Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность настоящего исследования связана с тем, что в современном российском образовательном процессе наметился вектор на формирование всесторонне развитой личности. Одним из направлений такого развития является музыкальная грамотность или образованность.
Современный или вернее сказать актуальный на сегодняшний день ФГОС прописывает развитие у детей как дошкольного, так и школьного возрастов музыкальных компетенций или компетенций связанных с музыкальной грамотностью.
Одним из путей формирования данных компетенций является формирование в рамках образовательного учреждения музыкально-игровой среды. При этом сам ФГОС не прописывает и не рекомендует четких принципов создания, организации и ведения такого пространства или среды. Именно отсюда проистекает рост числа научных публикаций, а так же просто аналитических записок педагогов из ДОУ с их опытом организации и ведения музыкально-игровой среды в их образовательных учреждениях.
С другой стороны следует отметить, что многочисленные аналитические статьи, по педагогике освященные музыкально-игровой среде и перспективам дальнейшего развития образовательного процесса в России свидетельствуют о том, что будущее педагогики лежит именно в сфере музыкально-игрового развития дошкольников, а так же формирования у ни при помощи данной среды своих представлений о своей креативности и уникальности.
Цель исследования – выявить актуальность изучения музыкально-игровой среды в современной образовательной организации.
Объект исследования – музыкально-игровая среда.
Предмет исследования – актуальность изучения музыкально-игровой среды в современной образовательной организации.
Задачи исследования:
1. Проанализировать сущность явления музыкально-игровая среда.
2. Выявить сущность музыкальной предметно-развивающей среде ДОУ.
3. Выявить принципы использования современных технологий музыкального образования дошкольников.
4. Объяснить влияние музыкального образования на социализацию личности ребенка.
5. Выявить значение важности исследования музыкального образования детей в ДОУ.
1. Игровая музыкальная среда в современном детском образовательном учреждении
1.1. Понятие об игровой музыкальной среде
Игра для ребёнка — это главный инструмент в освоении окружающего мира. В игре он познаёт предметы и явления, получает навыки и умения, учится общаться, осознавать и выражать свои чувства. Музыка с древнейших времён сопровождала все стороны жизни. Человечество накопило огромные «музыкальные сокровищницы». Дети с помощью музицирования могут гармонично и полно развивать свои познавательные способности.
Если игровая среда организована полноценно, то развивается весь спектр: двигательная координация, мелкая и крупная моторика, внимание, волевые качества, эмоциональные стороны личности, социальные навыки.
«Образовательные учреждения представляют детям от 1,5 лет возможность погрузиться в мир таких музыкальных игр, как [12]:
• Мы двигаемся под музыку
• Слушаем и поём песенки
• Играем на музыкальных инструментах
• В музыкальных пальчиковых играх развиваем мелкую моторику
• В музыкальных логоритмических играх развиваем речь
Занятия рекомендуется проводить в группе не больше 4-6 человек. Продолжительность одного занятия не более 50 мин.
Музыка играет очень важную роль в нашей жизни. Помогает человеку, как в работе, так и в отдыхе, музыка способствует как расслаблению, так и стимулирует активную деятельность. Основными музыкальными характеристиками являются мелодия и тембр, а также темп и громкость звука.
Музыка способна вызывать у человека определенные психические переживания и эмоции. Современная музыка также использует очень большой набор музыкальных инструментов, которые влияют на восприятие человеком музыкального произведения [3].
Музыка давно проникла во все сферы воспитания и развития детей, и, соответственно, ее роль трудно переоценить. Мультфильмы, детские фильмы, детские театральные представления и спектакли, детские песни - все это просто немыслимо без музыки. Но музыка, как и любой другой продукт, учитывая его разнообразие, не может быть одинаково полезной для маленького человека. И тут возникает справедливый вопрос – какую музыку нужно слушать детям и как познакомить детей с безопасной музыкой.
Есть несколько простых правил, следуя которым, вы обязательно избежите проблем, и, соответственно, малыш будет в идеальном порядке.
1. Детям нужно как можно чаще слушать классическую музыку. Многочисленные эксперименты показали, что под музыку таких композиторов, как Моцарт, Вивальди, Бетховен, дети успокаиваются и хорошо засыпают.
2. Выбирайте музыку с мелодичным и легким звуком, без ярко выраженных перкуссионных партий, так как они способны действовать на психику успокаивающее.
3. Минимум низких частот. Соблюдайте это правило, поскольку давно известно, что низкочастотные звуки могут не самым лучшим образом повлиять на психическое состояние человека, особенно на психику ребенка.
4. Не включайте музыку громко. Если вы игнорируете это правило, ребенок может стать нервным, плохо спать, капризничать, ухудшится аппетит. Громкий звук повреждает нервную систему деликатного ребенка, и это может иметь крайне печальные последствия в будущем.
5. Не позволяйте ребенку слушать музыку в наушниках. Слуховой аппарат спроектирован таким образом, что громкий звук наушников напрямую воздействует на мозг человека, вызывая микрошоки. «Звуковой шок» может иметь неприятные последствия даже для взрослого, а тем более для ребенка.
6. Не ставьте детям хард-рок и его разновидности, рэйв, транс и клубную музыку – именно она способна нанести непоправимый урон психике ребенка.
7. Как можно чаще ставьте детские песни детям, пойте их вместе.
8. При выборе музыкального произведения для детей необходимо учитывать время суток, когда ребенок будет слушать музыку. Если утром вы можете поставить детские песни более зажигательными, энергичными и быстрыми, то вечером мы настоятельно рекомендуем слушать медленные детские песни и мелодии, постепенно переходя на колыбельные.
9. Прослушивание музыки у детей до 3 лет должно занимать не более часа в день. Через 3 года можно постепенно увеличивать время прослушивания музыкальных произведений. Не забывайте ставить музыку, когда вы делаете упражнения с детьми или упражнения с ними.
10. Ходите с детьми на детские спектакли, в цирк, смотрите мультфильмы и детские фильмы, учите и пойте с ними детские песни [1].
Исследования психологов и педагогов показывают, что музыка в очень раннем возрасте очень эффективна для общего развития ребенка. Речь, координация движений, концентрация внимания, способность учиться, способность слушать и слышать, видеть, чувствовать - это далеко не полный список того, что может развить музыка. Уроки музыки способствуют гармоничной работе обоих полушарий головного мозга, что повышает общий уровень интеллекта ребенка. В будущем ему будет легче учиться в школе, легче воспринимать и запоминать новую информацию.
Исследование, проведенное психологами, доказало, что основой для развития творческих и музыкальных способностей является высокий уровень развития всех видов памяти, пластичность сенсорных систем и скорость обработки информации.
Пение и музыка [11]:
• развивать воображение и способность выражать мысли словами, музыкой, танцами и жестами;
• приятный способ развить память (множественные ненавязчивые повторения);
• обогащение словарного запаса ребенка;
• развитие способности последовательно представлять факты, события, явления;
• обучение более точному выражению со стороны учителя и ученика;
• развитие навыков чтения: пение помогает понять ритмическую структуру языка;
• песни, сопровождаемые жестами, движениями, способствуют не только прочному запоминанию, но и развитию координации движений;
• правильное дыхание во время пения развивает легкие, что способствует лучшей циркуляции крови в организме, что, в свою очередь, дает исцеляющий эффект;
• пение в группах развивает умение работать в команде.
Музыка дает ребенку ощущение счастья, а музыка также влияет на интенсивность обменных процессов, работу сердечно-сосудистой системы, а также повышение тонуса мозга и кровообращения.
Пение помогает в лечении многих хронических заболеваний. Врачи заметили, что пение помогает улучшить состояние больных с заболеваниями позвоночника и суставов. Практика группового пения активно внедряется в программу лечения и профилактики заболеваний.
Здоровье и развитие мозга [2].
Игра на музыкальных инструментах способствует развитию мозга за счет мелкой моторики пальцев, поскольку нервные окончания всех внутренних органов тела сосредоточены на кончиках пальцев.
Биофизики отмечают удивительное влияние акустических волн классической музыки на здоровье человека.
Во всем мире хоровое пение успешно лечит детей от заикания, респираторных заболеваний и укрепляет сердечную мышцу.
Хоровое пение является эффективным средством для снятия внутреннего напряжения и самовыражения.
Что дети получают на уроках музыки [4]:
1. Воспитание характера без риска и травм;
2. Развитие математических способностей;
3. Развитие коммуникативных навыков;
4. Развитие структурного мышления;
5. Развитие эмоциональности и чувственности (только эмоциональные люди не способны на жестокие поступки);
6. Выявление новых черт;
7. Уроки музыки воспитывают маленьких «Цезарей», которые могут делать много вещей одновременно.
Снова и снова многочисленные исследования ученых со всего мира подтверждают, что психологические основы образования закладываются с рождения и закрепляются к трехлетнему возрасту. Отсюда вывод: не терять время от самого рождения и развивать музыкальные способности, не забывая об общем развитии ребенка.
Музыка, игры, пение, танцы создают положительные эмоции. А положительные эмоции – это внутреннее благополучие малыша, его психическое и физическое здоровье.
Таким образом, можно сделать вывод, что современная педагогика и психология осознали важность музыкального развития детей, особенно в дошкольном возрасте. Нужно отметить, что музыка не просто влияет на настроение или эмоциональный фон человека. Сама по себе музыка, а так же обучение игре на каком-то музыкальном инструменте детерминирует развитие необходимых для этой деятельности психических процессов, моторики и т.д. Это делает ребенка более развитым и активным.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Вайсгербер Л. Детские образовательные учреждения и музыкальное развитие ребенка / Пер. с нем. – М.: Наука, 1993. – 360 с.
2. Герц Г. Принципы музыкального развития ребенка / Под ред. И.И. Артоболевского; перевод с нем. В.Ф. Котова, А.В. Сулимо-Самуйло. – М.: Издательство Академии Наук СССР, 1959. – 388 с.
3. Глущенко О.А., Прудникова Е.С. Принципы музыкального развития ребенка в парадигме компетентностного подхода к дошкольному образованию: монография. – Петропавловск-Камчатский: Камчатский государственный университет им. Витуса Беринга, 2013. – 208 с.
4. Гордеев В.С. Музыкальное развитие ребенка. – М.: Прогресс, 1985. – 448 с.
5. Деркунская В.А. ФГОС дошкольного образования о музыкальном развитии ребёнка. Справочник музыкального руководителя, №2, 2014 г.
6. Еропкин И.М., Скакунова М.А. Особенности изучения и анализа причин популярности темы музыкально-игровой среды в ОУ // Материалы международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы исследования процессов в современной педагогике». – Новосибирск: Сибирский федеральный университет, 2013. – С. 124–136
7. Жеребило Т.В. Словарь терминов для музыкального руководителя образовательных учреждений. Изд. 5-е, испр. и доп. – Назрань: Пилигрим, 2010. – 486 с.
8. Журавлев А.П. Сравнительный анализ причин исследования музыкально-игровой среды в ОУ // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки. – 2017. – Т. 19, №5. – С. 62–66
9. Зиновьева Е.С. Сравнительный анализ программ по развитию музыкально-игровой среды в ОУ в рамках ФГОС // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. – 2016. –№ 5. – С. 198–203
10. Илатовская О.Ю., Пучкова М.Ю., Иваницкий В.В. Основные механизмы исследования и решения вопросов музыкально-игровой среды в современной педагогике // Материалы научно-практической конференции «Современные проблемы исследований в области музыкально-игровой среды в ОУ: основные противоречия». – Краснодар: Кубанский федеральный университет, 2014. – С. 126–140
11. Колшанский Г.В. Музыкальное развитие детей дошкольного и школьного возрастов. – М.: Наука, 1990. – 108 с.
12. Корнилов О.А. Современные подходы к музыкальному развитию детей в ДОУ. – М.: Форум, 1999. – 322 с.
13. Костенко Г.В., Ливанова С.С., Николаенкова В.С. Социальное-культурные особенности и лингвистический анализ текстов современной прессы: к проблеме исследования принципов формирования гендерного образа в публицистическом тексте // Вестник Красноярского государственного университета. – 2017. – № 12. – С. 60–78
14. Кузнецова А.В. К определению понятия музыкально-игровая среда ДОУ // Известия ВУЗов. Северо-кавказский регион. – 2010. – № 5. – С. 141–144
15. Кузнецова Г.В. Социальное партнерство семьи и ДОУ – основа реализации задач образовательной области «Музыка»: Справочник музыкального руководителя, №6, 2013 г.
16. Лаевская И.Т., Сумарокова И.М., Черневская Д.А. Актуальность аспектов музыкального образования в ДОУ в рамках ФГОС // Материалы научно-практической конференции «Актуальные проблемы современных подходов к школьному и дошкольному образованию». – Самара: Самарский государственный университет, 2016. – С. 105–113
17. Маслова В.А. Музыкально-игровая среда в ДОУ. – Минск: ТетраСистемс., 2014 – 256 с.
18. Мирошникова С.С., Полежаева И.И. Основные направления исследований в современной педагогике: изучение музыкально-игровой среды ДОУ // Материалы научно-практической конференции «Актуальные проблемы изучения музыкально-игровых процессов в современной педагогике». – Краснодар: Кубанский государственный университет, 2017. – С. 56–70
19. Назарова Г.В., Чуркин И.М. Причины популярности исследования музыкально-игровой среды в детском образовательном учреждении в современных психологии и педагогике // Материалы научно-практической конференции «Актуальные вопросы изучения психолого-педагогических проблем современного российского общества в начале XXI века». – Красноярск: Красноярский государственный университет, 2016. – С. 77–91
20. Нечитайло А.В., Храмова А.М., Речная О.Л. Музыкально-игровая среда ДОУ и ее влияние на социализацию личности ребенка// Сборник статей Волгоградского государственного университета. Вып. 4. Психология. – Волгоград: Издательство Волгоградского государственного университета, 2017. – С. 64–70
21. Парамонова А.П. Принципы и характеристики музыкально-игровой среды в ДОУ. – Ханты-Мансийск: Стрела, 2016. – 380 с.
22. Переделкина А.М., Фурсенко А.Я., Кудрявцева И.И. Принципы и примеры музыкального развития детей в современных ДОУ. – Ярославль: Издательский дом «Ярославская книга», 2014. –370 с.
23. Пилецкая С.В., Оноприенко А.В., Родионова Г.В. Опыт анализа основных противоречий изучения музыкально-игровой среды в ДОУ // Материалы научно-практической конференции «Особенности формирования современных представлений о современны стандартах образования и развития личности ребенка». – Саратов: Саратовский государственный университет, 2016. – С. 100–112
24. Соколовская Ж.П. Роль музыки в воспитании дошкольников. – М.: Русский язык, 1986. – 152 с.
25. Терентьев Э.С., Попов И.Ю. Музыкально-игровая среда в ДОУ. Основные направления научных исследований. – Калининград: Янтарь, 2014. – 360 с.
26. Ученые записки института непрерывного педагогического образования. – Вып.7: В 2-х кн. – Великий Новгород: Нов ГУ им. Ярослава Мудрого, 2005.
27. Фаткуллина Ф.Г. Музыкально-игровая среда в ДОУ. Принципы исследования явления. // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Современная педагогика и методика ее преподавания. – 2010. – № 2. – С. 92–105
28. Федоренко Г.М., Смыслова А.А., Финагентова О.Л. Музыкально-игровая среда ДОУ. Важность исследования данного явления в педагогике. // Материалы научно-практической конференции «Современные проблемы исследования в сфере массовых коммуникаций». – М.: Адамант, 2014. – С. 46–61
29. Федорова А.П. Дошкольное образовательное учреждение. Принципы обучения детей. – Калуга: Перспектива, 2011. – 362 с.
30. Феоктистов К.А., Баребышев А.И. Современные взгляды на изучение проблемы формирования и управления музыкально-игровой средой в ДОУ в рамках ФГОС // Материалы научно-практической конференции «Современные перспективы и проблемы развития медиакультуры России». – Самара: Самарский государственный университет, 2016. – С. 93–101
31. Христенко О.В., Полуярова С.С., Митрофаненко Г.В. Актуальность изучения музыкально-игровой среды в ДОУ для современной педагогики // Сборник статей Дальневосточного федерального университета. Вып. 3. Социология и массовые коммуникации. – Владивосток: Издательство ДФУ, 2016. – С. 88–99
32. Чеботарева С.М., Христосова А.А., Коноваленко А.В. Специальные инструменты и принципы их применения в ДОУ при формировании музыкально-игровой среды // Сборник статей Казанского государственного университета им. В.И. Ульянова-Ленина, 2019. – С. 49–70
33. Яковенко Б.В. Современные взгляды на музыкально-игровую среду в ДОУ // Сборник статей Красноярского государственного университета. Вып. 4. Лингвистика и массовые коммуникации. – Красноярск: Издательство Красноярского государственного университета, 2018. – С. 60–72
34. Яковлева Е.С. Современные подходы к принципам обучения в ДОУ. – М.: Перспектива, 1994. – 388 с.