Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность изучения педагогических основ развития мышления у младших школьников в настоящее время приобретает огромный интерес в дошкольной педагогике и психологии. Важность данного вопроса определяется тем, что в настоящее время, в связи с изменением системы возрастных ценностей и новообразований, характеризующих тот или иной период развития человека совершенствование его мыслительных операций приобретает особую значимость.
Не является исключением и младший школьный возраст с его основными психическими новообразованиями. Данный период дошкольного является сенситивным для развития личностного потенциала ребёнка. Именно на данном возрастном этапе всестороннего становления и развития ребёнка возможно формирование тех или иных способностей, развитие определённых склонностей к разнонаправленным видам деятельности.
В связи с этим, особую значимость приобретает проблема формирования у детей младшего школьного возраста мышления, являющегося важным в процессе дальнейшего обучения в школе. Учёными (Л.С. Выгодский, Н.С. Магомедова) был отмечен тот факт, что в настоящее время, в связи с изменением жизненного уклада человека к детям младшего школьного возраста предъявляются новые требования, связанные с овладением ими разнонаправленными умениями и навыками. При этом всё более возрастающие требования в своей основе характеризуют единый механизм психолого-педагогического становления и развития детей младшего школьного возраста, основным элементом которого является их подготовка к последующему обучению в школе. Это объясняется тем, что большинство существующих образовательных программ ориентировано, прежде всего, на несколько основных моментов формирования мыслительных особенностей детей:
1.На возможность передачи общественно необходимой суммы знаний;
2.на их количественный прирост;
3.на отработку того, что ребенок уже умеет делать.
Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что важную роль в формировании основ психолого-педагогического становления и развития детей младшего школьного возраста играет именно уровень сформированности мышления, степень развитости основных мыслительных действий и операций, имеющих значение для дальнейшего обучения в школе. Благодаря сформированности мышления, возможно развитие у ребёнка основных мыслительных действий и операций, влияющих на закрепление в сознании дошкольников тех или иных важных познавательных навыков, связанных с умением использовать получаемую информацию. В данном аспекте особую важность приобретает формирование логического мышления и основных интеллектуальных операций, без которых обучение в школе практически невозможно.
Это объясняется тем, что при помощи логических умений, характеризующих мыслительный потенциал каждого ребёнка младшего школьного возраста, происходит усвоение тех или иных знаний, необходимых при школьном обучении.
Таким образом, овладение приёмами логического осмысления изучаемой ситуации позволяет детям уже в младшем школьном возрасте психологически подготовиться к предстоящему обучению, к усвоению большого объёма учебной информации, позволяет в дальнейшем не испытывать трудностей в плане овладения теми или иными учебными навыками.
Объекты умозаключений способствуют формированию у ребёнка младшего школьного возраста умения формулировать четкие определения, обосновывать суждения, развивают логическую интуицию, позволяют постичь механизм логических построений и учат их применению на практике. При соблюдении в учебном процессе психолого-педагогических требований развития логических операций, использования развивающих логику заданий, игр, упражнений, основы логики будут заложены своевременно.
Объект исследования: мышление младших школьников.
Предмет исследования: развитие мышления в младшем школьном возрасте.
Цель работы: выявить оосбенности развития мышления в младшем школьном возрасте.
Задачи:
1. изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме развития мышления.
2. Определить особенности развития мышления у младших школьников.
3. Провести экспериментальное исследование развития мышления у младших школьников.
4. Сделать выводы по результатам проведённого исследования.
Гипотеза: для выявления особенностей мышления младших школьников графические методики являются эффективными.
Глава 1. Теоретические основы развития мышления в младшем школьном возрасте
1.1. Понятие мышления, его виды
Одним из важнейших психических познавательных процессов, характеризующих становление и развитие человека, является мышление (15, С. 180). Мышление человека является высшим познавательным процессом, отличающим его от животных. Способность мыслить, строить умозаключения, обобщать имеющийся опыт решения тех или иных жизненных задач определяет одну из важных способностей мыслительной деятельности человека – обучаемость [4].
Благодаря обучаемости, человек усваивает те или иные знания и пользуется ими в своей жизни. Мышление представляет собой форму творческого отражения человеком действительности, порождающую такой результат, которого в самой действительности или у субъекта на данный момент времени не существует. В процессе мыслительной деятельности производится целенаправленное и целесообразное преобразование действительности. На основе мыслительной деятельности Информация, получаемая человеком из окружающего мира, позволяет ему представлять не только внешнюю, но и внутреннюю сторону предмета, развивать представления предметы в отсутствие их самих, предвидеть их изменение во времени, устремляться мыслью в необозримые дали [19].
Таким образом, мышление является важнейшим способом отражения окружающей действительности, связанное с постоянным осмыслением человеком той жизненной ситуации, в которой он находится в настоящий момент времени. Мышление — это своего рода умственная и практическая деятельность, предполагающая систему включённых в неё действий и операций преобразовательного и познавательного (ориентировочно-исследовательского) характера [8].
Внимание ученых всегда привлекали проблемы развития мышления. Наличие существенных различий в способностях людей к той или иной деятельности было осознано еще в глубокой древности. Было ясно, что каждого человека целесообразно использовать в соответствии с его умением. Так, примерно 2500 лет назад, в V веке до н.э., великий китайский философ Конфуций предложил отбирать наиболее сообразительных детей и готовить их к последующей деятельности [5].
Важную роль в истории развития взглядов на проблему мыслительной деятельности детей сыграла опубликованная в 1575 г. работа испанского врача Хуана Уарте (1530-1592) «Исследование способностей к наукам», в которой автор попытался выяснить, «какими качествами обладает та природа, которая делает человека способным к одной науке и не способным к другой» [2].
Значительные исследования в области мыслительных процессов были проведены психологом Ж. Пиаже, который утверждал, что мышление человека необходимо понимать как творческое преобразование имеющихся в памяти представлений и мыслительных образов [13]. По его мнению, отличие мышления от других познавательных процессов заключается в том, что оно всегда связано с активным изменением условий, в которых человек находится.
С.Л. Рубинштейн, рассматривая мышление как «общую умственную способность», также подчеркивал, что влияние наследственности и окружающей среды не могут рассматриваться отдельно, так как они тесно переплетены друг с другом [20].
К началу 70-х гг. ХХ века психология индивидуальных различий в той ее части, которая изучает высшие уровни интеллектуальных способностей (Дж. Гилфорд, 1971), становится практической наукой. Исследования стремительно перемещаются в область образования. Этому способствовали данные социологических исследований, показавшие, что люди, обладающие
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Воронцов А.Б. Педагогическая технология контроля и оценки учебной деятельности.-М.: Рассказов, 2003.- с.356
2. Воронцов А.Б., Чудинова Е.В. Учебная деятельность: введение в систему Д.Б.Эльконина - В.В.Давыдова- М: Рассказов, 2004.- с.304.
3. Выготский, Л.С. Педагогическая психология: учебное пособие для студентов средних учебных заведений/ Л.С. Выготский. - М.: издательский центр "Смысл", 2013. - 486с.
4. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения.- М., Интор, 1996 –544с.
5. Коробицына, Е. Л. Моделирование как один из способов формирования универсальных учебных действий в условиях развивающего обучения Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова. – Вяземсякий, 2015. – 34 с.
6. Куликов, Л.В. Психологические исследования: Методические рекомендации по проведению.- СПб.: Речь, 2001,-184 с.
7. Образовательный процесс в начальной, основной и старшей школе // Рекомендации по организации опытно-экспериментальной работы.- М.: Сентябрь, 2001. – 240с.
8. Островерх О.С., Л.М.Романова и др. Формирование индивидуальных учебных действий у первоклассников или как научить младших школьников работать с черновиком.- Красноярск, ИПиПР, 2004.
9. Поливанова К.Н., Бугрименко Е.А. Рекомендации к построению перехода от дошкольного возраста к младшему школьному возрасту.- Красноярск, 1997.- 31с.
10. Раскина И.И., Баракина Т.В., Формирование представлений о модели и моделировании в начальной школе.//Омск: ОмГПУ, 2005.
11. Свиридова О.И., Лутошкина В.Н. Урочно-занятийная форма взаимодействия учителя и детей как условие развития учебной самостоятельности младших школьников // Сб. Педагогика развития: возрастная динамика и ступени образования. Ч.2 – Красноярск, 1997.- с.113-118
12. Сидорова, И.В. Развитие мотивация учащихся к самореализации на уроках и во внеурочной деятельности: пособие для учителей/ И.В. Сидорова, К.С. Ананьева. - Спб.: Питер, 2011
13. Цукерман Г.А. Виды общения в обучении. - Томск: Пеленг,1994.- 269с.
14. Цукерман Г.А. Что развивает и чего не развивает учебная деятельность младших школьников? // Вопросы психологии.- 1998.- № 5 – с.71-76.
15. Цукерман Г.А. Как младшие школьники учатся учиться? - Москва-Рига, 2000. - 222с
16. Цукерман Г.А. Учебное сообщество – путь к учебной самостоятельности// Начальная школа, 2004.
17. Учитель и ученик: возможность диалога и понимания.- том 2/ Под общ. Ред. Л.И.Семиной.- М.: Изд-во «Бонфи», 2002.- 408с.
18. Эльконин Б.Д., Островерх О.С. и др. Формирование индивидуального учебного действия младшего школьника // «Завуч», №6, 2002.- с.23-30.
19. Black C. E. The Modernization Of Russian Society // The Transformation of Russian Society. Aspects of Social Change Since 1861. – Cambridge: Cambridge University Press, 1960. – 176 р.
20. Bredly J. The Moscow of Workhouse and UrbanWelfare in Russia. – Pithburg: Unipress, 1999. – 264 р.
21. Chirousky N. An Introduction to Russian History. – New York, 1967. – 182 р.
22. Moog W. Geshichte der Padagogik. – Munchen: Zurich, 1965. – 364 p.
23. Rancel David L. Mothers of Misery. Child Abandonment in Russia. – Princeton: Princeton University Press, 1988. – 264 р.