Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Дети у которых имеется недоразвитие интеллекта имеют затруднения в
общении. Данное разъясняется несколькими причинами: во-первых, низким
уровнем интеллектуального формироваия данного контингента детей; вовторых, наиболее поздним зарождением речи у младенца с умственной
2
отсталостью, чем у ровесников; в-третьих, свойственным недоразвитием всех
компонентов речи: от фонетических до лексико-семантических ее
показателей. Присущими ошибками выступают также нарушения, которые
касаются периодов формирования связной речи у детей с легкой степенью
умственной отсталости и составляющих речевого высказывания. В этой
связи речь умственно отсталого ребенка не может полностью обеспечиь
коммуникативную функцию, способствовать качественному формированию
навыков общения, что делает скудными все типы его деятельности.
Отсутствие речевой инициативы и проявленная дефицитарность
речемыслительных средств содействуют возникновению у умственно
отсталых детей речевого негативизма, необщительности, стереотипии и
шаблонов в употреблении однотипных речевых конструкций. Определено,
что формирование связной речи неотдельно соединено с развитием
мышления. Недоразвитие первой значительно делает проблемным ход и
свойство мышления ребенка, что неминуемо проявляется не только в
когнитивной, но и социально-эмоциональной сфере. Формируя размышление
о согласованности мышления и речи необходимо выделить, что патология
познавательной деятельности делает более нелегким рассмотрение условия
общения, потребление приобретенного речевого опыта, его применение в
незнакомых условиях общения, хотя данный опыт ребенок свободно
употребляет в обыденных для него ситуациях. Также надобность в общении
у ребенка с умственной отсталостью намного понижена по причине
неразвитости познавательной заинтересованности к условиям и явлениям
окружающей среды. Одним из главных задач патологий в общении у детей
является недоразвитие эмоционально-волевой сферы. Эмоции умственно
отсталых детей отличаются несовершенным разграничением, с
свойственным непостоянством и грубыми скачками в настроении.
Эмоциональные выражения ребенка скудны, их формулировка имеет
«обратный» характер, а его оценки в наибольшей мере непредсказуемые
обстановки, что устойчиво влияет на все формы общественных
3
взаимоотношений с окружающими людьми. Нарушения общения в всеобщей
структуре порождают проблемы, в социальной адаптации ребенка.
Затруднения в нахождении контактов с людьми как в сфере делового, так и
личного общения, выступают задачей нерешительности, волнения,
неудовлетворенности личности самим собой и окружающими людьми. Это
состояние обостряет имеющиеся нарушения и может являться задачей
новейших разногласий, что затрудняет деятельность человека, его отношения
с людьми. Таким образом, бесспорной является необходимость учебы детей с
нехватками интеллекта средствам коммуникации, сконцентрированного на
развитии у них средств и умений в общении.
Актуальность темы состоит в том, что речь считается основным
компонентом всякого средства деятельности человека и его поведения.
Несформированность или недоразвитие связной речи выделяется у всех
детей с интеллектуальной недостаточностью и отрицательно влияет на
формирование, учебу и социализацию ребенка.
Объектом исследования являтеся связная монологическая речь.
Предметом исследования являются особенности развитости связной
речи у детей с легкой степенью умственной отсталости.
Целью исследования является выявление особенности связной речи
учеников с недоразвитием интеллекта у детей 8-9 лет.
Гипотеза исследования. Мы полагаем, что связная речь у детей 8-9
летнего возраста с легкой степенью умственной отсталости будет
определяться особенностями смыслового программирования и языкового
оформления.
В работе определены следующие задачи:
Изучить развитие связной речи в онтогенезе.
1. Провести исследования по выявлению особенностей связной
повествовательной речи у детей 8-9 летнего возраста с легкой степенью
умственной отсталости.
4
2. Выявить особенности умения составлять рассказ и пересказ по
сериям заданий эксперимента.
Организация исследования: исследование организовалось на базе
МБОУ СШ №2 с наличием классов, учащихся по Адаптированной основной
общеобразовательной программе для детей с легкой степенью умственной
отсталости города Енисейска Красноярского края. Всеобщее количество
детей, которые приняли участие в обследовании, составило 20 человек. Из
которых 10 детей 8-9 лет с легкой степенью умственной отсталости и 10
детей 8-9 лет с нормой интеллекта.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, списка
литературы, заключения.
1. TЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У
ДЕТЕЙ С ЛЕГКОЙ СТЕПЕНЬЮ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТИ
1.1. Развитие связной речи в онтогенезе
Связная речь неразделима от мира мыслей: связность речи
представляет собой связность мыслей. В связной речи отображается логика
мышления ребенка, его умение осознать воспринимаемое и проявить его в
верной, явной логичной речи.
Связная речь по Ф.А. Сохину является не просто последовательностью
связанных друг с другом мыслей, которые проявлены точными словами в
верно построенных предложениях. Связная речь вбирает в себя все
достижения ребенка в завладении родным языком, в усвоении его звуковой
стороны, словарного запаса и грамматического строя. По мере того, как дети
строят свои высказывания, можно сделать заключение о степени их речевого
формирования. Умение рассказывать помогает ребенку быть общительным,
одолевать молчаливость и застенчивость, формирует уверенность в своих
силах.[10;85]
5
Речь не считается врожденной способностью, а формируется в
процессе онтогенеза параллельно с физическим и умственным
формированием ребенка и служит показателем его всеобщего формирования.
Освоение ребенком родного языка проистекает со строгой закономерностью
и определяется рядом черт, всеобщих для всех детей. Чтобы понять
патологию речи, нужно ясно представлять целый путь последовательного
речевого формирования детей в норме, узнать особенности данного процесса
и условия, от которых находиться в зависимости его удачное протекание.
Исследователями выделяется различное число периодов в становлении
речи детей, по-разному их именуют, указывают разные возрастные пределы
всякого. А. Н. Леонтьев оределил четыре периода в становлении речи у
детей:[3;25]
1-й – подготовительный – до одного года;
Фрагмент для ознакомления
3
1. Глухов В.П. Развитие связной речи детей дошкольного возраста с
общим недоразвитием речи. -- 2-е изд., испр. и доп. - М.: АРКТИ, 2014. - 168
с.
2. Григорьева И.А. Инновационные технологии в логопедии,
сборник научно-методических трудов с международным участием - СПб, изд.
РГПУ им. А.И.Герцена, 2010, стр. 182-187.
3. Дети с временными задержками формирования /Под ред.
Т.А.Власовой, М.С.Певнзер. - М.: Педагогика, 2013. - 208с.
4. Ефименкова Л.Н., Садовникова И.Н. Развитие связной речи у
детей-олигофренов. -- М.: Просвещение, 2016.
6
5. Забрамная С.Д. Отбор умственно отсталых детей в особые
учреждения: учеб. пособие для студентов дефектол. фак. пед. ин-тов. - М.:
Просвещение, 12016. - 94 с. - (Учебное пособие для педагогических
институтов)
6. Зееман М. Расстройства речи у детей. - М., 20017.
7. Коррекционно - педагогическая работа в дошкольных
учреждениях для детей с нарушением речи. Под редакцией Ю.Ф. Гаркуши.-
М.: Секачев В.Ю., 2014.
8. Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах:
Кн.для логопеда. -- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2017. -- 224 с.: ил.
9. Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах:
Методическое пособие для учителя - логопеда. - М. : Гуманитарный
издательский центр ВЛАДОС, 2017.
10. Лалаева Р.И. Нарушения речи и система их коррекции у
умственно отсталых школьников. - Л., 2018.
11. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В., Зорина С.В. Нарушение речи и
их коррекция у детей с задержкой психического развития - М., 20013, 304с.
12. Лебедева И.Н. Развитие связной речи дошкольников. Учеба
рассказыванию по картине - СПб, 2016. - 175с.
13. Логопедическое обследование младших школьниковолигофренов с детским церебральным параличом: Методические
рекомендации. -- Свердл.: пед. ин-т. Свердловск, 2017 - 54 с.
14. Логопедия. Одоление общего недоразвития речи у
дошкольников: Книга для логопеда/ Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б.
Филичева. Екатеренбург: Издательство ЛИТУР, 2015.
15. Лубовский В.И. Формированиесловесной регуляции действий у
детей (в норме и патологии). - М.:12017. С. 224.
16. Нодельман В. И. Закономерности разговорной речи умственно
отсталых младших школьников. / В. И. Нодельман, И. О. Позднякова //
Дефектология. - 2018. - № 6. - С. 5 - 13.
7
17. Патрушева И.М. Особенности нарушения связной речи у детей с
общим недоразвитием речи ,сборник научно-методических трудов с
международным участием - СПб, изд. РГПУ им. А.И.Герцена, 2011, стр. 149-
152
18. Певзнер М.С. Дети-олигофрены - М.: 2017. С. 435.
19. Петрова В.Г. Формироваание речи обучащихся вспомогательной
школы. - М.: 2018. С. 199.
20. Стребелева Е.А. Развитие мышления у умственно отсталых
дошкольников // Дефектология. - 2016. - № 5. - С.62-66.
21. Умственная отсталость и отграничение ее от сходных состояний//
Забрамная С. Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного
развития детей.- М.: Просвещение, Владос, 2017.
22. Ушакова О. С. Развитие речи дошкольников - М.: Изд-во
Института Психотерапии, 2017.
23. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Подготовка к школе детей с общим
недоразвитием речи в условиях специального детского сада: В 2 ч. - М.:
Альфа, 2017.
24. Филичева Т.Б. Особенности речевого развития дошкольников //
Дети с проблемами в развитии. - 2014. - №1.
25. Хватцев М.Е. Логопедия. Работа с дошкольниками. - СПб.-М.,
2017.
26. Чиркина Г.В. Дети с нарушениями артикуляционного аппарата. -
М., 20018.
27. Чиркина Г.В. Исследование звуковой стороны речи.
Обследование понимания речи // Методы обследования нарушений речи у
детей. - М., 2018.