Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Современный учитель должен уметь заинтересовать ребенка в изучении своего предмета, он
должен привить ученикам желание узнавать что-то новое, углублять свои знания,
совершенствовать навыки работы с информацией. Для того, чтобы выполнить все эти довольно
сложные задачи, педагог должен уметь использовать различные технологии обучения детей
своему предмету. Очень эффективными для прочного закрепления учебного материала являются
игровые технологии.
Игра – единственная деятельность ребенка, имеющая место во все времена и у всех народов. Это
средство коммуникации. В ходе игры ученик проявляет себя. Появляется возможность открытых и
полноценных взаимоотношений. Игра ценна личной самореализацией, переживанием ролей.
Происходит изменение собственного смысла, принятие нового. В игре активизируются функции
личности. Происходит рефлексирование, самоорганизация, ученик принимает решение, за
которое он в ответе, игра предполагает творческое начало. Она посильна даже слабым ученикам.
Более того, слабый ученик может стать первым в игре: находчивость и сообразительность здесь
оказывается порой более, важными, чем знание предмета. Чувство равенства, атмосфера
увлеченности и радости, ощущение посильности заданий – все это дает возможность ребятам
преодолеть стеснительность, и благотворно сказывается на результатах обучения. Игра
используется и в других формах организации учебной деятельности – семинарах, внеклассной
деятельности. Игровые ситуации вводятся в практические и самостоятельные работы, а также в
3
проверку и закрепление изученного материала. Во внеурочной работе игровые моменты
эффективны во всех формах индивидуальной, групповой и массовой работы.
Игровые технологии решают несколько задач одновременно: происходит становление творческой
личности ученика; приходит умение принимать решения; развивается познавательный интерес;
формируется характер; идет поиск верного решения и формирование собственных позиций.
Игровая деятельность должна и может стать неотъемлемой частью преподавания географии в
рамках перехода на ФГОС, именно поэтому тема исследования является особенно актуальной.
Объект исследования – формирование УУД учащихся 5 -6 классов
Предмет исследования – уровень сформированности УУД учащихся
Цель исследования – изучить особенности формирования УУД с использованием игровых
технологий на уроках географии.
Гипотеза: Использование игровых технологий ведёт к увеличению уровня сформированности УУД.
Задачи исследования:
Изучить игровые технологии в обучении географии младших школьников;
Выявить УУД, которые возможно формировать с применением игровых технологий;
Определить формы и методы работы по формированию УУД на уроках географии;
Охарактеризовать школьный курс географии и возможности применения в нем игровых
технологий;
Рассмотреть игры и игровые упражнения, применяемые на уроках географии.
Глава 1. Формирование универсальных учебных действий школьников 5 – 6 классов.
В связи с принятием ФГОС в педагогике появилось новое понятие «универсальные учебные
действия» (УУД). Рассмотрим данное понятие более подробно. Согласно определению, данному
во ФГОС начального общего образования, универсальные учебные действия – это обобщённые
действия, которые порождают масштабную ориентацию учеников в пределах разных областей, а
также мотивацию к учебной деятельности.
В широком понимании УУД – это способность к обучению либо некоторая способность субъекта к
саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного присвоения нового опыта.
В узком же понимании это универсальные учебные действия, совокупность которых с точки
зрения психологии способна выявить действия ученика его навыки к работе, которая в свою
очередь обеспечит его способность к самостоятельному восприятию новых знаний, умений,
опыта. УУД включают: организацию действия которая входит в систему УУД .
Учебные действия, которые нигде не повторяются, представляют собой единую систему, у
которой развитие каждого из видов УУД определяется его соотношением с другим видом и общей
логикой возрастного развития. Особенный характер УУД выражается в том, что он носит над-мета-
4
предметный характер, что обеспечивает этапы усвоения учебного содержания и формирования
психологических способностей учащегося. Универсальные действия, обеспечивают решение задач
общекультурного, ценностно-личностного, познавательного становления обучающихся,
реализуются в рамках целостного образовательного процесса в ходе изучения системы учебных
предметов и дисциплин, в метапредметной деятельности.
Понятие «универсальные учебные действия» раскрывается в трудах ряда исследователей. А.Г.
Асмолов определяет понятие «универсальные учебные действия» как совокупность способов
действий учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его
способность к самостоятельному усвоению навыков и знаний. А.Г. Асмоловым выделено
несколько групп УУД, которые показаны на рисунке 1.1 .
Рисунок 1.1 – Классификация УУД, предложенная А.Г. Асмоловым
Классификация УУД А.Г. Асмолова была положена в основу ФГОС НОО. Каждая из групп
универсальных учебных действий, представленных А.Г. Асмоловым, подразумевает овладение
какими-либо навыками.
По мнению Т.С. Котляровой, УУД представляют собой самоорганизующуюся и
саморазвивающуюся систему присвоенных компетенций и ценностей, которые помогают
человеку быть активным субъектом и эффективно реагировать на изменения внешней среды .
В.А. Шабанова определила понятие «универсальные учебные действия» как совокупность
способов выполнения действий обучающимися, которые обеспечивают получение ими новых
знаний, формирующих соответствующие умения (например, умения самоорганизации процесса
учения). УУД формируются посредством выполнения целенаправленных действий и в результате
активизации деятельности самих обучающихся .
Универсальные учебные действия открывают перед всеми участниками учебного процесса новые
горизонты, которые позволяют самостоятельно получать и усваивать новые знания, умения и
компетентности на основе формирования умения учиться. Универсальные учебные действия
выполняют ряд функций, которые показаны на рисунке 1.2 .
Рисунок 1.2 – Функции УУД
Представление о функциях, содержании и видах УУД должно быть положено в основу построения
целостного учебно-воспитательного процесса. Отбор и структурирование содержания
образования, выбор методов,
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абдулкаримова А.М. Игровая деятельность на уроках географии как разновидность
здоровьесберегающих технологий // В сборнике: Педагоги ХХI века и инновационный
образовательный процесс: модели, формы, направления Материалы Республиканской научнопрактической конференции. 2011. С. 40-43.
2. Асмолов А. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От
действия к мысли. – М.: Просвещение, 2013
5
3. Асмолов А. Формирование универсальных учебных действий в основной школе. От
действия к мысли. Система заданий. – М.: Просвещение, 2013.
4. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии: для работников народного
образования. М. : Педагогика, 1989. – 192 с.
5. Бибик А.С. Методика обучения географии в средней школе. М. : Просвещение, 1969. - 372-
373 с.
6. Бодаев А. А. Психология общения: энциклопедический словарь. М. : КогитоЦентр, 2011. –
274 с.
7. Брагина З. В., Пономаренко Е. В. Патриотизм в системе интересов современного человека.
М. : Просвещение, 2014. – 45 с.
8. Букатов В.М. Секреты дидактических игр: психология, методика, дисциплина. СПб. : Речь,
2010. — 203 с.
9. Букатов В.М., Ершова А.П. Я иду на урок: хрестоматия игровых приемов обучения: книга
для учителя. М. : Первое сентября., 2000. – 221 с.
10. Володина Г.В. Активные методы и формы обучения географии: методическая
рекомендация. М. : Просвещение, 1988. – 103 с.Душина И. В., Понурова Г. А. Методика
преподавание географии. М. : 1996. - 174-178 с.
11. Зимняя, И. А. Педагогическая психология [Текст]: учебник для вузов / И. А. Зимняя. -Изд.
второе, доп., испр. и перераб. - М.: Логос, 2000.
12. Котлярова Т.С. Универсальные учебные действия и общеучебные умения и навыки –
сходство и различия // Проблемы и перспективы развития образования в России. 2013. № 21. С.
58-62
13. Летягин. А. А. Начальный курс: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных
учреждений. М. : Вентана-Граф, 2013.
14. Летягин. А. А. Начальный курс: 6 класс: учебник для учащихся общеобразовательных
учреждений. М. : Вентана-Граф, 2013
15. Михайлова, М. А. Мониторинг сформированности познавательных универсальных учебных
действий у младших школьников / М. А. Михайлова // Мониторинг качества образования в
условиях введения ФГОС НОО: теоретико-методологические и технологические аспекты : сб.
материалов Всерос. науч.-практ. конф. (21 марта 2013 г). – Челябинск, 2013. - С. 140-145
16. Панфилова, А.П. Игровое моделирование в деятельности педагога / А.П. Панфилова. – М. :
Академия, 2005
17. Пахомов А.А., Шванькова Я.А. Использование игровых технологий на уроках географии в
рамках перехода на фгос // В сборнике: Модернизация естественнонаучного образования:
методика преподавания и практическое применение сборник статей V Международной научнопрактической конференции, посвященной 120-летию со дня рождения к.х.н., заведующего
кафедрой химии, декана естественно-географического факультета Григория Михайловича
Мазанко. ответственный редактор Л.Г.Сафина. 2015. С. 76-78.
18. Сафина Л.Г. Развитие творческих способностей учащихся на уроках географии с помощью
игровых технологий // В сборнике: Эколого-географические проблемы регионов России
материалы VI Всероссийской научно-практической конференции, посвящённой 80-летию со дня
6
рождения заведующего кафедрой географии СГПУ, к.г.-м.н., доцента В.В.Шнырёва. ответственный
редактор И.В.Казанцев. 2015. С. 232-235.
19. Селевко, Г.К. Энциклопедии образовательных технологий / Г.К. Селевко. – М. : НИИ шк.
технологий, 2006
20. Сухорукова И.В. Игровые технологии на уроках географии // В сборнике: Общество,
современная наука и образование: проблемы и перспективы сборник научных трудов по
материалам Международной научно-практической конференции: в 10 частях. 2012. С. 124-125.
21. Филиппова А.А. Использование игровых технологий на уроках географии и во внеурочной
работе // Научные исследования: от теории к практике. 2014. № 1 (1). С. 169-172.
22. Шабанова В.А. Проблема формирования универсальных учебных действий на занятиях по
изобразительному искусству//Среднее профессиональное образование.-2014.-№ 4.- С.50-52
23. Шегаев, И. С. Способы формирования универсальных учебных действий в рамках
реализации ФГОС [Электронный ресурс] // Молодой ученый, 2013. - №10. - С. 550-552. URL:
https://moluch.ru/archive/57/7920/