Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Информационная цивилизация приходит на смену индустриальной. Данный переход знаменует новые
правила жизни, смену критериев власти. Теперь иметь в руках ресурсы недостаточно – миром владеет тот,
кто владеет информацией.
Для того, чтобы распространять определённого рода идеи, теории, новости необходимо учитывать новые
средства воздействия на умы людей. В информационном мире такими средствами становятся СМИ и
телевидение в том числе.
Информационная цивилизация стремительно развивается. Не менее бурно происходят политические и
социально-экономические перемены. Глобализация проявляется на установлении всё большей взаимосвязи
между регионами и странами. В этих условиях деятельность СМИ становится всё более масштабной.
Телевидение же оказывается доминирующим по своим технически параметрам и силе психологического
воздействия. При всей своей массовости и силе воздействия телевидение является самым молодым из
существующих СМИ.
Глава 1. Культура информационного общества
Современное общество живёт в эпоху постмодерна, что тесно связано с понятием информационного
общества.
Если говорить о постмодерне, то невозможно ограничиться лишь сферами философии, искусства, политики.
Важными становятся события производственной и научно-технической сфер. Об этом говорит теория
постиндустриального общества, основоположниками которой были Д. Белл, Д. Рисман, Э. Тоффлер, А.
Турен и другие.
Сам термин «постиндустриальное общество» появился в США. Ещё в 50-60-х гг. данный термин
использовался Д. Беллом в лекциях о новом этапе американского капитализма. Сама же теория
постиндустриального общества начала развиваться в конце 60-х гг.
Отличительными чертами постиндустриального общества данная теория считает:
3
- массовое распространение творческого и интеллектуального труда;
- качественно возросший объём и значение научного знания и информации;
- развитие средств коммуникации;
- преобладание в структуре экономики сферы услуг, науки, образования, культуры над промышленностью и
сельским хозяйством.
Таким образом, постиндустриальное общество становится новой ступенью развития всего человечества.
Данная теория развивается в 70-е и 80-е гг. как теория футурологическая, призванная изучить воздействие
информационных технологий на общество. Д. Белл высказывает мысль о решающем значении для
экономики и социальной сферы развитие нового социального уклада, который будет иметь в своей основе
телекоммуникации. Появление постиндустриального общества он связывает с революцией в области
информации и знаний. Особую роль он отдаёт компьютеру. Его он называет символом и материальным
носителем технологической революции. Именно он сыграет во второй половине 20 века главную роль в
трансформации общества, что в настоящий момент, конечно, кажется пророческой идеей.
Информация, электронные средства, дающие техническую базу для её использования, распространения - то,
на что делал ставку Д. Белл в 70-х гг. прошлого века и оказался прав.
Термины «информационное общество» и «постиндустриальное общество», по сути, являются синонимами и
обозначают этап развития цивилизации, основу которого составляет информация, взаимодействующая и с
духовным, и с материальным миром человека.
Учёные выделяют новую стадию информационного общества, но называют её разными терминами. Так, Э.
Тоффлер использует такие варианты, как «сверхиндустриальная цивилизация» и «общество третьей волны».
М. Понятковский называет новый этап «научным обществом», Д. Мартин – «телематическое общество», а
Ж. Фурастье – «цивилизация услуг».
Можно заметить, что учёные часто прибегают к приставке «пост» - посткапиталистическое общество,
постмодернистское, постисторическое и даже постнефтяное. У. Дайзард связывает использование данной
приставки с ощущением увядания, конца, имея ввиду не конец света, а конец эпохи модернизма . Также
авторы осознают, что процесс изменения общества ещё не завершился, и не могут прибегнуть к более
основательным понятиям.
Глава 2. Особенности телевидения в современном мире
Мы уже определили в первой главе, что современные технологии не могут не оказывать сильного влияния
на образ жизни и психику человечества. Логично изучить это влияние на примере первой технологии,
ставшей массовой и отразившей современную культуру. Речь идёт о телевидении.
Ряд учёных считает, что философия Платона представляет основу для всей последующей европейской
философии, которую можно назвать лишь примечаниями к его работам. Преувеличение это или нет, но
любопытен тот факт, что некоторые воззрения Платона получают в наше время неожиданную
интерпретацию.
Чего стоит его известный образ узников в пещере, которым доступны лишь тени действительности. Ведь
этот образ восприятия мира человеком работает даже в период информационного общества.
«Представь, что люди находятся как бы в подземном жилище наподобие пещеры, где во всю ее длину
тянется широкий просвет. С малых лет у них на ногах и на шее оковы… Люди обращены спиной к свету,
исходящему от огня… а между огнем и узниками проходит верхняя дорога, огражденная…
невысокой стеной, вроде той ширмы, за которой фокусники помещают своих помощников, когда
4
поверх ширмы показывают кукол…– Странный ты рисуешь образ и странных узников! – Подобных
нам…» .
Человеку доступны лишь тени, призраки подлинного бытия. Об этом говорит данная метафора. Как можно
быть уверенными, что некие тени, отражение внешнего мира – это реально происходящие события? Из-за
бледности и случайности тени не может быть уверенности в реальности событий, происходящих вне
пещеры. Возможно, часть событий осталась незамеченной из-за бледности теней. Другая часть происходила
так далеко, что вовсе не оставила тени. Узник же заключён в этой калейдоскоп отблесков. Он ограничен
тем, что не может выйти из пещеры и увидеть реальные объекты, а не только тени.
Данная метафора отлично передаёт такое явление, как телевидение. С одной стороны, каким образом какието пещерные тени можно сравнивать с качественным цветным изображением монитора телевизора, но с
другой – даже высококачественная картинка снимается кем-то, выбирается кем-то другим и затем
показывается или вовсе остаётся непоказанной миру. Разве такая технология передачи информации стала
более достоверной, чем тени?
Современные тенденции развития телевидения с его развлекательными шоу, ограниченным списком
новостей и рекламой ещё меньше оказываются связанными с реальным отражением картины мира.
Платоновский узник наблюдал лишь часть отражения мира. Эта часть не создавалась кем-то для
определённой аудитории в определённых целях. Она не должна была формировать у узника определённые
идеи, навязывать какие-то установки. А ведь именно этим занимается телевидение.
Немного изменим метафору Платона, чтобы показать, чем отличается телевидение. В рамках метафоры
узника и пещеры телевидение представляло бы собой кукольный театр, который был создан для него. Этот
мир марионеток создаёт иллюзию реальности специально для этого узника. При этом созданный театр не
оставляет ему сомнений в происходящем в отличие от теней. Чёткая и яркая картинка убеждают мозг
человека в правдивости происходящего.
Предшествовали телевидению и документальным фильмам репортажные фотографии. Репортажи и рисунки
всегда ассоциировались с косвенными доказательствами, в то время как фотография – это независимое
свидетельство, позволяющее наблюдателю фотографии перенестись на место события.
Заключение
Таким образом, мы рассмотрели особенности информационного общества, а также в каком случае общество
может считаться постиндустриальным.
В настоящее время строятся новые отрасли экономики, связанные со средствами массовой коммуникации.
Строятся научные институты, которые исследуют влияние информационных технологий на общество, на
политическую и экономическую сферу в том числе.
Очевидно, что глобальные изменения труда отражаются на образе жизни человека, который всё больше
погружается в масс-медиа.
В описанных условиях телевидение уже не является чем-то особенным, стоящим в стороне. Телевидение
становится такой же обыденной частью жизни, как политика, бизнес, экономика, культура, искусство. Во
всех этих сферах уже намечаются серьёзные преобразования, а значит и перед телевидением стоит задача
изменения.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Бодрийяр Ж. К критике политической экономии знака, М., 2007. 335 с.
5
2. Вербицкий М. LJ: конец эпохи [Электронный ресурс] // Русский журнал. 2005. URL: http://russ.ru/pole/LJkonec-epohi
3. Вирильо П. Машина зрения. М., 2004. 140 с.
4. Дайзард, У. Наступление информационного века / П.С. Гуревич // Новая технократическая волна на
Западе. М.: Прогресс, 1986. С. 343-344.
5. Кастельс, М. Информационное общество и государство благосостояния. Финская модель / М. Кастельс, П.
Химанен. М.: Логос, 2002. 224 с.
6. Котрикадзе Е. Сюжет телекомпании Имеди. Часть 2-ая [Электронный ресурс] // LiveInternet. 2010.
[Электронный ресурс] URL: http://www.liveinternet.ru/users/michel_perm/post122727160/
7. Луман Н. Реальность массмедиа. М., 2005. 256 с.
8. Маклюэн М. Понимание медиа: Внешние расширения человека. М., 2003. 464 с.
9. Мисюров Н.Н. «Новая достоверность» телевидения и массовое сознание: философские аспекты
телевизионной коммуникации // Вестник Омского университета. 2015. № 1. С. 68 – 70.
10. Мусвик В. Фотофальсификации. Расследование: не ври своим глазам [Электронный ресурс] //
Обозреватель. 2009. URL: https://www.obozrevatel.com/news/2007/7/3/178112.htm
11. Платон. Федр / Платон // Собрание сочинений в 4 т. М.: Мысль, 1993. Т. 2. С. 135–191.
12. Соколов А.Г. Монтаж: телевидение, кино, видео. М., 2000. Ч. 1. 245 с.
13. Тоффлер, Э. Третья волна / Э. Тоффлер. М.: АСТ, 2010. 784 с.
14. Уваров М.С. Человек в век телевидения, компьютера и интернета // Новый человек: воспитание и
образование. Ростов-на-Дону, 2003. С. 58 – 71.
15. Уэбстер, Ф. Теории информационного общества / Ф. Уэбстер. М: Аспект Пресс, 2004. 400 с.
16. Шматко Н.А. Предисловие. Блеск и нищета масс медиа // Бурдье П. О телевидении и журналистике. М,
2002. С. 7 – 16.
17. Эко У. От Интернета к Гутенбергу: текст и гипертекст // Интернет. 1998. № 6 - 7. С. 91 – 92.