Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы исследования состоит в том, что развитие городов и их хозяйств является одной из важнейших задач современной цивилизации. По мере роста городов растет число вызовов, c которыми сталкиваются органы управления городами и необходимость в правовом регулировании городской жизни является фундаментальной.
Тенденцией последнего столетия в мировом развитии стал рост роли городов. Процесс урбанизации затронул все страны мира и характеризуется, во-первых, быстрыми темпами увеличения городского населения и, во-вторых, ускоренным ростом крупных городов. В 1900 г. в городах проживало 13% мирового населения, в 1950 г. - 29, в 1990 - 46, а в 2010 г. - свыше 50%. По прогнозам экспертов, к 2030 г. численность городского населения увеличится до 5 млрд чел., а города развивающихся стран будут охватывать 81% городского населения мира. Очевидно, что для мировой практики агломерации не являются новшеством.
Объектом исследования является городское население Республики Узбекистан
Предметом исследования являются процессы урбанизации ив Узбекистана
Цель исследования – характеристика динамики городского населения крупных городов Узбекистана.
В соответствии с поставленной целью задачи работы сформулированы следующие:
1. Характеристика демографических тенденций урбанизации.
2. Анализ изменения населения крупных городов Республики Узбекистан.
Глава 1.Общие представления о городе как объекте управления
1.1.Демографические тенденции урбанизации
Города как центры проживания людей известны с древних времен. Само появление городов и городского образа жизни было важной ступенью перехода человека к цивилизации. Вместе с появлением городов появилось и городское хозяйство, удовлетворявшее потребности их жителей. Городское планирование имеет столь же долгую историю, как и сам город. Так как функции городов универсальны, то города создавались и планировались повсюду примерно одним и тем же набором средств.
Однако потребовалось несколько тысяч лет, чтобы городской образ жизни стал доминирующим на Земле. Урбанизация является глобальным социально-экономическим процессом современности. В середине прошлого века население городов Земли составляло 29,1 %, то есть менее трети от всего населения Земли. По данным Организации Объединенных Наций численность городского населения Земли в середине 2009 года впервые превысила численность сельского населения. Всемирная организация здравоохранения отмечает, что численность городского населения Земли в 2014 году составляет 54 %. Ожидаемый ежегодный рост численности городского населения Земли за период с 2015 по 2020 годы составляет 1,84 %. Исходя из этих данных, к 2020 году численность городского населения Земли достигнет 63,2 %. Таким образом, примерно за 70 лет доля городского населения Земли удвоится. Наряду с ростом населения городов в мире растет потребность в эффективном управлении и развитии города и его хозяйства. Тысячи ученых и студентов решают задачи, связанные с городами. Одной из таких задач является необходимость правового регулирования развития города.
Одним из важнейших отечественных трудов о городе является труд Л. А. Велихова «Основы городского хозяйства», изданный в 1928 году. Этот труд важен тем, что он заложил основы науки о городе, а также в нем мы находим довольно объемное по содержанию определение понятия «городское хозяйство». Городское хозяйство является деятельностью местных публичных органов или организованного представительства людей, живущих концентрированно на избранной территории и занимающихся преимущественно обрабатывающей промышленностью или торговлей, причем эта деятельность направлена к наивыгоднейшему использованию материальной среды с помощью установленных средств в целях благоустройства данной территориальной единицы и социального благосостояния живущего на ней и принадлежащего к господствующему классу коллектива.
В период существования СССР города управлялись государственной централизованной системой управления. За 74 года советской власти страна превратилась из государства с преобладающим сельским населением в урбанизированную страну, в которой города были центрами науки, культуры и промышленности.
Таким образом, более подробное изучение городских агломераций - это одна из основных задач, необходимых для развития экономики в целом. В ходе развития агломераций решается ряд важных проблем, таких как: повышение конкурентоспособности экономики и обеспечение стабильного потока ресурсов развития; регулирование внутренней миграции из малых и средних городов в региональные столица и города - ядра агломераций; вывод агломерации и региона на мировой рынок в качестве значимого узла в системе товарных, финансовых, технологических и культурных обменов и как «оператора» глобальных финансовых потоков; контроль развития города - ядра и предотвращение перенасыщенности и избыточного давления на инфраструктуру. Муниципальные образования, входящие в агломерацию, приобретают возможности участия в общих, более крупных проектах и в получении благ, на которые не могут рассчитывать поодиночке.
В основе, наблюдаемой на уровне региональной статистики высокой неравномерности распределения экономической активности по регионам в действительности лежит еще более контрастная картина неравномерного распределения экономической активности по городам и поселениям, где собственно и совершается экономическая деятельность.
В экономическом контексте право территориальной собственности образуется как сочетание государственного и частного..
Во-первых, территориальное имущество и средства бюджета используются для исполнения «обязательных» (не исключаемых) компетенций, т.е. такой деятельности, посредством которой достигаются нормальные условия жизни, хотя при этом возможны издержки, не компенсируемые путем сделок. Это вопросы коммунальной инфраструктуры, поддержания чистоты, транспортного сообщения и т.п. В отличие от структур государства органы местного самоуправления лучше регулируют объемы производства и потребления коллективных благ и услуг.
Во-вторых, для осуществления хозяйствования кроме распределения доходов в их денежном выражении огромное значение имеет закрепление земельных участков как основы создания имущественных комплексов. и согласование условий их использования. Органы государства не в состоянии справится без больших затрат с решением данной проблемы и обеспечить эффективный контроль оппортунистического поведения задействованных в этом чиновников, а оставлять ее на усмотрение частных лиц нельзя ввиду возникновения побочного источника доходов в пользу тех или иных граждан и вполне вероятного нарушения интересов всех остальных.
В-третьих, право территориальной собственности позволяет формировать поведение, ориентированное на совместное проживание определенной группы людей, сохранение полезных качеств и безопасности их среды обитания (государственное управление направлено на неограниченный круг лиц, а частное - на избранных, с которыми может быть заключен договор).
В-четвертых, всякое поселение представляет собой материальную ценность, которую нельзя или экономически бессмысленно делить на доли и которая должна управляться в интересах всех своих жителей, но не всего общества.
В-пятых, государство может установить, что именно должно быть сделано в рамках управления общественными благами, в том числе и по месту жительства. Но учесть все разнообразие предпочтений частных лиц и условий осуществления их деятельности невозможно, и это обстоятельство заставляет передавать на местный уровень принятие решений о том, как и какими средствами будет осуществляться это управление.
В-шестых, государство по своей сути призвано не создавать коммерческие организации, способные конкурировать между собой, а определять условия и упорядочивать среду взаимодействия для формирования дохода в структурах, преследующих частные интересы. При этом последние должны функционировать по единым правилам и не иметь возможности задействовать механизмы государства в ущерб другим. Конкурентное хозяйствование на основе общественных и коллективных благ, связанное с возможностью (в ряде случаев с необходимостью) получения дохода, а также с увеличением производительности ресурсов, делегируется на территориальный уровень, правда, ограничивается так называемыми вопросами местного значения.
Положения о территориальном планировании в новой редакции действующего Градостроительного кодекса ориентированы преимущественно на решение задач размещения объектов капитального строительства, объектов государственного значения и установления границ земельных участков .
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Глазычев В.Л. Политическая экономия города. - М.: Дело; АНХ, 2009. С. 21.
2. Коркина Т.А., Савенков Б.В. Городская политика и экономика: Учеб. пособие / Коркина Т.А., Савенков Б.В. - Челябинск: Изд-во Челяб. гос. ун-та, 2010.
3. Лаппо Г.М. География городов. М.: ВЛАДОС, 1997. 478 с.
4. Ловягин В.Ф. Мушич Ю.А. Управление городскими территориями: планирование управленческих решений. - Новосибирск: Изд-во СГГА, 2011.
5. Метелева Е.Р. Уточнение содержания понятий «город», «городское развитие» и «управление городским развитием» // Известия Иркутской государственной экономической академии. - 2011. - № 3. - С.160-164.
6. Невская М.А., Васильев Ю.Н. Управление городскими территориями: Учеб. пособие. - СПб.: Изд-во СПГГИ, 2010.
7. Перцик Е.Н. Города мира: география мировой урбанизации. М.: Международные отношения, 1999. 382с.
8. Петров Н.В. Городские агломерации: состав, подходы к делимитации // Проблемы территориальной организации пространства и расселения в урбанизированных районах. Свердловск, 1988.
9. Современные вопросы и перспективы развития городского хозяйства: монография / под ред. д.э.н., проф. А.И. Кузнецовой; Московский ун-т им. С.Ю. Витте. - М.: изд. ЧО- УВО «МУ им. С.Ю. Витте, 2014. - 176 с.
10. Управление городом и городом: сб. науч. трудов. - СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2014.
11. Яроцкая Е.В. К вопросу о критериях идентификации городской агломерации в условиях инновационного развития регионов // Вестник науки Сибири. 2012. № 5 (6).