Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы определяется самой постановкой вопроса о религиозных и социальных аспектах маздакизма. Восстание Маздака было одним из наиболее значительных событий в регионе и мире того периода. Оно вошло в число немногочисленных средневековых движений, которым удалось, хотя и на время, оказаться у власти. При этом речь шла об одном из крупнейших государств своего времени, успешно противостоявшем внешним факторам и чья территория включала в себя территории Египта и Малой Азии на западе и простиралась до территории современной Средней Азии и Индии.
Интерес вызывают особенности религиозного движения маздакизма, которое на практике стало синтезом идей зороастризма, манихейства, гностицизма, а также традиционные народные верования. Изучение идей маздакизма актуально еще и потому, что их влияние распространилось далеко за пределы Ирана, а по времени – ощущалось вплоть до конца четырнадцатого века.
Особенности развития движения маздакизма, которое смогло занять ведущие позиции в государстве и приступить к реализации своих идей на практике, выделяют его из ряда аналогичных движений средневековья. Фигура Маздака, занимавшего один из ведущих постов в государстве Сасанидов, также представляет собой неординарный феномен.
Радикальные социальные реформы Маздака, предпринятые в краткосрочный период фактического пребывания у власти, содержат в себе идеи, находившие отклик и в двадцатом веке в идеологии коммунизма. Попытка насильственного решения задачи устранения социального неравенства отражает масштаб личности Маздака, равно как и его умение организовать массовое движение в свою поддержку.
Объектом исследования является маздакизм как движение 5-6 веков н.э., предметом - религиозные и социальные аспекты маздакизма движения.
Хронологическими рамками работы является период конца пятого - начала шестого века нашей эры.
Целью исследования является анализ маздакизма как религиозного движения и формы социального протеста в Сасанидском Иране.
Основными задачами работы являются следующие:
- рассмотреть социальные и религиозные предпосылки восстания Маздака;
- проанализировать восстание Маздака;
- охарактеризовать религиозную идеологию маздакизма;
- рассмотреть социальные аспекты движения маздакизма и его последствия.
Методология работы. В исследовании использованы описательно-повествовательный (идеографический), историко-генетический, сравнительно-сопоставительный методы.
Практическая значимость работы. Материалы и выводы исследования могут быть использованы в учебном процессе, на лекционных и семинарских занятиях в соответствующих дисциплинах, в выступлениях на студенческих или иных научно-практических конференциях, при подготовке научных публикаций. Также, материалы работы могут быть использованы при дальнейшей работе над данной темой.
Структура работы обусловлена поставленными целью и задачами. Она состоит из введения, двух глав и четырех параграфов, списка использованных источников и литературы.
ГЛАВА 1 СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ САСАНИДСКОГО ИРАНА
§1 Социальные и религиозные предпосылки восстания
В конце пятого – начале шестого веков на территории Ирана произошло массовое восстание, которое изменило государственное устройство, внутреннюю и внешнюю политику страны. Это восстание коренится как в обострившемся социально-экономическом положении Ирана периода династии Сасанидов, так и в особенностях религиозной ситуации, которая уходила корнями к истокам государства и периоду Римской империя .
Религиозно-идеологические основы маздакизма были заложены еще в период правления римского императора Диоклетиана в Риме, а затем в Иране в конце третьего века нашей эры. В это время получил известность манихейский проповедник Бундос. Он учил, что в мире сосуществуют добро и зло, которые находятся в постоянном состоянии борьбы. Итогом противостояния становится победа добра, что, по мнению проповедника и его сторонников, подводила к фундаментальной идее покончить со злом во всем мире. Те, кто разделяют подобные идеи, обязаны содействовать победе добра. Следовательно, необходимо создать «справедливое» общество, в котором не будет места злу. Критерии добра и зла должны определяться самими сторонниками учения .
Династия Сасанидов возникла на руинах Парфянское государство и унаследовала ее основные социально-экономические условия общественной жизни. Во многом благодаря парфянскому наследию удалось создать сильное государство, ставшее крупнейшим региональным «игроком» своего времени. При этом отсутствие централизованного правления в Парфянском государстве и раскол, возникший в результате свержения последнего парфянского правителя, затянули процесс создания государства Сасанидов, который был завершен только при Шапуре I (241-272) .
Экономическое устройство при Сасанидах было в основном обусловлено двумя наборами факторов: природными элементами и вмешательством человека. Среди первых были климат, топография, реки, плодородие почвы, богатство недр. Среди последних были деятельность политической элиты и простых людей, а также влияние внешней среды. Косвенно к внешнему влиянию можно отнести религиозные и социальные течения, приходившие с территорий Римской империи.
Хотя держава Сасанидов была более централизована, чем Парфия, тем не менее местные правители сохраняли определенную автономию. В большей степени это касалось экономики регионов, где централизованный контроль был наименее ощутим. Вместо непосредственного участия в экономической деятельности Сасаниды больше внимания уделяли таможенным и налоговым сборам.
Значительная часть местных доходов оставалась вне зоны досягаемости правящей династии. В первую очередь, это касалось крупных поместий. Их владельцы создавали определенные угрозы существованию единого государства. Именно в этих рамках может быть понята политика централизации, которую стала осуществлять правящая династия, и в этом было ее существенное отличие от государственной политики Парфии.
Пик проведения политики централизации пришелся в период правления Кавада I (484-531, с перерывами) и Хосрова I (531-79). Проводимая в этот период административная реформа, направленная на завершение процессов создания централизованного государства, совпала с восстанием Маздака и была с ним связана.
Первоначально Сасаниды стремились закрепиться в регионах, которые относились к не-Ирану, не ядру государства. Для этого они широко практиковали так называемое «основание» новых городов, которые могли проходить в форме переименования уже существующих поселений в честь действующих правителей. Каждый новый город и, что не менее важно, его окружающие районы попадали под непосредственную опеку центра, который, таким образом, мог контролировать всю экономическую жизнь данного региона: сельское хозяйство, ремесла, добычу полезных ископаемых, торговлю и транспортные коммуникации.
Сасаниды заботились и о том, чтобы продвигать экономику этих городов и их внутренних районов путем обеспечения безопасности и передачи им дополнительной рабочей силы. Также, центральная администрация назначала в эти города своих чиновников, которые собирали налоги и перенаправляли их в центр обычно для ведения военных действий. Таким образом они пытались закрепиться в той или иной части региона, постепенно расширяя свое влияние. Подобная практика была начата еще в первые годы существования державы Сасанидов и продолжалась и после подавления восстания Маздака .
На протяжении всего правления Сасанидов внутриполитические процессы характеризовалась борьбой между правящей династией и ее вассалами за политическую и экономическую власть. Заинтересованность правительства в процветании страны была продиктована прежде всего теми преимуществами, которые оно извлекало из высокопродуктивного сельского хозяйства и класса конкурентоспособных ремесленников. В результате и фермеры, и ремесленники жили в относительно благоприятны условиях, но,