Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Управление любым предприятием осуществляется с позиции системного подхода.
. Главным критерием современной системы управления является обеспечение эффективности и конкурентоспособности работы предприятия. Это особенно важно для предприятий малого бизнеса, где без соблюдения этих условий трудно рассчитывать на успех. Организация управления предполагает решение следующих вопросов: создание структуры предприятия; распределение полномочий.
Малый бизнес является фактором развития экономики, повышением уровня жизни населения и стабильным гарантом демократического развития. Одним из основных факторов, препятствующих успешной деятельности и развитию предприятий малого бизнеса, является низкая эффективность системы управления, которая в свою очередь обусловлена несоответствием формы их организационной структуры управления окружающей внешней среде.
Организационная структура управления является основой, на которой базируется система управления, благодаря которой реализуется мощный потенциал разделения и специализации управленческого труда, осуществляется воспроизводство системы управления в условиях изменения рыночной среды. В рамках данной структуры протекает весь управленческий процесс, в котором участвуют менеджеры всех уровней и профессиональной подготовки. В силу этого руководители предприятий должны уделять внимание принципам и методам построения структур управления, выбору их типов и видов, изучению направлений изменения и оценкам их соответствия задачам предприятия. С данных позиций тема работы актуальна.
Цель работы – разработка организационного проекта системы управления малого предприятия.
Задачи работы:
- представить понятие системы управления;
- рассмотреть роль организационной структуры в системе управления малого предприятия;
- представить общую характеристику предприятия и системы управления персоналом;
- проанализировать систему управления предприятием;
- разработать более эффективную организационную структуру управления.
Объект исследования – система управления предприятия. Объект наблюдения – ООО «Эверест».
Предмет исследования – формирование системы управления малым предприятием.
Осуществленный в дипломном проекте подход к разработке эффективной системы управления персоналом опирался на труды отечественных и зарубежных ученых и специалистов: Алексахиной Ю.В., Армстронг М., Банниковой Л.Н., Бухалкова М.И., Веснина В.Р., Егоршина А.П., Веснина В.Р., Кибанова А.Я., Маслова Е.В., Шапиро С.А., Шекшня С.В. и др.
В процессе исследования использованы методы и инструменты различные методы исследования и анализа организации: методы системного анализа, наблюдения, методики качественной и количественной оценки персонала.
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ
1.1.Понятие и свойства системы управления предприятием
В современных экономических условиях важным содержательным элементом системы менеджмента предприятия является его организационная структура, в значительной степени влияющая на результативность хозяйственной деятельности. Основная задача всех структурных преобразований системы управления состоит в достижении максимальной эффективности выполнения ею целевой функции.
Эффективность управления также зависит и от содержательной части системы – квалифицированного состава и численности работников управления, их технического оснащения и качества принимаемых ими решений. Поэтому важнейшей методологической проблемой при оценке эффективности структурных преобразований является качественное выделение и количественное определение факторов влияния организационной структуры на результативность управления.
Система – это искусственно создаваемый комплекс элементов (людей процедур, технологий, научных теорий и т.д.), предназначенных для решения сложной организационной, технической, экономической задачи [15, С.983]. В данном определении прослеживается момент создания и синтеза системы. Однако с какой позиции бы ни рассматривалась система, ее отличительными признаками выступают:
- наличие взаимосвязанных частей в объекте;
- взаимодействие между частями объекта;
- упорядоченность данного взаимодействия для достижения общей цели системы.
Необходимо подчеркнуть комплексность системного управления, основанную на совокупности различных теоретико-методологических подходов (системно-структурного (К.Леви-Стросс), системно-функционального (П.Анохин, Т. Парсонс)), оптимальное использование которых позволяет проводить всестороннее исследование для получения желаемых результатов. Конечным результатом системного управление является разработка и внедрение оптимизированной системы управления, соответствующей всем предъявленным требованиям оптимальности.
В основе проводимых исследований систем управления лежат следующие принципы.
1. Целостность, позволяющая рассматривать одновременно систему как единое целое и в то же время как подсистему для вышестоящих уровней.
2. Иерархичность строения, т.е. наличие множественных (по крайней мере двух) элементов, расположенных на основе подчинения элементов низшего уровня – элементам высшего уровня.
3. Структуризация, позволяющая анализировать элементы системы и их взаимосвязи в рамках конкретной организационной структуры. Как правило, процесс функционирования системы обусловлен не столько свойствами ее отдельных элементов, сколько свойствами самой структуры.
4. Множественность, позволяющая использовать множество кибернетических, экономических и математических моделей для описания отдельных элементов и системы в целом.
1.2. Анализ системы управления
В практической деятельности и научном анализе используются различные подходы и методы оценки эффективности управления конкретной организацией. Основными критериями эффективности управления предприятием являются обычно уровень выполнения бизнес-плана, темпы развития и основные экономические показатели деятельности. В зависимости от конкретной ситуации могут выделяться более узкие и определенные критерии: показатели качества продукции, инновационные технологии и др. При таком подходе показатели эффективности развития и управления отождествляются.
Существенными недостатками этого подхода являются несоизмеримость результатов развития с величиной использованных для их достижения ресурсов и отсутствие объективных критериев для разработки стратегии. Таким образом, уровень обоснованности и степень выполнения стратегии определяет эффективность управления.
Широкое распространение имеет оценка работы аппарата управления по его экономичности, где критериями анализа являются укрупненные отраслевые нормативы численности управленческого аппарата по функциям, типовые структуры и штаты, лимиты административных расходов [23, с.112]. Этот подход не отражает связи между регламентируемыми затратами на управление и результатами, но его применение создает определенную нормативную базу для организации аппарата управления, отражает средний организационно-технический уровень и характеризуется результатами, которые можно оценить конкретными показателями. Однако он не позволяет в полной мере использовать их для оценки эффективности управления.
В практике отдельных предприятий используется система дифференцированных аналитических показателей для оценки эффективности работы аппарата управления – коэффициентов уровня организации управления, эффективности выполнения отдельных его функций, которые дают более обоснованную базу для анализа. Недостатком такого рода систем является отсутствие общеметодических принципов и экономического критерия, позволяющего сопоставлять разновеликие и разномерные признаки и показатели работы аппарата управления [16, с.95].
1.3. Организационная структура управления предприятием
Оптимизация и реорганизация организационных структур должна обеспечивать лучшие условия для эффективной деятельности высшего
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 (ред. от 21.07.2014). Документ предоставлен Консультант Плюс www.consultant.ru (дата обращения 21.11.17).
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 №14-ФЗ (ред. от 22.06.2017). Документ предоставлен Консультант Плюс www.consultant.ru (дата обращения 21.11.17).
3. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 №197-ФЗ (ред. от 29.07.2017). Документ предоставлен Консультант Плюс www.consultant.ru (дата обращения 21.11.17).
4. Алехина Л.Л., Кучинова Я.С. Совершенствование организационной структуры управления предприятием в условиях современного развития экономических отношений в России // научные записки ОрелГИЭТ. – 2017. - №2. – С.89-95.
5. Ван Ден Берг, Г., Питерсма, П. Ключевые модели менеджмента. – М.: Лаборатория знаний, 2017. – 400с.
6. Грибов, В.Д. Основы экономики, менеджмента и маркетинга: учебное пособие. – М.: КноРус, 2017. – 224с.
7. Дейнека, А.В. Управление персоналом организации: учебник. – М.: Дашков и К, 2017. – 288с.
8. Друкер, П.Ф. Энциклопедия менеджмента. – М.: Вильямс, 2017. – 432с.
9. Келлер, С., Прайс, К. Больше чем эффективность. – М.: Альпина Паблишер, 2015. – 409с.
10. Кибанов, А.Я., Митрофанова, Е.А., Эсаулова И.А. Экономика управления персоналом: учебник. – М.: Инфра-М, 2017. – 432с.
11. Киселев М.А., Сухов В.Д. Методические подходы к управлению изменениями организационной структуры предприятия // альманах мировой науки. – 2017. - №2-1. – С.167-168.
12. Ковалевич, И.А., Ковалевич, В.Т. Управление человеческими ресурсами: учебное пособие. – М.: Инфра-М, 2017. – 210с.
13. Лифшиц, А.С. Управление человеческими ресурсами. Теория и практика: учебное пособие. – М.: РИОР, 2017. – 266с.
14. Лясников, Н.В., Дудин, М.Н., Чеканова, Е.В. Экономика и социология труда: учебное пособие. – М.: КноРус, 2017. – 280с.
15. Ляхова Е.Я. Механизм совершенствования организационной структуры управления предприятием // Экономика и социум. – 2017. - №5-2. – С.983-988.
16. Маслова, В.М. Управление персоналом: учебник. – М.: Юрайт, 2017. – 496с.
17. Мельник, М.В., Герасимова Е.Б. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия: учебное пособие. – М.: Форум, 2017. – 208с.
18. Миляева, Л.Г. Экономика предприятия: практикоориентированный подход: учебное пособие. – М.: КноРус, 2017. – 224с.
19. Мотивация и стимулирование трудовой деятельности: учебник и практикум. – М.: Юрайт, 2017. – 314с.
20. Одегов, Ю.Г., Руденко, Г.Г. Экономика труда: учебник и практикум. – М.: Юрайт, 2017. – 432с.
21. Позднякова, В.Я., Прудникова В.В. Экономический анализ: учебник. – М.: Инфра-М, 2017. – 496с.
22. Рофе, А.И. Экономика труда: учебное пособие. – М.: КноРус, 2017. – 240с.
23. Руденко, А.М., Котлярова В.В. Управление персоналом: учебное пособие. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2017. – 416с.
24. Тебекин, А.В. Управление персоналом: учебник. – М.: КноРус, 2017. – 624с.
25. Теория организации (теория менеджмента): учебное пособие / под ред. Г.И. Москвитиной, Е.Д. Платоновой. – М.: КноРус, 2017. – 352с
26. Федорович, В.О., Конципко, Н.В. Экономика организации: учебное пособие. – М.: Проспект, 2017. – 240с.
27. Федюкова Г.Х., Барт Т.В. Комплексный подход к организационному проектированию на предприятиях малого бизнеса // Вестник Московского университета им. С.Ю. Витте. – 2017. - №1. – С.74-79.
28. Чейз, Р., Джейкобс, Р. Аквилано, Н. Производственный и операционный менеджмент. – М.: Вильямс, 2017. – 1094с.
29. Шаховская, Л.С., Морозова И.А., Гущина Е.Г. Управление человеческими ресурсами: учебное пособие. – М.: КноРус, 2017. – 148с.
30. Экономика организации: практикум / под ред. Л.А. Чалдаевой, А.В. Ширковой. – М.: Эксмо, 2017. – 300с.