Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
«Белая гвардия» — первый роман Михаила Булгакова. Описываются события Гражданской войны
на Украине в конце 1918 года[1]. Роман повествует о семье русских интеллигентов и их друзьях,
которые переживают социальный катаклизм гражданской войны.
Часть романа была впервые опубликована в журнале «Россия» в 1925 году. Полностью роман был
впервые опубликован во Франции в 1927—1929 годах. Критикой роман был воспринят
неоднозначно: советская сторона критиковала героизацию писателем классовых врагов,
эмигрантская сторона — лояльность Булгакова советской власти. Произведение послужило
источником для пьесы «Дни Турбиных» и последующих нескольких экранизаций [5].
3
А 5 октября 1926 года на сцене Московского Художественного Академического театра (МХАТ)
состоялась премьера пьесы М. А. Булгакова «Дни Турбиных».
Пожалуй, в истории русскоязычной драматургии XX века трудно найти пьесу с более драматичной,
но интересной судьбой. Ни одно из произведений М. А. Булгакова при жизни автора не получило
ни столь широкой известности, ни признания публики, как «Дни Турбиных». Спектакль МХАТа
пережил аншлаги и бурю оваций. На долю мало кому известного в 1926 году драматурга выпала
настоящая травля. Однако пока профессиональные критики-литературоведы и идеологически
подкованные цензоры забрасывали пьесу ругательными рецензиями, добиваясь её немедленного
запрещения, зрители воистину жили жизнью её героев. Искренне сопереживая событиям на
сцене, публика давала волю эмоциям, плакала и смеялась, размышляла, вслед за Булгаковым, о
непростых судьбах своей страны [3].
Целью данной курсовой работы является изучение замысла произведений «Белая
Гвардия» и «Дни Турбиных» в историческом контексте.
Задачами данной курсовой работы являются:
- сравнение подхода к решению исторических проблем в романе «Белая гвардия» и пьесе «Дни
Турбиных»
- интерпретация событий в изучаемых произведениях на основе анализа основных тематических
сюжетов
- изучение выбора М. Булгаковым тематических сюжетных линий и литературных средств и
влияния на этот выбор исторического контекста.
Данная курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка
литературных источников. Объем данной работы составил 32 страницы.
1. ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ И СУДЬБА «ДНИ ТУРБИНЫХ»
1.1 Сюжет и характеристика главных героев «Белой гвардии»
Михаил Булгаков описывает события, разворачивающиеся в 1918 году. Историческая обстановка:
немецкие войска покидают территорию Украины, после чего в Город входит армия Симона
Петлюры.
Ключевая часть романа – описание семьи интеллигентов и окружения Турбиных (фамилия семьи).
Идеал – дореволюционная идиллия жизни, разрушенная февральской революцией и
гражданской войной. Социальные катаклизмы навсегда изменили привычный ход жизни
Турбиных: вернуться назад невозможно. Представители семьи Турбиных попали в пучину
событий, связанных с войной и политическими коллизиями.
Город, который описывает писатель, – это Киев. Немецкие войска оккупировали Город, однако
после заключения Брестского мира город избежал участи перехода к большевикам. В результате
это место превратилось в островок старого порядка, в прибежище интеллигенции,
представителей военного сословия и остатков аристократии. Все эти люди бежали из охваченной
пламенем гражданской войны России [8].
4
Вскоре гетман Скоропадский устанавливает свои порядки в Городе. Гетман – союзник Германии,
поэтому в Киеве власть принадлежит офицерским группам под предводительством
Скоропадского. Немцы – враги России, сражавшиеся против империи во время Первой мировой
войны. Власть в Украине расколота на два полюса. Второй полюс представляют силы Симоны
Петлюры, наступающие на Город.
События «Белой гвардии» во время подписания Компьенского перемирия, обязывающего
немецких захватчиков уйти из Города. Киев оставлен на волю добровольцев, не желающих
отдавать Город Петлюре. Жители города поддерживали режим Скоропадского, однако понимали
свое бедственное положение. Турбины надеются на приход французской армии. В Город пошли
слухи, что французы уже достигли Одессы и собираются двигаться в направлении Киева.
Город защищают добровольцы, в рядах которых встречаются и совсем юные жители, почти дети.
Турбины присоединяются к добровольческим отрядам. Дом Турбиных превратился в пристанище
для русских военных. Скоропадский осознает, что сил на защиту города не хватает и Киев падет
под натиском армии Петлюры. Скоропадский приказывает командованию и администрации
оставить Город. Сам гетман переодевается в раненого немецкого солдата. Город стоит благодаря
усилиям русских военных и юнкеров, защитников из добровольческих отрядов. Но защита Киева
безуспешна. Город брошен командованием, у стен – противник, превосходящий армию
защитников.
Мнения командиров защитников о дальнейших действиях разделились. Некоторые командиры
приказали подопечным – солдатам – идти домой, другие – остались держать обороне.
Оставшиеся на обороне Города – в сопротивлении – погибли. Петлюра победоносно входит в
Город, устраивая гуляния в честь захвата Киева. Проходит 47 дней и Город попадает в руки
большевиков [4].
Главным героем романа выступает Алексей. Представитель семьи Турбиных, Алексей чтит долг.
Юношу не известили, что часть, в которой Алексей служил, распущена, поэтому герой оказывается
в разгаре боя с армией Петлюры. Турбина ранят. Алексея спасает женщина, в которую юноша
влюбляется.
Булгаков подчеркивает, что социальные неурядицы, катаклизмы представляют сущность людей.
Одни – смело выступают в защиту принципов и идеалов, другие – прячутся и бегут. Турбины
оказываются по ту сторону баррикад, среди людей, верных долгу и чести.
В центре повествования – фигура Алексея Турбина, двадцативосьмилетнего военного доктора,
который прошел закалку во время Первой мировой войны. Нетрудно узнать черты самого автора,
ведь Михаил Булгаков получил медицинское образование.
Образ Николки Турбина – младшего брата Алексея – занимает важное место в романе. Николке
исполнилось 17 лет. Герой поступил на службу в Первую пехотную дружину унтер-офицером.
Сестра героев – Елена – девушка двадцати четырёх лет, вышедшая замуж и носящая фамилию
Тальберг. Елена следит за домом во время обороны Города от армии Петлюры.
В «Белой гвардии» Булгаков использует стандартное разделение персонажей на героев первого
плана и второстепенных фигур. Среди действующих лиц второго плана, следует отметить:
Сергея Тальберга – мужа Елены. Тальберг поступает некрасиво, бросив супругу в Городе. Сам же
герой сбежал вместе с немецкими солдатами в сторону Германии.
Василиса Лисовича, у которого семья Турбиных арендовала дом.
5
Най-Турса – полковника, образу которого Булгаков уделил особенное внимание, изобразив
героизм персонажа, сражающегося до последней капли крови с петлюровцами. Отряд Най-Турса
принял в ряды и Николку Турбина.
Виктора Мышлаевского – друга Турбиных, который знал семью с давних лет.
Леонида Шервинского и Федора Степанова (Карася) – гимназистов, товарищей Алексея, вместе с
которыми Турбин учился.
Полковника Малышева – командира, возглавлявшего мортирный дивизион. В этом отряде служил
Федор Карась. Здесь же служили Мышлаевский с Алексеем.
Козыря-Лешко – полковника из армии Симона Петлюры.
А также племянника Сергея Тальберга – Лариона Суржанского по прозвищу Лариосик.
Год, в который происходят события романа, выдался тяжелым для Турбиных. Семья
потеряла мать. Умирая, женщина пожелала детям жить. В
В феврале 1919 года краткосрочное правление Симона Петлюры
Фрагмент для ознакомления
3
1. Аль Д. Н. Основы драматургии. - Л.: ЛГИК, 1988.
2. Бахтин М. Эпос и роман // Вопросы литературы и эстетики. М., 1975. С.453.
3. Бентли Э. Жизнь драмы. - М.: Искусство, 1978.
4. Бердяева, О.С. Толстовская традиция в романе М. Булгакова «Белая гвардия» //
Творчество писателя и литературный процесс. - Иваново, 1994. - С. 101-108
5. Биккулова, И.А. Проблемы взаимосвязи романа «Белая гвардия» и пьесы «Дни Турбиных»
М. А. Булгакова // Размышления о жанре. - М., 1992. - С. 67-77
6. Булгаков М. А. Письма. Жизнеописание в документах. М., 1989. С. 121.
7. Воспоминания о М.Булгакове: Сборник /, Составители Е.С.Булгакова, С.А. Ляндрес. - М.:
Советский писатель, 1988. - 528 с.
8. Головенченко Ф.М. Введение в литературоведение. - М.: Высшая школа, 1964. - 318 с.
9. Козлов А.С. Художественный образ //Основы литературоведения: Учеб. пос. для
филологических факультетов пед. ун-тов /Мещеряков В.П., Козлов В.С., Кубарева Н.П., Сербул М.Н.
- М.: Московский Лицей, 2000. - С. 17-21.
10. Козлов, Н.П. От романа к пьесе («Белая гвардия» и «Дни Турбиных» М. Булгакова) //
Содержательность форм в художественной литературе. - Куйбышев, 1989. - С. 105-125
11. Лакшин В.Я. О прозе Михаила Булгакова и о нем самом // Булгаков М. Избранная проза.
М., 1966. С. 16
12. Лесскис Г.А. Триптих Михаила Булгакова о русской революции. М., 1999
13. Лопатина, Т. В. Роман М. Булгакова «Белая гвардия» (1923-1924): Моление о Доме //
Русская литература первой половины ХХ века. - Екатеринбург, 2002. - С. 199-205
6
14. Мальцева О.А. Лингвостилистические особенности словесного художественного портрета.
- М.: Художественная литература, 1986. - 240 с.
15. Материалы с официального сайта писателя www.bulgakov.ru
16. Марианна Шатерникова. Почему Сталин любил спектакль «Дни Турбиных». - Литература. -
2007. - №9.
17. Михаил Булгаков: Современные истолкования. Сборник обзоров, М., 1991
18. Лурье, Я. Историческая проблематика в произведениях М. Булгакова: (М.Булгаков и
«Война и мир» Л.Толстого) // М.А. Булгаков - драматург и художественная культура его времени. -
М., 1988. - С. 190-201
19. Лопатина, Т. В. Роман М. Булгакова «Белая гвардия» (1923-1924): Моление о Доме //
Русская литература первой половины ХХ века. - Екатеринбург, 2002. - С. 199-205
20. Немцев, В.И. Функция повествователя в художественной речи романа Михаила Булгакова
«Белая гвардия» // Поэтика советской литературы двадцатых годов. - Куйбышев, 1990. - С. 72-98.
21. Никонова, Т.А. «Дом» и «город» в художественной концепции романа М.А.Булгакова
«Белая гвардия» // Поэтика русской советской прозы. - Уфа, 1987. - С. 53-62
22. Фрейденберг О.М. Миф и литература древности. М., 1978. С. 282.
23. Храпченко М. Б. Горизонты художественного образа. - М.: Художественная литература,
1982. - 334 с
24. Чудакова М. Михаил Булгаков: глава из романа и письма // Новый мир. 1987. N 2. С. 140
25. Юркин Л. А. Портрет // Введение в литературоведение. Литературное произведение:
основные понятия и термины: Учеб. пособие /Под ред. Л.В. Чернец. - М.: Высшая школа; Изд.
центр «Академия», 2000. -С. 296-308.