Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Если говорить о жанре «Джейн Эйр», то в ней сочетаются черты социально-психологического и автобиографического романа. Сочетаются здесь и романтический и реалистический принципы письма. Все связанное в романе с изображением рожденияи развития чувства Джейн к Рочестеру, а так же крушение надежд на осуществление союза героини с любимым обладает большим эмоциональным потенциалом и выполнено автором под очевидным влиянием романтической поэм Байрона.
В любом авторе читатель ценит, в первую очередь, своеобразие его поэтического голоса, которое принято называть творческой индивидуальностью. Личность писателя, его восприятие мира и отношение к действительности, жизненный опыт и эмоциональный строй рождают неповторимость и единственность.
Творческую индивидуальность определяют особенности таланта писателя, его мировоззрение, принципы художественного отражения жизни, что проявляется в особенностях материала, который был отобран в ходе творчества, в оценке жизненных явлений, в методах создания художественных образов.
Одним из методов создания образов в художественном произведении является портретная характеристика героев, через которую раскрываются отдельные стороны творческой индивидуальности писателя, особенные черты его метода.
В данном отношении является интересным творчество Шарлотты Бронте, художественный метод которой содержит психологический портрет героев.
Актуальность исследования. Роман «Джейн Эйр» включает в себя описание очень глубоких переживаний героев, разные жизненные ситуации. И ценность этого романа заключается в том, что, несмотря на то, что на дворе 21 век, каждый из нас может оказаться в подобных ситуациях и поэтому читатель глубоко сопереживает героине романа. Более того, тонкие психологические портреты героев позволяют нам узнать в них людей, с которыми мы сталкиваемся в нашей жизни, ибо человеческая природа меняется несущественно.
Поэтому данное произведение было выбрано нами в качестве исследования.
Цель работы: рассмотреть семантику женских образов в романе Шарлотты Бронте «Джейн Эйр».
Задачи:
1. Изложить биографию Шарлотты Бронте.
2. Исследовать влияние биографии Шарлотты Бронте на сюжет.
3. Проанализировать становление женского образа в английской литературе XIX века.
4. Исследовать семантику женских образов в романе «Джейн Эйр», их связи в романе и их влияние на становление Джейн Эйр и ее судьбу.
Объект исследования: роман Шарлотты Бронте «Джейн Эйр».
Предмет исследования:семантика женскихобразов в романе.
Материал для исследования: произведение «Джейн Эйр» (англ. “Jane Eyre”) английская и русская версия.
ГЛАВА 1. ШАРЛОТТА БРОНТЕ – ПИСАТЕЛЬ XIX ВЕКА
Шарлотта родилась 21 апреля 1816 года в Западном Йоркшире и была третьим ребёнком в семье ирландского священнослужителя англиканской церкви Патрика Бронте и его жены Марии. В 1820 семья переехала в Хауорт, где Патрика назначили на должность викария. Госпожа Бронте скончалась от рака 15 сентября 1821 года.
В августе 1824 года Шарлотта с сестрами Марией, Эмили и Элизабет были отправлены в Женскую духовную школу, в Кован-Бридж (которая была описана яркими красками Шарлоттой в романе «Джейн Эйр»). Плохие условия школы подорвали и без того слабое здоровье Шарлотты и ускорили смерть двух её старших сестёр Элизабет и Марии.
Шарлотта продолжила свое образование в Роу Хэд, Mирфилд (1831-1832), где она встретила Мэри Тэйлор и Эллен Насси, с которыми подружилась и в будущем переписывалась. В данный период она написала новеллу «Зеленый Карлик» (1833) под псевдонимом Веллесли (Wellesley). Получив педагогическое образование, Шарлотта до 1841 года работала гувернанткой во многих семьях Йоркшира. В 1842 Эмили и Шарлотта едут в Брюссель, чтобы поступить на работу в школу-интернат. В обмен на обучение и питание, Шарлотта преподавала английский язык, а Эмили - музыку. Пребывание сестер в пансионе завершилось в октябре 1842 года, когда умерла их тётя, Элизабет Брэнвелл, которая заботилась о девочках после смерти их матери.
В январе 1843, Шарлотта вернулась в Брюссель, чтобы стать учителем в школе-интернате. Тем не менее, сейчас время ее пребывания в школе не было счастливым. В конце концов, в январе 1844 года она возвращается в Хауорт и впоследствии использует полученный в интернате опыт для написания романов «Учитель» и «Виллетт».
В мае 1846 года Шарлотта, Энн и Эмили опубликовали совместный поэтический сборник под псевдонимами Каррер, Эктон и Эллис Белл. Несмотря на то, что было продано только два экземпляра сборника, сестры продолжали печататься и писать и принялись за написание своих первых романов. Свои первые два романа Шарлотта опубликовала под псевдонимом Каррер Белл. Критики считали романы Шарлотты произведениями низкого сорта. Они много спекулировали относительно пола и личности Каррер Белл.
Посмертная биография Шарлотты Бронте, которую написала Э. Гаскелл, - «Жизнь Шарлотты Бронте» – была опубликована первой среди многочисленных биографий писательницы. Было выяснено, что Шарлотта написала 20 рукописных страниц своей последней книги, но умерла, та
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Brontё, Charlotte. Jane Eyre / Charlotte Brontё ; with an introd. by Lucy Hughes-Hallett. — London : David Campbell ; [S. l.] : Random House, 1991. — XXXVIII, [4], 284 с.
2. Акатьева П.А., Явнова И.И. Викторианская мораль// Инновационная наука. — 2016.
3. Аникин, Г.В., Михальская Н.П. История английской литературы. — М.: Высшая школа, 1985 - 432 с.
4. Байетт А. С. Литературные герои: какими мы их представляем : беседы о писательницах Джейн Остен, Шарлотте Бронте, Джордж Элиот, Уилле Кейтер, Айрис Мердок и Тони Моррисон / А. С. Байет, И. Содрэ // Рейнгольд, Наталья Игоревна. Мосты через Ла-Манш : британская литература 1900-2000-х / Наталья Рейнгольд ; [Рос. гос. гуманит. ун-т]. - Москва : Российский государственный гуманитарный университет, 2012. - С.441-474
5. Бронте, Шарлотта. Джейн Эйр: роман / Шарлота Бронте ; [пер. с англ. В. Станевич ; предисл. З. Гражданской]. — Москва : Правда, 1988 — 507 с.
6. Бузылева К. Женщина и её дом: Оппозиция «дом-мир» в творчестве английских писательниц XIX-XX веков / К. Бузылева // Английская литература от XIX века к XX, от XX к XIX. Проблема взаимодействия литературных эпох : [монография] / Учреждение Рос. акад. наук, Ин-т мировой лит. им. А. М. Горького ; отв. ред.: А. П. Саруханян, М. И. Свердлов. — Москва : ИМЛИ РАН, 2009. — С.435-462.
7. Васильева И.Н. «И обернулась смерть бессмертием своим» / Ирина Васильева // Эмма : роман / Шарлотта Бронте and Another Lady ; [сост. И. Н. Васильева и Ю. Г. Фридштейн] ; отв. ред. Е. Ю. Гениева. — Москва : АСТ ; [Б. м.] : Фолио, 2001. — С.3-12
8. Васильева И.Н. Сестры Бронте в России. Прихоти судьбы / Ирина Васильева // Эмма : роман / Шарлотта Бронте and Another Lady ; [сост. И. Н. Васильева и Ю. Г. Фридштейн] ; отв. ред. Е. Ю. Гениева. — Москва : АСТ ; [Б. м.] : Фолио, 2001. — С.365-376
9. Вулф В. «Джейн Эйр» и «Грозовой перевал» / В. Вулф // Эти загадочные англичанки : [сборник]: пер. с англ. / [сост., авт. предисл. Е. Ю. Гениева]. — Москва : Прогресс , 1992. - С. 489-494
10. Гениева Е.Ю. Жемчужины в короне / Е Гениева // Эти загадочные англичанки : [сборник]: пер. с англ. / [сост., авт. предисл. Е. Ю. Гениева]. — Москва : Прогресс , 1992. — С.5-26
11. Гениева Е. Ю. Тайное души / Е. Ю. Гениева // Джейн Эйр : роман / Шарлотта Бронте. Грозовой перевал : роман / Эмили Бронте. —Москва : АСТ ; НФ «Пушкинская библиотека», 2003. — С. 5-14
12. Васильева И.Н. Статья «Сестры Бронте в Англии; Сестры Бронте в России» Сост. И.Н. Васильева и Ю.Г. Фридштейн; — М.: АСТ; Фолио, 2001.
13. Гражданская З.Т. От Шекспира до Шоу. — М.: Просвещение, 1982 — 189 с.
14. Гражданская З.Т. Роман Шарлотты Бронте «Джен Эйр» / З. Гражданская // Джейн Эйр : роман / Шарлота Бронте ; [пер. с англ. В. Станевич ; предисл. З. Гражданской]. — Москва : Правда, 1988. — С.5-12.
15. Дьяконова Н.А. Английский романтизм. Проблемы эстетики. — М.: Наука, 1978 — 208 с.
16. Елизарова М.Е. История зарубежной литературы XIX века. Под ред. М.Е. Елизаровой, С.П. Гиждеу и др. — М.: Гос. учебно-пед. изд. Мин. просвещения РСФСР, 1957 — 623 с.
17. ЕмельяноваЛ.И. Анализ литературного произведения. сб. статей - Под ред. Л.И. Емельянова, А.Н. Иезуитова —Л.: Наука, 1976 — 236 с.
18. Мортон А.Л. От Мэлори до Элиота – М: Прогресс, 1970 – 179 с.
19. ПрохороваТ. БСЭ. Под ред. А.М. Прохорова. Т. 21 — М.: Советская энциклопедия, 1975 — Т. 21. 640 с.
20. Соловьева Н.А. История зарубежной литературы XIX века— М.: Высшая Школа, 1991 —637 с.
21. Сучков Б.Л. Исторические судьбы реализма — М.:1992 (?)
22. Татаринов В.А. «Бабье лето» английской литературы, вступительное слово к произведению Шарлотты Бронте «Джейн Эйр» — М.: Издательство «Эксмо», 2003 — 132 с.
23. Тугушева М.П. Шарлотта Бронте. Очерк жизни и творчества. — М.: Худ. лит., 1982 — 191 с.
24. Тугушева М.П. В надежде правды и добра. Портреты писательниц. - М.: Худ. лит., 1990 — 272 с.