Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования. Тема настоящей курсовой работы является крайне важной и интересной. С точки зрения глобальной политики конец ХХ в. и первые десятилетия ХХI в. оказались крайне интересными и напряженными.
Прежде всего, стоит сказать, что человечество провожало ХХ век и встречало ХХI век как однополярный мир. Наступала эпоха капитализма, глобализации и всеобщей демократии. Однако сегодня, как высказался В.В. Путин, эпоха глобализации доказала свою несостоятельность, мировой финансовый кризис расшатал экономический базис США. Кроме этого мир больше не однополярный, а многополярный.
Европейские партнеры России длительное время вели игру, направленную на притеснение экономических и политических интересов Москвы. Причем такое притеснение европейцы пытались проводить как в Европе, но и даже в Азии и на Ближнем Востоке. Мировое правовое поле последние десятилетия буквально трещало по швам от постоянных нарушений его положений и правил. Организация Объединенных Наций и Совет Безопасности ООН показали свою низкую эффективность и не способность разрешать конфликты внутри суверенных государств. ООН не смогло предотвратить нападения США и НАТО на Сербию. Не смогло ООН разрешить ситуацию с Афганистаном и Ираком.
Сильная и самостоятельная политика России на Западе вызвало столь большое раздражение, что Россия была вынуждена покинуть состав ПАСЕ, где Россия не могла эффективно работать из-за деструктивной позиции и поведения представителей ряда европейских государств.
Сегодня Россия активно развивает свое сотрудничество на Азиатско-Ближневосточном направлении. БРИКС, ШОС, ЕврАзЭС, АТЭС. Все эти организации позволяют России активно сотрудничать с ведущими игроками азиатского экономического пространства. Кроме этого, Россия активно действует на Ближнем Востоке, Африке и Латинской Америке.
К сожалению, в ближайшие годы не стоит рассчитывать на то, что в Европе произойдет переоценка отношения к России. Однако в то же время благодаря наличию у России права накладывать вето на решения в ведущих европейских организациях России удается сдерживать многие противоправные действия европейцев или, по крайней мере, лишать их действия правового прикрытия.
Страны БРИКС по оценкам европейских экономических экспертов обладают 3-4 экономическим потенциалом. Экономики этих стран развиваются и показывают непрерывный экономический рост. Даже при условии, что в БРИКС входит разрушенная Сирия, ее экономические возможности велики, особенно благодаря нефти.
Цель исследования – выявить особенности деятельности России в международных организациях в 2000-е годы.
Объект исследования – роль России в международных организациях.
Предмет исследования – деятельность России в международных организациях в 2000-е годы.
Задачи исследования:
1. Дать общую характеристику внешней политики России в исследуемый период;
2. Выявить особенности изменения национальной стратегии России в первое десятилетие 21 века;
3. Оценить особенности участия РФ в европейских международных организациях впервые десятилетия 21 века;
4. Оценить особенности участия РФ в азиатских международных организациях впервые десятилетия 21 века;
5. Сделать выводы по итогам исследования.
Глава 1. Концепция внешней политики РФ и ее эволюция в 2000-е годы.
1.1. Краткие итоги внешнеполитической деятельности России в международных организациях
Внешняя политика России в 2000-х годах была направлена на укрепление статуса России как великой державы и повышение её международного престижа, а также на обеспечение безопасности страны за счёт установления добрососедских отношений с соседними странами и налаживания конструктивного диалога с Западом.
Главными внешнеполитическими проблемами России на рубеже 1990-х и 2000-х годов были слабость государственной власти и неуверенность зарубежных партнёров во внутриполитической стабильности в стране. Отношение международного сообщества к России определял в первую очередь её огромный внешний долг и неустойчивое экономическое положение. На 1 января 2000 года государственный внешний долг России составлял примерно 60 % ВВП страны. Кредиторы, прежде всего МВФ, сомневались, что России удастся своевременно выплатить долги. На протяжении 2000–2006 годов именно решение долговой проблемы было главным направлением внешней политики России. За эти годы государству удавалось погашать долги даже раньше установленных сроков и притом безболезненно для собственной экономики. Это существенно повысило уровень доверия к новому российскому президенту и стране в целом [5, с. 112].
Ключевой чертой российского внешнеполитического курса начала XXI века была его многовекторность: внимание уделялось налаживанию диалога и развитию всестороннего взаимодействия не только со странами Запада и ближнего зарубежья, но и с государствами Азии, Африки, Латинской Америки. Важную роль в российской политике также стала играть «энергетическая дипломатия». Как и Б.Н. Ельцин, Путин уделял большое внимание личной дипломатии. Ему удалось быстро избавиться от образа сурового и подозрительного выходца из спецслужб. С канцлером Германии Г. Шрёдером, премьер-министром Великобритании Т. Блэром, премьер-министром Италии С. Берлускони Путин установил дружеские отношения. Общий язык новый президент нашёл и с Д. Бушем-младшим, американским коллегой. Первым западным лидером, который приехал для встречи с Путиным в Россию, стал Т. Блэр. Его визит в Москву в 2001 году поспособствовал улучшению международного имиджа не только лично Путина, но и России в целом.
10 января 2000 года указом президента была утверждена новая концепция внешней политики РФ. В ней Путин обозначил следующие приоритеты: ставка на формирование многополярной системы международных отношений, решительное противодействие принижению роли ООН и Совета Безопасности в мировых делах; соблюдение баланса между целями и возможностями внешней политики РФ и решение внешнеполитических задач соразмерно их реальному соответствию национальным интересам государства [13, с. 90].
Администрация президента США Д. Буша-младшего пришла к власти с обновлённой концепцией выстраивания отношений с Россией – это государство вновь позиционировалось в качестве потенциальной угрозы. США стали сворачивать координацию действий по многим направлениям, взялись за пересмотр своих стратегических ориентиров. Первая встреча Буша и Путина состоялась в июне 2001 года на саммите в Любляне. Избавиться от накопившихся разногласий президенты не смогли, однако настроились на совместный поиск путей их преодоления. Вторая встреча глав государств состоялась в июле того же года в Генуе в рамках саммита стран «Большой восьмёрки». Расхождения по принципиальным вопросам – система ПРО, расширение НАТО и т. д. – по-прежнему сохранялись.
После терактов 11 сентября 2001 года в Нью-Йорке Путин первым из мировых лидеров позвонил Д. Бушу-младшему со словами поддержки. Позиции России и США сблизил общий враг в лице международного терроризма.
В третий раз президенты встретились на форуме АТЭС в Шанхае в октябре 2001 года, там зародилась идея трансформации взаимоотношений между Россией и НАТО. 12-15 ноября 2001 года проходил визит Путина в Вашингтон-Кроуфорд. В ходе саммита лидеры России и США подтвердили готовность к укреплению не только партнёрства, но и дружбы. США согласились содействовать России в вопросах вступления той в ВТО, предоставления ей статуса страны с рыночной экономикой. Государства согласовали свои позиции по поводу сокращений СНВ. В мае 2002 года был подписан Договор о сокращении стратегических наступательных потенциалов (СНП).
В 2002 году был создан Совет Россия – НАТО. В апреле 2005 года стороны подписали соглашение о правовом статусе вооружённых сил стран-членов НАТО и стран-участниц программы «Партнёрство ради мира», разрешающее, в частности, транзит войск НАТО через территорию России в целях облегчения проведения совместных миротворческих и антитеррористических операций.
Несмотря на это, НАТО продолжила продвижение на Восток: осенью 2002 года к блоку примкнуло семь новых стран, включая Литву, Латвию и Эстонию. С середины 2000-х годов НАТО стала углублять сотрудничество с Молдавией, Украиной, Грузией и Азербайджаном. В 2006 году на саммите НАТО в Риге руководство блока подтвердило, что намерено продолжать расширение. Это заставило В. В. Путина подписать указ «О приостановлении Российской Федерацией действия Договора об обычных вооруженных силах в Европе и связанных с ним международных договоров» [15, с. 117-118].
Несмотря на укрепление сотрудничества между странами, глубокого характера партнёрство не приобрело: США по-прежнему были заинтересованы в утверждении своего лидерства, Россия – в полицентризме. В сфере борьбы с международным терроризмом США отдавала приоритет
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Власова А.О., Богданова Е.А. Российская внешняя политика. От Ельцина до Путина. – Казань: ДЛТ, 2018. – 374 с.
2. Герасимов П.С., Беляева Н.С. Российская дипломатия в международных организациях. – Воронеж: Альянс, 2017. – 322 с.
3. Измайлова В.П. Современная российская дипломатия. Путь от Запада на Восток. – Волгоград: Пламя, 2019. – 377 с.
4. Ильин А.С., Суворов Д.Е. Россия в зоне Азиатско-Тихоокеанского региона. Перспективы развития отношений. – Мурманск: Полярные зори, 2016. – 389 с.
5. Ильина В.О. Сравнительный анализ внешней политики президентов Ельцина, Медведева и Путина по вопросам представительства в международных организациях // Материалы международного научно-практического форума «Евразийский научный форум» - СПб.: МИЭП при МПА ЕврАзЭС, 2017 – С. 111-123
6. Карнаухов Г.З. Сильное НАТО и слабое ООН. Формула мира по-американски. – Хабаровск: Орион, 2015. – 287 с.
7. Кирилова Т.А., Подгорная А.В. Представительство России в ООН, СБ ООН и ПАСЕ. – Екатеринбург: Капитолий, 2017. – 1476 с.
8. Корецкий В.И. Россия в ВТО и перспективы дальнейшего сотрудничества. – Новосибирск: Pro&Contra, 2014. — 386 с.
9. Костомаров Н.И. Особенности отстаивания интересов России на заседаниях БРИКС, ШОС и АТЭС. Сравнительный анализ // Дипломатические монографии и исследования. Кн. 1. М.: МГИМО, 2018. – 386 с.
10. Котов М.С., Егоров С.С. Цена независимой политики России. Санкции и неуважение дипломатов и политиков. – Уфа: Курган, 2016. – 365 с.
11. Михайлова Ю.С. Орлова Ю.И. Современная российская дипломатия. От Козырева до Лаврова. – Казань: Пальмира, 2016. – 432 с.
12. Суворов В.А. Российская дипломатия. Разворот от Европы и США к Китаю и Индии. Последствия маневра. – Воронеж: ИД Ярус, 2019. — 431 с.
13. Терентьева О.В., Логинова В.С. Российская дипломатия в Совете безопасности ООН. Особенности работы Е. Чуркина. – Нижний Новгород: Фара, 2018. – 1723 с.
14. Титова Н.С. Русская дипломатия против коллективного Запада. Битва за новый мировой порядок. – Екатеринбург: Азимут, 2017. – 449 с.
15. Федорова О.Д. Россия в Азии и на Ближнем Востоке. Перспективы направления. – Новороссийск: Акцент, 2018. – 1380 с.