Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. Основой деятельности таможенных органов является
организация таможенного контроля над перемещением товаров и
транспортных средств через таможенную границу. Это значит, что
перемещение должно происходить в соответствии с действующим
таможенным законодательством. Соблюдение законодательства является
одним из необходимых условий процесса перемещения товаров и
транспортных средств через таможенную границу ЕАЭС.
Под перемещением через таможенную границу товаров и транспортных
средств понимается совершение действий по ввозу на таможенную
3
территорию ЕАЭС или вывозу с этой территории товаров и транспортных
средств любым способом.
Порядок и основные принципы перемещения товаров и транспортных
средств установлены Таможенным Кодексом ЕАЭС. Важность процесса
перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу
невозможно переоценить, так как на нем строится система взимания
таможенных платежей, институты таможенного оформления и
таможенного контроля, позволяющие обеспечить как экономическую, так
и государственную безопасность страны.
Актуальность темы исследования прослеживается в вышесказанном, и
заключается в том, что процесс перемещения товаров и транспортных
средств через таможенную границу является ключевым объектом
деятельности таможенных органов, а от состояния институтов
таможенного оформления и таможенного контроля напрямую зависит
экономическое благосостояние государства и его безопасность.
Цель данной работы - дать анализ особенностям недостоверности
декларирования кода товара по ТН ВЭД, выявить причины и последствия
для декларанта и его таможенного представителя
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРИМЕНЕНИЯ ТН ВЭД ПРИ
ДЕКЛАРИРОВАНИИ
1.1. Роль ТН ВЭД при декларировании
Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Евразийского
экономического союза (далее ТН ВЭД ЕАЭС), являясь основой
конструкции единого Таможенного тарифа Евразийского экономического
союза, выполняет роль мощного экономического рычага, используемого
для осуществления государственного регулирования
внешнеэкономической деятельности. Корректность текстов ТН ВЭД
ЕАЭС, их логичность, непротиворечивость являются залогом правильной
классификации товаров в таможенных целях, полноты сбора таможенных
платежей, обоснованности применения к товарам мер нетарифного
регулирования, ведения реальной статистики внешней торговли.
Международной основой ТН ВЭД ЕАЭС является Гармонизированная
система описания и кодирования товаров (далее ГС), принятая Советом
таможенного сотрудничества (ныне Всемирная таможенная организация).
Российская Федерация присоединилась к Конвенции о Гармонизированной
системе после подписания Постановления Правительства Российской
Федерации от 03.04.1996 г. № 372 .
4
Став полноправной участницей Конвенции о ГС, Россия приняла на себя
международные обязательства, в том числе применять на уровне первых
шести знаков без изменений тексты товарных позиций и субпозиций ГС
для формирования национального таможенного тарифа. В 1990 году
Постановлением Совета министров СССР утверждена ТН ВЭД СССР,
разработанная на базе Гармонизированной системы описания и
кодирования товаров и комбинированной тарифно-статистической
номенклатуры Европейского экономического сообщества, в качестве
основы системы регулирования внешнеэкономической деятельности
СССР, в том числе Таможенного тарифа СССР, мер нетарифного
регулирования и таможенной статистики, вместо применяемой Единой
товарной номенклатуры внешней торговли стран - членов СЭВ. Согласно
данному Постановлению следует, что непосредственной основой ТН ВЭД
является Комбинированная тарифно-статистическая номенклатура
Европейского экономического сообщества (КНЕС), которая в свою
очередь является производной ГС и имеет более глубокую детализацию на
7 и 8 знаках, где представлены экономические интересы ЕС.
Следовательно, фактически действующая ныне ТН ВЭД ЕАЭС является
переводом английского текста КНЕС на русский язык (за исключением
подсубпозиций с ненулевыми 9-ым и/или 10-ым знаками кода,
дополнительных примечаний Евразийского экономического союза и
примечаний к ТН ВЭД ЕАЭС).
Первый перевод КНЕС на русский язык был осуществлен в СССР в конце
80-ых годов прошлого века. Следует отметить, что первое издание ТН
ВЭД СССР грешило очень большим количеством неточностей перевода.
Это было связано с большим объемом работы, сложностью и
неоднозначностью перевода многих терминов, встречающихся в КНЕС,
большим корпусом привлеченных переводчиков и отсутствием единого
подхода к переводу разных ее частей. В последующих изданиях ТН ВЭД
(СНГ, России, Таможенного союза) многие ошибки были устранены,
однако часть из них сохранилась и появились новые неточности.
Суть классификатора состоит в том, что каждой товарной позиции
присваиваются собственные уникальные цифры. С точки зрения участника
внешнеэкономической деятельности код товара по ТН ВЭД позволяет
определить размер таможенных платежей на данный товар при
пересечении границы, автоматизации обработки деклараций.
При осуществлении экономических таможенных процедур между
странами, применяется Товарная номенклатура внешнеэкономической
деятельности (ТН ВЭД).
Подбор кода ТН ВЭД ЕАЭС — ответственная задача, так как от его
точности зависит процесс оформления товара. Ошибки приводят к
проблемам с таможенными органами и другим неприятным последствиям
для декларанта.
5
При осуществлении экономических таможенных процедур между
странами, применяется Товарная номенклатура внешнеэкономической
деятельности (ТН ВЭД).
Все части дополняют друг друга, поэтому декларант должен учитывать их
информацию для правильной классификации и присвоения кода.
Если товар был импортирован, и в таможенных документах имеются
сведения о его Код ТН ВЭД, Коде ГС или коде CN, то это может
существенно упростить задачу. Так как код ТН ВЭД включает в себя
вышеперечисленные классификации на уровне 6-8 знаков
Единый код товара по ТН ВЭД ЕАЭС облегчает идентификацию
продукции, что существенно упрощает процесс оформления
сертификационной и таможенной документации. Правильное определение
кода ТН ВЭД ЕАЭС позволяет:
выявлять назначение продукции при сертификации;
производить расчет таможенных пошлин;
вести статистические подсчеты объемов экспортируемой и импортируемой
продукции.
1.2.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Таможенный кодекс ЕАЭС от 11 апреля 2017 г.
2. Кодекс Российской Федерации об административных
правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 27.12.2019) // Собрание
законодательства РФ, 07.01.2002, N 1 (ч. 1), ст. 1
3. Постановление Правительства РФ от 14.10.2003 № 624 "О порядке
создания зон таможенного контроля вдоль таможенной границы"
4. Постановление Правительства РФ от 03.04.1996 N 372 "О
присоединении Российской Федерации к Международной конвенции о
Гармонизированной системе описания и кодирования товаров"
5. Азаров, Юрий Федорович. Таможенное регулирование в
Таможенном союзе в рамках ЕАЭС. Москва: СофтИздат, 2019
6. Кольберг, Наталья Александровна. Таможенный контроль [Текст]:
учебное пособие Екатеринбург: Уральское изд-во, 2017
7. Комкова, Галина Николаевна. Таможенный союз России, Белоруссии
и Казахстана: проблемы становления и перспективы развития Саратов:
Саратовский источник, 2018
8. Пиманов, Анатолий Константинович. Таможенные режимы и
специальные таможенные процедуры Москва: Московский гуманитарный
ин-т им. Е. Р. Дашковой, 2016
6
9. Сафарова, Елена Юрьевна. Таможенный кодекс ЕАЭС [Текст]: ТК
ЕАЭС по состоянию на 2018 год: [с комментариями к последним
изменениям] Москва: Рид Групп, 2019
10. Терехов, Владимир Алексеевич. Таможенная статистика в условиях
функционирования ЕАЭС [Текст]: учебное пособие Санкт-Петербург:
Троицкий мост, 2016
11. Халипов, Сергей Васильевич. Таможенное право Москва: Юрайт,
2015
12. Шахмаметьев, Алексей Алимович. Перемещение через таможенную
границу товаров физическими лицами для личного пользования: правовая
основа регулирования, порядок взимания таможенных платежей Москва:
ТЕИС, 2017