Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Институт коммерческой концессии опосредует отношения, которые позволяют содействовать внедрению на рынок некоторых товаров, работ, услуг коммерческих предприятий с популярной репутацией.
Интерес как науки, так и практики к подобному определен тем, что подобная договорная форма выступает оптимальным средством увеличения границ бизнеса больших фирм и других коммерческих организаций-правообладателей, которые обеспечивают с помощь подобного договора поддержание высоких стандартов итогов определенной предпринимательской деятельности. При этом применение коммерческой концессии освобождает правообладателя от надобности открывать филиалы и регистрировать новые юрлица, увеличивать штаты сотрудников. Вместе с этим, коммерческие организации-пользователи внедряются в единую интегрированную систему правообладателя и присутствуют в существенной экономической зависимости от последнего. Такая схема взаимоотношений помогает сформировать в довольно сжатые сроки расширенную сеть бизнеса правообладателя.
Актуальность темы исследования определяется тем, что в настоящее время договор коммерческой концессии является относительно новым в гражданском праве Российской Федерации, и, не смотря на достаточно неплохую проработку в законодательстве, он остается недостаточно изученным требует дальнейшего исследования и представляется достаточно интересным для исследования.
Объектом рассмотрения данной работы являются общественные отношения, связанные с правовым регулированием договоров коммерческой концессии, а так же вопросы теоретического и практического порядка данной области.
Предметом данного исследования являются гражданско - правовые нормы, регулирующие франчайзинговые отношения, взгляды различных авторов по правоотношениям, возникающим из подобных отношений, а так же материалы судебной и арбитражной практики сложившейся при разрешении юридических споров.
Целью исследования является изучение договора коммерческой концессии и его сущности.
Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:
1. Анализ истории становления и развития ренты, общих положений о договорах ренты и пожизненного содержания с иждивением.
2. Рассмотреть понятие и особенности применения договора коммерческой концессии в предпринимательской деятельности. Обозначить особенности отграничения его от смежных договоров.
3. Проанализировать содержание договора коммерческой концессии.
4. Выявить особенности ответственности сторон по договору коммерческой концессии.
5. Обозначить проблемы, возникающие в связи с исполнением договора коммерческой концессии.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников. Во введении обосновывается актуальность избранной темы, объект и предмет исследования, цель задачи и методы исследования.
В процессе исследования применялись, такие методы исследования как анализ, синтез, моделирование, аналогия, дедукция, и обобщение.
ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ КОММЕРЧЕСКОЙ КОНЦЕССИИ В РОССИИ
Отдельные правоведы, к примеру Р.И. Зименков , связывают начало становления франчайзинга в международной практике с серединой прошлого века. Профессор Е.А. Суханов указывает, что франчайзинг формировался «в прошлом веке, в США» . Как правило, все ученые сходятся во мнении, что договор коммерческой концессии возник и стал формироваться в период со второй половины девятнадцатого до начала прошлого века. Так, правовед С.А. Сосна отмечают, что первый «чистый» франчайзинг в 1863 г. начала реализовать фирма изобретателя популярных швейных машинок Й. Зингера .
Резюмируя разнообразные взгляды на подобный договор, можно отметить, что франчайзинг, либо коммерческая концессия - для нашей страны, в нынешнем виде наиболее динамично формировался на больших предприятиях Соединенных Штатов. Создание первой в мире франчайзинговой системы выступает заслугой компании Исаака Зингера . В 1863 году она серийно производила швейные машины, которые позволяли поддерживать самые жизнеспособные цены, но при всем этом данная фирма не имела налаженной системы сервиса, которая помогла бы организовать обслуживание и ремонт машин на всей территории страны. Исходя из этого, была сформирована франчайзинговая система, которая предоставляла другим фирмам исключительное право продавать и обслуживать швейные машины на конкретной территории. Подобные франшизы по своей сущности выступали действующими дистрибьюторскими договорами с дополнительной обязанностью франчайзи либо дилера обслуживать швейные машины. Самые первые организации, которые являлись пользователями договора франшизы осуществляли платеж гонорара правообладателю, то есть компании Зингера, за каждую проданную швейную машину, - подобный вид вознаграждения по договору коммерческой концессии применяется и в настоящее время. Хотелось отметить и «Дженерал Моторс» - корпорацию, которая в 1898 г. стала привлекать независимых дилеров для продажи своей продукции на конкретной территории.
В период с 1950 г. по начало 90-х гг. в США был произведен рывок в становлении договора коммерческой концессии. В 1990 г. данный договор имел около трети объема всей розничной торговли в США . Бешеному становлению договора коммерческой концессии в США способствовал принятый в 1946 г. Закон о товарных знаках , благодаря которому предприниматели могли получать допприбыль за предоставление права применения своего товарного знака иным предпринимателям.
В 1955 году Рей Крок организовал фирму McDonald's System, Inc. По своей сущности подобная фирма выступает родоначальником рассматриваемого договора в его нынешнем виде, когда вместе с франшизой передается система осуществления бизнеса.
В нашем дореволюционном праве, как и в праве социалистическом, франчайзинг по определенным причинам не мог существовать, да и вообще не существовал как институт гражданского права. Принятие в 1996 году гл. 54 Гражданского кодекса РФ , которая прямо посвящена договору коммерческой концессии, можно рассматривать как сложившийся этап истории отечественного гражданского законодательства и его правовой теории в целом.
Возникновение истории коммерческой концессии в нашей стране необходимо отнести к первой половине 90-х годов XX века. Первые схемы осуществления взаимодействия контрагентов складывались с применением арендных отношений и включением в подобные договоры передачи арендаторам правомочий на использование товарного зна
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Нормативно-правовые акты
1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ //
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Нормативно-правовые акты
1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 29.01.1996. - № 5. - Ст. 410.
2. Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» // Собрание законодательства РФ. - 31.07.2006. - № 31 (1 ч.). - Ст. 3434.
Научная и учебная литература
3. Богданов А.В. Гражданско-правовое регулирование договора коммерческой концессии в Российской Федерации: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - М., 2009. - С. 4.
4. Богуславский М.М. Международное частное право: Учебник. 6-е изд., перераб. и доп. М.: Норма; Инфра-М, 2012. С. 470.
5. Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. М.: Статут, 2011. Книга третья: Договоры о выполнении работ и оказании услуг. С. 977.
6. Васильева Е.Н., Сосна С.А. Франчайзинг. Коммерческая концессия. М.: Академкнига, 2005. С. 228 - 229.
7. Гражданское и торговое право зарубежных государств: Учеб. / Отв. ред. Е.А. Васильев и А.С. Комаров. 4-е изд., перераб. и доп. М., 2005. Т. II. – С. 214.
8. Гражданское право: Учебник: В 4 т. Т. 4 / Под ред. Е.А. Суханова. - М.: Волтерс Клувер, 2011. - С. 32.
9. Грицаева Н.Б. Сущность и перспективы развития договора коммерческой концессии // Образовательная среда сегодня и завтра: материалы VIII международной научно-практической конференции: Сборник научных трудов / Отв. ред. Г. Г Бубнов. 2013. С. 80.
10. Еремин А.А. История становления и развития правового регулирования договора коммерческой концессии в России // История государства и права. 2015. № 2. С. 13 - 17.
11. Зименков Р.И., Кудряшова В.Б. Франчайзинг в международной практике // Вестник Академии. 2009. № 1. С. 36.
12. Коммерческий кодекс Франции / Пер. с фр. В.Н. Захватаев. М., 2010. – С. 363.
13. Лукашова А.С. Проблемы ответственности сторон по договору коммерческой концессии // Юрист. 2016. № 14. С. 10 - 14.
14. Нарышкин С.А. Франчайзинг: серьезные реформы или "косметика"? // Торговое право. 2012. № 1. С. 45.
15. Николюк В.В. Правовое регулирование договора международного франчайзинга: Учеб. пособие. Омск, 2009. – С. 10.
16. Официальный отзыв на проект Федерального закона № 503845-6 «О франчайзинге». Официальный сайт Государственной Думы РФ. URL: http://asozd2.duma.gov.ru (дата обращения: 23.05.2019).
17. Сосна С.А., Васильева Е.Н. Франчайзинг. Коммерческая концессия. М., 2005. – С. 209.
18. Франчайзинг: коммерческая концессия / С.А. Сосна [и др.]. - М.: Академкнига, 2005. - С. 16.
Судебная практика
19. Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20 сентября 2011 года № 2549/11 по делу № А65-4166/2010-СА3-36 // Справочно-правовая система КонсультантПлюс, дата обращения 23.05.2019.
20. Постановление ФАС ЦО от 05.02.2003 N А68-57/4-350/5-02 // Справочно-правовая система КонсультантПлюс, дата обращения 23.05.2019.
21. Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 02.08.2016 № 09АП-31958/2016 по делу № А40-248515/15 // Справочно-правовая система КонсультантПлюс, дата обращения 23.05.2019.