Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность настоящей курсовой работы состоит в том, что с одной стороны растет уровень напряженности в мировой политической и военной обстановке. К сожалению, глобальный политический конфликт между Россией и США втягивает страны блока НАТО в это ненужное противостояние.
С другой стороны, сегодня в самой России звучат мысли о необходимости пересмотра и модернизации системы военного образования. В настоящее время одной из лучших европейских военных образовательных систем обладает Германия.
Изучение и анализ опыта военного образования одной из ведущих стран НАТО позволит не только продумать принципы реформирования системы военного образования в России, но также позволит выявить особенности военной подготовки и обучения командно состава, как вооруженных сил Германии, так и вооруженных сил НАТО в целом. С другой стороны, нужно отметить, что реальный уровень подготовки вооруженных сил стран НАТО довольно небольшой.
Дело в том, что европейцы не учитывают целый ряд психологических особенностей, связанных с командованием и замещением командной должности. Командир – это не просто начальник или менеджер на поле боя. Командир – это человек, который берет на себя всю полноту ответственности за отдаваемые им распоряжения. Командир – это человек, который по идее знает ответы на все вопросы, а также планирует и предугадывает возможные замыслы и ответные ходы противника.
Европейские принципы краткосрочных командных курсов, по окончании которых кандидат становится командиром и отправляется на войсковую практику, кажется неэффективной или порочной. Дело в том, что такой кандидат должен с начала сам побывать бойцом, потом стать младшим командиром, а лишь затем офицером.
Кроме этого стоит отметить, что все программы подготовки в военных ВУЗах и учебных центрах стран НАТО стандартизированные. Дело в том, что армии стран НАТО вооружены стандартными и едиными видами вооружений. Причем эта стандартизация начинается от камуфляжной защитной одежды, а заканчивается типами летательных аппаратов, личным стрелковым оружием и т.д. Единственное исключение – это корабельный состав ВМС стран НАТО. Здесь каждая страна вольна строить, что ей необходимо по собственным проектам. Поэтому в НАТО нет единого стандарта не одного надводного и подводного корабля.
Цель работы – рассмотреть университеты Бундесвера, их структуру и особенности образовательного процесса в настоящее время.
Объект исследования – университеты Бундесвера.
Предмет исследования – университеты Бундесвера, их структура и особенности образовательного процесса в настоящее время.
Задачи исследования:
1. Выявить особенности военной службы в ВС Германии;
2. Дать характеристику образовательной системы Бундесвера;
3. Выявить особенности подготовки офицеров в Бундесвере;
4. Охарактеризовать особенности подготовки офицеров и младших командиров в Бундесвере на современном этапе;
5. Сделать выводы по итогам исследования.
1. Принципы организации службы в ВС Германии
1.1. Служба в ВС Германии
После того, как Федеративная Республика перешла на контрактную воинскую службу, вооружённые силы превратились в одного из крупнейших работодателей страны.
В 2018 году в вооружённых силах ФРГ (Bundeswehr) служило около четверти миллиона человек. И это не только солдаты и офицеры как таковые, но и множество гражданских лиц, получивших или получающих специальность по одной из четырёх десятков профессий.
Отказавшись от всеобщей воинской обязанности в 2011 году, Германия встала перед необходимостью придать дополнительную популярность службе в армии для привлечения добровольцев. Бундесвер делает ставку на широкую рекламную программу, многосерийный ролик Die Rekruten стал хитом в интернете .
Бундесвер даёт юношам и девушкам возможность заключить временный контракт на службу сроком от 12 до 23 месяцев, по аналогии с производственной практикой для школьников старших классов и абитуриентов. Армия заинтересована в таких добровольцах, ведь некоторые из тех молодых людей, которые благодаря практике получат достаточно глубокое представление о службе, в перспективе могут выбрать карьеру профессионального военного.
Новобранцы, среди которых, к слову, немало выходцев из других стран, в том числе России, Украины, Казахстана – живут на полном государственном обеспечении, проходят курс молодого бойца и получают военную специальность. В первые три месяца службы их жалование составляет 777 евро, с 19 по 23-й месяц – 1146. Первые шесть месяцев – испытательный срок .
На бумаге выглядит вполне прилично. Тем не менее, примерно треть новобранцев в течение испытательного срока покидают ряды немецкой армии. Тоска по родным, неготовность к частым переездам, слишком строгая дисциплина и ежедневная строевая подготовка – вот основные причины.
Как бы то ни было, надо отдать должное руководству ВС Германии: помимо немаленькой зарплаты, в целом оно создаёт для военных весьма привлекательные жизненные условия: комнаты для проживания на одного или двоих, вместо традиционных многоместных казарм, с учётом гетеро- или гомосексуальной ориентации, разветвлённая инфраструктура в кампусах, детские сады и ясли для служащих с детьми.
И всё же военных в Германии по-прежнему мало. Вероятно, сказывается то, что военная карьера в ФРГ куда менее престижна, чем, например, в Великобритании, Франции или США. Да и возможные операции за рубежом, а также риск для здоровья и жизни не способствуют тому, чтобы молодые люди вербовались в Бундесвер .
Эксперты отмечают, что самый главный результат последней реформы – это предоставление возможности получить специальность, которая впоследствии пригодится в жизни, независимо от того, будет ли карьера военной или гражданской. 110 консультационных бюро по всей стране предоставляют выпускникам школ информацию о получении среднего специального (от автослесаря до зубного техника) или высшего образования.
1.2. Понятие о военном образовании в Германии
В настоящее время у Бундесвера 32 собственных образовательных центра. Под юрисдикцию армии попадают и два университета – в Гамбурге и Мюнхене, – где готовят профессиональных офицеров и где сейчас проходят обучение более 5000 человек. По словам старшего лейтенанта Яна Шлеезе (Jan Schleese), возглавляющего консультационный центр в столичном районене Wedding, главный упор при отборе кандидатов на обучение делается на индивидуальных пристрастиях соискателя и на его мобильность, а уже во вторую очередь – на физическую форму .
Вузы Бундесвера, в которых, кстати, отсутствует Numerus Clausus (минимальный средний балл в документе о среднем образовании, который нужно достичь, чтобы быть зачисленным в вуз), предлагают обучение, как по техническим предметам, так и по гуманитарным: от военного инженера или конструктора космических кораблей до журналиста или менеджера по работе с общественностью. Общий срок контракта, включающий в себя университетское образование, составляет 13 лет.
В рамках обучения военные студенты проходят практику в партнёрских университетах США, Франции и Бельгии. Поступить в армейские вузы может любой гражданин Германии (а с 2016 года – и ЕС) в возрасте от 18 лет с законченным школьным образованием (Hauptschulabschluss).
Отдельное слово – о женщинах в немецкой армии. Если раньше представительницы «слабого» пола служили только в медицинских частях и военных оркестрах, то теперь, в результате постановления Европейского суда по правам человека, подобные ограничения считаются противоречащими принципу равенства между мужчинами и женщинами.
Соискательницам воинского звания доступна служба во всех без исключения частях Бундесвера. Согласно статистике, особой популярностью у девушек-военных пользуется специальность пилота вертолёта или самолёта, вплоть до сверхскоростного Eurofighter.
В заключение отметим: первой женщиной в Германии, которая дослужилась до генеральского звания, стала уроженка Риги, военный врач Верена фон Веймарн (Verena von Weymarn). Она получила это звание 1 апреля 1994 года .
Так же следует отметить, что в ФРГ комплектование вооруженных сил осуществляется только на добровольной основе, что предъявляет дополнительные требования к привлечению на военную службу
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Власов А.О., Богданова Е.А. Военное образование в странах блока НАТО. – Казань: ДЛТ, 2016. – 374 с.
2. Герасимов П.С., Беляева Н.С. Современное немецкое военное образование. – Воронеж: Альянс, 2017. – 322 с.
3. Измайлов В.П. Классификация военных ВУЗов Германии. Достоинства и недостатки. – Волгоград: Пламя, 2017. – 377 с.
4. Ильин А.С., Суворов Д.Е. Военные ВУЗы Германии. Методы и принципы подготовки. – Мурманск: Полярные зори, 2016. – 389 с.
5. Ильин В.О. Особенности подготовки военных специалистов и командиров младшего и офицерского уровня в вооруженных силах Германии // Материалы международного научно-практического форума «Евразийский научный форум» - СПб.: МИЭП при МПА ЕврАзЭС, 2017 – С. 111-123
6. Карнаухов Г.З. Военное образование в странах НАТО. Принципы стандартизации и унификации. – Хабаровск: Орион, 2015. – 287 с.
7. Кирилов Т.А., Подгорная А.В. Военная служба. Особенности адаптации психики военнослужащих. – Екатеринбург: Капитолий, 2017. – 1476 с.
8. Костомаров Н.И. Особенности обучения военных специалистов в армиях стран блока НАТО // Военные монографии и исследования . Кн. 4. М.: Академия, 2015. – 386 с.
9. Котов М.С., Егоров С.С. Унификация военного образования в армиях блока НАТО. – Уфа: Курган, 2016. – 365 с.
10. Михайлов Ю.С. Орлова Ю.И. Военные ВУЗы и СУЗы Германии. Особенности обучения и подготовки курсантов. – Казань: Пальмира, 2015. – 432 с.
11. Суворов В.А. Принципы подготовки офицера в Германии. – Воронеж: ИД Ярус, 2017. — 431 с.
12. Терентьев О.В., Логинова В.С. Подготовка младшего командного состава в Германии. – Нижний Новгород: Фара, 2018. – 1723 с.
13. Титов Н.С. Подготовка и обучение сержантов в России и странах НАТО. Достоинства и недостатки. – Екатеринбург: Азимут, 2016. – 449 с.
14. Федоров О.Д. Военная педагогика в России и Германии. – Новороссийск: Акцент, 2017. – 1380 с.