Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Детство – удивительное время человеческой жизни. Поступление в школу коренным образом меняет положение ребенка, она открывает в себе целый новый мир. Обучение становится основным ведущим видом деятельности. Поэтому обстановка в школьном учреждении должна максимально способствовать адаптации ребенка к новому образу жизни.
Шестилетний ребенок имеет своеобразные физиологические и психологические особенности, которые должны учитываться при организации эффективной образовательной среды. В начальной школе для учеников, их нормального физического и психологического самочувствия необходима такая организация игр и обучения, которая приносит им радость и дает позитивную жизненную перспективу.
В школе возрастает нагрузка на организм ребенка, особенно в младших классах. Возникает необходимость усвоения и переработки большого количества информации, а также повышается напряжение организма. Дети меньше двигаются, больше сидят, как следствие возникает дефицит мышечной деятельности. Это приводит к нарушению осанки, зрения, повышение артериального давления, накопление веса.
Перемена в школе длится 10-15 минут, но она так же важна, как и сам урок. После напряженной работы на уроке ученикам необходим активный отдых. Такое переключение работы позволяет ребятам отдохнуть и снять утомление. Подвижные игры, танцевальные перемены вызывают у детей положительные эмоции и повышают двигательную активность. Все это свидетельствует об актуальности организации активности детей на переменах, в особенности в начальной школе.
Объект исследования – организация перемен в начальной школе.
Предмет исследования – педагогические условия организации активного отдыха на переменах в начальной школе.
Гипотеза исследования: восполнение дефицита двигательной активности на переменах будет эффективным при соблюдении следующих педагогических условий:
• регулярность и систематичность двигательной активности;
• произвольный характер организуемой активности;
• окончание игр за 3 минуты до звонка на урок.
Цель исследования – изучить педагогические условия организации динамических перемен в начальной школе
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач: уточните в соответствии с целью, О, П и гипотезой
1. Рассмотреть школьную перемену как форму организации двигательной активности в начальной школе и выявить педагогические условия организации динамических перемен в начальной школе.
2. Провести исследование особенностей организации школьных перемен.
3. Разработать рекомендации по организации перемен в начальной школе
1. Школьная перемена как форма организации двигательной активности в начальной школе
1.1 Специфика организации и роль двигательной активности на переменах в начальной школе
Двигательная активность – это необходимое условие нормального развития и функционирования организма, которая является не просто полезной, а жизненно необходимой. Без достаточного количества движения организм постепенно теряет жизненные силы, становится чувствительным к негативному воздействию внешних неблагоприятных факторов.
Среди принципов, на которых основывается Государственный стандарт начального образования, главное место занимает принцип формирования здорового образа жизни и создание условий для физического и психоэмоционального развития, что чрезвычайно важно для детей младшего школьного возраста, поэтому в начальной школе весьма целесообразным является проведение динамического перерыва в виде подвижных игр и другой физической активности детей 13, с. 25.
Проведение динамических перерывов – это эффективный способ поддержания работоспособности учащихся, поскольку во время их проведения обеспечивается отдых центральной нервной системы, а также мышц скелета, которые подвергаются значительному статическому напряжения из-за длительного сидения за партой. Чтобы эти перерывы имели универсальный профилактический эффект, они должны содержать упражнения для различных групп мышц и для улучшения мозгового кровообращения 5, с. 12.
Комплекс упражнений, использующийся на динамических переменах, должен быть направлен на коррекцию осанки, укрепление мышц и развитие координации. Упражнения необходим проводить одновременно с чтением стихов, веселой музыкой, счетом и тому подобное 1, с. 14.
Динамические перемены, при условии их систематического проведения, способствуют формированию здоровьесберегающей, языковой, коммуникативной, гражданской, социальной, культурной и других компетенций, выполняя следующие функции:
развлекательную – создают благоприятную атмосферу;
релаксационную – лишают напряжения, вызванного негативными эмоциями, перегрузками мышц, нервной системы, мозга
коммуникативные – объединяют детей в группы, способствуют их совместной деятельности и взаимодействию между собой;
учебную – дают новые знания, умения, навыки и закрепляют их;
развивающую – развивают речь, внимание, память, мышление;
коррекционную – «исправляют» эмоциональные, поведенческие и другие проблемы ребенка;
профилактическую – предупреждают появление психологических заболеваний;
лечебную – способствуют выздоровлению;
воспитательную – формируют нравственные качества 3, с. 11.
Энергичные движения во время выполнения упражнений активизируют мозговое кровообращение, изменяют ритм дыхания, что, в свою очередь, способствует вентиляции легких, улучшению работы сердечно-сосудистой системы. Несложные общеразвивающие упражнения, сопровождающиеся веселыми стихотворными текстами, легко запоминаются, их всегда охотно выполняют дети. Во время выполнения динамических упражнений дети меняют положение своего тела. Они имеют возможность подвигаться, отвлечься от выполнения учебного задания или выполнить его во время игры, даже не задумываясь над тем, что образовательный процесс продолжается. Кроме этого, у школьников улучшается координация движений, закрепляются речевые навыки, улучшается настроение 20, с. 117.
Требования к упражнениям, которые выполняют во время динамических перемен:
упражнения должны соответствовать возрастным особенностям учащихся, быть простыми, интересными и доступными, иметь игровой характер,
- быть удобными для выполнения на ограниченной площади, эмоциональными и достаточно интенсивными;
быть знакомы детям, чтобы не тратить время на их объяснение и разучивание;
комплекс упражнений должна направляться на основные крупные мышечные группы и снимать статическое напряжение, вызванное длительным сидением;
обязательно следует подбирать такие упражнения, как потягивание, выпрямления и изгиб позвоночника, расправление грудной клетки, выполнять их одновременно с движениями рук вверх и в разные стороны - они способствуют выпрямлению позвоночника и повышают тонус мышц туловища;
движения по своему характеру должны быть противоположными положению туловища, ног, головы, рук детей во время занятий;
упражнения целесообразно согласовывать с типом, формой и тематикой учебных занятий, характеру деятельности;
заключительные упражнения должны направляться на снижение физической нагрузки 16, с. 71.
Динамические перемены проводят организованно, систематически, под руководством учителя. Различные формы активного отдыха во время длительных перерывов и в группе продленного дня (подвижные, ролевые, психологические, театрализованные игры; прогулки, инсценировки, пантомима и т.д.) помогают предотвратить умственную усталость, связанную с активной деятельностью и долгим неподвижным сидением за партой, легко снимают не только напряжение в мышцах, но и улучшают психоэмоциональное состояние и способствуют повышению интеллектуальных способностей младших школьников, активизируют учащихся, способствуют восстановлению работоспособности, создают рабочее настроение, что, в итоге, повышает эффективность образовательного процесса.
1.2 Роль школьной перемены в учебной деятельности младших школьников
Школа призвана дать подрастающему поколению глубокие и прочные знания основ наук, выработать необходимые навыки и умения, сформировать мировоззрение, обеспечить всестороннее развитие личности. Одновременно школа должна выполнить и оздоровительную роль, так как обществу становится небезразлично, какой ценой для здоровья подрастающего поколения приобретаются знания, так как здоровье – это главная человеческая ценность.
Физическая активность является неотъемлемым видом деятельности человека, совершенно необходимым для сохранения и укрепления здоровья. Одна из характерных особенностей современного образа жизни, имеющая прогрессирующую тенденцию – сокращение объемов двигательной активности (гипокинезия) и мышечной работы (гиподинамия) в сочетании с нервно-психическими перегрузками 14, с. 69.
Другие проявления физического дискомфорта школьников – их повышенная двигательная активность на уроке. Причины этого состояния не столько в педагогической запущенности, сколько в нейрофизиологических проблемах ребенка. Такие дети не могут сидеть на одном месте, их поведенческие реакции часто парадоксальны, им не хватает санкционированных форм двигательной активности, и они невольно пытаются компенсировать недостаток движений на уроках 4, с. 356.
Можно сделать вывод, что для снятия перегрузки, перенапряжения и обеспечения условий успешного обучения и сохранения здоровья школьников необходима нормализация учебного процесса и занятия активно-двигательного характера (динамические паузы, уроки
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Алексеев А.А. Игры на школьных переменах/А.А. Алексеев. – М.: Росстани, 1992. – 92 с.
2. Безруких М.М. О мерах по сохранению и укреплению здоровья школьников / М.М. Безруких // Классный руководитель. – 2007. – № 5. – С. 5–18.
3. Динамические перемены. 1-2 классы. / Сост. В. П. Порощук. – Харьков: Основа, 2018.- 221 с.
4. Жданова М.А. Динамические перемены как форма социально-педагогической профилактики межличностных конфликтов в начальной школе / М.А. Жданова, А.А. Дмитриева // В сборнике: Социальное взаимодействие в различных сферах жизнедеятельности. Посвящается 215-летию Герценовского университета: материалы II Международной научно-практической конференции. Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, кафедра социальной педагогики. 2012. – С. 356-359.
5. Когут И.А. Двигательный режим и физическое состояние детей 6-7 лет, учатся в школах разного типа: Автореф. дис ... канд. наук по физическому. исх. и спорта / О.И. Когут. - М.: «Научный мир», 2006. - 20 с.
6. Корниенко С.М. Веселая перемена. 1-4 классы: учеб. пособие/ С.М. Корниенко.- Изд. 2-е, перераб. и доп. – Тернополь: Учебная книга - Богдан, 2013. – 96 с.
7. Кравчук А. Теория комплексного физического воспитания детей / А. Кравчук // Дошкольное воспитание. – 2013. – №12. – С.18-28.
8. Лях В.И. Двигательные способности /В.И. Лях// Физическая культура в школе. - 2010. – №2. – С. 2.
9. Меркулова Ю. Игра - обязательное методическое условия физического воспитания / Ю. Меркулова // Дошкольное воспитание. – 2012. – №1. – С.12-15.
10. Михайлова Т.А. Организация и проведение подвижной перемены в школе/ Т.А. Михайлова, Л.М. Кравцова, Г.П. Коняхина // В сборнике: Институциональная перезагрузка образовательной системы Сборник научных трудов. Костанай, 2018. – С. 90-93.
11. Москаленко Н.В. Дифференцированный подход в физическом воспитании детей младшего школьного возраста/Н.В. Москаленко // Материалы науч.-практ. конф. «Научно-методическое и медико-биологическое обеспечение физкультурно-оздоровительной и спортивной работы». – Ч. З. – Днепропетровск. – 2018. – С. 50-52.
12. Москаленко Н.В. Инновационные технологии в физическом воспитании школьников: учеб. пособие. / Н.В. Москаленко, О.В. Шиян. - Днепропетровск: Инновация, 2011. – 238 с.
13. Рыженок В.А. Школьная перемена как одна из форм восполнения дефицита двигательной активности учащихся младшего школьного возраста: монография /В.А. Рыженок. – М.: Физкультура и спорт, 2011. – 164 с.
14. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе / Н.К. Смирнов. – М.: АПК и ПРО, 2012. – 70 с.
15. Ткачук С.В. Моделирование режимов двигательной активности младших школьников в процессе физического воспитания: Автореф. дис. на соискание наук. степени канд. наук по физическому. исх. и спорта: спец. 24.00.02 / С. В. Ткачук. – Киев, 2011. – 18 с.
16. Хадаева Е.В. Роль игр на перемене в формировании двигательной активности учащихся в начальной школе/ Е.В. Хадаева, Ю.А.,Головина Соколова О.В. // В сборнике: Актуальные проблемы науки Материалы I Всероссийской (заочной) научно-практической конференции (с международным участием). под общей редакцией А.И. Вострецова. 2014. – С. 69-72.
17. Хрипко И.В. Влияние программ с традиционными и инновационными средствами физического воспитания на физическое состояние младших школьников: Автореф. дис. на получение наук. степени канд. наук по физическому. исх. и спорта: спец. 24.00.02 / И.В. Хрипко. - Киев, 2012. - 21 с.
18. Чупаха И.В. Здоровьесберегающие технологии/ И.В. Чупаха, Е.З. Пужаева, И.Ю. Соколова. – М.: Народное образование, 2013. – 399 с.
19. Физкультурная разминка как средство организации безопасного пространства школьников// Сибирский институт практической психологии, педагогики и социальной работы. - Электронный ресурс. – Режим доступа: http://sispp.ru/articles/fizkulturnaya-razminka-kak-sredstvo-organizatsii-bezopasnogo-prostranstva-shkolnikov/ - Дата обращения: 21.09.2019.
20. Шкотова Л.Т. Динамические перемены в начальной школе гимназии Ф.К. Салманова/ Л.Т. Шкотова, Б.Р. Грашлев // В сборнике: Совершенствование системы физического воспитания, спортивной тренировки, туризма и оздоровления различных категорий населения Сборник материалов XIII Всероссийской с международным участием научно-практической конференции. В 3-х томах. Под редакцией С.И. Логинова, Ж.И. Бушевой. 2014. – С. 115-119.