Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Управление организацией в современных условиях представляет собой сложную работу, которую невозможно выполнить успешно, руководствуясь сухими заученными формулами. Сегодня руководитель должен не только знать содержание управленческого процесса, но и понимать природу происходящих в организации явлений. Более того, современный менеджмент - это не только и не столько принятие решений и распределение ресурсов, но, и главным образом, - выявление закономерностей деятельности организаций, групп и отдельных индивидов и создание на их основе действенного механизма функционирования, максимально устойчивого к постоянно изменяющемуся внешнему воздействию.
Необходимость рациональной организации самодеятельности индивидов, групп и организации в целом, вызванная усложнением межличностных и организационных отношений, усилением динамики внешней среды и повышением неопределенности обратной связи, предопределила возникновение самоменеджмента как нового самостоятельного направления в менеджменте.
Самоменеджмент – это относительно новое понятие в управленческой науке. Его возникновение во многом связано с переосмыслением содержания деятельности личности и более глубоким пониманием процессов самодеятельности, протекающих внутри организации. В процессе развития самоменеджмента как науки подходы к его определению, сфере применения и возможному инструментарию неоднократно изменялись, так что даже к настоящему времени большинство из базовых понятий до конца не является строго определенным. Все выше сказанное и обуславливает актуальность темы данной работы.
Целью данной работы является изучение самоменеджмента в работе менеджера, для достижения поставленной цели были выделены следующие задачи:
- изучить сущность и эволюции теории самоменджмента;
- рассмотреть концептуальные подходы самоменджмента;
- рассмотреть организационно-экономическую характеристику предприятия;
- рассмотреть методики и принципы организации внедрения самоменеджмента в компании
- разработать рекомендации по усовершенствованию системы самоменджмента.
Объектом работы является АО «ПФ «СКБ Контур»
Предметом работы выступает самоменеджмент компании. Структура работы состоит из введения, основной части, заключения, списка литературных источников.
Теоретической и методологической базой данной работы послужили труды российских и зарубежных авторов в области менеджмента, материалы периодических изданий и сети Интернет.
В первой главе рассмотрены теоретические аспекты внедрения самоменеджмента на предприятии, в том числе понятие самоменеджмента и его принципы, функции, сущность и методы, а также роль самоменджмента и методы оценки склонности персонала к самоменджменту. В параграфе 3 первой главы приведен количественный и качественный анализ персонала АО «ПФ «СКБ Контур».
Во второй главе сделан анализ принципов, методов внедрения и реализации самоменеджмента на примере компании АО «ПФ «СКБ Контур», рассмотрены инструменты и принципы самоменеджмента в АО «ПФ СКБ Контур», а также методика планирования и внедрения самоменеджмента в АО «ПФ «СКБ Контур».
В главе 3 автором даны рекомендации по внедрению самоменеджмента в работу руководящих сотрудников.
1.Теоретические аспекты внедрения самоменеджмента на предприятии
1.4 Понятие самоменеджмента и его принципы функции сущность методы.
Время имеет особое значение в бизнесе. Разумное применение временного ресурса в бизнес-процессах – это самоменеджмент. Хорошие результаты в любом деле определяются не только материально-экономическими условиями, но также и умением правильно распределить имеющийся в вашем распоряжении временной ресурс.
Самоменеджмент – последовательное и целенаправленное управление собственными ресурсами, предполагающее четкое планирование рабочего и свободного времени руководителя.
Стратегический самоменеджмент нацелен на создание целостной и всеобъемлющей модели развития персонала.
Стратегический самоменеджмент решает следующие задачи:
• улучшение деловых качеств руководящих работников;
• развитие стратегической способности к самоменеджменту;
• управление знаниями;
• разработка стратегий индивидуального обучения;
• совершенствование организационного обучения и создание самообучающейся организации;
• формирование интеллектуального капитала.
Хотя стратегический персональный менеджмент ориентируется на нужды организации, его политика должна учитывать и личные устремления, и потребности. В связи с этим, важной задачей должно стать повышение профессионального статуса работника, как на внешнем, так и на внутриорганизационном уровнях.
У самоменеджмента определен круг правил и функций. Отметим основные из них.
1. Постановка цели
Это временный процесс, поскольку в течение деятельности предприятия может выясниться, что те или другие параметры изменились, а это приводит к необходимости пересмотра цели. Для самоменеджмента фундаментальное значение имеет осознание того, куда работник хочет прийти и куда он попасть не хочет (но куда его хотят привести другие). Одно из правил эффективного менеджмента гласит: «Случайные успехи красивые, но не гарантированные. Запланированные успехи лучше, поскольку они управляются и случаются чаще».
Стоит устанавливать краткосрочную цель, согласованную с достижением долгосрочной глобальной цели.
2. Планирование
Призвано обеспечить рациональное использование самого ценного ресурса — времени. Чем лучше спланировано время, тем лучше оно может быть использовано в личных и профессиональных интересах руководителя. Планирование как составная часть заданий и правил самоменеджмента означает подготовку к реализации цели. Планирование ежедневной работы, средне— и долгосрочных задач означает также выигрыш во времени, достижение успеха и большую уверенность в себе.
Самоменеджмент руководителя базируется на способности действовать самостоятельно и умении управлять собой. Все это обусловлено особенностями человеческой природы, социального управления и организации. Сущность самоменеджмента имеет своей целью временное обеспечение отношений для осуществления «помощи без зависимости» либо «взаимопомощи в условиях взаимозависимости».
Самоменеджмент появился и стал развиваться по той причине, что не все люди способны сориентироваться в своем рабочем графике и оптимально организовать пространство для работы. Следствие плохой организации труда – невозможность достижения поставленных целей и результатов.
Факторы, которые могут препятствовать достижению результатов и которые требуют от руководителя применения самоменеджмента: неумение оптимально распоряжаться временными и физическими ресурсами; неспособность определить главные направления развития в бизнесе, в жизни, неумение сформулировать свои цели; прекращение саморазвития на каком-либо этапе самообразования, как следствие, отставание от современного темпа развития бизнеса; неспособность принимать управленческие решения; предпочтение прагматичным способам решения проблем вместо творческих; недостаток коммуникативных навыков, неспособность оказывать воздействие на других людей; отсутствие образования в сфере управления бизнесом; некомпетентный подход к руководству подчиненными и неэффективная организация их труда; недостаточное внимание не только личному развитию и образованию, но и обучению персонала; несформированность умения создавать результативно работающую команду (в том числе и осуществлять подбор кадров, распределение рабочих мест).
Также необходимо подчеркнуть то, что самоменеджмент руководителя нужен не только управляющему для достижения успеха в своей карьере, но это также необходимое условие для эффективной деятельности всей компании. Успех организации невозможен без талантливого и профессионального лидера, способного управлять как своим временем и личными ресурсами, так и большим предприятием. Умелое применение самоменеджмента помогает как лицам, отвечающим за руководство компанией, так и людям, работающим в иных сферах деятельности.
Позитивные качества самоменеджмента очевидны: снижение временных и физических усилий на выполнение рабочих задач; эффективная организация работы, улучшение результатов; более высокая удовлетворенность от выполненных задач; повышение мотивации к работе у руководителя и его подчиненных; снижение рабочих нагрузок; повышение уровня компетентности подчиненных и руководителя; возможность найти наикратчайший путь к достижению поставленных целей (как личного, так и профессионального плана); внедрение в бизнес-деятельность эффективных способов трудовой деятельности, что позволяет добиваться лучших результатов, чем при использовании прежних методов работы; снижение количества ситуаций перенапряжения и стресса (вплоть до полного их отсутствия), возникающих вследствие страха не справиться с функциональными задачами в поставленные сроки. Улучшения качества работы в результате применения самоменеджмента наблюдаются как в личной деятельности руководителя, так и в общих результатах компании.
1.2 Роль самоменджмента и методы оценки склонности персонала к самоменджменту
Самоменеджмент – это система методов, которая позволяет разумно пользоваться временем (часто эту систему называют при помощи кальки с английского тайм-менеджментом). Самоменеджмент помогает добиться оптимальных результатов, затрачивая минимум усилий. Методы самоменеджмента очень эффективны, так как позволяют экономить ресурсы.
Владея техникой самоменеджмента, вы можете справляться с работой с минимальными затратами, более разумно подходить к организации рабочих процессов, добиться более высоких результатов, снизить загруженность и перенапряжение от работы, свести к минимуму спешку, стрессы. Ален Маккензи, настоящий профессионал в области самоменеджмента, говорил: «Нет ничего более легкого, чем быть занятым. И нет ничего более трудного, чем быть результативным». Основная задача самоменеджмента – максимальное использование всех ресурсов при минимальных затратах. Самоменеджмент руководителя означает следование проверенной системе методов в ежедневной работе с целью более рационального использования временного ресурса. Цель самоменеджмента руководителя заключается в использовании всех своих возможностей по максимуму, сознательном управлении ходом своей жизни и умении преодолевать обстоятельства, влияющие на качество личной жизни и работы.
Есть самые разные методы, в том числе и приемы самоменеджмента, для того чтобы подчиненные выполняли свои обязанности более эффективно. Каким же образом мотивировать себя и других, если отсутствуют силы и желание? Какое бы направление ни было у вашего бизнеса, вы неизбежно столкнетесь с проблемами подобного рода. Людям с самыми разными характерами и личностными особенностями важны такие понятия, как самодисциплина, контроль над своим поведением, мотивация в работе. Всему этому можно научиться, занимаясь самоменеджментом. Понятие самоменеджмента подразумевает целенаправленное и систематичное использование оптимальных методов решения функциональных задач, позволяющих выполнить необходимый объем работы, наиболее эффективно и наилучшим образом используя имеющиеся ресурсы.
Владение методами самоменеджмента позволяет быстро и качественно достигать поставленных целей, а именно:
- осознать, чего конкретно намерен добиться руководитель;
- сформулировать определенный образ успеха;
- использовать метод «больших скачков»;
- обрести устойчивую веру в то, что вы способны добиться успеха;
- сконцентрировать все свое внимание на четко сформулированных целях, которые должны привести вас к желаемому результату;
- сохранять уверенность и мотивацию в случае неудач, трудностей и проблем, оставаться убежденным и иметь стимул к дальнейшему движению в направлении успеха.
Постановка целей Постановка целей в самоменеджменте очень важна. Разобраться со своими целями помогут SWOT-анализ, умение корректно их формулировать и выбирать подходящие стратегии поведения. Данные методы самоменеджмента помогут выявить слабые места и определить, какие действия устранят их.
СВОТ-анализ (SWOT analysis) – это один из способов понять, что же происходит в определенном бизнесе, на предприятии, личных делах в текущий момент, и выстроить план преобразований, который позволит увидеть наглядно текущее положение по каждому конкретному
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Адаир Д.Ж. Эффективный тайм - менеджмент. - М.: Изд - во «Эксмо», 2003.
2. Айгистова О.В. Использование педагогических технологий в профессиональной подготовке менеджеров образовательной сферы: Дисс. … канд. пед. наук. М., 1999. 142 с.
3. Андреев В.М., Старобинский Э.Е. Самоменеджмент руководителя. Томск, 2000. 211 с.
4. Архангельский Г. Организация времени: от личной эффективности к разви тию фирмы. - СПб.: Питер, 2004.
5. Аудит и контроллинг персонала организации: Учеб. пособие. - 2-е изд., перераб. и доп. / Под ред. проф. П.Э. Шлендера. - М.: Вузовский учебник, 2011. - 224 с.
6. Аудит и контроллинг персонала организации: Учебное пособие / Под ред. П.Э. Шлендера. М.: ВЗФЭИ, 2012.
7. Берд П. Тайм - менеджмент: Планирование и контроль временем. - М.: ФАИР - ПРЕСС, 2003.
8. Вазина Ю.Н., Петрова В.Д., Беликовский. Педагогический менеджмент. М.: Мысль, 2000. 211 с.
9. Васильева М.Г. Развитие управления персонала в условиях инноваций // Управление персоналом. - 2011. - №4. - С. 54-56.
10. Вудкок М., Френсис Д. Раскрепощенный менеджер. Перевод с англ. М., 2010. 334 с.
11. Добротворский И.Л. Менеджмент: Эффективные технологии. - М.: Изда тельский дом «Инфра - М», 2002. Каунт Д. Организуй себя: Пер. с англ. / Под. ред. И.В. Андреевой. - СПб.: Издательский дом «Нева», 2003.
3. Колосова М. Методы оптимизации численности персонала: четыре подхода // Управление персоналом. - 2010. - №16.
14. Контроллинг: Учеб. / А.М. Карминский, С.Г. Фалько, А.А. Жевага, Н.Ю. Иванова. Под ред. A.M. Карминского, С.Г. Фалько. - 2-е изд., дораб. - М.: Финансы и статистика; ИНФРА-М, 2011. - 336 с.
15. Либерман И.А. Методы внутреннего контроля численности административно-управленческих работников предприятий и организаций // Финансовые и бухгалтерские консультации. - 2010. - №8.
16. Петрова В. Оптимизировать работу с персоналом - значит повысить производительность труда // Кадровик. Кадровый менеджмент, - 2011. - №9
17. Петрунин Ю.Ю., Борисов В.К. Этика бизнеса. - М.: Дело, 2000.
18. Петрухин В.С. Менеджмент ХХI века. М., 2010. 277 с.
19. Поташник М.М. Оптимизация управления школой. М.: Знание, 2001. С. 27-28.
20. Розанова В.А. Качества руководителя (менеджера) и его эффективная деятельность. Ростов / Дону, 2000. 190 с.
21. Спивак В.А. Корпоративная культура. - СПб.: Питер, 2001.
22. Сундин Х. Организованный менеджер: Пер. с швед. - М.: Финансы и ста тистика, 2004.
23. Управление персоналом организации: Учебник / Под ред. А.Я. Кибанова. М.: «Инфра-М», 2010.
24. Управление персоналом организации: Учебник / Под ред. А.Я. Кибанова. - 3-е изд., доп. и перераб. - М.: ИНФРА-М, 2011. - 638 с.
25. Управление персоналом: Энциклопедия / Под ред. проф. А.Я. Кибанова. - М.: ИНФРА-М, 2011. - 554 с.
26. Шеремет А.Д., Суиц. В.П. Аудит: Учеб. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2010. - 448 с.