Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
В современном российском обществе существует тенденция роста распространенности различных
форм девиантного поведения среди детей и молодежи. Увеличивается употребление алкоголя,
никотина, наркотиков и различных токсических веществ, что является показателем происходящей
социальной и духовно-нравственной деформации в детско-молодежной среде. Особенно ярко
аддиктивное поведение проявляется в подростковом возрасте, так как они наиболее подвержены
воздействию психогенных факторов. В силу возрастных особенностей подростков, таких как:
3
потребность в самопознании, в самоопределении, в психологической и эмоциональной
независимости и достижении определенного социального статуса - у них наиболее часто
проявляется аддиктивное поведение.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ПРОФИЛАКТИКИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ У
ПОДРОСТКОВ
1.1. Понятийно-терминологический аппарат исследования:
Поступки, не вписывающиеся в общепринятые поведенческие нормы, носит название
«Девиантное поведение». Профилактикам чаще всего подлежит именно подрастающее
поколение – дети и подростки. Обязательные инструктажи и беседы с молодежью о
неправильности того или иного варианта действий, разъяснения о возможных неприятных
последствий вызванных необдуманными и импульсивными поступками – профилактика
девиантного поведения подростков носит подобный характер. Также в процессе бесед и
разъяснений специалист (преподаватель или сами родители) должны доступно обосновать
причины запретов, почему определенные действия вызывают возмущение и непонимание
общественности.
Не обращая внимания на первые признаки девиантного поведения своего чада, родители
сознательно подвергают его одиночеству, непониманию социума и частых конфликтов с
окружающим миром.
Основные проблемы, с которыми приходиться сталкиваться, проводя профилактику девиантного
поведения
Ученые и специалисты уже доказали тесную связь девианантного поведения подростков с их
дальнейшей преступной деятельностью. Если не проводить мероприятия способствующие
информированию и устранению данного варианта поведения, а позволить плохим привычкам
выражаться с большей силой следует быть готовым последствиям. Ребенок в скором времени
может стать частым гостем детской комнаты милиции, а после и более серьезного заведения.
1.2. Подходы к изучению девиантного поведения
В современной науке проблема девиантного поведения является довольно проработанной,
поскольку существует множество эмпирических исследований и сложившаяся композиция
подходов, объясняющих этот феномен с различных точек зрения (Дюркгейм, 1994; Змановская,
2004; Клейберг, 2004; Кудрявцев, 1989; Мясищев, 1998; Лоренц 1994 и др.). Существует множество
определений данного понятия в рамках самых разных теоретических ориентаций. Вместе с тем
процесс познания отклоняющегося поведения не остановился: появляются новые исследования,
стремящиеся еще глубже проникнуть в сущность данного предмета изучения, стимулирующие
появление новых аспектов понимания данной реальности. Следовательно, разработка темы
девиантного поведения продолжается, представляя собой процесс развития данного знания и,
как процесс, имея свою историю и перспективы. В связи с этим для проникновения в сущность
такого сложного феномена, как девиантное поведение, и необходимо рассмотреть развитие
изучения различных форм проявления девиаций в исторической ретроспективе, проследить, как
выкристаллизовывалось понимание и само понятие отклоняющегося поведения, выявить
4
тенденции, сложившиеся в исследованиях девиаций в поведении, и наметить перспективы
дальнейшего изучения сущности рассматриваемого предмета.
Г. В. Лейбниц (1646— 1716) в одноименном трактате объясняет моральное зло несовершенством
вещей, а отклоняющееся поведение выступает как грех, в наказание за который человек
испытывает физические страдания, происходящие от божественной воли (Скрипник, 1992). А
наиболее значительный философ раннего христианства Августин Аврелий (IV век до н. э.)
предпринял попытку полностью вытеснить «злое» начало из онтологической среды, что породило
вывод о том, что все существующее от Бога есть благо, в том числе и «девиантное» поведение
человека (Абеляр, 1992). В эпоху Нового времени проблема отклоняющихся поступков человека
от моральных норм приобретает социально детерминирован ный характер.
1.3. Причины и факторы, вызывающие девиантное поведение в подростковом возрасте.
Таким образом, проведенный теоретикометодологический анализ проблемы содержательных
характеристик девиантного поведения как социально-психологического явления позволяет
сделать следующие выводы. В период античности «девиантные» поступки являлись
отклонениями от добродетельной жизни, нарушением принципа умеренности, формой
морального зла.
Античная этика предполагала регламентацию поступков индивида с помощью разума,
способного направлять его поведение. Рассуждения средневековых мыслителей об
отклоняющемся поведении сводились к тому, что «аморальные» поступки человека
рассматривались как вторичный продукт божественной воли, безусловно, восходящий к
первоисточнику и не связанный с социальной действительностью. Несмотря на такое «внешнее»
объяснение поведения человека, следует отметить, что именно в христианстве закладываются
представления о конструктивности и деструктивности поведения человека как важнейших
аксиологических критериях. Девиантное поведение в работах философов и мыслителей, начиная с
античности и до XIX века, рассматривалось в основном с морально-нравственных позиций. В
таком ракурсе оно воспринимается как целостное явление, объясняемое на основе критериев
добра и зла.
Такой подход дает нам достойные ответы на многие вопросы, связанные с объяснением природы
девиантного поведения, намечая основные направления изучения феномена отклонений в
поведении — особенностей внутреннего мира индивида и социальных отношений. Однако, как
уже было отмечено, девиантное поведение рассматривается еще достаточно обобщенно — так,
влияние разумного начала человеческой природы пока еще только интуитивно воспринимается
как возможность преодоления морального зла, но, по сути, не рассматриваются конкретные
механизмы, условия, факторы, способствующие снижению вероятности проявления отклонений в
поведении. В то же время так называемое «животное» начало человека не обязательно
подталкивает человека на проявление недостойных поступков, а только при определенных
условиях; равно как и «разумный» человек не всегда способен только на добродетельные
действия.
1.4. Профилактика девиантного поведения подростков.
5
Обращение к проблеме исследования причин возникновения девиантного поведения у
подростков насчитывает в настоящее время огромное количество работ. Среди основных
концепций и теорий изучения причин девиаций можно выделить: психоаналитические (З. Фрейд,
Э. Фромм, А. Адлер и др.), антропологические (Э. Кречмер, Х. Шелдон и др.) и
социальнопсихологические (Д. Матс, Р. Мертон, Т. Сайкс и др.). Как и многие другие отрасли
психологической науки, психология девиантного поведения прошла путь от чисто теоретических
исследований к практическому решению этой социальной проблемы. Для современного общества
важно серьезное изучение специфики социальной ситуации, этических норм, традиций
общественного и семейного воспитания, с учетом которых должна строиться работа с
девиантными детьми и подростками. Большинство ученых, занимавшихся изучением проблемы
возникновения отклонений поведении детей и подростков, в своих исследованиях выделяют
множество факторов, способствующих этому.
Это и индивидуальные психофизиологические и личностные особенности ребенка, кризис
подросткового возраста, положительное подкрепление ненормативного поведения в группе
сверстников, пропаганда насилия и жестокости средствами массовой информации, доступность
подростковой среде табака, алкоголя, наркотиков и многие другие причины. Но основным
фактором, влияющим на формирование отклоняющегося от общепринятых норм поведения,
является семья. Одним из важных социальных факторов, влияющих на формирование
девиантного поведения несовершеннолетних, по нашему мнению, является семья и семейное
воспитание. Специфичность воздействия семьи на поведение подростков заключается в
непосредственном позитивном и негативном влиянии через ближайшее окружение.
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОФИЛАКТИКИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ
ПОДРОСТКОВ ПОСТПРЕДСТВОМ ТЕХНОЛОГИИ «ЦЕЛЕВЫХ ПЕРСПЕКТИВ»
2.1. Характеристика этапов и методов исследования.
Для рассмотрения проблемы психолого-педагогической работы с лицами, имеющими склонность
к девиантному поведению, необходимо определить, что представляет собой данная категория
людей, каковы основные причины, обусловливающие формирования отклонений от нормы в их
поведении. Экспериментальной базой послужила МБОУ №25, г. Москвы. Исследование по
определению склонности подростков к девиантному поведению началось в 2019 году, в нем
приняли участие 22 учащихся 7, 8 и 9 классов, из них 15 девочек и 7 мальчиков.
На этапе констатирующего эксперимента с помощью соответствующих методов и методик
изучалась склонность подростков к девиантному поведению.
Выбирая методики для выявления у подростков склонности к девиантному поведению, мы
руководствовались следующим:
1) время проведения массового обследования не должно превышать одного – двух уроков;
2) каждая из применяемых методик должна быть полуфункциональной, т.е. затрагивать разные
стороны психического, личностного развития детей;
6
3) достоверность получаемых выводов может быть обеспечена только при условии сопоставления
данных, полученных каждой отдельной методикой с результатами других методик, а также
успеваемостью учащихся, характеристиками, которые дают им учителя.
2.2. Диагностика склонности к девиантному поведению у подростков.
Анализ результатов по методике «Определение уровня агрессивности Басса-Дарки» показал, что
высокий уровень физической агрессии имеют 6 испытуемых (27%), проявление высокого уровня
косвенной агрессии свойственно 7 испытуемым (32%), высокий уровень раздражения свойственен
5 испытуемым (23%), высокий уровень негативизма имеют 7 испытуемый (32%), высокий уровень
обиды имеют 8 испытуемых (36%), подозрительность свойственна 5 испытуемым (23%), высокий
уровень вербальной агрессии выявлен у 6 испытуемых (27%), чувство вины свойственно 3
испытуемому (14%).
Высокий уровень индекса агрессивности имеют 7 испытуемых (32%). Анализ результатов по
методике «Цветовой тест отношений» Эткинда» показал, что по шкале «отношение к школе»
психологическое отвержение было выявлено у 7 испытуемых (32%), по шкале «отношение к
семье» - у 3 испытуемых (14%), по шкале «отношение к друзьям» - у 2 испытуемых (9%).
По полученным результатам методики «Методика диагностики склонности к отклоняющемуся
поведению» А.Н.Орла можно сделать вывод, что - по шкале склонности к преодолению норм и
правил результаты выше нормы у 36% учащихся (8 человек), что свидетельствует о
предрасположенности респондентов к преодолению каких-либо норм и правил, склонность к
отрицанию общепринятых норм и ценностей, образцов поведения;
- по шкале склонности к аддиктивному поведению результаты выше нормы у 27% учащихся (6
человек), что свидетельствует о готовности респондентов реализовать аддиктивное поведение;
- по шкале склонности к самопожертвованию и саморазрушающему поведению результаты выше
нормы у 23% учащихся (5 человек), что свидетельствует о готовности респондента реализовать
различные формы аутоагрессивного поведения;
- по шкале склонности к агрессии и насилию результаты выше нормы у 32% (7 человек).
2.4. Вторичная диагностика склонности к девиантному поведению, определение эффективности
работы.
ем». При коррекции поведения необходимо особое внимание уделить этому аспекту. Методика
на определение склонности к отклоняющемуся поведению (СОП) позволила определить
готовность подростков к реализации различных форм отклоняющегося поведения.
Результаты исследования по шкале «Установка на социальную желательность» показали: 46%
группы до эксперимента и группы после эксперимента при заполнении опросника давали
социально-желательные ответы в умеренной тенденции. 4% группы после эксперимента и 27%
группы до эксперимента не склонны скрывать собственные нормы и ценности, корректировать
свои ответы в направлении социальной желательности. 50% группы после эксперимента и 27%
7
группы до эксперимента строго соблюдают даже малозначительные социальные нормы,
умышленно стремятся показать себя в лучшем свете.
По шкале «Склонность к преодолению норм и правил» 27% группы после эксперимента и 54%
группы до эксперимента готовы преодолевать какие-либо нормы и правила, склонны к
отрицанию общепринятых норм и ценностей, образцов поведения, склонны противопоставлять
собственные нормы и ценности групповым, способны «нарушать спокойствие», искать трудности,
которые можно было бы преодолеть.
Большинство группы после эксперимента (73%) и 38% группы до эксперимента следуют
стереотипам и общепринятым нормам поведения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Девиантное поведение понимается как нарушение социальных норм и в последнее время эта
проблема привлекает внимание социологов, педагогов, работников правоохранительных органов.
В России понятие «девиантное поведение» употребляется наряду с термином «отклоняющееся
поведение» и было введено Я.И.Гилинским.
То есть к девиантному поведению можно отнести совершение проступков, правонарушений,
оскорбления, бродяжничество, употребления алкоголя и наркотиков и т.д. Существует
определенная классификация девиантного поведения. Так, выделяется первичная и вторичная
девиация, негативные и позитивные девиации, индивидуальная и коллективная формы
девиантного поведения. Для первичной девиации характерно совершение незначительных
проступков и безнравственное поведение.
Данные отклонения не одобряются окружающими, но еще и не осуждаются. А при вторичной
девиации отклоняющееся поведение признается окружающими как нарушение норм права и
морали, а правонарушитель осуждается обществом. Негативные девиации - отклонения,
направленные на причинение вреда другим (различные преступные действия) и отклонения,
направленные на причинение вреда самому себе (алкоголизм, курение, наркомания). Позитивная
девиация – индивидуализированное поведение, оцениваемое обществом как отклонение от
нормы, но являющееся общественно полезным (гениальность, новаторство).
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Агеева Л. Г. Дефект социализации личности учащихся общеобразовательной школы // Вестн.
социальной работы. 2005. Вып. 6. С. 113—119.
2. Бандура А. Подростковая агрессия: изучение влияния воспитания и семейных отношений. М. :
Апрель Пресс : Эксмо-Пресс, 2000. 509 с.
3. Беккер Г. Современная социологическая теория. М. : Иностранная литература, 1961. 325 с.
4. Беличева С. А. Основы превентивной психологии. М. : РИЦ Консорциума «Социальное здоровье
России», 1994. 221 с.
8
5. Братусь Б. С. Аномалии личности. М. : Мысль, 1988. 304 с.
6. Бэрон Р. Агрессия : учеб. пособие / под ред. Р. Бэрона, Д. Ричардсон. СПб. : Питер, 2000. 351 с.
7. Выготский Л. С. Психология. М. : Апрель Пресс : Эксмо-Пресс, 2000. 1007 с.
8. Гиппенрейтер Ю. Б. Психология индивидуальных различий. М. : Изд-во МГУ, 1982. 319 с.
9. Гоббс Т. Сочинения : в 2 т. М. : Мысль, 1989. С. 129.
10. Гофман И. Представление себя другим. Современная зарубежная социальная психология. М. :
Изд-во МГУ, 1984. С. 188—196.
11. Гусейнов А. А. Этика. М. : Гардарика, 2002. 472 с.
12. Добренькова В. И. Американская социологическая мысль. М. : Междунар. ун-т бизнеса и
управления, 1996. 556 с.
13. Дюркгейм Э. Самоубийство: социологический этюд. М. : Мысль, 1994. 399 с.
14. Ефимова О. И., Ощепков А. А., Салахова В. Б. Личность и девиация: ценности и смыслы.
Технологии коррекции. Ульяновск : УлГУ, 2015. 388 с.
15. Захарова Е. А. Гуманистические подходы к процессу преодоления девиантного поведения
подростков в педагогических исследованиях России, США, Канады : дис. … канд. психол. наук. М.,
2005. 190 с.
16. Змановская Е. В. Девиантология : учеб. пособие. М. : Академия, 2004. 288 с.
17. Кернберг О. Ф. Агрессия при расстройствах личности и перверсиях. М. : Класс, 2001. 367 с.
18. Клейберг Ю. А. Социальная психология девиантного поведения. М. : Сфера, 2004. 416 с.
19. Кон И. С. Психология ранней юности : кн. для учителя. М. : Просвещение, 1989. 255 с.
20. Кравченко Е. И., Добренькова В. И. Американская социологическая мысль. М. : Междунар. ун-т
бизнеса и управления, 1996. 556 с
. 21. Кропоткин П. А. Этика: избр. тр. М. : Политиздат, 1991. 491 с.
22. Крэйхи Б. Социальная психология агрессии. СПб.: Питер, 2003. 336 с.
23. Кудрявцев В. Н. Социальные отклонения. М. : Юридическая литература, 1989. 365 с.
24. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М. : Академия, 2005. 352 с.
25. Личко А. Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. 2-е изд. Л. : Медицина, 1983.
255 с.
26. Лоренц К. Агрессия (так называемое «зло»). М. : Прогресс : Изд. фирма «Универс», 1994. 271 с.
27. Медведева Е. С. Сущность и существование девиантного поведения : дис. … канд. филос. наук.
Красноярск, 2005. 180 с.
9
28. Мид Дж. Интернализированные другие и самость. Американская социологическая мысль / под
ред. В. И. Добренькова. М. : Изд-во Междунар. инта бизнеса и управления, 1996. С. 225.
29. Мясищев В. Н. Психология отношений. М. : Ин-т практич. психологии, 1998. 362 с.
30. Нельсон-Джоунс Р. Теория и практика консультирования. СПб., 2000. 456 с.
31. Платонов Ю. П. Социальная психология поведения : учеб. пособие для студентов вузов,
обучающихся по направлению и специальностям психологии. СПб. : Питер, 2006. 459 с.
32. Психологическая типология : хрестоматия / сост. К. В. Сельченок. Минск : Харвест ; Moscow :
АСТ, 2000. 590 с.
33. Рабинович В. Л. Августин, Аврелий (Блаженный). Исповедь. История моих бедствий. Ин-т
человека АН СССР. М. : Республика, 1992. 335 с.
34. Ритцер Дж. Современные социологические теории. СПб. : Питер, 2002. 686 с.
35. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб. : Питер, 2007. 720 с.
36. Садлер У. А. & Джонсон Т. Б. Лабиринты одиночества : пер. с англ. / сост., общ. ред. и предисл.
Н. Е. Покровского. М. : Прогресс, 1989.
37. Скрипник А. П. Моральное зло в истории этики и культуры (над чем работают, о чем думают
философы). М. : Политиздат, 1992. 351 с.
38. Степанова С. Е. Нравственное сознание и поведение молодежи в современных условиях :
автореф. дис. … канд. филос. наук. Чебоксары, 2004. 25 с.
39. Титаренко А. И. Антиидеи: опыт социолого-этического анализа. М. : Политиздат, 1984. 478 с.
40. Толстых А. А. Взрослые и дети: парадоксы общения. М. : Педагогика, 1988. 125 с.
41. Фельдштейн Д. И. Психология современного подростка. М. : Педагогика, 1987. 240 с.
42. Франкл В. Человек в поисках смысла. М. : Прогресс, 1990. 368 с.
43. Фрейд З. Введение в психоанализ (лекции). СПб. : Питер, 2005. 384 с.
44. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. М. : АСТ-Лтд, 1998. 672 с.
45. Шибутани Т. Социальная психология. Ростов н/Д. :