Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В современном обществе с каждым днём возрастает число мигрантов. Это связано с тремя основными причинами:
1. Заключение брака с представителем иностранного государства.
2. Желание повысить свой уровень жизни (попасть в лучшие социально-экономические условия, получить хорошее образование, заниматься перспективной работой)
3. Вынужденная мера покинуть свою страну.
Каждое из этих оснований для миграции определяет возможности для адаптации к новым условиям.
Исследованию мотивации мигрантов, зависимости условий их жизни и традиций их стран от того, насколько они отличаются в новых условиях, посвящены многочисленные исследования. Однако работ, посвящённых исследованию важнейших факторов аккультурационных ожиданий, в настоящее время недостаточно, в связи с чем необходимо проводить работу в данном направлении.
Исследования культурных особенностей мигрантов проводилось в основном зарубежными психологами и социологами, так что развитие данного направления в России является весьма актуальным.
Цель и задачи исследований.
Цель: выявить проблемы и особенности адаптации мигрантов в зависимости от типа их культуры.
Исследование проводилось в 20219 году. В задачи исследования входило:
1. Охарактеризовать различные особенности типов культур
2. Определить основные факторы аккультурационных ожиданий
3. Выявить значение институционного доверия как фактора миграционной адаптации.
4. Разработать практические психологические методики по данной тематике.
5. Провести эмпирическое исследование адаптационного потенциала мигрантов.
6. Сделать выводы по результатам проведённого исследования.
Гипотеза исследования: представители западного типа культуры эффективнее адаптируются к новому типу культуры по сравнению с представителями восточного типа, поскольку обладают более высоким институциональным доверием.
Объект и предмет исследования.
Объект исследования: адаптационный потенциал мигрантов.
Предмет исследования: влияние типа культуры на адаптационный потенциал мигрантов.
Практическая значимость работы. В результате выполнения данной работы разработаны методики, позволяющие выявить адаптационный потенциал мигрантов.
ГЛАВА 1. Исследование влияния типа культуры на адаптационные возможности и институциональное доверие мигрантов
1.1. Тип культуры мигрантов как важный фактор их аккультуризации и адаптации
На протяжении длительного времени в мире формировались различные типы культур. Это формирование происходило в зависимости от природных условий, религиозных традиций, экономических и социальных условий и др. В настоящее время существует множество культур, которые имеют различные сходства и отличия. Одновременно мы являемся носителями национальной, социальной, духовно-нравственной, профессиональной и других типов культур[13].
Понятие «тип культуры» представляет собой форму, для которой свойственны конкретные характеристики, черты, признаки культуры. Типология культуры – это способ выявления и обозначения культурных типов исходя из того или иного основания. Она позволяет нам систематизировать многочисленные проявления культуры, классифицировать культурные практики. Применяя понятие «тип культуры» мы можем лучше разбираться в многообразии культурных форм, давать характеристики разным культурам, а также видеть общее и различное в них. Все это служит более глубокому познанию культуры и упорядочиванию информации о ней [21].
Говоря об адаптации мигрантов, в первую очередь следует учитывать тип их национальной культуры.
В широком смысле, все люди на Земле существуют в рамках одной культуры, которая свойственна человеческой цивилизации. Эта культура объединяет в себе множество других культур, которые формировались в различных типах наций. Признаки национальной культуры отражают:
1. Ментальность
2. Национальные идеалы
3. Национальные ценности
4. Стереотипы нации
5. Национальное мировоззрение [15].
При этом, в национальной типологии иногда используется и этнический признак, поскольку этнос нередко является основой для формирования национальной идентичности. В этом случае речь будет идти о национально-этнической типологии культуры.
В настоящее время в мире принято различать восточный и западный типы культуры, внутри которых существуют свои разновидности.
Ещё с давних времён как на востоке, так и на западе культурепридавали большое значение и понимали, что от неё во многом зависит успешность различных видов деятельности.
Культура не должна быть лишь внешним проявлением: в её основу должны быть положены национальные и религиозные традиции, тактичность, вежливость, трудолюбие, пунктуальность и другие характеристики, которые необходимы при деловом взаимодействии.
Рассмотрим важнейшие особенности западного типа культуры.
К западному (европейскому) типу культуре аналитики относят тип культуры Западной Европы, Канады, Соединенных Штатов Америки, Австралии и отчасти нашей страны. Она базируется на следующем:
1. Религиозные начала католичества и протестантизма
2. Характеристики индустриально-городского типа существования.
3. обычаи и традиции неофициальных урбанистских объедин
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Егорова М.С., Паршикова О.В. Психометрические характеристики Короткого портретного опросника Большой пятерки (Б5¬10) // Психологические исследования. 2016. Т. 9, No 45. С. 9.
2. Корнилова Т.В., Чумакова М.А. Апробация краткого опросника Большой пятерки (TIPI, КОБТ) // Психологические исследования. 2016. Т. 9, No 46. С. 5
3. Первин Л., Джон О. Психология личности: Теория и исследования. — М.: Аспект Пресс, 2000. — 607 с.
4. Сергеева А.С., Кириллов Б.А., Джумагулова А.Ф. Перевод и адаптация краткого пятифакторного опросника личности (TIPI-RU): оценка конвергентной валидности, внутренней согласованности и тест-ретестовой надежности // Экспериментальная психология. 2016. Том 9. № 3. С. 138–154.
5. Щебетенко С.А. «Черты личности в рефлексии и жизненных проявлениях человека» (диссертация на соискание ученой степени доктора психологических наук по специальности 19.00.01 – Общая психология, психология личности, история психологии (психологические науки).
6. Allport, G.W., &Odbert, H.S. (1936). Trait-names: A psycho-lexical study. PsychologicalMonographs, 47, 211.
7. Almagor, M., Tellegen, A., & Waller, N. (1995). The Big Seven Model: A cross-cultural replication and further exploration of the basic dimensions of natural language of trait descriptions. JournalofPersonalityandSocialPsychology, 69, 300—307.
8. Aronson, Z. H., Reilly, R. R., & Lynn, G. S. The impact of leader personality on new product development teamwork and per¬formance: The moderating role of uncertainty. JournalofEngineeringandTechnologyManagement, 2006 No 23, P. 221 – 247
9. Ashton, M.C., Lee, K., Perugini, M., Szarota, P., de Vries, R.E., Di Blas, L., et al.(2004). A six-factor structure of personality-descriptive adjectives: Solutions from psycholexical studies in seven languages. JournalofPersonalityandSocialPsychology, 86, 356—366.
10. Baumgarten, F. (1933). Die Charaktereigenschaften. In: BeitragezurCharakter- und Persoenlichkeitforschung. Bern, Switzerland: A.Francke.
11. Bernard, L. C., Walsh, R. P., & Mills, M. Ask once, may tell: Comparative validity of single and multiple item measurement of the Big¬Five personality factors. CounselingandClinicalPsychologyJournal, 2005, No2, P. 40 – 57
12. Borgatta, E.F. (1964). The structure of personality characteristics. BehavioralScience, 9, 8—17.
13. Cattell, R.B. (1943). The description of personality: Basic traits resolved intoclusters. JournalofAbnormalandSocialPsychology, 38, 476—506.
14. Costa, P.T., Jr., & McCrae, R.R. (1992). NEO PI-R professional manual. Odessa, FL: PsychologicalAssessmentResources.
15. Cuperman, R., & Ickes, W. (2009). Big Five predictors of behavior and perceptions in initial dyadic interactions: Personality similarity helps extraverts and introverts, but hurts «disagreeables». JournalofPersonalityandSocialPsychology, 97, 667—684.
16. De Raad, B., Barelds, D.P.H., Levert, E., Ostendorf, F., Mlacic, B., Di Blas, L., Hrebickova, M., Szirmak, Z., Szarota, P., Perugini, M., Church, A.T., &Katigbak, M.S. (2010). Only three factors of personality description are fully replicable across languages: A comparison of 14 trait taxonomies. JournalofPersonalityandSocialPsychology, 98, 160—173.
17. Digman, J.M. (1997). Higher-order factors of the Big Five. Journal of Personality and Social Psychology, 73, 1246—1256.
18. Eysenck, H.J. (1991). Dimensions of personality: 16, 5, or 3? – criteria for a taxonomic paradigm. PersonalityandIndividualDifferences, 12, 773—790.
19. Eysenck, H.J. (1992). Four ways five factors are not basic. PersonalityandIndividualDifferences, 13, 667—673.
20. Eysenck, H.J. (1997). Personality and experimental psychology: The unification of psychology and the possibility of a paradigm. JournalofPersonalityandSocialPsychology, 73, 1224—1237.
21. Goldberg, L.R. (1981). Language and individual differences: The search for universals in personality lexicons. In L. Wheeler (Ed.), Review of personality and social psychology(Vol. 2, pp. 141—165). BeverlyHills: Sage.
22. Goldberg, L.R. (1992). The development of markers for the Big-Five factor structure. PsychologicalAssessment, 4, 26—42.
23. Gosling, S.D., Rentfrow, P.J., Swann, W.B. Jr. A very brief measure of the Big¬Five personality domains. JournalofResearchinPersonality, 2003 No37, P. 504 – 528
24. Gunnarsson, M., Gustavsson, P., Holmberg, S., Weibull, L. Statistical evaluation of six short Five Factor Model personality measures aiming for potential inclusion in the SOM Institute’s national surveys 2015. http://som.gu.se/digitalAssets/1557/1557730_statistical¬evaluation¬of¬six¬short-five¬fa+ctor¬model¬personality¬measures.pdf
25. Higgins, D.M., Peterson, J.B., Pihl, R.O., & Lee, A.G.M. (2007). Prefrontal cognitive ability, intelligence, Big Five personality, and the prediction of advanced academic and workplace performance. JournalofPersonalityandSocialPsychology, 93, 298—319.
26. Hofstee, W. K. B. (2001). Intelligence and personality: Do they mix? In J. M. Collis & S. Messick (Eds.), Intelligence and personality: Bridging the gap in theory and measurement (pp. 43–60). Mahwah, NJ: Erlbaum.
27. Hogan, R. (1986). Hogan Personality Inventory manual. Minneapolis, MN: National Computer Systems.
28. John, O., Donahue, E.M., &Kentle, R.L. (1991). The Big Five Inventory — versions 4a and 54. Berkeley, CA: University of California at Berkeley, Institute of Personality and Social Research.
29. John, O.P., Naumann, L.P., & Soto, C.J. (2008). Paradigm shift to the integrative Big Five trait taxonomy. In O. P. John, R. W. Robins, & L. A. Pervin (Eds.), Handbook of personality: Theory and research (pp. 114—158). New York, NY: Guilford Press.
30. Strus, W., Cieciuch, J., Rowinscy, T. The Circumplex of Personality Metatraits:A Synthesizing Model of Personality Based on the Big Five / Rewiew of General Psyhology, 2014, , Vol. 18, No. 4, 273–