Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования.
Научные работы по исследованию идентичности на данный момент можно отнести к наиболее стремительно развивающейся области социальной психологии. Идентичность представляет собой психический компонент самосознания, формирующийся в мире человека.
С процессуальной точки зрения, идентичность представляет собой самоопределение личности в соотнесении себя с определенной социальной группой. С результативной точки зрения, идентичность представляет собой часть «Я-концепции» личности, которая формируется из принадлежности к социальной группе.
По мнению Бендас Т.В., гендер – это «социальный пол, который определяет поведение личности в социуме, а также то, как воспринимается это поведение» [1]. Данное поведение является полоролевым, определяющим отношения с обществом: друзьями, коллегами, родителями, случайными прохожими и т.д.
Ученые определяют понятие «гендер» следующим образом:
1. Гендер не является естественно заданным, а имеет источник в культуре и отражает социальные представления, касающиеся различий полов, их назначения и роли в социуме.
2. Гендер – совокупность символов, норм и законов, выработанных обществом в процессе развития, которые регулируют жизнь социума.
3. Гендер указывает на социальный статус и социальнопсихологические особенности личности, предписываемые социумом мужчинам и женщинам, на основании их половых различий.
4. Гендер включает систему социальных институтов, воплощающих в жизнь гендерные нормы и предписания.
5. Гендер – это одновременно и продукт (сформированное гендерное самосознание конкретной личности), и процесс (практика ежедневной жизни, действия, ощущения, чувства и мысли, связанные с восприятием личности себя как представителя своего пола).
6. Гендер не однороден, изменчив и культурно зависим от социально-экономического и исторического контекстов, от специфики гендерных отношений в разных этнических группах и социальных классах.
7. Гендер является типом идеологических взаимоотношений традиционного (патриархального) общества, где за основу берутся взаимоотношения власти.
Смысл таких взаимоотношений – гендерное неравенство и господство одной группы (мужчины) над другой (женщины). Термин «гендерная идентичность» ввел Дж. Мани для характеристики внутреннего состояния человека с позиции ощущения себя представителем определенного пола, и, кроме того, для подтверждения значения социальнокультурных факторов в формировании психологического пола. [3]
Мы предлагаем такое определение гендерной идентичности: аспект самосознания личности, который описывает принятие ею себя как представителя конкретного пола. Кроме того, мы полагаем, что гендер включает в себя, помимо ролевого аспекта, также и целостный образ человека.
Цель исследования – выявить особенности психологического сопровождения лиц с нарушениями гендерной идентичности.
Объект исследования – гендерная идентичность.
Предмет исследования – особенности психологического сопровождения лиц с нарушениями гендерной идентичности.
Задачи исследования:
1. Дать определение термину гендерная идентичность;
2. Проанализировать современные теории проблемы;
3. Выявить особенности развития гендерной идентичности у подростков.
4. Изучить особенности учеников 5 «А» класса школы № 8 г. Сургут.
5. Сделать выводы по итогам исследования.
1. Основные теории и концепции гендерной идентичности
1.1. Понятие гендерной идентичности как психологического феномена
Гендерная идентичность является фундаментальной составляющей социальной идентичности, характеризующей личность с позиции ее принадлежности к мужской или женской группе. Кроме того, по мнению Бэм С., гендерная идентичность «имеет личностный компонент, зависящий от социокультурной ситуации развития человека, а также может изменять свои направленность и содержание» [2].
Гендерная идентичность является многоуровневой системой соотнесения индивида с телесными, психофизиологическими, психологическими и социо-культурными значениями маскулинности и фемининности как независимых переменных. Гендерную идентичность как обособленный тип личностной идентичности можно отнести к наиболее стабильным идентификациям личности. На основании гендерной идентичности и человек формирует личный субъективный образ. В структуре гендерной идентичности выделяют уровни:
1) базовая идентичность – соотнесение личности с
альтернативными представлениями о маскулинности / фемининности;
2) ролевая идентичность – соотнесение поведения и переживаний личности с существующими в данной культуре полоролевыми стереотипами;
3) персональная идентичность, интегрирующая описанные уровни и характеризующая соотнесение личности с маскулинностью и фемининностью в контексте индивидуального опыта межличностного общения.
Компонентами гендерной идентичности являются:
• Эмоциональный – расширение области переживаний и
пополнение внутреннего опыта;
• Когнитивный – познание личностью окружающего мира;
• Поведенческий – обеспечение взаимной связи индивидов в социальной группе, создает аффективную общность как особое вживание, вчувствование в другого.
В соответствии с присущими человеку качествами выделяют три типа гендерной идентичности:
• маскулинный (присущий мужскому типу поведения);
• феминный (женские стратегии поведения);
• андрогинный (соответствуют и мужские, и женские характеристики поведения).
Таким образом, гендерная идентичность представляет собой полифункциональное, интегративное и многомерное образование личности, которое включает в себя эмоционально-оценочный, когнитивный, поведенческий и личностный компоненты, представленные во взаимном дополнении и сопряженности между собой.
1.2. Теории гендерной идентичности
Различные школы, научные дисциплины и парадигмы подходят к изучению гендерной идентичности по-разному, а отдельные направления и вовсе актуализируют идею деконструкции категории идентичности. Так или иначе, многообразие подходов и теорий, с позиции которых рассматривает феномен, лишь указывает на возрастающий к нему интерес.
Для начала необходимо обозначить само понятие гендерной идентичности, которое часто путается со смежными категориями: половой идентичностью, сексуальной идентичностью, полоролевой идентичностью, психологическим полом, полоролевыми отношениями. Здесь важно понимать разницу между понятиями «пол» и «гендер», первое из которых представляет собой набор биологических и физиологических характеристик
(внутренние и наружные гениталии, хромосомный набор, гены, гонады, гаметы и т.д.), а второе делает акцент на социокультурной составляющей (нормы, образцы поведения, ценности, идентичность).
В этом контексте все концепции, оперирующие понятием «пол», зачастую являются эссенциалистскими, биологизирующими, предполагающими, что биологический пол человека определяет его дальнейшую судьбу («Анатомия — это судьба»). В то время как гендерный подход расширяет интерпретационную схему до социокультурных составляющих (ценность, нормы, одежда, мода, язык и т.д.), добавляет конструкционистский анализ («Женщиной не рождаются, ею становятся»).
Понятие «гендерная идентичность» было введено в академический язык американским психологом и сексологом Дж. Мани в 1955 г. для описания внутреннего самоощущения личности как мужчины или женщины [1]. Важно отметить, что гендерная идентичность является одной из «стержневых» наряду с другими видами социальной идентичности (профессиональной, семейной, этнической и др.). В свою очередь, гендерная идентичность является широким понятием и включает в себя такие составляющие, как сексуальная ориентация, гендерные стереотипы, «сексуальные сценарии», гендерные предпочтения, гендерные идеалы [2].
Таким образом, гендерную идентичность можно определить как одну из сторон самоопределения личности путем соотнесения с телесными, психологическими, физиологическими и социокультурными измерениями континуума, полюсами которого являются маскулинность и феминность. Далее нами будут рассмотрены основные теоретические подходы к изучению гендерной идентичности, сложившиеся в психологии и социологии.
Несмотря на то, что в психоанализе Фрейда отсутствует понятие гендерной идентичности, теория великого ученого внесла огромный вклад в развитие дискурса гендерного субъекта и способствовала развитию гендерной теории вообще. Большинство современных гендерных исследователей опираются в своих работах на психоаналитические концепции и высоко оценивают их значимость.
З. Фрейд использует понятие идентификации, по крайней мере, в трех случаях: «Во-первых, идентификация является самой первоначальной формой эмоциональной привязанности к объекту, во-вторых, она становится путем регрессии заменою либидозной привязанности к объекту, как будто путем интроекции объекта в «Я», и, в-третьих, она может возникнуть при каждой вновь подмеченной общности с лицом, не являющимся объектом полового влечения. Чем значительнее эта общность, тем успешнее должна быть эта частичная идентификация, дающая, таким образом, начало новой привязанности» [3, с. 52]. Нас интересует интерпретация З. Фрейдом идентификации как процесса формирования идентичности («Я»).
Процесс формировании гендерной идентичности по З. Фрейду можно описать следующим образом. Первая идентификация индивида, а именно c отцом, имеет большое значение, при этом автор делает замечание, что «осторожнее было бы сказать — с родителями, так как отец и мать не расцениваются различно до того времени, пока не получается точное значение о половом различии — отсутствия пениса» [4, с. 111]. «Затем, вследствие усиления сексуальных желаний в отношении матери и сознания, что отец для этих желаний является препятствием, возникает Эдипов комплекс» [4, с. 111].
При разрешении Эдипова комплекса могут возникнуть два случая: «Или идентификация с матерью, или усиление идентификации с отцом. Исход Эдипова комплекса в идентификации с отцом или матерью у обоих полов зависит от относительной силы свойств того или другого пола. Это один из видов, каким бисексуальность вторгается в судьбы Эдипова комплекса» [4, с. 112].
Если юноша после разрешения Эдипова комплекса будет идентифицировать себя с отцом, то это «позволит сохранить нежное отношение к матери и ... сформировать мужество в характере мальчика» [4, с. 112]. В обратном случае, если идентификация произойдет с матерью, то он (юноша) «превращается в нее и ищет теперь объекты, которые могли бы заменить ему его «я», которые он мог бы так любить и ласкать, как мать проявляла это к нему» [3, с. 53—54], — это объясняет генезис мужской гомосексуальности.
Более сложно описывается Фрейдом процесс формирования «женской личности». Девочка с течением времени должна не только сменить объект любви, но и «свой пол», преодолев комплекс кастрации. Это разрешается символическим путем — от пениса к ребенку, которого девочка бессознательно желает получить от отца.
После подавления сексуального влечения к отцу девочка начинает идентифицировать себя с матерью — происходит Эдипова идентификация с матерью. Тем не менее, несмотря на феминистскую критику психоанализа за эссенциализм и андроцентризм, сам Фрейд не признавал, что в процессе идентификации образуются две полярные группы людей с определенным набором характеристик, и, как отмечает Р. Коннел, «оставался убежденным в сложности формирования гендера и механизмов, посредством которых феминность всегда является частью характера мужчины» [5, с. 12].