Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования. В условиях становления рыночной экономики в России возникли такие угрозы экономической безопасности, как рост экономической преступности, увеличения доли теневой экономики, падение уровня реальных доходов населения, обострение проблем социального неравенства, усиление дифференциации регионов, ухудшение демографической ситуации. Неотложность устранения этих и ряда других угроз в социальной, экономической и политической сферах требует глубоких теоретических исследований способов и инструментов обеспечения экономической безопасности страны и ее регионов, разработки и реализации, государственных мер, направленных на их преодоления и предотвращение появления новых рисков и угроз в социально-экономической сфере.
В настоящие время, учитывая внутренние состояние экономики и негативное влияние внешних факторов, актуальность темы данной работы очень высока.
Объект исследования - Свердловская область.
Предмет исследования – экономическая безопасность, как составная часть системы экономической безопасности региона.
Цель работы – разработать мероприятия по повышению эффективности экономической безопасности Свердловской области.
Для достижения данной цели необходимо решение следующих задач:
1. Определить особенности экономической безопасности региона.
2. Провести анализ экономической безопасности Свердловской области.
3. Разработать стратегию экономической безопасности Свердловской области.
Период исследования: 2011-2017 гг.
Методы исследования. Научные результаты работы были получены с использованием методов диалектического познания, логическо-смыслового и экономико-статистического анализа, применены: системный подход, методы конкретно – экономического, логического, статистического анализа и обобщения, экспертной оценки и экономического прогнозирования.
В ходе работы были использованы первичные и сводные документы по финансовой деятельности организации, федеральные законы, периодическая литература, данные справочно-правовых систем.
Структура работы обусловлена целями, задачами и содержанием исследования и состоит из введения, трех глав, объединяющих параграфов, заключения, а также списка литературы.
1. Методологические аспекты анализа экономической безопасности региона
1.1. Критерии и параметры экономической безопасности региона, стратегические аспекты управления
Экономическая безопасность региона, представляет собой защищенность его производственно-финансовой деятельности от нежелательных изменений в этих сферах. Она призвана выполнять ряд функций, к основным из которых следует отнести: прогнозирование, оценка финансового риска, выявление угроз, сохранение конкурентных преимуществ на рынке, предупреждение и ликвидация экономических последствий проявления неблагоприятных факторов и другие.
С. И. Ожегов определил понятие безопасность как «положение, при котором не угрожает опасность кому-нибудь и чему-нибудь» .
К. Маркс писал, что «безопасность есть высшее социальное понятие гражданского общества».
С данной позицией солидарен и Д.В. Гордиенко, который указывал, что «государство, не дающее гражданам ничего, даже безопасности, несомненно, вызовет сначала равнодушие, потом вражду народа; оно разложится и погибнет или от внешнего врага, поддерживаемого апатией масс, или от внутренних раздоров» .
В Конституции Российской Федерации содержатся прямые установки по обеспечению безопасности следующих объектов: государства, общества и личности. Кроме того, на конституционном уровне закреплены такие виды безопасности, как государственная безопасность, общественная безопасность, экологическая безопасность, безопасность труда. Потребность в безопасности является базовой, основной потребностью государства, как отельного индивида, так и общества в целом. В силу нестабильной политической и экономической ситуации в стране в настоящее время экономическая безопасность является одной из актуальных потребностей. Экономическая безопасность подразумевает собой состояние национальной экономики, которое в материальных благах обеспечивает удовлетворение жизненно важных потребностей страны независимо от возникновения внутри страны или в мировой экономической системе форс-мажорных обстоятельств, носящих социально-политический, экономический или экологический характер .
1.2. Тенденция развития Свердловской области
Основным индикатором национальной и экономической безопасности государства является динамика реального ВВП (рис. 1)
Опираясь на цифры, приведенные в таблице 1 и рис. 1 можно заметить, что падение ВВП в 2011 г. было компенсировано ростом в 2012 г., наиболее значителен был рост в 2011 г. и 2012 г. Далее темпы роста снижаются. Такая тенденция сопровождается аналогичной динамикой индекса потребительских цен, имевшей рост в 2011 г. и 2012 г.
Рис. 1. Динамика ВВП за период с 2012-2018 гг. (данные сайта Росстата)
На рисунке 2 отражена динамика индекса потребительских цен в России за период 2010-2018 гг., которая лишь подтверждает необходимость корректировки стоимости ВВП в сопоставимых ценах для проведения анализа состояния национальной и экономической безопасности.
Таблица 1
Динамика ВВП и индекса потребительских цен
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
Нормативные-правовые акты
1. Конституция Российской Федерации // Режим доступа: http://constitution.kremlin.ru/
2. Федеральный закон «О безопасности» от 28.12.2011 N 390-ФЗ (действующая редакция от 01.01.2018) // Режим доступа: http://www.consultant.ru/popular/bank/
3. Конституция Свердловской области от 24.12.1993 N ВС-22/15 // Ведомости Государственного Собрания, Президента и Кабинета Министров Свердловской области. 2003. N 1 (157). Ст. 3.
4. Указ Президента Свердловской области от 4 марта 1996 г. N УП-130 «О Концепции внешнеэкономической деятельности Свердловской области» // Ведомости Государственного Собрания, Президента и Кабинета Министров Свердловской области. 1996. N 10 (52). Ст. 703.
5. Закон Свердловской области от 8 мая 1998 г. N 158-з «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности в Городе Екатеринбург» // Ведомости Государственного Собрания, Президента и Кабинета Министров Свердловской области. 1998. N 14 (80). Ст. 835.
6. Закон Свердловской области от 6 марта 2001 г. N 185-з «О развитии внешнеторговой деятельности в Городе Екатеринбург» // Ведомости Государственного Собрания - Курултая, Президента и Правительства Свердловской области. 2004. N 18 (192). Ст. 1053.
7. Постановление Кабинета Министров Свердловской области от 11 июня 1999 г. N 169 // Ведомости Государственного Собрания, Президента и Кабинета Министров Свердловской области. 1999. N 14 (98). Ст. 954.
8. Постановление Правительства Свердловской области от 30 сентября 2009 г. N 370 «О Стратегии социально-экономического развития Свердловской области до 2020 года» // Ведомости Государственного Собрания - Курултая, Президента и Правительства Свердловской области». 05.11.2009. N 21 (315). Ст. 1459.
Учебная и научная литература
9. Ищенко, Е. Г. Системные факторы поддержки экспорта Российской Федерации / Аналитические материалы международной научно-практической конференции «Россия в ВТО: проблемы национальной конкурентоспособности и стимулирования российского экспорта». – М.: Финуниверситет, 2015. – С. 34-112.
10. Кизим, А.А., Склярова, Л.В. Инструменты теневой экономики России // Труды Кубанского государственного аграрного университета. – 2016. – № 5 (20). – С. 34-49.
11. Киреев, А.С. Международная экономика. – М.:МАКО, 2016. – 414 с.
12. Кодинцев, А.Я. Проблемы государственной политики при обеспечении экономической безопасности России // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 3. – С. 283-288.
13. Комарова, Т.В. Теневая экономика в российских регионах. – М.: Наука, 2017. – 512 с.
14. Кочергина, Т.Е. Экономическая безопасность. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2016. – 445 с.
15. Краткая характеристика состояния преступности в России за 2017 год. – М.: ГИАЦ МВД России, 2018. – 589 с.
16. Кузык, Б. Теневая экономика России: сценарный подход // Экономические стратегии. – 2016. – № 1. – С. 56-81.
17. Лебедев, Д. С. Институциональная трансформация теневой экономики России. – М.: Экономика, 2018. – 159 с.
18. Международные валютно-кредитные отношения: учебник для вузов / под ред. Красавиной Л. Н. 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2016. – 678 с.
19. Напалкова, И.Г. Экономическая безопасность: институционально-правовой анализ. / Науч. ред.: Баранов П.П. – Ростов-на-Дону: СКНЦ ВШ, 2017. – 148 c.
20. Оперативный мониторинг экономической ситуации в России / Под ред. В.И. Белова. – М.: Институт экономической политики имени Е.Т. Гайдара, 2016. – 621 с.
21. Полбин, А.В. Построение динамической модели теневой экономики // Экономический журнал ВШЭ. – 2014. – № 2. – С. 45-56.
22. Потрубач, Н.Н. Концепция экономической безопасности // Социально-гуманитарные знания. – 2016. – № 4. – С. 130-140.
23. Россия в цифрах. 2017: Краткий статистический сборник. – M.: Росстат, 2018. – 678 с.
24. Стратегия внешнеэкономических связей России в условиях глобализации (сценарий до 2025 года). – М.: Центр внешнеэкономических исследований ИМЭПИ РАН, 2016. – 821 с.
25. Статистика внешней торговли России в 2014-2017 гг.: основные тенденции. – М.: ЕИКЦ, 2018. – 489 с.
26. Улюкаев, А. В., Куликов, М. В. Денежно-кредитная политика на этапе инвестиционного развития экономики // Деньги и кредит. – 2017. – № 5. – С. 3-7.
27. Устинов, И.Н. Мировая торговля: Статистическо-аналитический справочник // Экономика. – 2016. – № 5. – С. 4-29.
28. Школяр, Н. А. Корректировка системы теневой экономики: принципы и подходы // Российский внешнеэкономический вестник. – 2016. – № 2. – С. 79–86.
29. Щербаков, А.О. Макроэкономика. – М.: Макро, 2016. – 344 с.