Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность выбора темы исследования заключается в том, что стимулирование персонала –
проблема, которая возникла одновременно с созревшей необходимостью совместной
деятельности. Вместе с тем, это – один из центральных вопросов современного менеджмента.
3
Исследования позволяют выявить взаимосвязь между уровнем мотивации труда и показателями
эффективности, а так же установить связи между отдельными мотивационными факторами.
Знание мотивации работников и умение эффективно управлять ею очень важно для
руководителя, цель которого – повысить производительность и качество трудовой деятельности.
Сотрудники организации различаются по степени мотивации и потребностям. Помимо этого,
происходит постоянное изменение потребностей в зависимости от ряда факторов. Поэтому
нельзя рассчитывать на то, что мотивация, однажды сработавшая в одних условиях, будет в
дальнейшем так же эффективна в другой ситуации.
Поэтому тема исследования является актуальной и имеет практическую значимость.
Объектом работы является туристическая компания ООО «БКЛТРАНС».
Предмет исследования: система мотивации труда работников, пути повышения ее эффективности.
Цель исследования - провести анализ системы мотивации и стимулирования труда работников
ООО «БКЛТРАНС» и разработать конкретные практические предложения, направленные на
повышение ее эффективности.
Задачи:
-провести анализ теоретических основ мотивации и стимулирования персонала в современных
организациях;
-охарактеризовать ООО «БКЛТРАНС»;
-провести анализ деятельности ООО «БКЛТРАНС» в области мотивации и стимулирования
трудовой деятельности персонала, оценить ее эффективность;
-разработать рекомендации и мероприятия по повышению эффективности системы мотивации и
стимулирования труда работников ООО «БКЛТРАНС»;
-провести расчет эффективности, которая может быть получена в случае успешной реализации
данных рекомендаций в деловой практике ООО «БКЛТРАНС».
ГЛАВА 1. СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ СТИМУЛИРОВАНИЯ ПЕРСОНАЛА И ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В
ПРАКТИКЕ УПРАВЛЕНИЯ СОТРУДНИКАМИ
1.1.Мотивация сотрудников в системе управления персоналом организации
В условиях развития рыночных отношений важное значение приобретают проблемы мотивации
персонала на развитие, которое позволяет организации раскрывать и использовать
интеллектуальной потенциал работников, а персоналу дает возможность удовлетворить более
широкий спектр своих потребностей.
Потребность - это состояние человека, выступающее источником его активной деятельности.
Поэтому необходимо выявлять потребности для построения системы мотивации.
В настоящее время выделяют содержательные и процессуальные теории мотивации:
4
Содержательные (структурные) теории мотивации основаны на идентификации систем
внутренних побуждений, которыми определяется специфика трудового поведения работников.
В классической теории мотивации (основоположником данной теории считают Ф.У. Тейлора)
предполагается, что главный трудовой мотив – высокий заработок, который обоснован более
высоким результатом работы. Людьми осознанно выбирается наиболее выгодная в финансовом
отношении стратегия трудового поведения. Следовательно, основное решение – дать людям
возможность больше зарабатывать за счет роста производства.
Данным подходом предполагается:
- премиальная оплата сдельной работы;
- постановка четко определенных задач перед работниками и точное измерение
полученного результата.
Теория Тейлора предоставила возможность эффективного использования самого простого и
очевидного для конвейерного промышленного труда стимула – премиально-сдельной оплаты
труда.
Американский социолог А. Маслоу является автором концепции иерархии потребностей.
Основная идея концепции: потребности людей, которые удовлетворяются с помощью работы,
можно выстроить в виде строгой иерархии. Потребности более низкого уровня должны быть
удовлетворены раньше, чем потребности более высокого уровня.
По А. Маслоу потребности (от простых к более сложным) располагаются следующим образом
(рисунок 1) .
Рисунок 1- Иерархия потребностей по А. Маслоу
5
В развитии методов трудовой мотивации иерархия потребностей играет важную роль, т. к. ею:
а) объясняется возникновение разных потребностей у людей, а также необходимость
предложения тому или иному работнику в разное время разных стимулов;
б) внимание исследователей и практиков менеджмента акцентируется на том факте, что
размер заработной платы может служить только удовлетворению потребностей низшего уровня.
Поэтому возникает необходимость более широкого применения стимулов, действующих на
удовлетворение высших потребностей, к которым следует отнести:
- делегирование, привлечение работников к формулировке целей и выработке решений;
- карьерное продвижение;
- коллективную (командную) организацию работы;
- повышение содержательности и разнообразия трудовых функций;
- поддержку и развитие социальной активности работников вне рамок организации.
На первых двух уровнях иерархии определяющий фактор – величина заработной платы:
- не ниже прожиточного минимумы – для удовлетворения физиологических потребностей;
- выше прожиточного минимума – для того, чтобы обеспечить потребность в безопасности и
уверенности в будущем, иметь возможность создания минимальных накоплений на случай
внезапного увольнения и последующего периода поиска работы (2-3 месяца).
Определяющие факторы на следующих уровнях иерархии А. Маслоу – структура зарплаты, а также
система показателей, которыми измеряется эффективность деятельности работника. Следует
заметить, что потребности организации (например, повысить эффективность использования
рабочей
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативные документы
1. Конституция Российской Федерации [Электронный ресурс] : принята всенародным
голосование 12 декабря 1993 года. : (с учетом поправок, внесенных Законами Российской
Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от
30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ30 декабря 2008 № 6-ФКЗ и № 8
– ФКЗ) // СПС «Консультант плюс». – Режим доступа: http://www.consultant.ru/
2. Налоговый кодекс РФ. Часть первая [Электронный ресурс] : от 31.07.1998 № 146-ФЗ : (ред.
от 15.02.2016 N 32-ФЗ, от 05.04.2016 N 101-ФЗ, от 05.04.2016 N 102-ФЗ, от 26.04.2016 N 110-ФЗ, //
Консультант Плюс. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/
6
3. О занятости населения в Российской Федерации [Электронный ресурс]: федер. закон от
19.04.1991 № 1032-1ФЗ, ред. от 02.07.2013 N 185-ФЗ — Режим доступа: URL:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_60/ (25.11.2016)
4. Об образовании в Российской Федерации [Электронный ресурс]: федер. закон от
29.12.2012 № 273-ФЗ — Режим доступа: URL: http://www.rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html
(02.06.2014)
5. Федеральный закон от 8 августа 2001г. №129-ФЗ «О государственной регистрации
юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» // Собрание законодательства
Российской Федерации. - 13 августа 2001г. - №33. - Ст.3431.
6. Постановление Правительства РФ от 19 июня 2002 г. N 439 «Об утверждении форм и
требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации
юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей» //
Собрание законодательства Российской Федерации. - 1 июля 2002г. - №26. - Ст.2586.
Учебная и методическая литература
7. Аверина А.Д. Современные методы набора персонала на вакантные должности // В
сборнике: Социокультурный менеджмент: содержание, проблемы, перспективы материалы III
международной научно-практической конференции. Ответственный редактор Ильина Н.А..
Ульяновск, 2014. С. 47
8. Агапова О.Ю., Поляков В.У. Мошенничество со стороны кандидатов при поступлении на
работу // Управление человеческим потенциалом. 2013. № 3. С. 158-167.
9. Акмеологическая оценка профессиональной компетентности государственных служащих.
Учебное пособие / Под общ. ред. А.А. Деркача. 2-издание. − М., 2015. – 241 с.
10. Аллин О.Н., Сальникова Н.И. Кадры для эффективного бизнеса. Подбор и мотивация
персонала. — М.: Генезис, 2014. — 248 с.
11. Арсеньев Ю.Н. Управление персоналом. Модели управления: Учебное пособие. – М.:
ЮНИТИ-ДАНА, 2013. – 250 с
12. Базаров Т.Ю. Управление персоналом. Практикум. - М.: «ЮНИТИ-Дана», 2015. – 240 с.
13. Батаршева А.В., Лукьянова А.О. Психология управления персоналом: Пособие для
специалистов, работающих с персоналом / А.В. Батаршева, А.О. Лукьянова. – М., 2013. – 560 с.
14. Бек М. А., Бек Н. Н. Производство знаний и инноваций: условия, эффективность и роль в
инновационном развитии экономики // Менеджмент инноваций. 2014. № 1. С. 44
15. Бескровная Н., Терминов В. Управление персоналом в российском бизнесе //ЭКО.— 2015.
— №12.
16. Герасимов Е.С. Критерии отбора, подбора и найма персонала: отечественный и
зарубежный опыт решения вопроса. Вестник Университета Российской академии образования.
2013. № 2. С. 184-187
7
17. Демина Н.В. Принципы, критерии и подходы к отбору персонала как специальной функции
кадрового менеджмента. Современные гуманитарные исследования. 2015. № 1. С. 43-49
18. Деркач А.А. Зазыкин В.Г. Роль организационной среды в становлении личности
профессионала // Акмеология. №3. 2016. С. 5−12.
19. Дубиненкова Е. Н. Техники подбора персонала. Искусство находить лучших. - М.: Речь,
2012. - 478с
20. Егоршин А.П. Управление персоналом: учебник для вузов. — 3-е изд. Н.Новгород: НИМБ,
2014. - 720 с.
21. Казаков М.В. Эффективная система подбора персонала для организаций // Управление
развитием персонала. 2012. № 3. С. 176-181.
22. Казанцева Е.Е. Привлечение квалифицированного персонала для решения текущих и
перспективных задач. Эффективность поиска. // Управление человеческим потенциалом. 2013. №
1. С. 46-60.
23. Калабухова Ю.В. Нормативно-методическое обеспечение процесса набора и отбора
кадров в организации как инструмент повышения качества работы системы управления
персоналом // Проблемы совершенствования организации производства и управления
промышленными предприятиями: Межвузовский сборник научных трудов. 2015. № 1-1. С. 157
24. Кибанов А.Я. Основы управления персоналом Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2012. – 448 с.
25. Кукина С.Д., Паршукова О.В., Воспельникова Я.Г. Методы оценки кандидатов при приеме
на работу и их надежность. Наука - промышленности и сервису. 2014. № 6-2. С. 25-31
26. Куприянчук Е.В.Управление персоналом: ассессмент, комплектование, адаптация,
развитие. Учебное пособие / Е. В. Куприянчук, Ю. В. Щербакова. – М.: РИОР: ИНФРА - М, 2012. -
255 с
27. Латыпова М.М. Поиск и отбор персонала в организацию на современном этапе. // Горный
информационно-аналитический бюллетень (научно-технический журнал). 2014. № 11. С. 125-128
28. Лукичева Л.И. Управление персоналом. - М.: Омега-Л 2011 – 263 с.
29. Лядская А.В. Опыт применения системы Адизеса в выстраивании HR-процессов компании.
Управление человеческим потенциалом. 2013. № 2. С. 124-137.
30. Малюгина А.Н., Самохвалова С.М. Современные тенденции управления персоналом в
сфере подбора персонала // Управление человеческими ресурсами – основа развития
инновационной экономики. 2014. № 5. С. 213-217.
31. Маслова В.М. Управление персоналом. Бакалавр. Базовый курс. – М.: «Юрайт», 2012. – 492
с.
32. Миплер М.Э. Подбор персонала: системный подход: дис. канд. экон. наук. - Омск, 2015. –
315 с.
8
33. Морозова И. Н. Эффективный сотрудник. Технологии подбора персонала. Серия:
Профессиональное мастерство. - СПб.: Феникс, 2014. - 328с.
34. Мякушкин Д.Е. Отбор и подбор персонала 2. Учебное пособие. - Челябинск, Издательство
ЮУрГУ, 2011. – 31 с.
35. Новиков Д.А. Методология управления. Серия умное управление. - М.: Либроком, 2012. –
128 с.
36. Олегов, Ю. Г. Управление персоналом : учебник для бакалавров / Ю. Г. Олегов, Г. Г,
Руденко. — М.: Издательство Юрайт, 2014. — 513 с.
37. Петрушихина Е.Б. Психологические аспекты принятия кадровых решений руководителям.
Современная социальная психология: теоретические подходы и прикладные исследования. 2013.
№ 1. С. 39-46
38. Платонов Ю.П. Актуальные проблемы управления персоналом - СПб., Делком, 2013. - 247
с.
39. Поляков В.А. Новое в подборе персонал // Управление развитием персонала. 2014. № 1. С.
46-53.
40. Сидоркина С.В. Ассесмент-центр как инструмент повышения эффективности бизнеса.
Управление человеческим потенциалом. 2011. № 1. С. 66-70
41. Стадник А. Оценка персонала. – М.: ООО «Бегин Групп», 2015. - 234 с.
42. Степанова М.В. Ассесмент-центр как одна из технологий оценки персонала. Ученые
записки Российского государственного социального университета. 2012. № 8 (108). С. 124-130.
43. Суханова Е.В. Технология подбора персонала для компаний малого бизнеса // Российское
предпринимательство. 2014. - № 11. С. 99-101.
44. Травин В. В., Магура М. И., Курбатова М. Б.. Управление человеческими ресурсами.
Модуль 4. Модульная программа «Руководитель XXI века». - М.: ИД «Дело» РАНХиГС, 2012. – 104
с.
45. Управление человеческими ресурсами : учебник для бакалавров / под ред. И. А.
Максимцева, Н. А. Горелова. — 2-е изд., перераб. и доп. -М.: Издательство Юрайт, 2014. — 526 с