.С. Воспитание и обучение детей с нарушениями речи. Психология детей с нарушениями речи / Л.С.Вакуленко. – М.: ФОРУМ; ИНФРА-М, 2018. – 272 с.
12. Зайцева Л.А. Социальное развитие дошкольников с нарушениями речи / Л. А. Зайцева // Специальная адаптация. – 2010. – № 1. – С. 11 - 18.
13. Киселева В.А. Коррекционно-логопедическая работа по предупреждению нарушений чтения и письма у старших дошкольников со стертой формой дизартрии / В.А.Киселева. – Дисс. канд. пед. наук. – Москва, 2001.
14. Ланина Е.М., Симкин М.Л. Логопедическая диагностика и коррекция дизартрии у детей: учебное пособие. – Кемерово: Кемеровский государственный университет, 2013. – 164 с.
15. Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников (коррекция стертой дизартрии): учебное пособие. / Л.В.Лопатина, Серебрякова Н.В. –Спб.: Изд-во «СОЮЗ», 2000. – 192 с.
16. Поваляева М.А. Настольная книга логопеда. – М.: АСТ, Астрель, Полиграфиздат, 2010. — 608 с.
17. Правдина О.В. Логопедия / О.В.Правдина. – М.: Просвещение, 1973. — 272 с.:
18. Русакова М.А., Христолюбова Л.В. Особенности формирования глагольной лексики у дошкольников с лёгкой степенью дизартрии на индивидуальных логопедических занятиях// Изучение и образование детей с различными формами дизонтогенеза //Материалы всероссийской научно-практической конференции студентов, магистрантов, аспирантов и слушателей. Научные редакторы: И. А. Филатова; О. Г. Нугаева. 2013. – С.191-196.
19. Семенович А.В., Ланина Т.В. Профилактика и коррекция дизонтогенеза фонетико-фонематических процессов в детском возрасте//Практическая психология и логопедия. — 2004. — №4 (11).
20. Филичева Т. Б. и др. Основы логопедии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)» / Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелева, Г. В. Чиркина.— М.: Просвещение, 1989. – 223 с.
21. Чиркина Г.В. Методы обследования речи детей: Пособие по диагностике речевых нарушений /Под общ. ред. проф. Г.В. Чиркиной. – М.: АРКТИ, 2005. – 240 с.
22. Чернецкая Л.В. Развитие коммуникативных способностей у дошкольников / Л.В.Чернецкая. – Ростов н/Д.: Феникс, 2005. – 216 с.
23. Шашкина Г.Р. Логопедическая работа с дошкольниками : учеб. пособие для студ. учреждений высш. проф. образования / Г.Р.Шашкина, Л. П. Зернова, И. А. Зимина. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательский центр «Академия», 2014. — 256 с
24. Эльконин Д.Б. Детская психология / Д.Б.Эльконин. – М.: Академия, 2011. – 384с.
25. Юсупова Г. Х. Психологическая помощь детям с общим недоразвитием речи / Г. Х. Юсупова // Актуальные проблемы психологопедагогического сопровождения детей с нарушениями развития: материалы научно-практической конференции. -Новокузнецк, 2003. - С.14-20.