Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования профессионального самоопределения обучающихся, как процесса выбора личностью профессии и самореализации в ней, обусловлена практическим запросом, который сформировался в условиях перемен, происходящих в последние годы в России. Он тесно связан с переориентацией производства, исчезновением одних профессий и появлением других современных профессий. Большинство людей вынуждены менять профессии, переходить из одних профессиональных сфер в другие. По утверждению А.Е. Голомшток, отсутствие подготовки кадров по востребованным профессиям объясняется, «невысокой престижностью необходимых профессий для промышленного региона (машиниста, электрика, газосварщика, токаря и др.), и отсутствием системной и планомерной работы в школе и в семье по сопровождению профессионального самоопределения обучающихся, вследствие чего выпускники школ, гимназий и лицеев затрудняются с выбором будущей профессии» [6, с. 78].
Предпрофильная подготовка направлена на то, чтобы сформировать у обучающихся: умения оценивать способности к различным видам деятельности и осуществлять выбор профиля, а также высокий уровень ответственности и мотивации обучения на выбранном профиле.
Сопровождение профессионального самоопределения учащихся, как отмечает М.В. Ососова, это «особая форма психолого-педагогической практики, предполагающей соучастие взрослого в индивидуальном развитии ребенка за счет отслеживания (диагностики) процесса активизации, созревания, роста и формирования необходимых качеств личности и способностей, позволяющих обучающемуся осуществлять выбор профиля, профессии с опорой на собственные ресурсы» [12, с. 63]. Таким образом, психолого-педагогическое сопровождение на этапе предпрофильной подготовки играет определяющую роль в личностном развитии обучающихся, выборе профиля дальнейшего обучения.
Большой вклад в изучение профессионального самоопределения внесли такие ученые, как Е.А. Климов 8, О.М. Разумникова 16,
Е.И. Рогов 18. Обобщили и представили опыт предпрофильной подготовки Г.В. Резапкина 17, Н.С. Пряжников 13; 14 и другие.
В психологии значительными исследованиями в области профессионального самоопределения являются работы зарубежных исследователей (X. Дибберн, А. Маслоу, А. Ро, К. Роджерс, Д. Сьюпер,
Э. Фромм, Д. Фромман, Х. Хекхаузен, Э. Эриксон и др.).
Проблема исследования заключается в отсутствии эффективной системы психолого-педагогического сопровождения на этапе профессионального самоопределения наряду с востребованностью высококвалифицированных специалистах во всех отраслях.
Объект исследования: профессиональное самоопределение обучающихся на этапе предпрофильной подготовки.
Предмет исследования: психолого-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения обучающихся на этапе предпрофильной подготовки.
Цель работы: выявить особенности психолого-педагогического сопровождения на этапе предпрофильной подготовки
Задачи исследования:
- проанализировать теоретические основы исследования профессионального самоопределения личности
- провести экспериментальное изучение профессионального самоопределения старших школьнико;
Методы исследования:
- теоретические - анализ психолого-педагогической литературы, обобщение психологического опыта;
- эмпирические - сравнительный анализ;
- психодиагностические - тестирование, анкетирование.
Гипотеза исследования: у учащихся выпускных классов существует потребность социально-психологического сопровождения профессионального самоопределения на этапе предпрофильной подготовки.
Теоретическая значимость исследования заключается в теоретическом обобщении подходов к проблеме профессионального самоопределения.
Практическая значимость состоит в экспериментальном исследовании особенностей профессионального самоопределения старшеклассников.
1. Теоретические основы исследования профессионального самоопределения личности
1.1. Анализ проблемы профессионального самоопределения в отечественной и зарубежной науке
Проблема выбора профессии имеет широкий понятийный обзор, в который входят такие понятия, как «профессиональный выбор», «профессиональное самоопределение», «психологическое сопровождение» и др.
Под профессиональным самоопределением в психологии понимают:
1) выбор профессии, который, как правило, совершаемый в старшем подростковом возрасте во время обучения в школе (А.М. Кухарчук, А.Б. Ценципер, В.Ф. Сафин и др.);
2) как одну из форм самоопределения личности в целом (К.М. Гуревич, Е.А. Климов, Т.В. Кудрявцев, П.А. Шавир и др.).
Следует отметить, что в обыденном сознании очень часто профессиональное самоопределение сводится к понятиям «выбор профессии», «профориентации» и «профконсультирования». Это связано с доминированием в психологии так называемого диагностического подхода в профориентации. Суть этого подхода состоит в том, что профессиональная готовность и пригодность человека определяется до его вступления в профессию путем выявления соответствия индивидуально-психологических черт личности требованиям профессии.
Несмотря на критику диагностического подхода, его продолжают использовать в практике работы специалисты профориентационных центров. Некоторые психологи в рамках этого подхода разрабатывают новые пути в развитии профориентации и профконсультации (Н.В. Самоукина и др.) 19.
На сегодняшний день в отечественной психолого-педагогической науке самой известной теорией профессионального самоопределения признана концепция Н.С. Пряжникова, которая «основывается на взглядах деятельностного подхода в изучении профессионального самоопределения» [13, с. 234]. Профессиональное самоопределение, по словам Н.С. Пряжникова, – «двусторонний процесс взаимодействия личности и профессии в широком смысле» [13, с. 56]. Объясняя это высказывание его авто, указывает на то, что, «любой человек, формируясь в деятельности, одновременно оказывает преобразующее воздействие на саму деятельность: преобразует профессиональную среду, делает вклад в развитие самой профессии путем создания новых орудий и способов труда, творческого переосмысления его целей и задач» [13, с. 56].
Изучая компоненты профессионального самоопределения, В.В. Белоусова [2] предложила свою модель соотношения факторов, влияющих на профессиональное самоопределение (рисунок 1.1).
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
СОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Аркадьев, А.А. Справочник по профориентации для учащихся [Текст]: [учебное пособие для студентов психологических вузов] /А.А. Аркадьев. – Минск: Современная школа, 2008.– 336 с. - (Учебное пособие). - Библиогр.: с. 332-336.- ISBN 978-985-513-133-6
2. Белоусова, В.В. Профессиональное самоопределение школьников и студентов в сфере информационных технологий Текст/В.В. Белоусова // Информатика и образование. – № 3. –2007. – 104-106 с.
3. Битянова, М. Р. Социальная психология [Текст]: [учебное пособие для студентов психологических вузов] / М. Р. Битянова. - 2-е изд., доп. и перераб. - Санкт-Петербург : Питер, 2010. - 368 с. - (Учебное пособие). - Библиогр.: с. 362-368. - ISBN 978-5-91180-703-0.
4. Буякас, Т.М. Проблема и психотехника самоопределения личности Текст/Т.М. Буякас // Вопросы психологии. – №2. – 2012. – С. 28-40.
5. Волков, Б.С. Основы профессиональной ориентации Текст: учебное пособие / Б.С. Волков. – Москва: Академический проект, 2007. – 333 с. – (Учебное пособие). - Библиогр.: с. 330-333. – (Gaudeamus) . – ISBN 978-5-8291-0820-5.
6. Голомшток, А.Е. Выбор профессии и воспитание личности школьника (воспитательная концепция профориентации) Текст: учебное пособие / А.Е. Голомшток. – Москва: Педагогика, 2009. – 160 с. – (Учебное пособие). - Библиогр.: с. 158-159.– ISBN 978-5-8295-0244-7.
7. Грецов, А.Г. Выбираем профессию. Советы практического психолога. Текст / А.Г. Грецов. – Санкт-Петербург : Питер, 2015. – 224 с. - Библиогр.: с. 220-224.– ISBN 5-469-00448-1
8. Климов, Е.А. Психология профессионального самоопределения [Текст] : учебное пособие для студ. вузов. / Е.А. Климов. - Москва: Академия, 2004. - 304 с. - (Высшее профессиональное образование). - Библиогр.: с. 300-304. - ISBN 5-7695-1506-6.
9. Климов, Е. А. Общая психология [Текст] : общеобразовательный курс: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / Е.А. Климов. - Москва : ЮНИТИ, 2001. - 511 с. - Библиогр.: с. 508-511. - ISBN 5-238-00109-6.
10. Калинина, С.В. Соотношение профессионального и личностного самоопределения в подростковом возрасте Текст: Диссертация канд. психол. наук /С.В. Калинина. – Санкт-Петербург.: Речь, 2018. – 214 с.
11. Кустобаева, Е.К. Встреча с самим собой: школа профессионального самоопределения Текст: монография / Е.К. Кустобаева. – Казань : Евразия, 2015. – 145 с. - Библиогр.: с. 143-145. - ISBN 978-5-4475-9417-6.
12. Ососова, М.В. Психолого-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения учащихся на этапе предпрофильной подготовки Текст: Диссертация канд. психол. наук./М.В. Ососова. – Екатеринбург, 2012. – 23 с.
13. Пряжников, Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. Профессиональное самоопределение : теория и практика : учебное пособие / Н.С. Пряжников. – Москва : Академия, 2008. – 320 с. - Библиогр.: с. 318-319. – (Высшее профессиональное образование. Психология) . – ISBN 978-5-7695-5359-2.
14. Пряжников, Н. С. Методы активизации личного и профессионального самоопределения Часть 2 : Активизирующие опросники профессионального и личностного самоопределения Текст: методическое пособие / Н.С. Пряжников. – Москва : Институт практической психологии ; Воронеж : НПО «МОДЭК». 2007. – 80 с. – Библиогр.: с. 78-80. (Библиотека школьного психолога) . – ISBN 5-89395-019-4.
15. Павлова, Т. Л. Профориентация старшеклассников (Диагностика и развитие проф. зрелости) / Т. Л. Павлова. - Москва : Творческий Центр Сфера, 2015. – 118 с.– Библиогр.: с. 116-118. - (Библиотека практического психолога).; ISBN 5-89144-575-1.
16. Разумникова, О.М. Взаимодействие тендерных стереотипов и жизненных ценностей как факторов выбора профессии Текст /О.М. Разумникова // Вопросы психологии. – № 4. – 2004.– С. 76–83.
17. Резапкина, Г.В. Психология и выбор профессии: программа предпрофильной подготовки: рабочая тетрадь для учащегося / Г. В. Резапкина. - 2-е изд. - Москва : Генезис, 2008 (Киров : Дом печати - Вятка). - 142 с. - Библиогр.: с. 140-142. - ISBN 978-5-98563-124-1.
18. Рогов, Е.И. Выбор профессии: Становление профессионала / Е.И. Рогов. - М. : Владос-Пресс, 2013 (Вологда : ПФ Полиграфист). – 332 с. - Библиогр.: с. 328-332. - (Азбука психологии).; ISBN 5-305-00099-8.
19. Самоукина, Н.В. Психология и педагогика профессиональной деятельности Психология профессиональной деятельности [Текст]: [учебное пособие / Н.В. Самоукина. – 2-е издание. – Санкт-Петербург : Питер, 2004. – 224 с. - Библиогр.: с. 222-224. – (Учебное пособие) . – ISBN 5-318-00560-8.
20. Столяренко, Л. Д. Основы психологии [Текст]: [учебное пособие. –Санкт-Петербург : Питер, 2012. - 591 с. - - Библиогр.: с. 589-591. – (Учебник для вузов). - Библиогр. в конце гл. - ISBN 978-5-459-01052-7: 535-00.