- Курсовая работа
- Дипломная работа
- Контрольная работа
- Реферат
- Отчет по практике
- Магистерская работа
- Статья
- Эссе
- Научно-исследовательская работа
- Доклад
- Глава диплома
- Ответы на билеты
- Презентация
- Тезисный план
- Чертёж
- Диаграммы, таблицы
- ВАК
- Перевод
- Бизнес план
- Научная статья
- Рецензия
- Лабораторная работа
- Решение задач
- Диссертация
- Доработка заказа клиента
- Аспирантский реферат
- Монография
- ВКР
- Дипломная работа MBA
- Компьютерный набор текста
- Речь к диплому
-
Оставьте заявку на Дипломную работу
-
Получите бесплатную консультацию по написанию
-
Сделайте заказ и скачайте результат на сайте
Особенности слухового восприятия дошкольников с речевыми нарушениями
- Готовые работы
- Курсовые работы
- Специальная психология
Курсовая работа
Хотите заказать работу на тему "Особенности слухового восприятия дошкольников с речевыми нарушениями "?45 страниц
48 источников
Добавлена 30.07.2020 Опубликовано: stuservice
1090 ₽
2180 ₽
Фрагмент для ознакомления 1
1. Теоретический обзор литературы по проблеме развития слухового восприятия детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями ………………………..……..5
1.1. Теоретические подходы к пониманию слухового восприятия в современной психологии 5
1.2 Психолого-педагогическая характеристика детей с речевыми нарушениями……………………………………………………………………………………………………..13
1.3. Особенности развития слухового восприятия у детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями………………………………………………………………………………….13
1.4. Развитие слухового восприятия ребенка, посредством ознакомления дошкольников с живой и неживой природой……………..…………………………………..…..17
Выводы……………………………………………………………………………...21
2. Организация и содержание исследования слухового восприятия у детей с дошкольного возраста с речевыми нарушениями……………………………………………...22
2.1. Эмпирическое исследование слухового восприятия у детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями……………………………………………………………………22
2.2. Содержание работы по развитию слухового восприятия дошкольников с речевыми нарушениями…………………………………………………………………………………….30
2.3. Анализ результатов контрольного эксперимента 33
Выводы………………………...……………………………………………………………………………………40
Заключение 41
Список использованной литературы 43
Приложение 47
Фрагмент для ознакомления 2
Психическое развитие ребенка в первую очередь происходит в процессе чувственного восприятия мира, которое, в свою очередь, тесно связано с деятельностью различных органов чувств: зрения, слуха, обоняния и осязания.
В частности, восприятие мира с помощью слуха дает возможность ребенку лучше понять происходящее, дополняя, таким образом, его картину мира, полученную при помощи деятельности других органов чувств. Однако не у всех детей процесс познания окружающего мира происходит одинаково. Иногда он может запаздывать или происходить не в полном объеме, и тогда психическое развитие таких детей отклоняется от нормальных показателей, что становится особенно заметно в дошкольный период. Ведь дошкольное детство – это особое, чрезвычайно важное время, когда ребенок наиболее активно познает окружающий мир, и от качества данного познания напрямую зависит темп его дальнейшего развития. В дошкольном возрасте чрезвычайно активно совершенствуются все показатели психики ребенка.
Особенности слухового восприятия рассматривались в трудах многих исследователей. Однако основу данной работы составляли исследования таких ученых, как Л.С. Выготский, Б.Г. Ананьев, Ю.Б. Гиппенрейтер, А.Р. Лурия, В.А. Лапшин, А.Д. Логвиненко, К.С. Лебединская, Г.В. Фадина, У.В. Ульенкова, и других.
Объект исследования – слуховое восприятие детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями.
Предмет исследования – особенности развития слухового восприятия у детей дошкольного с речевыми нарушениями.
Цель исследования – изучить и проанализировать теоретические и практические материалы по развитию слухового восприятия у детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями и разработать содержание развивающих занятий.
Задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать научную и методическую литературу по проблеме исследования.
2. Охарактеризовать особенности слухового восприятия детей с дошкольного возраста с речевыми нарушениями.
3. Определить основные направления и содержание коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста с речевыми нарушениями.
Основные методы сбора и обработки информации, использующиеся в данном исследовании – изучение теоретических источников, анализ полученной информации, метод качественного анализа.
Данное исследование состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
База проведения исследования: муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида МБДОУ № 15 г. Москва.
1. Теоретический обзор литературы по проблеме развития слухового восприятия детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями
1.1. Теоретические подходы к пониманию слухового восприятия в современной психологии
Для того, чтобы рассмотреть особенности развития слухового восприятия в онтогенезе, прежде всего, нам необходимо изучить определения и особенности всех используемых в данной работе понятий. В настоящий момент восприятие в науке понимается как один из психических процессов, представляющий собой отражение человеком какого-либо явления действительности или отдельного предмета при его воздействии на органы чувств. Если говорить более точно, то любое восприятие или перцепция (от латинского perceptio) - это познавательный процесс, формирующий субъективную картину мира человека [6]. Восприятие является одной из биологических функций психики, определяющих сложный процесс приёма и преобразования информации, получаемой при помощи органов чувств, формирующих субъективный целостный образ объекта, воздействующего на анализаторы через совокупность ощущений, инициируемых данным объектом. Как форма чувственного отражения предмета, восприятие (в том числе слуховое) включает обнаружение объекта как целого, различение отдельных признаков в том или ином объекте, выделение в нём информативного содержания, адекватного цели действия, формирование чувственного образа предмета.
При этом, хотя восприятие (в том числе слуховое) и является совокупностью ощущений, его содержание значительно шире. Это связано с тем, что любой воспринимаемый органами чувств объект человек связывает с каким-то определённым словом (или звуком) и обозначаемым им предметом в целостности, а не в сочетании различных качеств. Обобщенность представляет собой высшую степень осознанности человеческого восприятия [24].
Итак, процесс восприятия представляет собой сложную взаимосвязь сенсорной и мыслительной деятельности человека. Восприятие, как и любой психический процесс, не просто участвует в деятельности человека, но и развивается внутри нее, также являясь особой формой деятельности.
Теоретические подходы к вопросу формирования и развития восприятия рассматривались в работах многих зарубежных и отечественных психологов. В частности, под руководством С.М. Рубинштейна были исследованы особенности различных видов восприятия [38], а Б.Г. Ананьев изучил роль практики в развитии процесса восприятия. В частности, в своих исследованиях он доказал, что возрастные особенности протекания психических процессов во многом зависят от особенностей деятельности, которая приобретает доминирующее значение в данный период времени [1].
Если рассматривать основные виды и свойства восприятия, то в зависимости от особенностей воспринимаемого объекта, ученые выделяют несколько его видов:
- восприятие предметов,
- восприятие речи (письменной и устной),
- восприятие музыки,
- восприятие человека человеком (социальная перцепция) и т.д.
К тому же, в зависимости от того, на какой из органов чувств приходится нагрузка, также различаются зрительное, слуховое, осязательное, обонятельное и вкусовое восприятие. Кроме того, существует также классификация видов восприятия по формам существования материи. По этому параметру выделяются:
- восприятие времени – как отражение объективной временной длительности, скорости протекания и последовательности явлений действительности;
- восприятие движения – как изменение положения объекта в пространстве и во времени (т.е. направления и скорости);
- восприятие пространства, включающее восприятие формы предмета, его величины (протяженности), глубины и удаленности от субъекта, а также направления, в котором находится объект восприятия.
Кроме того, по продолжительности перцептивного процесса восприятие подразделяют на симультанное, т.е. одномоментное и сукцессивное, т.е. развернутое во времени [10, с. 91].
В свою очередь, основными свойствами восприятия, в том числе слухового, являются такие параметры, как [11, с. 38]:
1. Целостность – свойство, позволяющее получить законченный образ предмета во всем многообразии и соотношении его свойств и сторон.
2. Предметность, выражающаяся в отнесенности наглядного образа восприятия к определенным предметам внешнего мира или моментам объективной действительности.
3. Осмысленность, обеспечивающая осознание того, что воспринимается; истолкование образов, возникающих в результате восприятия, в соответствии со знаниями субъекта, его прошлым опытом, придание им определенного смысла.
4. Обобщенность – отражение единичных объектов как особого проявления общего, представляющего определенный класс объектов, однородных с данным по какому-либо признаку.
5. Константность, характеризующая относительное постоянство формы, величины и цвета предметов при изменяющихся условиях их восприятия (именно благодаря этому свойству мы получаем возможность узнавать предметы в различной обстановке).
6. Избирательность – преимущественное выделение одних объектов по сравнению с другими, раскрывающее активность человеческого восприятия.
Кроме того, у восприятия (в том числе слухового), как и у любого психического процесса, есть свои свойства, определяющие его продуктивность.
К ним относятся показатели производительности, качества и надежности перцептивной деятельности.
1. Объем восприятия – количество объектов, которое может воспринять человек в течение одной фиксации или в единицу времени.
2. Быстрота, или скорость, восприятия – время, необходимое для адекватного восприятия предмета или явления.
3. Точность – соответствие возникшего образа особенностям воспринимаемого объекта и задаче, стоящей перед человеком.
4. Полнота – степень такого соответствия.
5. Надежность – возможная длительность восприятия с требуемой точностью и вероятность адекватного восприятия объекта в заданных условиях и в течение заданного времени [6, с. 112].
Помимо этого, восприятие – это сложная познавательная деятельность, включающая алгоритм перцептивных действий, которые позволяют обнаружить объект восприятия, опознать его, оценить. Состав их зависит от осмысленности восприятия, то есть понимания того, что воспринимается, и от характера перцептивной задачи, стоящей перед человеком, т.е. того, зачем и для какой цели человек смотрит или слушает в данный момент [14, с. 134].
К перцептивным действиям можно отнести следующие действия:
- измерительные, позволяющие оценить величину воспринимаемого предмета;
- соизмерительные, сопоставляющие размеры нескольких объектов; построительные, отвечающие за построение перцептивного образа;
- контрольные, сличающие возникающий образ с особенностями предмета;
- корригирующие, исправляющие ошибки в образе;
- тонически - регуляторные, поддерживающие необходимый уровень мышечного тонуса для осуществления процесса восприятия, и др.
Все эти параметры формируются в процессе взаимодействия человека с окружающим миром и развиваются по мере накопления жизненного опыта. Ученые считают, что наиболее важным периодом для развития восприятия, является дошкольное детство и школьный возраст.
В свою очередь, понятие «онтогенез», (от греч. ontos-сущее, genesis-рождение, происхождение), предполагает процесс развития любого целостного индивидуального организма, формирование основных структур в течение детства индивида [27, с.39]. Основное содержание онтогенеза составляет предметная деятельность и непосредственное общение ребенка с окружающими, особенно со взрослыми людьми, которые знакомят ребенка с окружающим миром. Таким образом, в процессе усвоения существующих в обществе видов разнообразной деятельности, ребенок изучает основные социальные и знаково-символические структуры и средства этой деятельности и общения, в результате чего формируется его сознание и личность.
Что касается такого важного вида восприятия, как слуховое, ученые дают несколько определений этого феномена, обращая внимание на различные характеристики данного понятия. В первую очередь, слуховое восприятие - это одна из важнейших форм восприятия, которая представляет собою чрезвычайно сложный процесс, выполняемый при помощи слухового анализатора, в результате которого возникают слуховые ощущения и их комплексы, объединяющиеся в слуховой образ и позволяющие человеку адекватно ориентироваться в окружающей действительности.
Помимо этого, слуховое восприятие - это способность человека различать те или иные слышимые звуки по их важнейшим параметрам: силе (громкости), высоте, тембру, темпу и другим характеристикам. При этом, отражение слышимых в окружающей среде звуков в слуховой системе человека происходит в форме звукового образа, который характеризуется несколькими параметрами: громкостью звука, которая напрямую зависит от степени интенсивности звукового раздражителя; высотой, зависящей от частоты слышимого звука, а также тембром, который соответствует структуре слышимого спектра звука. При этом возможности слухового восприятия во многом зависят от степени отражения объективного звукового материала, которая является жизненно необходимой человеку, как представителю особого биологического и социального вида. Исходя из этого, некоторые звуки, обладающие особыми характеристиками, к примеру, инфра- и ультразвуки, человек не слышит и не распознает.
Развитие слухового восприятия в процессе онтогенеза происходит по двум направлениях: с одной стороны, развивается восприятие обычных звуков (неречевых), с другой – ребенок учится воспринимать звуки речи, развивая, таким образом, фонематический слух. Фонематическое восприятие – это способность человека различать звуки речи, в том числе фонемы. Слуховые реакции в раннем возрасте являются следствием процесса реализации языковой способности человека и приобретения им слухового опыта, а не только пассивные реакции организма на звук. С началом жизни ребенок при помощи различных видов и форм восприятия накапливает различные сенсорные эталоны, представляющие собой общепринятые образцы внешних свойств и характеристик предметов и явлений. В частности, слуховые эталоны представляют собой различные звуковысотные отношения, музыкальные ноты, фонемы родного языка и т.д. [24, с. 74]. Наличие у ребенка различных слуховых эталонов позволяет ему легче ориентироваться в окружающей действительности и служит предпосылкой к формированию более сложных видов деятельности.
В частности, уже в течение первого месяца жизни ребенка происходит развитие слуховой системы и выявляется врожденная приспособленность слуха человека к восприятию речи. Он реагирует на голос матери, узнавая его среди других, а также демонстрирует отклик на другие звуки. В дальнейшем слуховые реакции ребенка совершенствуются с каждым месяцем жизни. Нормально слышащий ребенок уже в возрасте семи-восьми недель поворачивает голову в сторону звукового раздражителя, реагируя как на звучание игрушек, так и на речь. В возрасте двух месяцев ребенок способен воспринимать интервалы между звуками. Данная способность является необходимым условием для овладения языком, поскольку языковая способность заключается в овладении дискретным (прерывистым) характером единиц речи, имеющих последовательный временной характер. Одновременно ребенок начинает различать ударение в слове, а также основную частоту голоса говорящего, интонацию и ритм речи [3, с. 49].
Итак, на протяжении первого года жизни у ребенка формируется обратная связь, стимулированная звуками внешней среды. Важнейшим достижением этого возраста является ситуационное понимание обращенной речи, формирование готовности к подражанию звукам, увеличение диапазона звуковых и интонационных рядов. Ребенок, вслушиваясь в звуковые и интонационные ряды в речи взрослого, пытается воспроизводить за ним цепочки слогов. Так появляется лепет, который к девяти месяцам обогащается новыми звуками, интонациями и становится постоянным ответом на голосовое сообщение взрослого. Таким образом, слуховое восприятие играет решающую роль в развитии лепета, а затем и в фонетической стороне речи, позволяя ребенку воспринимать звучащую речь окружающих и сравнивать с нею собственное звукопроизношение. В процессе восприятия речи окружающих, лепет по своему звуковому составу все более начинает приближаться к фонетическому строю родного языка ребенка.
В итоге, к концу первого года жизни ребенок различает слова и фразы по их ритму и интонации, а к концу второго года жизни он уже может различать на слух все звуки речи. В течение второго и третьего годов жизни ребенка происходит постепенное уточнение восприятия звукового состава речи.
Поэтому первые годы жизни ребенка являются очень важным периодом для развития ребенка, когда мозг чрезвычайно чувствителен к восприятию и использованию таких факторов окружающей среды, как звуки. Они необходимы ребенку для имитации речи, речевой активности, обратной акустической связи, а также осознания смыслового содержания слов и фраз. И если на данной стадии ребенок не будет воспринимать звуки, то его врожденная языковая способность не сможет реализоваться в полной мере.
В дальнейшем ребенок улучшает свое произношение и при нормальном развитии, к пяти-шести годам полностью овладевает фонетической и ритмической структурой слов, орфоэпическими нормами, нюансами ритмико-мелодического оформления фразы, вариативностью интонаций живой речи и многими другими параметрами. Физиологическую основу полного овладения фонетикой речи составляет сложная система второсигнальных условных связей области слухового и речедвигательного анализаторов, образование в коре головного мозга ребенка прочных слуховых и двигательных образов слов и словосочетаний.
Таким образом, в дошкольном возрасте ребенок, занимаясь разными видами деятельности, а также в результате обучения, улучшает другие стороны слуховой функции: в частности, у него развивается музыкальный слух, повышается способность к различению природных и технических звуков. Однако это относится только к тем детям, которые демонстрируют темпы развития, соответствующие возрасту. Если же у ребенка по каким-либо причинам возникают речевые нарушения, восприятие и узнавание им различных звуков может быть значительно затруднено.
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей с речевыми нарушениями
У детей с нарушением речи отмечается недоразвитие всей познавательной деятельности (восприятие, память, мышление, речь), особенно на уровне произвольности и осознанности.
Интеллектуальное отставание имеет у детей вторичный характер, поскольку оно образуется вследствие недоразвития речи, всех ее компонентов.
Внимание детей с речевыми нарушениями характеризуется неустойчивостью, трудностями включения, переключения, и распределения. У этой категории детей наблюдается сужение объема внимания, быстрое забывание материала, особенно вербального (речевого), снижение активной направленности в процессе припоминания последовательности событий, сюжетной линии текста.
Многим из них присущи недоразвитие мыслительных операций, снижение способности к абстрагированию, обобщению. Детям с речевой патологией легче выполнять задания, представленные не в речевом, а в наглядном виде.
Дети с речевыми нарушениями быстро утомляются, имеют пониженную работоспособность. Они долго не включаются в выполнение задания.
Отмечаются отклонения и в эмоционально-волевой сфере. Им присущи нестойкость интересов, пониженная наблюдательность, сниженная мотивация, замкнутость, негативизм, неуверенность в себе, повышенная раздражительность, агрессивность, обидчивость, трудности в общении с окружающими, в налаживании контактов со своими сверстниками.
Полноценная речь ребенка является одним из основных условий его развития.
При исправлении речевых нарушений родители должны помогать педагогам (логопеду, воспитателю, психологу).
Исправление речи требует систематических продолжительных занятий. Успех коррекции во многом может зависеть и от семьи ребенка. Никто из членов семьи не должен говорить при ребенке о его дефекте, демонстрировать его дефект другим лицам.
Если у ребенка дизартрия, родители должны постараться в первую очередь организовать режим сна и бодрствования. Поскольку у детей с дизартрией отмечается недоразвитие моторики, в частности нарушения движений пальцев и кистей рук. Взрослым следует терпеливо формировать у таких детей навыки самообслуживания.
Родители, у которых растет ребенок с речевой патологией, не должны ограждать его от общения со сверстниками, имеющими нормальную речь. Важно всячески поддерживать интерес малыша к речевому общению.
Часто дети, имеющие нарушение речи или задержку формирования речевых навыков, испытывают трудности при овладении письмом и чтением. Для таких детей должны быть созданы специальные условия для работы не только внутри школы, но и дома.
Нарушение режима коррекционных занятий приводит к их неэффективности.
1.3. Особенности развития слухового восприятия у детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями
Формирование звуковой стороны речи при нормальном её развитии происходит в двух взаимосвязанных направлениях: усвоение артикуляции звуков (движений и позиций органов речи, нужных для произношения) и усвоение системы признаков звуков, необходимых для их различения.
Каждый язык располагает своей фонематической системой, где определённые звуковые признаки выступают как сигнальные, смыслоразличительные (фонемы), в то время как другие звуковые признаки остаются несущественными (вариантами). Весь звуковой строй языка определяется системой противопоставлений (оппозиций), где различие даже в одном признаке изменяет смысл произносимого слова.
Дифференциация звуков речи как при восприятии, так и при произношении происходит на основе выделения сигнальных признаков и отвлечения их от несущественных, не имеющих фонематического значения.
Затруднения в выработке звуковых дифференцировок у детей чаще всего проявляются в замене при произношении одного звука другим и смешении звуков.
Исследователи Т.Б. Филичева и Г.В. Чиркина выделяют разные варианты дефектов звукопроизношения:
1) недифференцированное произнесение пар или групп звуков. В этих случаях для ребёнка один и тот же звук может служить заменителем двух или трёх звуков.
2) замена одних звуков другими, более простыми по артикуляции и представляющими поэтому меньшую произносительную трудность для ребёнка. Обычно звуки, сложные для произношения, заменяются более лёгкими, которые характерны для раннего периода речевого развития.
3) смешение звуков. Это явление характеризуется неустойчивым употреблением целого ряда звуков в различных словах. В одних случаях ребёнок употребляет звук верно, в других - этот же самый звук заменяет другими, близкими артикуляционно или акустически. Причём неустойчивость усиливается в самостоятельной речи детей.
Авторы видят в этом свидетельство того, что подобные отклонения в формировании произношения связаны в значительной степени с недостаточностью фонематического восприятия. Выделяя признаки, позволяющие судить о недостаточном уровне развития фонематического восприятия, они отмечают следующие особенности:
1) дети затрудняются воспроизводить ряды слогов с оппозиционными звуками, хотя изолированно эти же звуки произносят правильно;
2) допускаются ошибки при выделении звуков из слогов и слов, а также при определении наличия звука в слове;
3) большие затруднения возникают у детей при отбор
Фрагмент для ознакомления 3
1. Ананьев, Б.Г. Особенности восприятия пространства у детей / Б.Г. Ананьев, Е.Ф. Рыбалко - М. : Просвещение, 2012. – 97 с.
3. Башаева, Т.В. Развитие восприятия у детей. Форма, цвет, звук / Т.В. Башаева - Ярославль: Академия развития,2012. – 37 с.
4. Блонский, П.П. Избранные психологические произведения / П.П. Блонский - М. : Просвещение, 2009. – 113 с.
32 Вайзман Н, Реабилитационная педагогика / Н. Вайзман. - М. : 2014. – с.
6. Веккер, Л.М. Психологические процессы. Т.2. / Л.М. Веккер. - М. : 2014. – 207 с.
7. Величковский, Б.М. Психология восприятия / Б.М. Величковский. - М. : 2012. – 112 с.
8. Величковский, Б.М. Современная когнитивная психология / Б.М. Величковский. - М. : 2012. - 147 с.
9. Власова, Т.А. О детях с отклонениями в развитии / Т.А. Власова, М.С. Певзнер. - М. : Просвещение,1973. – 59 с.
10. Власова, Т.А. Каждому ребёнку - надлежащие условия воспитания и обучения : хрестоматия. Дети с нарушениями развития / сост. В.М. Астапов. – М : Международная педагогическая академия, 2015. – 71 с.
11. Волосовец, Т. В. Организация педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении компенсирующего вида : практическое пособие для педагогов и воспитателей / Т. В. Волосовец, С. Н. Сазонова. - М. : Владос, 2014. – 117 с.
12. Восприятие и деятельность / под ред. А.Н.Леонтьева. - М. : МГУ, 2013. – 227 с.
13. Выготский, Л.С. Восприятие и его развитие в детском возрасте / Л.С. Выготский. - СПб. : Питер,2014. – 28 с.
14.Гиппенрейтер, Ю.Б. Введение в общую психологию / Ю.Б. Гиппенрейтер – М. : АСТ, 2015. – 47 с.
15. Гиппенрейтер, Ю.Б. Психология ощущений и восприятия / Ю.Б. Гиппенрейтер - М. :ЧеРо, 2012. – 134 с.
16. Детская логопсихология. учебник для вузов с электрон. прил.. учебник для студ. вузов, обуч. по направл. 050700 Спец. (дефектол.) образование / [О. А. Денисова и др.] ; под ред. О. А. Денисовой. – М.: ВЛАДОС, 2015. - 159 с.
17. Дубровина Т. И., Особенности слухоречевой памяти у дошкольников с общим недоразвитием речи / Т. И. Дубровина // Специальная психология. - 2010. - № 3-4. - С. 5-16
18. Забранная, С. Ж. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей / С.Ж. Забранная - М., 1993. – 115 с.
19. Коломинский, Я.И. Учителю о психологии детей 6-его возраста / Я.И. Коломинский. - М. : Просвещение,1988. – 138 с.
20. Коррекционная педагогика / под ред. Б.П. Пузанова. — М. : 2014. – 164 с.
21. Коссов, Б.Б. Проблемы психологии восприятия / Б.Б. Коссов - М. :
Изд-во «Наука»,1974. – 93 с.
22. Крушная, Н.А. Отношения в семьях, воспитывающих детей с задержкой психического развития: монография / Н.А. Крушная. – Челябинск: Изд-во Юж.-Урал. гос. гуман.-пед. ун-та, 2017. – 211 с.
23. Лапшин, В.А. Основы дефектологии / В.А. Лапшин, Б.П. Пузанов - М. : Просвещение, 2015. – 128 с.
24. Леонтьев, А.Н. Избранные психологические произведения.- Т.2. / А.Н. Леонтьев - М. : Педагогика,2012. – 207 с.
25. Логвиненко, А.Д. Психология восприятия / - М. : Наука, 2013. – 117 с.
26. Логопатопсихология. [учебное пособие для студентов дефектологических факультетов вузов] / под ред. Р. И. Лалаевой, С. Н. Шаховской. – М.: ВЛАДОС, 2013 ; 2011. — 462 с
27. Лубовский, В.И. Задержка психического развития / В.И. Лубовский. - М. : 2013. – 139 с.
28. Лурия, А.Р. Ощущения и восприятие / А.Р. Лурия. - М. : Изд-во МГУ,2009. – 224 с.
29. Лебединская, К.С. Основные вопросы клиники и систематики задержки психического развития / К.С. Лебединская // Дефектология. – 2012. - № 3. - С. 18-20.
30. Мещеряков, Б.Г. Большой психологический словарь / Б.Г. Мещеряков. - М. : 2012. – 216 с.
31. Немов, Р. С. Психология. Кн.1. / Р.С. Немов. - М. : Просвещение, 2012. – 212 с.
32. Никишина, В.Б. Практическая психология в работе с детьми с задержкой психического развития : пособие для психологов и педагогов. - М. :Владос, 2013. – 84 с.
33. Маклаков, А.Г. Общая психология / А.Г. Маклаков. - СПб. : 2015. – 118 с.
34. Основы дошкольной педагогики / под ред. А.В. Запорожца. - М. : 1980. – 128 с.
35. Практикум по детской логопедии : учебное пособие для пед. ин-тов. – М.: Владос, 2012. – 127 с.
36. Психологический словарь / под ред. В. П. Зинченко, Б. Г.
Мещерякова. – М. : Педагогика-Пресс. 1996. – 29 с.
37. Райгородский, Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие . – Самара : Издательский Дом «БАХРАХ-М», 2014. – с.
38. Рубинштейн, С.Л. Проблемы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. - М. : Педагогика, 2013. – 237 с.
39. Сафин, В.Ф. Психические отклонения в развитии детей и методы их психокоррекции / В.Ф. Сафин. — Уфа : 2012. – 64 с.
40. Скоpоходова, О.И. Как я воспpинимаю, пpедставляю и понимаю окpужающиймиp / О.И. Скороходова. - М. : Просвещение, 2011. – 115 с.
41. Специальная педагогика / под ред. Н.М. Назаровой. - М. : 2013. – с.
42. Столяренко, Л.Д. Основы психологии / Л.Д. Столяренко - М. : 2015. – 128 с.
43. Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста / под ред. С.Ю. Циркина. - СПб. : 2012. – 199 с.
44. Тумасова, А.А. Практикум по общей, экспериментальной, прикладной психологии / А. А. Тумасов, С.А. Маничев. – СПб. : Питер, 2014.- 137 с.
45. Ульенкова, У.В. Организация и содержание специальной психологической помощи детям с проблемами в развитии: учебное пособие для студ. высш. пед.
завед. / У.В. Ульенкова, О.В. Лебедева. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 176 с.
46. Ульенкова, У.В. Дети с задержкой психического развития / У.В. Ульенкова. – Н.Новгород, 1994. – 118 с.
47. Фадина, Г.В. Диагностика и коррекция задержки психического развития детей старшего дошкольного возраста : учебно-методическое пособие. - М. : 2014. – 118 с.
48. Эльконин, Ф.Б. Психическое развитие в детских возрастах / Ф.Б. Эльконин. - М. : 2012. – 74 с.
Узнать стоимость работы
-
Дипломная работа
от 6000 рублей/ 3-21 дня/ от 6000 рублей/ 3-21 дня
-
Курсовая работа
1600/ от 1600 рублей / 1-7 дней
-
Реферат
600/ от 600 рублей/ 1-7 дней
-
Контрольная работа
250/ от 250 рублей/ 1-7 дней
-
Решение задач
250/ от 250 рублей/ 1-7 дней
-
Бизнес план
2400/ от 2400 руб.
-
Аспирантский реферат
5000/ от 5000 рублей/ 2-10 дней
-
Эссе
600/ от 600 рублей/ 1-7 дней