Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. Сегодня все больше внимания уделяется проблеме коррекции различных нарушений речи у детей. Это обусловлено тем, что количество детей с такой патологией не уменьшается. Наоборот, в современном обществе отмечается тенденция к росту числа детей, страдающих различными видами речевых дефектов. Одной из распространенных патологий является заикание.
Любые речевые нарушения, в том числе, заикание, необходимо подвергать коррекции. Заикание – речевой дефект, обусловленный спазмом мышц, в результате чего ребенок не может произнести слоги слова. При заикании страдает в первую очередь, темпо-ритмическая сторона речи. Кроме того, проблема состоит в том, что речевая патология у детей сопровождается и другими нарушениями: нарушениями в двигательной, познавательной, эмоциональной сфере. Нарушается мотивация в общении, обучении, снижается концентрация внимания, память, нарушается мышление.
Если патологию не вылечить своевременно, происходит нарушение не только речи, но слуха, мыслительных процессов, что влечет за собой дальнейшее отставание в развитии [1].
В связи с этим особую актуальность приобретает необходимость своевременной диагностики и коррекции нарушений речи у детей. Для определения уровня речевого развития и своевременной диагностики возможных нарушений речи у детей дошкольного возраста, применяется логопедическая и педагогическая диагностика в дошкольном учреждении, которая проводится с детьми на регулярной основе. На основании выявленных результатов разрабатывают коррекционные программы, в основе которых могут лежать различные средства. Одним из наиболее эффективных средств в системе коррекционной работы с детьми дошкольного возраста является логопедическая ритмика, в основе которой лежит сочетанное воздействие движений, музыки, речевых упражнений [2].
Проблематика исследования. Сегодня перед логопедами стоит серьезная задача, направленная на создание оптимальных условий для своевременного выявления и коррекции заикания у детей на ранних этапах. Это позволит детям не только нормализовать произношение, речь и восприятие, но и более успешно социализироваться в обществе, реализовать себя, приспособиться к трудовой, учебной деятельности [1]. Сегодня все больше внимания уделяется логопедической ритмике как эффективному средству коррекционной работы с детьми дошкольного возраста.
Объект исследования – логопедическая ритмика как средство коррекции заикания в работе с детьми дошкольного возраста.
Предмет исследования – логопедическая ритмика как средство нормализации темпо-ритмической стороны речи у дошкольников с заиканием.
Цель исследования – выявить возможности логопедической ритмики как средства нормализации темпо-ритмической стороны речи у дошкольников с заиканием.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть особенности этиологии, патогенеза, классификации заикания у детей дошкольного возраста;
2. Рассмотреть роль логопедической ритмики в коррекции в нормализации темпо-ритмической стороны речи у дошкольников с заиканием.
3. Провести диагностику развития речи детей дошкольного возраста.
4. На основании выявленных нарушений разработать систему коррекционной работы с применением логопедической ритмики.
Методы исследования: теоретические (изучение и анализ литературных источников по теме исследования; изучение нормативно – правовых актов, методических рекомендаций); эмпирические (диагностика с применением логопедических методов обследования, разработка коррекционных и развивающих занятий, тестирование; методы математической обработки результатов).
Теоретическая и практическая значимость. Результаты исследования могут быть использованы для разработки коррекционных программ с использованием методов логопедической ритмики, для коррекции заикания, темпо-ритмической стороны речи у детей дошкольного возраста. Материалы могут быть использованы для составления методических рекомендаций, учебных пособий для воспитателей, логопедов, дефектологов и студентов. Могут быть полезны практикующим специалистам, работающим с детьми, страдающими заиканием, другими нарушением речи, для профилактики нарушений устной и письменной речи детей.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы.
Глава 1. Теоретические аспекты исследования роли логопедической ритмики в коррекции заикания у детей дошкольного возраста
1.1. Заикание: этиология, патогенез, клиническая картина
Заикание - это нарушение темпа, ритма, плавности речи, вызываемое судорогами мышц речевого аппарата. При заикании в речи наблюдаются вынужденные остановки или повторения отдельных звуков и слогов. Возникает заикание в возрасте в возрасте от 2 до 5 лет [3].
В основе патогенеза заикания лежит нарушение нормального хода речи, обусловленное судорогами мышц речевого аппарата. Судороги бывают клонические (ма-ма-ма-мама) и тонические (мммммама - трудное начало слова), чаще бывают комбинированные - и те и другие. Современная наука располагает достаточной базой данных, чтобы считать заикание наследственно обусловленным недугом. Как правило, появляется в детстве, в возрасте от 2 до 5 лет, в период наиболее интенсивного развития речи.
Поводом для возникновения являются стрессовые ситуации. Следует заметить, что далеко не все дети начинают заикаться после какой-либо психотравмы. Это еще раз подтверждает, что заикание возникает у тех людей, чья нервная система предрасположена к этому с рождения [4].
Первые признаки: дети с заиканием употребляют перед отдельными словами лишние звуки (а,и); повторяют первые слоги или целые слова в начале фразы; делают вынужденные остановки в середине слова, фразы; затрудняются перед началом речи.
Этиологические факторы возникновения заикания [5]:
1. Различная внутриутробная патология, которая приводит к нарушению развития плода.
2. Родовая травма и асфиксия во время родов, которые приводят к внутричерепным кровоизлияниям.
3. Различные заболевания в первые годы жизни ребенка. Особенно пагубными для развития речи являются частые инфекционно-вирусные заболевания, менинго-энцефалиты и ранние желудочно-кишечные расстройства.
4. Травмы черепа, сопровождающиеся сотрясением мозга.
5. Наследственные факторы (или генетические).
6. Неблагоприятные социально-бытовые условия, приводящие к микросоциальной педагогической запущенности, вегетативной дисфункции, нарушениям эмоционально-волевой сферы и дефициту в развитии речи.
7. В настоящее время показано, что употребление алкоголя и никотина во время беременности может привести к нарушениям физического и нервно-психического развития ребенка, одним из проявлений которых часто является заикание.
Каждая из названных причин, а нередко и их сочетание могут обусловить нарушения различных сторон речи. На основании представленных данных можно сделать общее заключение о сложности и полиформизме этиологических факторов, вызывающих заикание. Наиболее часто имеет место сочетание наследственной предрасположенности, неблагоприятного окружения и повреждения или нарушения созревания мозга под влиянием различных неблагоприятных факторов, действующих во внутриутробном периоде, в момент родов или в первые годы жизни ребенка [6].
При анализе причин возникновения нарушений следует учитывать соотношения речевого дефекта и сохранных анализаторов и функций, которые могут быть источником компенсации при коррекционном обучении.
Существует большое многообразие моторных нарушений у детей при заикании. Соответственно, существуют различные классификации типов заикания у детей. У некоторых заикающихся д
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Арутюнян, Л.З. Как лечить заикание: Методика устойчивой нормализации речи./Л.З. Артюнян - М.: Эребрус, 2003. – 204с.
2. Арутюнян, Л.З. Комплексная система устойчивой нормализации речи заикающихся./Л.З. Артюнян - М.: Эребрус, 1999. – 98с.
3. Баряева Л.Б., Миккоева Н.В. Развивающие игры в логопедической работе с дошкольниками с общим недоразвитием речи // Вестник ТГПУ. - №6(147). - 2014. - С.163-166.
4. Богомолова, А.И. Устранение заикания у детей и подростков./А.И. Богомолова - М.: Просвещение, 2007. - 96с.
5. Борисова, Е.А. Развитие мимической и интонационной выразительности речи у заикающихся дошкольников. Журнал “Логопед №1”./Е.А.Борисова, 2015. – 68с.
6. Валявко С.М., Князев К.Е. исследование потребностной сферы дошкольников с нарушениями речевого развития // специальное образование. - №2. – 2014. – С. 5-13.
7. Вахитова Г.Х. Формирование познавательной мотивации старших дошкольников в игровой и творческой деятельности // научно-педагогическое обозрение. – №4 (6). - 2014. - С.12-19.
8. Власова, Н.А. Заикание./Н.А. Власова, Н.П. Банкер – М.: Просвещение, 2015. - 95с.
9. Волкова, Л.С. Логопедия: Учебное пособие для студентов дефектологов факультета педагогики высших учебных заведений/ Л.С. Волкова, С.Н. Шаховской, - 3-е издание, переработанное и дополненное. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2016. - 608 с.
10. Волкова, Л.С. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики: Учебно-методическое пособие./Л.С Волкова - СПб.: ДЕТСТВО - ПРЕСС, 2044 - 144 с.
11. Горина Е.А. Игровое взаимодействие как инструмент формирования коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста // Психолого-педагогический Гаудеамус. - №4. – Т.16. – 2017. – С.79-84.
12. Горошко Е.В. Дидактическая игра как форма организации образовательной области «познавательное развитие в условиях выполнения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования и основной образовательной программы дошкольного образования // Вестник науки и образования. – №4(40). – Т.1.- 2018. – С. 86- 89
13. Грозина В.А, Возможности игровых и рисуночных техник для развития эмоционального интеллекта старших дошкольников // Психологические исследования эмоций. - №6. – 2012. - С.85-93.
14. Дорофеева О.В. Особенности межличностного общения у дошкольников с патологией речи в системе «Взрослый ребенок» в процессе игровой дидактической деятельности // Образование и наука. – №10 (78). – 2010. - С.79-87.
15. Князева Н.Н. Речевое и социально-коммуникативное развитие старших дошкольников в игре в рамках реализации ФГОС // Гуманитарные исследования. - №3 (20). – 2018. – С. 139-143.
16. Миронова, С.А. Обучение и воспитание заикающихся дошкольников: Программа./С.А. Миронова — М.: Просвещение, 1998. – 256с.
17. Морозова, Н.Ю. Как преодолеть заикание./Н.Ю. Морозова, В. Секачев — М.: ЭКСМО-ПРЕСС, 2017. – 247с.
18. Серебрякова О.В. Игра как средство диагностики межличностных взаимоотношений дошкольников в норме и с общим недоразвитием речи // Психология и педагогика. - №2. – 2010. – С. 188-191.
19. Серебрякова О.В. Этапы коррекции и развития межличностных отношений дошкольников с речевыми нарушениями средствами творческой игры // Вестник ДВГСГА. Гуманитарные науки. № 1/2(8). - 2011. – С.77 – 83.
20. Степанов А.А. Влияние игровой деятельности на развитие произвольности и осознанности поведения дошкольников // Территория науки. - №1(1). – 2006. - С.161-165.
21. Стрекаловская. М.М. Формирование игрового общения у детей старшего дошкольного возраста в системе развивающего обучения // Вестник Бурятского государственного университета.- №1. – 2010. - С. 269-274.
22. Фотекова, Т.А. Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников./Т.А. Фотекова - М.: АРКТИ, 2016. - 55 с.
23. Шилова, Е.А., Как работать с заикающимися дошкольниками. Календарный план и конспекты занятий в логопедической группе детского сада./Е.А. Шилова, С.А. Замотаева М.: «Гном и Д»,2014 — 128 с.
24. Шкловский, В.М. Заикание./В.М. Шкловский - М.: Просвещение, 2015. - 248с.
25. Ястребова, А.В. Коррекция заикания детей младшего школьного возраста./А.В. Ястребова - М.: АРКТИ, 2015. - 96 с.