Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Медиа как часть жизни современного социума представляет собой сложное и противоречивое социальное явление. Значит, важен исследовательский подход объективного изучения медиа с точки зрения психологии, социологии и других наук.
Вопросы влияния медиа на социум анализировались учеными и исследователями еще 50-60-е годы прошлого столетия. Приоритет технологических факторов над социальными и политическими стал основным мотиватором для анализа тем медиа на Западе. Базовые темы, которые здесь были затронуты - влияние медиа на социум, личностная роль в обществе – рассматривались Г.Лассуэлом, У.Шраммом, Г.Гербнерером, Г. Иннисом, М. Маклюэном и др.
Явление медиа одним из первым стала анализировать англо-саксонская школа. С 60-х годов прошлого столетия в Канаде на основе университета Торонто стало популярным направление, которое анализировало новые технологии и их влияние на сознание человека и итоги его деятельности.
Особое внимание было сконцентрировано на технологиях коммуникации, которые исследовал проф. Г. Иннис и группа ученых (И.Ватт, Д.Гуди, М.Маклюэн, Э.Хэйвлок) [11, с. 150].
Кроме того, в конце прошлого столетия русский язык обогащается новым понятием – «медиаобразование». Оно создано на основе английского «media education». Формируется новое явление, вокруг которого начинаются исследования и полемика. Тематика структурности медиаобразования и его содержания – это предмет журналистского, педагогического образования на конференциях разного уровня. Медиаобразование изучают на различных форумах научного содержания.
Важность медиаобразования на современном этапе развития информационного социума актуальна, поскольку подготовка молодого поколения к современной жизни в условиях постоянной трансформации и окружении медиа – это крайне важный элемент социализации и адаптации личности.
В восьмидесятых годах прошлого столетия растет число диссертационных исследований, которые изучают тематику медиаобразования по педагогическим специальностям и по журналистским. В настоящее время медиаобразование становится самостоятельной наукой и практикой.
Целью данной работы является рассмотрение зарубежных и отечественных концепций медиаобразования.
Задачи, поставленные нами:
1) Характеристика становления медиаобразования в зарубежных странах;
2) Анализ теории М. Маклюэна;
3) Описание ключевых теорий медиаобразования в зарубежных странах;
4) Рассмотрение концепций медиаобразования на примере Великобритании;
5) Анализ концепций медиаобразования в России.
Актуальность рассматриваемой темы подчеркивается тем, что информационно-коммуникативное пространство медиакультуры показывает нам разные точки зрения, которые формируют ценностную структуру, представления о социуме. Поэтому в разных государствах формируются дифференцированные подходы к медиакультуре и медиаобразованию. Поэтому так важно определить основные теоретические концепции, нашедшие широкое применение в истории российского и зарубежного медиаобразования.
Глава 1. Основы медиаобразования в зарубежных странах
1.1 Эволюция медиаобразования в зарубежных странах
Рассмотрим историю становления медиаобразования, накопленному на сегодня опыту отечественного и зарубежного медиаобразования.
Появление медиаобразования исследователи относят к последней трети XIX века. В то время активно начинает расширять свои границы печать, массово-информационная деятельность. Активно развивается радио, телевидение, кино и реклама. Образовательные институты включают подготовку специалистов для медиа в свои программы образования.
В различных странах начинают создаваться разные структуры систем профессионального журналистского медиаобразования. Где-то активность более принадлежала государственным образовательным институтам, где-то – частным. В каких-то странах больше развивались колледжи, в каких-то – вузы. В каких-то странах обучение проводилось на медиапредприятиях. Разница была в уровне, универсальности и специализации учреждений медиаобразования [8].
Начальными уровнями непрофессионального медиаобразования являлись:
1) Самодеятельная детская пресса;
2) Кинодвижение.
Возникают они в двадцатые годы XX века.
Первые десятилетия своей жизни медиобразование более всего было направлено на защиту подрастающего поколения. В этот период ведущие государства наблюдают в мире и у себя взрыв информации, когда усиленно начинает развиваться информационный мир. Тогда средства массовой коммуникации (далее – СМК) были источником угрозы. И значит, важно было оградить от него детей. СМК рассматривалось с негативной стороны. Такая идеология медиаобразования формировалась в формате искусства и культурологии, поскольку от «агрессии» медиа страдало не только подрастающее поколение, но и киноискусство, которое защищалось многими клубами.
Позже, в семидесятые-восьмидесятые годы прошлого столетия, понятие медиаобразования становится более социальным, психологическим, политическим, социокультурным. Теперь медиаобразование базируется на теории массовой информации и коммуникации. Теперь основными концептуальными теориями становятся теория «критического мышления» Л. Мастермана (Англия, медиапедагог) и «развивающий» подход, где развитие личности предусмотрено средствами медиа. [8, с. 6-10].
Бурное развитие непрофессионального медиаобразования на Западе проходило вместе с модернизационными процессами национальных систем образования и было методом преодоления глобального кризиса в педагогике. В итоге медиаобразование развивается во многих странах. Например, по данным А. В. Федорова, в Штатах принятый в 1994 году закон «Цели 2000: Американский образовательный акт» содержит в себе пункт, что медиаобразование включается в рекомендуемый стандарт обучения на всех уровнях начального и среднего образования. В 1995 году в Англии 30 000 школьников выбирают «медиа» для сдачи экзаменов за курс среднего образования. В 1999 году в Канаде изучение медиа стало обязательной частью для обучающихся всего среднего образования (1-12 классы). Медиа теперь становится обязательным в школах Австрии, Франции, во всех странах Южной Европы и скандинавских странах. Это также инициировало ЮНЕСКО, по мнению которого медиаобразование – это важная часть культурно-педагогического развития будущего [14]
Последние десять лет в сфере медиа говорят о том, что сейчас информационно-коммуникационная среда проходит период глобальных трансформаций, как итог – преимущественно одноканальная система распространения информации становится многомерной структурой, где каждый участник может в любой момент пообщаться с любым другим участником системы или со всеми одновременно [3].
Происходит глобальное распространение социальных сетей, блогов, индивидуальных масс-медиа и пр.
Эта проблема становится важной для развития мировой экономики и социальной, политической структуры общества. Масс-медиа определяют особенности устройства социума, методы создания в нем сообществ, их коммуникации с институтами государства. Масс-медиа определяют типы организации экономики, особенности занятости населения, образ жизни и социальные установки большей части населения в стране. Но все-таки основные формы существования социума, основы управления им, коммуникации, характер современного социума сохранятся.
Растущий масштаб влияния масс медиа на разнообразные сферы общества и страны требует выверенной стратегии управления ситуацией в развитии сферы медиа. Это подчеркивается также тем, что уровень и размах вложений в развитие быстро трансформирующихся технологий становится все более приоритетным, а уровни влияния новых масс медиа все меньше и меньше прогнозируемы [4].
Даже учитывая то, что в настоящее время увеличиваются показатели потребления информации в сети, концентрация производства информации будет сохраняться за профессиональными СМИ. Но события интерпретируются и доступны практически каждому. То, насколько авторитетен источник информации, определяет уровень доверия к ней. Основной способ передачи первичного новостного контента – беспроводные и проводные интернет и другие сетевые технологии, которые могут передавать огромные объемы информации в режиме реального времени.
Интерактивность становится нормой. Уже привычно, что автор статьи напрямую коммуницирует с аудиторией, обсуждает сложные и важные вопросы.
Фрагмент для ознакомления
3
Список используемой литературы
1) Бугрим В.В. Новое в медиаобразовании//Журналистика в 2016 году: творчество, профессия, индустрия. – М.: МедиаМир; 2017.
2) Вайсфельд И.В. Поэзия педагогического поиска // Искусство и школа / Сост. А.К. Василевский. - М.: Просвещение, 1981.
3) Жилавская И.В. Качество журналистики как медиаобразовательная проблема//Вестник Волжского университета имени В.Н. Татищева. 2016. № 3. В 2-х т. Т.1 Филологические науки.
4) Исакова Т.Б. Инновационные медиаобразовательные технологии в организации самостоятельной работы студентов//Информационное поле современной России: практики и эффекты: сборник статей XIII Международной научно-практической конференции (20 – 22 октября 2016 г.). – Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2016 .
5) Смирнова О.В. Мастер-класс для преподавателей: использование активных методик в курсе «Медиаобразование». – М.: Фак. журналистики МГУ, 2009.
6) Таранех Р. Медиаобразовательный контекст педагогических и медицинских подходов комплексной реабилитации детей с нарушением слуха в общей системе их социокультурной адаптации//Вестник Волжского университета имени В.Н. Татищева. 2017. № 3. Том 2. Филологические науки.
7) Фатеева И.А. Актуальные проблемы медиаобразования. – Челябинск: Изд-во Челяб. гос. ун-та, 2015.
8) Фатеева И.А. Медиаобразование: теоретические основы и опыт реализации: монография. – Челябинск: изд-во Челяб. гос. ун-та, 2007. – 270 с.
9) Фатеева И.А. Актуальные проблемы медиаобразования: учебное пособие. – Челябинск: Изд-во Челяб. гос. ун-та, 2015. – 129 с.
10) Федоров А.В. Медиаобразование: история, теория и методика. – М.: Ростов: ЦВВР, 2001. – 708 с.
11) Федоров А.В. Ключевые теории медиаобразования в зарубежных странах / Вестник Российского гуманитарного научного фонда. 2002. - № 1. – С. 149 – 158.
12) Федоров А.В. Анализ выполнения студентами творческих заданий медиаобразовательного характера//Magister dixit. 2011. № 3. C. 15-15.
13) Федоров А.В. Аудиовизуальная творчество и экранная культура: медиаобразовательные аспекты//Медиаобразование. 2005. № 1. С. 117-120.
14) Федоров А.В. Информационная и медиаграмотность для учителей // Медиаобразование. 2013. № 1.
15) Фохт-Бабушкин Ю.У. Научное управление художественной культурой как объект эстетического исследования: Автореф. дис. д-ра филос. наук. - М., 1984
16) Шариков А.В. Медиаобразование: мировой и отечественный опыт. – М.: Изд-во АПН СССР, 1990. – 66 с.