Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. Одна из главных задач на всех этапах развития общества является решение проблем сохранения и укрепления здоровья человека, начиная с младенчества и до преклонных лет.
Как показывает практика, изменения в обществе касаются и отношения подрастающего поколения к тренировкам физической культурой. Что выражается в снижении мотивационно-ценностных установок на ведение здорового образа жизни и, как следствие, происходит ухудшение общего здоровья школьников.
Учащиеся старших классов недооценивают значимость предмета физическая культура, а также уже в меньшей степени уделяют внимание самостоятельным занятиям физическим упражнениям. Сегодня в механизме образования в следствие с принятием ФГОС деятельность педагога направлена на воспитание у учащихся универсальных учебных действий.
Реализация ФГОС в социокультурной среде общеобразовательного учреждения по дисциплине «Физическая культура» отражает тенденции сегодняшнего дня: государство заинтересовано в здоровом резерве страны, когда здоровье и благополучие является залогом здоровья и успешности всей нации. В связи с изложенным является актуальным совершенствование старых и поиск новых инновационных технологий, средств и методов на уроках физической культуры для повышения интереса у подростков.
Гипотеза: предполагается, что использование круговой тренировки с использованием спортивных игр будет способствовать повышению интереса подростков к уроку физической культуры.
Цель исследования: Способствовать повышению интереса подростков к уроку физической культуры за счёт внедрения разработанной методики обучения игр и круговых тренировок.
Объект исследования: процесс урока физической культуры.
Предмет исследования: организация круговой тренировки на уроках физической культуры с использованием спортивных игр(или футбол).
Задачи:
1. Проанализировать состояние вопроса интереса и мотивации современных школьников к занятиям на уроке физической культуры
2. Изучить инновационные технологии в современной педагогике физической культуры и определить наиболее эффективные и доступные средства повышения интереса к уроку физической культуры.
3. Разработать и экспериментально обосновать эффективность влияния методики обучения предмету «Физическая культура» с использованием инновационных технологий на повышение мотивации подростков к уроку физической культуры.
Практическая значимость. Результаты исследования представляют интерес для практической работы учителей и методистов по физической культуре, а также может быть использована на курсах повышения квалификации специалистов физической культуры.
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты организации круговой тренировки на уроках физической культуры с использованием спортивных игр
1.1 Особенности организации круговой тренировки на уроках физической культуры
Понятие «круговая» означает организационно-методическую разновидность построения части школьного урока физической культуры. Она дополняет наиболее часто применяемый линейный способ проведения занятий, при котором выделяется основной вид упражнений (в соответствии с целями и задачами урока), а остальные как бы отходят на второй план. Линейный способ оправдан при разучивании и закреплении двигательных навыков.
При этом отдельные двигательные задания во время урока воздействуют на ученика без четкой взаимосвязи, в связи с чем их тренирующий эффект незначителен. Переработка учебного материала по созданию модели физической подготовки с помощью круговой тренировки будет успешной тогда, когда 18 преподавателю или тренеру хорошо известны уровень и степень физического развития и подготовленности учеников. Одна из важнейших задач преподавателя должна заключаться, с одной стороны, в моделировании специальных комплексов и выработке алгоритмического предписания для их выполнения, а с другой - в умении организовать самостоятельную деятельность учащихся и управлять ею на уроках физического воспитания [11, 13].
Круговой способ организации занятия возник как дополнение к линейному способу. Его основное предназначение - целенаправленное совершенствование физических качеств. Достигается это путем подбора упражнений на основе анатомических принципов их дозировки и режима выполнения по закономерностям спортивной тренировки, индивидуализации нагрузки и контролем за достигнутым результатом. Вначале круговые тренировки применяли тренеры. Например, легкоатлеты в зависимости от вида специализации располагались на местах с определенными двигательными заданиями (на "станциях"), выполняли на них специальные упражнения, затем переходили по кругу манежа или стадиона на следующие "станции" [3, 36, 39].
Подобная организация увеличила моторную плотность, сближала общую физическую подготовку со специальной. Это было легко осуществимо в условиях спортивной тренировки, когда имеется однородная группа и конкретная спортивная специализация. Применительно к учебному уроку также были разработаны достаточно эффективные разновидности круговых занятий. Метод дополнительных упражнений состоит в следующем. На уроке по общей физической подготовке группа делится на два отделения. Для каждого из них определяется главное упражнение или гимнастический снаряд. Например, главное упражнение одного из отделений - подтягивания на перекладине.
Один ученик его выполняет, другой ожидает своей очереди (пассивный отдых). Остальные выполняют дополнительные упражнения типа активного отдыха, то есть на другие мышечные группы (в нашем примере ими могут быть "угол" на гимнастической стенке, кувырки на гимнастическом мате, прыжки со скалкой, наклоны). Дополнительные упражнения - это своеобразные "станции", очередность прохождения которых ученик может выбирать сам. Так же самостоятельно он выбирает дозировку. Важное условие вернуться к месту выполнения главного упражнения в то время, когда его начинает выполнять последний из очередных перед ним ученик (чтобы успеть отдохнуть). Моторная плотность при таком методе увеличивается до 60%. При данной организации урока появляется первый признак из будущей системы круговой тренировки - расположение вокруг основного снаряда дополнительного места ("станции") [11, 13].
Другая разновидность кругового способа "станционные" занятия. В отличии от предыдущей в данной организации нет деления упражнений на главные и дополнительные. В определенных местах спортивного зала "оборудуются "станции": дощечка с описанием или графическим изображением упражнения, на ней же указывается количество повторений; на полу стрелка с указанием направления перехода к следующей станции. "Станций" может быть не больше десяти. Все ученики одновременно начинают и заканчивают выполнение упражнений, по сигналу переходят на следующую "станцию". При "станционном" способе применяется главный отличительный признак круговой тренировки - ее символ, то есть графическая схема предлагаемых упражнений на отдельных "станциях" и на круге в целом, их дозировка, порядок смены "станций" [11, 13].
Следующая форма - собственно круговые занятия. При ней возрастает тренирующая и образовательная направленность занятия: ученики на "станциях" выполняют, возможно, большее число повторений или заданное число в меньшее время. Они или сами ведут подсчет и записывают результат или их сопровождают "контролеры". Затем они меняются. Круговые занятия так же можно проводить и в виде соревнований индивидуальных или между отделениями [12, 26, 27].
1.2. Проблемы урока физической культуры в современной школе
С недавней поры в теории и практике физической культуры и спорта есть возможность найти предположения о ошибочности и не плодотворности имеющегося механизма физического воспитания в общеобразовательных учреждениях, вдобавок осложнилась обстановка с внедрением Федеральных государственных образовательных стандартов. Такое состояние дел подтверждается проведенным нами анализом научной и научно-методической литературы за период с момента введения в действие ФГОС по настоящее время[45, с. 245]. Ту же ситуацию подтверждают результаты бесед, интервью и анкетирования, организованных нами в рамках курсов повышения квалификации среди учителей школ и преподавателей физической культуры ссузов и вузов[28, с. 65].
Таким образом, слабую плодотворность имеющейся школьной структуры физического воспитания при осуществлении ФГОС учёные наблюдают в очередных итогах деятельности нынешней системы.
1. Стабильная динамика повышения забол
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Литература
1. Аванесов С.В Тесты в социологическом исследовании. – М.: ФиC, 2004. – 260 с.
2. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Ленинград: Наука, 1968.
3. Андропова М.В. Психологические термины. М.: Издательство,2004. – 483 с.
4. Ашмарин Б.А. Теория и методика физического воспитания. Учебник для ИФК. – М: Просвещение, 1990 – 316 с.
5. Бальсевич В.К., Запорожанов В.А. Физическая активность человека. – К.: Здоров'я, 1987. – 288 с.
6. Баранов В.М. Физические упражнения в режиме труда. – К.: Здоров'я, 1978. – 183 с.
7. Бекетов В.А. Организация подготовки юных спортсменов. – Симферополь, 2002.-76 с.
8. Боген М.М. Обучение двигательным действиям. - М.:ФиС, 1985, с. 161-169.
9. Бомпа Т.О. Подготовка юных чемпионов. – М.: АСТ∙Астрель, 2003. – 260 с.
10. Вязовкина Л. Критерии самообразовательных достижений школьника// Директор школы, 2006, №10. – с. 67 – 74
11. Гальперин П.Я. Введение в психологию. Переизд., Ростов-на-Дону: Феникс, 2002. – 678 с.
12. Горская Г.Б., Барабанов А.Г.Спортивная теория. СПб.: Фокс, 2006.- 568 с.
13. Грановская Р.М. Элементы практической психологии. СПб, Фокс,2003.- 484 с.
14. Графов А.М., Антипова А.В. Детский возраст. М.: ФиC, 2007.- 468 с.
15. Дворкин Л.С., Новаковский С.В., Степанов С.В. Возрастные особенности развития силовых возможностей школьников 7 – 17 лет //Физическая культура: Воспитание, образование, тренировка, 2003. – N 3. – с. 29.
16. Железняк Ю.Д. Петров П.К. Основы научно - методической деятельности в физической культуре и спорте. М.: ФиC, 2003.- 425 с.
17. Задворнов К.Ю. Возрастная психология: Уч. пособие. М.: «УРАО», 2002.- 360 с.
18. И. В. Присяжнюк Научно-методический журнал Физическая культура в школе 2017 №5
19. Канарская О. В. Инновационное обучение: методика, технология, школьная практика: кн. Для учителя / О. В. Канарская.- СПб., 1997. – С. 480.
20. Кондратьева С. В. Учитель – ученик. М.: Издательство, 2006. – 368 с.
21. Королёва М. Б. Интегрированный подход в музыкальном воспитании старших дошкольников как средство гармоничного развития. Царскосельские чтения 2017 стр. 38-42
22. Круцевич Т.Ю. Моделирование гармоничности физического развития подростков // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка, 2002. - № 4 – с. 9 – 13 .
23. Кузьмина Н.В Методы исследования педагогической деятельности. М.: ФиC, 2005.
24. Лубышева Л. И. Спортивная культура в школе / — М.: НИЦ Теория и практика физической культуры и спорта, 2006.—174 с.
25. Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения. М.: ФиC, 2008.- 480 с.