Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Любая организация очень часто осуществляет деятельность, сопряженную с понятием «риск». Деньги на счетах в банке подвергаются риску в случае банкротства финансового учреждения, партнер по бизнесу может оказаться мошенником, и организация понесет убытки, зачисленный в штат работник может иметь низкую компетентность и т.д.
Помимо этого, в нашей жизни могут происходить стихийные бедствия, экономические и финансовые кризисы, заражение компьютерных сетей вирусами и пр. Все это в любой момент может причинить организации серьезный ущерб или вовсе угрожать ее деятельности. Поэтому, очень важно осуществлять грамотное управление рисками в организации наряду с уже привычными процессами, связанными с производством продукции, закупкой, сбытом и т.д.
Риски предприятия — это любые негативные события, которые могут нести потенциальную угрозу его деятельности. К рискам относят действия или управленческие решения, вследствие которых предприятие в будущем получит убыток или упустит какую-либо выгоду.
Сущность рисков организации заключается в том, что они представляют собой угрозу для предприятия попасть в какую-либо негативную ситуацию и получить отрицательный результат финансово-хозяйственной деятельности.
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, способность эффективно влиять на риски обеспечивает условия для успешного функционирования предприятия, иметь высокую конкурентоспособность, финансовую устойчивость и стабильную прибыльность.
Целью курсовой работы является исследование и оценка рисков предприятия на примере компании «Л’Этуаль».
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- - изучить понятие рисков предприятия;
- дать классификацию рисков предприятия;
- проанализировать причины возникновения рисков предприятия;
- дать общую характеристику деятельности компании «Л’Этуаль»;
- провести анализ деятельности подразделения предприятия «Л’Этуаль»;
- дать оценку эффективности деятельности подразделения компании.
Объектом исследования является компания «Л’Этуаль».
Предмет исследование и оценка рисков в компании «Л’Этуаль».
Проанализировав учебную литературу, можно сделать вывод о том, что тема является недостаточно изученной и требует дальнейшего исследования.
Информационную базу исследования составили материалы периодических печатных изданий по исследуемой теме, специальная литература по вопросам исследования и оценки рисков, официальная отчетность компании «Л’Этуаль».
Теоретической основой исследования послужили труды отечественных и зарубежных ученых, посвященные совершенствованию отбора персонала.
Для изучения выбранной темы возможно использовать следующие методы: изучение и анализ научной литературы, синтез полученных данных, анализ и оценка рисков предприятия.
Работа состоит из следующих структурных элементов: введение, три главы, пять параграфов, заключение, список использованных источников, включающий в себя 22 учебных пособия. Объем работы 50 страниц.
Во введение рассмотрены актуальность выбранной темы, цели и задачи курсовой работы, предмет и объект исследования, методы, используемые при написании курсовой работы.
В первой главе даются теоретические исследования и оценки рисков, основные понятия, термины, определения, цели и задачи оценки рисков, приведена классификация рисков предприятия, рассмотрены причины возникновения рисков предприятия.
Во второй главе дается анализ рисков предприятия, общая характеристика организации, рассматривается основная ее деятельность, основные экономические показатели, приведен анализ деятельности отдельного подразделения в компании.
В третьей главе даны рекомендации по совершенствованию деятельности анализируемой компании.
В заключении приведены основные итоги работы, краткий анализ полученных результатов.
В списке используемых источников приведена литература, которая была использована при написании курсовой работы.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ОЦЕНКИ РИСКОВ ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1 Понятие и классификация рисков предприятия
Риск – это возможное возникновение критической ситуации для предприятия или иного вида деятельности
Они в принципе классифицируются по следующим важным показателям, представленным на рисунке 1.
Рисунок 1 – Классификация рисков по показателям
Риски по времени возникновения подразделяются на постоянные и временные.
Постоянный – проявляется на всем периоде функционирования и напрямую связан с воздействием постоянных факторов.
Временный – появляется на определенных этапах процесса производства.
Риски по факторам возникновения делятся на несколько типов:
Классификация рисков по факторам возникновения представлена на рисунке 2.
Рисунок 2 – Классификация рисков по факторам возникновения
Рассмотрим эти факторы возникновения более подробно, результаты представлены в таблице 1.
Таблица 1 – Факторы возникновения рисков
Наименование фактора Характеристика фактора
Политический Это возможные убытки, связанные с изменением политического строя в стране или с действиями властей. Сюда может относиться перекрытие границ государства, запрет на транспортировку товаров и так далее.
Социальный Связанный с социальным (общественным) кризисом.
Экологический Подразумевает возможную ответственность юридического лица за нанесение ущерба природе и окружающей среде или состоянию здоровья людей.
Коммерческий Риск финансовых потерь, которые могут возникнуть в любой экономической деятельности. Сюда могут входить финансовые и производственные риски предприятия, речь о которых пойдет чуть ниже.
Профессиональный Связан с непрофессионализмом работников или лиц, имеющих какое-либо отношение к предприятию.
Виды рисков, классифицирующихся по характеру учета:
-внешний (постоянный) – не имеющий зависимости от деятельности предприятия.
Возникает в течение смены этапов экономического цикла, в ходе перемен на фоне изменения состояния финансового рынка и в других ситуациях, на которые не сможет влиять предприятие;
-внутренний (непостоянный) – связанный напрямую с деятельностью организации.
Основные факторы, с которым может быть связан внутренний риск, – это малоквалифицированные работники, непродуктивная структура средств и активов, недооценивание партнеров и другие причины, приводящие к неблагоприятным последствиям, но которые можно устранить путем регулирования рисков.
Исход рисков и недочетов может быть совершенно любой. Но, все-таки, насчитывают три основных типа последствий:
-приводящий к финансовым потерям – несет исключительно неблагоприятные последствия для экономической составляющей предприятия;
-приводящий к упущению выгоды – складывает ситуацию, когда производство по какой-либо причине не способно осуществить задуманную операцию;
-приводящий и финансовые потери, и упущенную прибыль, – характерен для абстрактных экономических операций. Таких, как осуществление проекта, который, вероятно, принесет убыток юридическому лицу на этапе эксплуатации.
1.2 Причины возникновения рисков предприятия
Риски компании имеют определенные причины их проявления, и у каждого вида они свои. Так, производственные — напрямую связаны с изготовлением товаров и услуг, продуктов, с исполнением любого вида производственной деятельности. Предприниматель может столкнуться с ненормальным расходованием сырья, с ростом первоначальной стоимости, со сменой устаревших способов производства на новые. Что является причинами возникновения производственного риска:
-уменьшение задуманных объемов производимой продукции из-за снижения производительности рабочей силы, застоя технического оборудования, недостаточного количества нужного материала, высокого числа бракованных изделий/продуктов;
-падение цен, по которым задумывалось продавать продукцию;
-увеличение расхода на сырье из-за его перерасхода или некорректного использования;
-нестабильная подача электроэнергии на производстве;
-поломки оборудования.
Коммерческий риск заключается в возможных неудачах или убытках при продаже товаров и услуг, которыми владеет предприниматель. Возникают эти убытки по следующим причинам:
-повышение себестоимости товара в течение процесса его продажи;
-снижение качества товара в течение его транспортировки или хранения, вследствие чего цена падает;
-внезапное снижение объемов закупаемой продукции;
-увеличение расходов предприятия в связи с непредвиденными выплатами, штрафами, пошлинами.
Финансовые риски предприятия основываются на невозможности осуществления юридическим лицом своих финансовых обязательств.
В настоящее время к числу финансовых рисков можно отнести:
-спад финансовой устойчивости;
-неплатежеспособность производства;
-инвестиционный;
-инфляционный;
-процентный, депозитный, кредитный и прочие.
1.3 Управление рисками на предприятии
Основная цель снижение и предотвращение вероятности возникновения рисков в антикризисном управлении, сопряженных с экономической деятельностью организации. Рассмотрим организацию риск-менеджмента предприятии.
Основной составляющей антикризисного управления является управление рисками в организации в процессе разработки и реализации антикризисной стратегии предприятия. Это экономическое событие или непредвиденное изменение договора с партнером, результат которого происшествие лишь нейтральных или отрицательных последствий. Получение дохода становится неопределенным, а вероятность утраты собственного капитала предприятия возрастает.
Управленческая деятельность напрямую сопряжена с рисковыми ситуациями в прогнозировании результата и принятия управленческих решений в сложившейся проблеме. Для того чтобы пережить кризис организации должны активно реагировать на опасность, принимать надлежащие меры для обеспечения оценки определения приоритетов в управлении.
Риск постоянно изменяется под воздействием внешних и внутренних факторов. Независимо от того, происходят ли эти изменения в бизнес-процессах самой компании, либо непосредственно в отрасли.
Компания с сильной стратегией будет периодически пересматривать свои программы и карты рисков, позволяя руководству по мере необходимости реагировать на эти изменения. Правильно функционирующая система управления позволяет компаниям рассматривать и оценивать различные возможности, а также создавать дополнительную стоимость, осмотрительно принимая риски.
Анализируя ситуацию и разрабатывая решения, сначала устанавливается, с какими видами ситуаций встретится менеджер в процессе управления. Способов проведения управленческих работ по риск-менеджменту очень много. В сравнительном анализе опасностей есть несколько основных этапов процесса управления риском.
Этап 1.
Подразумевает постановку целей и определение масштаба проблем. Непосредственными, здесь выступают многочисленные экологические вопросы, требуемые решения в любой среде жизнедеятельности окружающей среды человека, самой окружающей среды, результатов работы предприятия и взаимодействия по их созданию или улучшению ситуации. Взаимовыгодное сотрудничество в области самой экологии здесь выступают отдельным вопросом, в чем и заключается масштабность и долгосрочная перспектива. Широкий круг участников определяет точные цели и задачи в этой области.
Этап 2.
Подразумевает выбор мероприятий по сокращению или предотвращению рисков, которые были бы направлены на их достижение. Рассматриваются они с точки зрения их технологической и экономической выполнимости. Мероприятия избираются исходя непосредственно из этих показателей, критериев выбора. Во внимание принимаются в обязательном порядке сроки исполнения, критерий социальной справедливости и реалистичность выполнения, в соответствии с чем, и выполняются дальнейшие или планируемые взаимодействия отделов работы.
Этап 3.
Создаются и анализируются этапы мероприятий по риск-менеджменту, в процессе нескончаемой проверки их исполнимости и эффективности для достижения поставленных целей. Применяются стратегии самого процесса управления. В ходе самой работы все предложенные мероприятия подвергаются анализу для оценки преимущества использования различных стратегий. В результате анализа избираются наиболее подходящие и целесообразные, наиболее эффективные. Здесь проходят и совещания членов группы. На основном этапе привлекаются широкий круг заинтересованных сторон, дабы избежать негативного отношения с их стороны.
Этап 4.
Подразумевает осуществление контроля за выполнением различных этапов работ. Методы контроля зависят непосредственно от конкретных мероприятий и поставленных целей. Анализируется на каждом этапе показатели контроля и задачи выполняемых мероприятий. Осуществляется контроль на определенном промежутке времени, контроль результатов всех аспектов мероприятия и показатели соответствия масштаба.
В ряде западных стран давно произошел переход к модели комплексных предупреждающих мероприятий на основе внедрения системы управления профессиональными рисками и формирования экономических стимулов для работодателей к улучшению условий труда. Он заключается в принятии законов, обязывающих самих работодателей проводить оценку риска, самим разрабатывать методические рекомендации по принципам и методам оценки, оформлять их в форме национальных стандартов.
Тщательному аудиту подвергаются правила по охране труда, в частности существующая система стандартов безопасности труда и придания стандартам статуса нормативно-правовых актов.
Новая система труда заключается в формировании на государственном уровне основных механизмов, методов и инструментов, с помощью которых можно объективно оценивать существующие риски, управлять ими и влиять на условия труда на рабочих местах.
В этой области проводятся масштабные исследования профессионального риска и создания статистической базы для дальнейшего глубокого анализа. Целей много, основная из которых снижение показателей производственного риска и безопасность труда. Управлением и внедрением системы управления профессиональными рисками на предприятиях занимаются центры охраны труда.
Едва ли не наиважнейшая составляющая управления банка в целом является управление процентным риском.
Процентный риск – фактор, заметно влияющий на работу банка исключительно в условиях стабильной экономики, высокоразвитой инфраструктуры и финансового рынка, и жесткой конкуренции.
Интерес банков к данному типу риска возрос. Здесь есть необходимость проводить сложные расчеты с охватом всех возможных источников его возникновения, а также адекватного реагирования и правильности измерения. Необходимость составить полную картину связей и отношений, образующуюся при управлении процентными рисками и применить всевозможные средства управления им. Качественное управление предприятия, включающего риск-менеджмент, и есть условие стабильности и конкурентоспособности банка.
Финансовая устойчивость – это главный компонент общей устойчивости предприятия. Это такое состояние его финансовых ресурсов, их перераспределения и использования, когда обеспечиваются, развитие предприятия на основе собственной прибыли и рост капитала при сохранении его платежеспособности и кредитоспособности в
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1) Алексеев, А. А. Инновационный менеджмент: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры/ А. А. Алексеев. — М.: Издательство Юрайт, 2015. — 247 с.
2) Армстронг М., Практика управления человеческими ресурсами: Учебник / М. Амстронг - Издательство «Питер», 2015-824 с.
3) Астахова, Н. И. Менеджмент: учебник для прикладного бакалавриата / Н. И. Астахова, Г. И. Москвитин; под общей редакцией Н. И. Астаховой, Г. И. Москвитина. — Москва: Издательство Юрайт, 2019. — 422 с.
4) Гапоненко, А. Л. Менеджмент: учебник и практикум для среднего профессионального образования / А. Л. Гапоненко; ответственный редактор А. Л. Гапоненко. — Москва: Издательство Юрайт, 2018. — 396 с. —
5) Дейнека А. В. Управление персоналом: Учебник / А. В. Дейнека. — М.: Издательская торговая корпорация «Дашков и К°», 2017. — 292 с.
6) Епишкин И.А. Управление человеческими ресурсами: Учебное пособие / И.А. Епишкин «Менеджмент». –М.: МИИТ, 2018. – 242 с.
7) Жданкин Н.А. Инновационный менеджмент: учебник / Н.А. Жданкин. — Москва: КНОРУС, 2017. — 316 с.
8) Зарецкий А.Д. Менеджмент: учебник/А.Д. Зарецкий, Т.Е. Иванова. —М.: КНОРУС, 2016. —268с.
9) Иванова, И. А. Менеджмент: учебник и практикум для среднего профессионального образования / И. А. Иванова, А. М. Сергеев. — Москва: Издательство Юрайт, 2019. — 305 с
10) Костенко, Е. П. История менеджмента: учебное пособие / Е. П. Костенко, Е. В. Михалкина; Южный федеральный университет. – Ростов-на Дону: Издательство Южного федерального университета, 2018. – 606 с.
11) Кравченко А.И. История менеджмента: учебник/А.И. Кравченко М.: Академ. Проект: Трикста, 2019. — 560 с.
12) Красина Ф.А. Управление персоналом: Учебное пособие. — Томск: Томский межвузовский центр дистанционного образования, 2017. — 177 с.
13) Мальцева, С. В. Инновационный менеджмент : учебник для академического бакалавриата / под ред. С. В. Мальцевой. — М.: Издательство Юрайт, 2015. — 527 с.
14) Маслова, В. М. Управление персоналом: учебник и практикум для академического бакалавриата / В. М. Маслова. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2016. — 492 с.
15) Петров, А. Н. Менеджмент в 2 ч. Часть 1.: учебник для академического бакалавриата / А. Н. Петров; ответственный редактор А. Н. Петров. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2019. — 349 с.
16) Психология и этика делового общения: Учебник для вузов /Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. — 4-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. - 415 с.
17) Разумов И.В. История менеджмента/ И.В. Разумов – Ярославль: ЯрГУ, 2017. – 120с.
18) Семиглазова В.А. Инновационный менеджмент: Учебное пособие/ В.А. Семиглазов.-Томск: ЦПП ТУСУР, 2014. -172 с.
19) Степанова И.П. Инновационный менеджмент/ И.П. Степанова. -Саратовский социально-экономический институт (филиал) ФГБОУ ВПО «РЭУ им. Г.В. Плеханова». – Саратов, 2017. – 124 с.
20) Управление персоналом: учеб.-метод. пособие / И.Б. Тесленк; Владим. гос. ун-т им. А. Г. и Н. Г. Столетовых. – Владимир: Изд-во ВлГУ, 2015. – 80 с.
21) Фатхутдинов Р. А. Инновационный менеджмент. Учебник, 4-е изд./ Р.А. Фатхутдинов — СПб.: Питер, 2018. — 400 с:
22) Финансы: учебник / коллектив авторов; под ред. Е. В. Маркиной. — 2-е изд., стер. — М.: КНОРУС, 2017. — 432 с.
23) Шеламова Г.М. Деловая культура и психология общения: учебник для нач. проф. образования/ Г. М. Шеламова. — 7-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2017. — 160 с.
24) Экман П. Психология эмоций. Я знаю, что ты чувствуешь. 2-е изд. / П.Экман — СПб.: Питер, 2013. — 334 с.