Фрагмент для ознакомления
1
Введение 3
Глава 1 Общая характеристика системы контроля и надзора в органах исполнительной власти
Российской Федерации 6
1.1 Сущность исполнительной власти в Российской Федерации как самостоятельного вида
государственной власти 6
1.2 Судебный контроль и надзор: понятие, сущность, цели и инструментарий 11
Глава 2 Правовое регулирование системы контроля и надзора как метода деятельности органов
исполнительной власти 15
2.1 Судебный контроль в государственном управлении 15
2.2 Правовые и организационные основы регулирования реформы контрольно-надзорной
деятельности органов исполнительной власти 19
Заключение 25
Библиографический список 27
Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Административное право - отрасль правовой системы Российской Федерации, регулирующая
общественные отношения, которые возникают в связи с организацией и функционированием
системы исполнительной власти на всех национально-государственных и территориальных
уровнях Российской Федерации. Эффективная организация исполнительной власти в Российской
Федерации – один из ключевых факторов обеспечения эффективной деятельности
государственного управления, которое является одним из жизненно важных аспектов общества и
государства.
Следует отметить, что исполнительная власть является комплексной категорией и включает в себя
различные аспекты, касающиеся государственной власти. В целях обеспечения охраны личности,
общества и государства законодатель предъявляет достаточно строгие требования к организации
2
исполнительной власти, предъявляется комплекс требований – общих принципов организации,
закрепленных федеральным законодательством.
Актуальность работы обусловлена тем, что среди способов обеспечения законности в
государственном управлении важная роль принадлежит судебному контролю и надзору.
Субъектами судебного контроля являются: Конституционный Суд Российской Федерации, суды
общей юрисдикции, арбитражные суды.
Судебный контроль в сфере исполнительной власти, будучи элементом системы сдержек и
противовесов, выражается в процессуальной деятельности независимых судов по проверке
законности правовых актов субъектов исполнительной власти в результате рассмотрения и
разрешения публично-правовых споров в целях защиты прав и свобод физических и юридических
лиц и поддержания объективного правопорядка в государстве .
Судебный контроль и надзор в сфере исполнительной власти - правовая оценка судами действий
и решений органов исполнительной власти и их должностных лиц, выявление нарушений
законности, прав и законных интересов граждан, предприятий, принятие мер по их
восстановлению и устранению причин, и привлечение виновных лиц к ответственности .
Цель исследования – провести комплексный анализ судебного контроля и надзора в сфере
исполнительной власти Российской Федерации.
Вопросам правового регулирования и судебного контроля и надзора в сфере исполнительной
власти Российской Федерации посвящены труды Е.Ю. Бархатовой, Д.Н. Бахраха, И.Н. Барцица,
Ю.М. Козлова, Л.Л. Попова, А.С. Сахарова, Б.М. Лазарева, Н.Р. Балынской, К.С. Бельского, О.Н.
Еремеевой, О.Ю. Ереминой, Ю.А. Дмитриева, М.С. Саликова, Е.А. Соловьевой, Ю.А. Старилова,
И.А. Стародубцева.
Объектом исследования выступают правоотношения, складывающиеся в области судебного
контроля и надзора в сфере исполнительной власти Российской Федерации.
Предмет исследования – теоретические и практические аспекты нормативного регулирования
судебного контроля и надзора в сфере исполнительной власти Российской Федерации.
Актуальность и цель темы курсовой работы определили следующие задачи исследования:
1. Выявить сущность исполнительной власти в Российской Федерации как самостоятельного вида
государственной власти.
2. Изучить понятие, цели и инструментарий судебного контроля и надзора: понятие.
3. Провести анализ судебного контроля в государственном управлении.
4. Дать характеристику правовых и организационных основ регулирования реформы контрольнонадзорной деятельности органов исполнительной власти.
В качестве методологической базы исследования в работе использован системный подход. В
работе использованы следующие методы исследования: методы системного анализа, формальноюридический метод и сравнительно-правовой метод.
Структура курсовой работы состоит из введения, 2 глав, заключения и библиографического списка.
Глава 1 Общая характеристика системы контроля и надзора в органах исполнительной власти
Российской Федерации
3
1.1 Сущность исполнительной власти в Российской Федерации как самостоятельного вида
государственной власти
Система органов исполнительной власти любого государства требует тщательного анализа и
наблюдения, так как главной задачей является выработка мер по совершенствованию системы
органов исполнительной власти и повышению эффективно её функционирования, выполнение
этой задачи позволяет обеспечить эффективное развитие всей системы государственного
управления, способствует динамичному государственному строительству. Устойчивость,
целостность и стабильность государственной власти, его территориального и политического
устройства являются индикатором жизнеспособности любого государства.
При этом государство является сложной комплексной системой, которое оказывает властное
воздействие как на общество в целом, так и на его отдельные элементы. Реализация данного
властного воздействия на общество и его институты реализуется в соответствии с определенными
правовыми и организационными принципами – основополагающими правилами
государственного управления, которые с одной стороны обеспечивают эффективность системы
государственного управления, с другой стороны – позволяют охарактеризовать Российскую
Федерацию как демократическое и правовое государство.
В соответствии с данными принципами государственная власть в Российской Федерации
разделяется на три ветви: законодательную, исполнительную и судебную. При этом если функции
законодательной власти (законотворчество, парламентский контроль, представительство) и
судебной власти (оправление правосудия) являются достаточно четко идентифицируемыми, то
функции исполнительной власти представляются весьма объемными. Следует согласиться с
мнением Коваль Т.А., согласно которому функции исполнительной власти сводятся к исполнению
действующего законодательства, выработке основных направлений внутренней и внешней
политики государства, организации деятельности государственного аппарата по реализации такой
политики, а также к охране гражданских прав и свобод .
В пределах ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам
совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации федеральные
органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской
Федерации образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации .
Данное единство федеральной власти и власти субъектов РФ следует признать отличительной
особенностью исполнительной власти – ни законодательная, ни судебная власть, согласно
Конституции Российской Федерации, не образуют аналогичную «единую систему».
Таким образом, организация и реализация исполнительной власти в Российской Федерации
неразрывно связана с конституционными положениями современного российского федерализма,
среди которых следует выделить:
- смешанную модель территориальной организации государства (построение субъектов
федерации, как по национально-территориальному, так и административно-территориальному
принципу );
- видовое многообразие субъектов, составляющих федерацию (шесть разных видов субъектов);
- сложная структура территории государства (территория одних субъектов федерации может
входить в состав других субъектов).
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция Российской Федерации, принята всенародным голосованием 12.12.1993 (ред.
от 21.07.2014) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2014. № 31. Ст. 4398.
2. "Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации" от 24.07.2002 N 95-ФЗ
(ред. от 25.12.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2019) // "Собрание законодательства РФ",
29.07.2002, N 30, ст. 3012.
3. "Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации" от 08.03.2015 N 21-
ФЗ (ред. от 27.12.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2019) // "Собрание законодательства
РФ", 09.03.2015, N 10, ст. 1391,
4. Указ Президента Российской Федерации от 15.05.2018 (ред. от 26.02.2019) № 215 «О
структуре федеральных органов исполнительной власти» // Собрание законодательства
Российской Федерации. 2018. № 21. Ст. 2981.
5. Указ Президента РФ от 09.03.2004 N 314 (ред. от 12.04.2019) "О системе и структуре
федеральных органов исполнительной власти" // "Собрание законодательства РФ", N 11,
15.03.2004, ст. 945.
6. Федеральный закон от 17.12.1998 N 188-ФЗ (ред. от 18.04.2018) "О мировых судьях в
Российской Федерации" // "Российская газета", N 242, 22.12.1998.
7. Федеральный закон от 02.10.2007 N 229-ФЗ (ред. от 06.03.2019) "Об исполнительном
производстве" (с изм. и доп., вступ. в силу с 17.03.2019) // "Парламентская газета", N 131,
Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных
предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального
контроля" (ред. от 27.11.2017) // Собрание законодательства РФ. - 2008. - N 52 (ч. 1). - Ст. 6249.
8. 10.10.2007.
9. Федеральный закон N 511-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите
прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении
государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" от 31.12.2014 // "Собрание
законодательства РФ", 05.01.2015, N 1 (часть I), ст. 64
10. Постановление Конституционного Суда РФ от 19.11.2013 N 24-П "По делу о проверке
конституционности положений части первой статьи 10 Уголовного кодекса Российской
Федерации, части второй статьи 24, части второй статьи 27, части четвертой статьи 133 и статьи
212 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан С.А.
Боровкова и Н.И. Морозова" // "Вестник Конституционного Суда РФ", N 1, 2014
11. Постановление Правительства РФ N 1050 "Об организации проектной деятельности в
Правительстве Российской Федерации" от 15.10.2016 // Собрание законодательства РФ.2016. №
43.Ст. 6028.
12. "Паспорт приоритетной программы "Реформа контрольной и надзорной деятельности"
(приложение к протоколу президиума Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и
приоритетным проектам от 21.12.2016 N 12) (ред. от 30.05.2017)
13. Приоритетная программа «Реформа контрольной и надзорной деятельности до 2025 года»
(утверждена президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому
развитию и приоритетным проектам 21 декабря 2016 года). [Электронный ресурс]. - Режим
доступа:
5
14. http://static.government.ru/media/files/vu4xfkO2AdpTk1NaJN9gjDNtc69wa5fq.pdf (дата
обращения: 16.09.2019)
15. Административное право [Электронный ресурс]: курс лекций для студентов заочной
формы обучения / Сост.: Ю.В. Шилов, О.А. Иванова – Пермь: АНО ВПО «Пермский институт
экономики и финансов», 2016. – 206 с.
16. Бархатова Е.Ю. Комментарий к Конституции Российской Федерации. М.: Проспект, 2010 С.
112.
17. Бахрах Д.Н. Админстративное право. М., 2008. С. 50.
18. Бельский К.С. Разделение властей и ответственность в государственном управлении. М.,
1990. С. 76.
19. Богославский, Е.А. Контроль и надзор как форма реализации правовой политики. / Е.А.
Богославский. - М.: АНО "Научно-исследовательский институт истории, экономики и права", 2015.
– С. 32.
20. Джагарян А.А. Конституционно-правовые основы государственного контроля в Российской
Федерации. / А.А. Джагарян. - М.: ИНФРА-М, 2017. – С. 20.
21. Дмитриев Ю.А. Административное право: учебник для юридических вузов. М., 2005. С. 14.
22. Коваль Т.А. Исполнительная власть: анализ понятия, сущность. Вестник Забайкальского
государственного университета. 2011. № 10. С. 77-81
23. Коваль, Т.А. Трансформация исполнительной власти в Забайкальском крае : диссертация ...
кандидата политических наук : 23.00.02 / Коваль Татьяна Александровна; [Место защиты: Забайк.
гос. ун-т]. - Чита, 2012. - 149 с.
24. Козлов Ю.М., Попова Л.Л. Административное право. М., 2000. С. 28.
25. Кудилинский, М.Н. Актуальные проблемы российского права. / М.Н. Кудилинский. – М.:
Юрайт, 2015, – С. 55.
26. Макарейко, Н. В. Административное право : учебное пособие для вузов / Н. В. Макарейко.
— 10-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2018. — 259 с.
27. Моржакова К.Э. Проблемы и направления совершенствования реформы контрольнонадзорной деятельности / К.Э. Моржакова // Социально-экономические исследования,
гуманитарные науки и юриспруденция : теория и практика сборник материалов XIV
Международной научно-практической конференции. – 2017. – С. 149.
28. Правоведение / ред. Ю. Крохина. – Москва : Студенческая наука, 2012. – Ч. 1. Сборник
студенческих работ. – 1494 с. – (Вузовская наука в помощь студенту). – Режим доступа: по
подписке. – URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=214511 (дата обращения:
17.09.2019).
29. Плаксин С.М. Контрольно-надзорная деятельность в Российской Федерации.
Аналитический доклад-2014. / С.М. Плаксин, А.В. Кнутов, С.В. Семенов, А.В. Чаплинский. – М.:
МАКС Пресс, 2014, – С. 71.
30. Старилов Ю.Н. Судебный нормоконтроль как способ обеспечения законности публичного
управления // Юридические записки. 2014. № 4 (27). С. 24–35.
31. Тихомиров Ю.А. Административное право и процесс. М, 2005. С. 83
6
32. Тхабисимова, Л.А. Правовой аспект эффективности деятельности органов власти и
управления субъектов Российской Федерации / Л.А. Тхабисимова // Актуальные проблемы
российского права. — 2014. — № 12. — С. 2755.
33. Фиалковская И. Д., Тоненкова О. А. Судебный контроль в сфере исполнительной власти:
понятие, признаки, место в системе администртивного права // Вестник ННГУ. 2008. №3. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/sudebnyy-kontrol-v-sfere-ispolnitelnoy-vlasti-ponyatie-priznaki-mestov-sisteme-administrtivnogo-prava (дата обращения: 15.09.2019).
34. Юмаев Е.А. О системе обеспечения безопасности Российской Федерации // Известия ИГЭА.
2009. № 3. С. 99.