Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Политические и социально-экономические изменения, происходящие в России и мире, требуют существенного реформирования системы образования, которое должно обеспечить каждому студенту реальные условия для интеллектуального, духовного и физического развития и повышения общекультурного и профессионального уровня, отвечающего лучшим мировым стандартам.
Сейчас снижение уровня физического развития, физической подготовленности и здоровья студенческой молодежи в России достигли критического характера. Причинами неудовлетворительного состояния развития физических качеств у большинства представителей студенческой молодежи и ухудшение состояния ее здоровья является существенное снижение двигательной активности и недостаточное внимание к физическому воспитанию в семьях, школах и ВУЗах.
Современная система физического воспитания в России не удовлетворяет естественную биологическую потребность студенческой молодежи в двигательной активности, не обеспечивает студентов необходимым уровнем физической подготовленности, работоспособности, научно обоснованными образовательными и оздоровительными технологиями, которые можно использовать в дальнейшей жизнедеятельности. В результате возникло противоречие между потребностями личности студента в мировоззренческом, духовно-культурном, интеллектуальном обогащении и физическом совершенствовании.
Анализ литературных источников показал, что в настоящее время не существует комплексных исследований, направленных на модернизацию методической системы физического воспитания студентов ВУЗов. В России проблема обновления методической системы физического воспитания студентов ВУЗов решалась недостаточно. В то же время физическое воспитание как учебная дисциплина позволяет решать одновременно образовательные, воспитательные и оздоровительные задачи, которые способны обеспечить сбалансированное педагогическое влияние на студента в соответствии с современными требованиями формирования творческой, интеллектуальной, морально-волевой и физически совершенной личности. Таким образом, тема курсовой работы является актуальной.
Цель курсовой работы – провести анализ системы организации физической культуры в высших учебных заведениях.
Объект исследования – система физического воспитания в ВУЗе.
Предмет исследования – методика организации физического воспитания студентов высшей школы.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть физическое воспитание студентов как одно из ключевых направлений современного высшего образования.
2. Проанализировать концепцию формирования и развития методической системы физического воспитания студентов.
1 Физическое воспитание студентов как одно из ключевых направлений современного высшего образования
1.1 Сущность физического воспитания в высших учебных заведениях
Развитие системы физического воспитания в России происходит на принципиально новых, отличных от ранее существующих на постсоветском пространстве, социально-экономических, политико-правовых, организационных, научно-методических условий. Россия нуждается в крепких телом и духом граждан, способных сознательно приумножать потенциал государства, успешно самореализовывать свои природные и приобретенные физические и духовные способности и потенциал, активно развивать их [23, с. 53]. Общественно-историческое и экономическое развитие России направлено в настоящее время на изменение в нужном направлении физических, морально-волевых, духовных возможностей человека и системы организационных мероприятий, определяющих и регламентирующих развитие физического воспитания в обществе и системе образования. Развитие системы физического воспитания в ВУЗах определяется потребностями общества и отдельных его членов и обусловливается уровнем развития материального производства, социальными представлениями о цели, задачи, средства, содержание и методы.
Физическое воспитание студентов ВУЗов характеризуется:
1) отсутствием конкретного социального заказа производства и работодателей на физическую готовность выпускников и, как следствие, непониманием со стороны руководства ВУЗА и студентов целесообразности физического воспитания, неэффективностью управления этим процессом;
2) недостаточной гуманистической и профессиональной направленностью процесса физического воспитания;
3) неэффективной теоретической и методической подготовкой студентов по вопросам личной физической культуры;
4) ограниченным арсеналом практико-деятельностных компонентов, обеспечивающих совокупность выполнения функций физической культуры;
5) низкой действенностью дидактического наполнения практических разделов программы по физическому воспитанию;
6) неадекватностью форм организации процесса физического воспитания к современному менталитету и мотивационной зрелости студентов;
7) отсутствием надлежащих действенных условий для его эффективного функционирования (достаточного кадрового, научно-методического, медицинского, материально-технического, финансового обеспечения);
8) недостаточной мотивацией студентов к собственному физкультурному образованию и его совершенствованию;
9) отсутствием научно обоснованной модели дальнейшего развития системы в ближайшем и отдаленном будущем в стране в целом 9, с. 12.
Перспективы коренного изменения системы физического воспитания студентов необходимо связать с внедрением в программы средств здорового образа жизни, обеспечения полноценного здоровья, физического, психического, социального, эмоционального и духовного благополучия студента. В зависимости от целевой установки, организационных форм, используемых средств, видов двигательной активности в системе физического воспитания О. Т. Литвин [15] рекомендует такие основные группы средств физического воспитания: подвижные игры, соревновательный спорт, реакреационно-оздоровительный спорт, оздоровительная двигательная активность, профессионально ориентированная двигательная активность, бытовая двигательная активность.
Параллельно с возрождением физического воспитания в ВУЗах РФ шел непрерывный процесс развития теоретико-методических, психолого-педагогических, физиолого-гигиенических и валеологических основ усовершенствования физического воспитания как вузовской дисциплины. При этом теоретические и методологические разработки российских ученых в области физического воспитания и спорта не уступали достижениям зарубежных ученых.
Появилось большое количество специальной литературы (в основном переводной) и журналов, которые раскрывали проблемы двигательной активности, оздоровительной индустрии, указывали на перспективные пути кардинальной перестройки системы физического воспитания, приведение ее в соответствие с реальными потребностями человека. Однако этот процесс перебегал стихийно, вне системы государственного регулирования развития отрасли и системы высшего образования [15, с. 46].
На основе вышесказанного можно утверждать, что благодаря высокому научному потенциалу РФ в области физической культуры спорта, научным достижением в сфере физического воспитания студенческой молодежи является возможность без больших материальных затрат качественно улучшить систему физического воспитания. Для этого необходимо на государственном уровне принять ряд организационных мер, а именно:
1) разработать современные учебные программы по физическому воспитанию для студентов ВУЗов, которые обязательно должны иметь оздоровительную направленность, учитывать интересы и предпочтения студентов, соответствовать материальным, климатическим, природным и региональным традициям, учитывать особенности будущей деятельности;
2) согласовать государственные программы с учебными планами и инструктивными письмами министерств и ведомств;
3) добиться выполнения государственных программ по физическому воспитанию;
4) привлечь ученых к разработке новых методических систем физического воспитания в различных отраслевых вузах, которые были бы адекватны современным тенденциям общественного развития, направленные
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Архангельский С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы / С.И. Архангельский. – М.: Высшая школа, 2016. – 368 с.
2. Бабанский Ю.К. Оптимизация педагогического процесса (в вопросах и ответах) / Ю.К. Бабанский, М.М. Поташнюк. – М.: Высшая школа, 2014. – 220 с.
3. Березовский А. Унифицированные оздоровительные двигательные программы самостоятельных занятий физической культурой и спортом – как одна из новых форм планирования процесса физического воспитания / А. Березовский, Н. Сахно// Физическая культура, спорт и здоровье нации : Сб. наук. пр. – Вып. 5. –Винница: ДОВ “Винница”, 2004. – С. 30-35.
4. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии / В.П. Беспалько. – М.: Педагогика, 2017. – 192 с.
5. Витвицкая С. С. Теоретические и методические основы педагогической подготовки магистров в условиях ступенчатого образования: дис. ... докт. пед. наук: 13.00.04 – теория и методика профессионального образования / Светлана Сергеевна Витвицкая. – Житомир, 2011. – 598 с.
6. Воловик П. М. Теория вероятности и математическая статистика в педагогике: учеб. пособ. / П.М. Воловик. - К.: Рад. Школа, 2009. – 222 с.
7. Гончаренко С. В. Методика обучения и научных исследований в высшей школе: учеб. пособ. / С. В. Гончаренко, П. М. Олейник, В.К. Федорченко и др. / за ред. С. В. Гончаренко, П. М. Олейника. - М.: Высшая школа, 2013. – 324 с.
8. Грибан Г.П. Модульно-рейтинговая система в физическом воспитании: монография / Григорий Петрович Грибан – Житомир: Рута, 2008. – 106 с.
9. Долженко Л. Оптимизация физического воспитания в вузе на основе учета уровня физического здоровья / Л. Долженко // Олимпийкий спорт и спорт для всех: проблемы здоровья, рекреации, спортивной медицины и реабилитации / Тезисы. IV Международ. научного. Конгресса. – М.: Олимпийская литература, 2012. – С. 362.
10. Куроченко И.А. Физическая культура и спорт: Информационно-методический справочник по вопросам физической культуры и спорта / И.А. Куроченко. – К.: Наука, 2014. – 184 с.
11. Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения: в 2-х т. / Я.А. Коменский. – М.: Педагогика, 2012. – Т. 1. – 2012. – 656 с.
12. Котов Е.О. Подготовка студентов высших учебных заведений к самостоятельным занятиям физическими упражнениями: Дис. ... канд. наук физ. вых.:24.00.02 / Е.А. Котов – Луцк, 2003. – 178 с.
13. Кузьмина Н.В. Способности, одаренность, талант учителя: в помощь лектору / Н.В. Кузьмина. – Л.: Знание, 2016. – 35 с.
14. Куценко Г. В. Норма и нормативный подход в психологическом исследовании / Г. В. Куценко / / духовность и художественно-эстетическая культура. Аналитические разработки, предложения научных и практических руководителей. – К.: НИИ “Проблем человека”, 2000. – Т. 17. – С. 177-181.
15. Литвин А.Т. Исторические предпосылки и теоретико-методологические основы современной системы физического воспитания: Дис. … канд. наук по физ. восп. и спорту: 24.00.02 /Александр Тарасович Литвин. – К.: НУФВСУ, 2007. – 203 с.
16. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры (общие основы теории и методики физического воспитания; теоертико-методические аспекты спорта и профессионально-прикладных форм физической культуры): Учеб. для ин-тов физ. культуры / Л.П. Матвеев. – М.: Физкультура и спорт, 2011. – 544 с.
17. Макаренко А.С. Педагогические сочинения: в 8-ми томах / А.С. Макаренко; ред.: М.И. Кондаков (гл. ред.) и др. – М.: Просвещение, 2014. – Т І. – 366 с.
18. Рудницкая О. П. Педагогика: общая и художественная: Учеб. пособие / О.П. Рудницкая. – Тернополь: Учебная книга. – Богдан, 2015. – 360 с.
19. Скаткин М.Н. Проблемы современной дидактики / М.Н. Скаткин. – [2-е изд.]. – М.: Педагогика, 2012. – 95 с.
20. Сухомлинский В. О. Избранные произведения: в 5 т. / В. О. Сухомлинский. – М.: Высшая школа, 2016. – Т. 5. – 638 с.
21. Сысоева С. О. Личностно ориентированные технологии: сущность, специфика, требования к проектированию / С. О. Сысоева / / профессиональное образование: педагогика и психология. – Киев: Ченстохова, 2003. – С. 153-166.
22. Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности учащихся / Н.Ф. Талызина. – М.: Знание, 2013. – 96 с.
23. Теория и методика физического воспитания: Учебник для студ. вузов физ. воспит. и спорта: В 2 т. / За ред. Т.Ю. Круцевич. – Т. 2. Методы физического воспитания различных групп населения. - К.: Олимпийская литература, 2018. – 368 с.
24. Ушинский К. Д. Избранные педагогические произведения / К. Д. Ушинский. – М.: Высшая школа, 2011. – Т. 2. – 360 с.
25. Яковлева Н.О. Проектирование как педагогический феномен / Н.О. Яковлева // Педагогика. – 2012. – № 6. – С. 8–14.