Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Социум – это итог коммуникации людей. Это конкретная организация жизни людей, которая
состоит из разных микросообществ. Сущность общества – в дифференцированных экономических,
нравственных и других связях и разнице между людьми, их интеграциями в обществе.
Общество представляет собой саморазвивающуюся систему связи людей, которые интегрированы
интересами экономики, семьи, групп, этнических групп, сословий и классов. Фундамент общества
– это социальные правила и принципы.
Если анализировать социум как систему отношений в социуме, то фундамент его – это отношения
материального (экономического) характера. Общество изучается исторически и в этом смысле
дифференцируют разные формации:
1) Рабовладельческое общество;
2) Феодальное общество;
3) Капиталистическое общество;
4) Социалистическое общество.
Кроме того, в социуме есть всегда специфика основных областей жизни. Она может касаться
экономики, политики, духовной сферы.
В обществе также важно определение субъектов социальной коммуникации: личность; семья;
нация и др.
Целью данной работы является рассмотрение организации общественной власти в первобытном
обществе.
Задачи:
1) Анализ общественной власти и ее специфики;
2) Характеристика этапов развития первобытного общества;
3) Описание основных особенностей общественной власти в первобытном обществе.
Глава I Общая характеристика общественной власти и этапы развития первобытного общества
1.1 Основа общественной власти и особенности ее появления
4
Как только люди заселили землю и стали жить племенами, то сразу же появилась потребность в
науке и искусстве управления. Очевидно, что для поддержания порядка в сообществе первой
сформировалась потребность в политическом управлении» [10, с. 132]. Естественно, что
первоначально охота, рыболовство, торговля, защита от нападения врагов порождали
необходимость управления как в экономике, так и в военном деле.
Социум сформировался, как человечество стало отделено от мира животных. Человек
представляет собой основную предпосылку и фундамент общества. Специфика общества – оно
представляет собой совокупность коммуникаций разных людей. Человек в общении с обществом
развивается и способствует развитию социальных свойств и сил. Он становится личностью, тем
самым, инициирует социальный прогресс.
Как правило, выделяют несколько видов социальных общностей или групп:
1) Группа как некоторые индивиды, которые пространственно и физические находятся на
определенной территории. С точки зрения науки такие группы носят название агрегаций, то есть
небольшого количества людей, которые собраны в определенном физическом пространстве и эти
люди не осуществляют сознательных взаимодействий между собой [4].
2) Группа как социальная общность, которая интегрирует людей с одной или несколькими
схожими характеристиками. С точки зрения науки такие социальные группы носят название
категорий.
Социальная группа представляет собой общность людей, взаимодействующих определенным
образом на базе разделяемых ожиданий каждого члена группы в отношении других.
Условия, при которых совокупность людей можно назвать группой:
1) Взаимодействие между членами группы;
2) Появление разделяемых ожиданий каждого члена группы относительно других ее членов
[3, с. 157].
Функционал социальных групп серьезно изучал Э. Дюркгейм.
Рисунок 1 – Формы социальных общностей и социальный контроль
Специфическими социальными группами являются страты и классы.
Страта – это группа людей, обладающих определенным общественным статусом, которые
объединены по определенному признаку в этот статус [5]. Человек может принадлежать к одному
классу, но находиться в разных стратах.
Признаки страт:
1) Экономические (есть или нет у населения частная собственность, уровень дохода,
благосостояния и пр.);
5
2) Разделение труда;
3) Объем властных полномочий;
4) Социальный престиж (влияние) [6].
В разные эволюционные периоды развития социум изменялся, трансформировались уровень его
зрелости, структура политики, классов, экономики.
Например, первобытное общество было более или менее однородным и коллективным. Такому
социуму не было присуще социальное и другие расслоение.
Поэтапно сущность общества изменяется. Экономические отношения трансформируются.
Появляются общности, группы, классы со своими интересами и спецификой. Одновременно с
обществом формируется социальная власть как важная подструктура. Она позволяет быть
социуму быть целостным, управляемым, организованным. При помощи социальной власти
общество становится жизнеспособным. Отношения в социуме под воздействием власти
приобретают целенаправленный характер, становятся контролируемыми. Совместная жизнь в
социуме приобретает определенный порядок.
Итак, социальная власть – это организованная сила, благодаря которой обеспечивается
способность общностей (рода, группы, класса, народа) подчинять своей воле людей, применяя
разных способы. Среди последних, например, может быть принуждение.
Власть дифференцируется на неполитическую и политическую (государственную).
Власть представляет собой надстроечное явление. Ее основа зависит от отношений
экономического характера, основы общества. Но она не может существовать только так. Для
эволюции ей нужны воля и человеческое сознание.
Что такое власть? Это, с одной стороны, передача (навязывание) тех, кто владеет властью, своей
воли тем, кто этой власти подчиняется. Происходит прочное соединение власти с ее субъектами.
Власть принадлежит той или иной социальной общности, воля которой в ней воплощается. Не
существует бессубъектной власти. Поэтому в учении о власти приоритетное место занимает
первоисточник власти – властвующий субъект.
Случается, что властные субъекты и объекты едины. Но чаще всего они различны в социуме.
Власть может быть слабой. В таком случае во власти нет силы. И такая власть – не реальна,
поскольку не может претворять властную волю в жизнь. Сила власти может быть в поддержке, в
доверии народа, в силе авторитета.
Специфической чертой власти является способность тех, кто обладает властью, навязывать
окружающим свою волю, способность осуществлять господство [17].
1.2 Периодизация и специфика первобытного общества
Анализ специфики современного государства связан с происхождением самого государства.
Интересен вопрос: государство появилось на определенном этапе развития общества? На каком?
Что предшествовало этому этапу? Так можно понять причины и формы государственного
появления, его специфические особенности, отличие от предыдущих организационных форм
6
общественной жизни. Поэтому проблему происхождения государства, как правило, начинают с
характеристики конкретных сторон первобытного общества, применяя для этого археологические
и этнографические данные.
Последние годы знания человечества о первобытном социуме, этапах и специфике его развития
существенно расширили свои границы при помощи успехов археологии и этнографии. Еще в XIXначале прошлого столетия знание истории о развитии общества ограничивалось периодом в три
тысячи лет, а все, что предшествовало этому, конкретизировалось как
Фрагмент для ознакомления
3
1) Алексеев В. П. История первобытного общества : учеб. для студентов вузов. — М.: АСТ :
Астрель, 2004. — 350 с.
2) Боас Ф. Ум первобытного человека. — М.: КРАСАНД, 2011. — 154 с.
7
3) Гернес М. История первобытного человечества. — М.: [КРАСАНД, 2010. — 111 с.
4) Дуглас М. Чистота и опасность. Анализ представлений об осквернении и табу. М., 2000.
5) Еремеев А. Ф. Ч. 1. Первобытная культура: происхождение, особенности, структура Ч. 1,
1996. — 157 с.
6) Крашенинников П. В. Времена и право. — М.: Статут, 2016. — 255 с.
7) Леббок Дж. Начало цивилизации и первобытное состояние человека: умственное и
общественное состояние дикарей. — М: ЛИБРОКОМ, 2011. — 369 с.
8) Леви-Брюль Л. Первобытный менталитет. — СПб. : Европейский Дом, 2002. — 399 с.
9) Марков Г. Е. История хозяйства и материальной культуры в первобытном обществе. — М.:
КРАСАНД, 2010. — 304 с.
10) Мейер Р. Д. Предыстория человечества. — М.: АСТ : Астрель, 2006. —301 с.
11) Морган Ж. Ж. М. Доисторическое человечество: общий очерк доисторического периода. —
М. : ЛКИ, 2010. — 315 с.
12) Муравьев В. В. Производство жизни, болезнь и смерть в древнем обществе. Первобытная
эпоха и Древний Восток. — Санкт-Петербург. — Сыктывкар, 2006. — 374 с.
13) Мэйн Г. Д. С. Древний закон и обычай: исследования по истории древнего права. — М.:
КРАСАНД, 2011. — 312 с.
14) Рэдклифф-Браун А.Р. Структура и функция в примитивном обществе. Очерки и лекции. М.,
2001.
15) Уэйд Н. На заре человечества: неизвестная история наших предков. — М.: Альпина нонфикшен, 2017. — 407 с.
16) Шнирельман В. А. Происхождение скотоводства: культурно-историческая проблема. — М.:
Либроком, 2012. — 331 с.
17) Шурц Г. Материальная и духовная культура. История первобытной культуры Т. 2, 2010. —с.
417-888
18) Щапова Ю. Л. Археологическая эпоха: хронология, периодизация, теория, модель. — М.:
ЛИБРОКОМ, 2010. — 192 с.