Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Нормы права регулируют все правоотношения в Российской Федерации. Нормы права образуют отрасли права в зависимости от предмета и метода регулирования. Так, в правовой системе выделяют конституционное право, административное право, гражданское право, уголовное право и т.д.
Административное право является одной из самых обширных отраслей и включает регулирование многообразных сторон жизни общества в сфере организации и исполнительно-распорядительной деятельности государственных органов. Следовательно, предметом отрасли являются административно-правовые отношения.
Административно-правовые отношения включают и управленческий процесс и административно-процессуальную деятельность, что обуславливает черты материальных и процессуальных административно-правовых норм.
Принципиально важно то, что главным участником административно-правовых отношений и административного права в целом является гражданин. При неправомерных действиях органов власти и должностных лиц административные нормы должны предоставлять гражданину широкий выбор возможностей для защиты нарушенных прав и свобод.
Также анализ административных правоотношений приводит к выводу о тесной связи данных правоотношений с иными правоотношениями, например, с конституционными, которые признаются авторами наиболее близкими. В обоих типах правоотношений публичный интерес становится объектом. Безусловно, их объединяет и связь с действиями любой ветви власти.
Что, как не связь с конституционным правом и публичным интересом говорит о важности рассматриваемой отрасли права?
Ввиду вышесказанного, очевидно, что выбранная тема научной работы актуальна. Особенно она актуальна в нашем государстве по причине несовершенств административного регулирования, а также Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Объектом данной работы являются административно-правовые отношения, принципы, которые лежат в их основе, методы, которыми они регулируются. Нормативно-правовые акты, регулирующие отношения в рамках административного права, а также научные работы о вопросах административного права – предмет работы.
Цель курсовой работы – теоретическое познание административного права, как отрасли права.
Следующие задачи ставятся для достижения поставленной цели:
- рассмотреть задачу и значение административного права;
- изучить понятие и принципы административного права;
- изучить методы административного права;
- определить источники административного права;
- рассмотреть проблему систематизации административного права.
При написании работы использовались труды таких авторов, как Д.Н. Бахрах, Б.В. Россинский, П.И. Кононов, Л.Л. Попов, А.Н. Миронов и др.
При исследовании использовались различные методы, например, метод сравнения, дедуктивный метод, метод анализа и другие.
Структура работы обусловлена поставленными задачами и включает в себя введение, две главы, заключение и список использованной литературы.
Глава 1. Особенности административного права, как отрасли права
1.1 Задача и значение административного права
Цель, поставленная перед административным правом – это упорядочение отношений между правящей властью и обывателями в вопросах государственного управления. Огромное общественное значение характеризует задачу административного права. Государственная власть организует общество, затрагивая все стороны общественной жизни. Вступление в отношения с властью настолько обыденно, что может быть не заметно в определенных случаях для простого гражданина. Взаимодействие с властью происходит при отправке письма по почте, при разговоре по стационарному телефону, при использовании общественного транспорта. При нежелании вступать в какие-либо отношения с властью, полностью их исключить невозможно. При этом, государство преследует публичные интересы, интересуясь передвижениями, поведением подвластных субъектов. Именно широкие границы взаимодействия с властью подчеркивают необходимость упорядоченности данного взаимодействия. Эта значимость также исходит из понятий публичных и частных отношений. Семейные, имущественные и прочие отношения отдельных лиц между собой, имеющие под собой частные интересы в качестве основы – это частные отношения . Публичные же отношения всегда включают обязательный субъект – представитель государственной власти. В публичных отношениях содержится публичный интерес, то есть интерес государственной власти. В этом взаимодействии, в отличие от частных отношений, выбора контрагента – лица, с которым должно будет взаимодействовать – нет. Контрагент в публичных отношениях может смениться лишь путем смены гражданства, что не является простой процедурой, а иногда и просто невозможно.
Каким образом публичные отношения могут быть неупорядочены? Публичные отношения могут быть таковыми в случае их определения усмотрением властных органов. Если с первого взгляда усмотрение может показаться благом, то сама система усмотрения отнимает инициативу у обычного гражданина. Зависимость остальных субъектов отношений от органов правящей власти нивелирует цели создания общества, предприятия в принципе. Система усмотрения негативно влияет на право и справедливость, способствует недоверию к власти. Главенствующая роль усмотрения приводит к противостоянию властвующего и подвластного субъектов. Основное средство борьбы с усмотрением в публичных отношениях – это право. Юридические нормы закладывают общие правила для публичных отношений. Закон имеет множество преимуществ перед усмотрением: определенность, обдуманность, стабильность .
Таким образом, можно утверждать, что решить основную задачу административного права – это упорядочить отношения между правящей властью и подвластными субъектами при помощи закона. Создание закона, регулирующего публичные отношения является определенного рода сложностью ввиду неравенства сторон отношений. Помимо этого обстоятельства, закон, регулирующий публичные отношения, устанавливается непосредственно одной из сторон данных отношений. Следовательно, власть самостоятельно устанавливает пределы собственного усмотрения. Указанная проблема решается через разделение властей на ветви власти. Созданием законов занимается законодательная ветвь власти, которая государственное управление, как основную деятельность, не осуществляет. Однако, если разделение властей – всего лишь формальность, то управление не будет правомерным, поскольку преобладать будет усмотрение.
А.И. Елистратов подчеркивает, что простого образования органа законодательной власти, также будет недостаточно, поскольку данный государственный орган должен обладать авторитетом для выражения воли государства. Конституционное государство – это наиболее надежный способ разделения законодательной власти и управления. В случае, если государство намерено упорядочить публичные отношения, то опора на представительный орган – единственно возможный выход .
Таким образом, административное право регулирует публичные отношения, обязательный участник которых – государственная власть. Упорядочение же публичных отношений – это основная
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
Нормативно-правовые акты
1. «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. - 04.08.2014. - № 31. - Ст. 4398.
2. «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 02.08.2019) // Собрание законодательства РФ. - 07.01.2002. - № 1 (ч. 1). - Ст. 1.
3. Федеральный закон от 06.10.1999 № 184-ФЗ (ред. от 02.08.2019) «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» // Российская газета. - № 206. - 19.10.1999.
4. Постановление Правительства РФ от 12.08.2004 № 410 (ред. от 18.01.2018) «О порядке взаимодействия органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления с территориальными органами федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов» // Российская газета. - № 174. - 17.08.2004.
5. Указ Президента РФ от 13.05.2000 № 849 (ред. от 13.12.2018) «О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе» // Российская газета. - № 92-93. - 16.05.2000.
6. Указ Президента РФ от 09.03.2004 № 314 (ред. от 12.04.2019) «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» // Российская газета. – № 50. - 12.03.2004.
Научная литература
7. Административное право Российской Федерации // под ред. А.В. Мелехина. - М.: ЮСТИЦИЯ. - 2016. – 624 с.
8. Административное право : учебник для бакалавриата, специалитета и магистратуры // Под общ. ред. А. В. Зубача. - Москва: Издательство Юрайт. - 2019. - 530 с.
9. Агапов А.Б. Административное право: учебник для бакалавров. - М.: Юрайт. - 2015. – 936 с.
10. Бахрах Д.Н., Российский Б.В., Старилов Ю.Н. Административное право: учебник для вузов. - М.: Норма. - 2008. – 816 с.
11. Ведяшкин С.В. Охранительная функция административного права: концепт и реализация // Вестник Томского государственного университета. Право. – 2017. - № 26. – С. 33 – 44.
12. Волков А.М. Административное право России: учебник. - М.: Проспект. - 2015. – 328 с.
13. Елистратов А.И. Административное право // Вестник Университета имени О.Е. Кутафина. – 2016. - № 5. – С. 234 – 247.
14. Жеребцов А.Н. Современные проблемы совершенствования системы и структуры современного административного права // Общество и право. – 2015. - № 2 (52). – С. 262 – 267.
15. Ломанова Н.П. Особенности взаимодействия граждан (их объединений) с субъектами публичной власти в сфере административного законодательства // Бизнес в законе. Экономико-юридический журнал. - 2010. № 2. - С. 126 – 129.
16. Мигачев Ю. И. Административное право Российской Федерации: учебник для академического бакалавриата // Ю. И. Мигачев, Л. Л. Попов, С. В. Тихомиров; под ред. Л. Л. Попова. - 5-е изд., перераб. и доп. - Москва: Издательство Юрайт. - 2019. - 456 с.
17. Ордина О.Н. К вопросу о нормативности источников административного права // Вестник Вятского государственного университета. – 2013. – С. 63 – 66.
18. Ромашов Р.А. Общетеоретические аспекты восприятия предмета, метода и структуры административного права // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. – 2007. - № 2 (34). – С. 9 – 14.
19. Российский Б.В., Стахов А.И., Запольский С.В., Гришковец А.А., Пучкова М.В., Ломакина В.Ф., Чиркин В.Е., Казанцев Н.М., Гафарова Г.Р., Михеева И.В., Пиликин Г.Г., Пономарев Ю.А., Самолысов П.В., Ковалева Н.В., Филь М.М., Алексеева П.Л. Формы и методы государственного управления в современных условиях развития: монография (под общей редакцией профессора, заслуженного юриста РФ С.В. Запольского). – «Прометей». - 2017. – 321 с.
20. Стахов А. И. Административное право: учебник и практикум для СПО // А. И. Стахов, П. И. Кононов, Е. В. Гвоздева. - Москва: Издательство Юрайт. - 2018. - 302 с.
21. Султанова А.К. Роль политики и права в государственном управлении // Вестник Института законодательства и правовой информации Республики Казахстан. – 2013. - № 3 (31). – С. 192 – 196.
22. Фиалковская И.Д. Теоретические вопросы взаимодействия форм и методов государственного управления // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. – 2010. - № 6. – С. 261 – 267.