Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность проблемы заключается в объективном поиске принципиально новой концепции управления, включающей антикризисное управление как элемент естественного предупреждения и позволяющий эффективно использовать взаимный ресурсный потенциал микроэкономических организаций и макроэкономики на основе стратегического управления. Сегодня кризис рассматривается как естественное явление экономики, в ходе которого «выживают» те компании, которые в наибольшей степени отвечают запросам своих клиентов.
Согласно современным общенаучным представлениям, управление является аспектом самоуправления системы и в общем виде представляет упорядочение системы и решение проблемных ситуаций. Соответственно, антикризисное управление мы можем рассматривать как определенную систему управленческих мер, направленных на диагностику, предупреждение, преодоление и нейтрализацию кризисных явлений, причин их появления на всех уровнях экономики. Этот процесс имеет две особенности, из которых первая состоит в том, что антикризисное управление подразумевает борьбу с проблемными ситуациями путем комплекса средств анализа кризисной ситуации, которые для большинства предприятий и фирм в целом похожи и имеют общие характеристики. Вторая же особенность состоит в том, что в антикризисном управлении на любом предприятии всегда присутствуют конкретные действия, направленные на решение специфических задач каждого отдельного предприятия. Иными словами, в использовании антикризисных технологий всегда присутствуют как общие для всех правила выхода из кризиса, так и свои особенности, связанные со спецификой организации деятельности самих предприятий.
Целью исследования является диагностика теоретических аспектов антикризисного управления.
Основные задачи, обусловленные целью:
- раскрыть понятие «антикризисного управления»,
- определить суть и основные задачи антикризисного управления,
- раскрыть структуру, методы и принципы антикризисного управления,
- проанализировать этапы антикризисной стратегии.
Предметом исследования является антикризисное управление в практике коммерческих предприятий.
Использованы труды российских специалистов, нормативные акты по теме исследования, учебная литература, статьи периодических изданий, интернет -ресурсы.
1 Антикризисное управление
1.1 Сущность и понятие антикризисного управления
В наиболее общем смысле антикризисное управление обычно понимают как некие специфические действия, нацеленные на то, чтобы сохранить и впоследствии усилить позиции предприятия на рынке. Антикризисное управление финансами, как инструмент для регулирования состояния предприятия, сейчас находится на пике популярности.
Любая организация, как бы успешно она не функционировала, постоянно сталкивается с угрозами со стороны внешней среды. Распространенным заблуждением является мнение о том, что антикризисное управление является формой грамотного банкротства предприятия, в то время как оно может выступать эффективным инструментом управления компанией в процессе ее функционирования.
Формирование системы антикризисного управления позволит достичь устойчивого сбалансированного состояния, при котором предприятие сможет соответствующим образом реагировать на изменения во внешней среде. Таким образом, устойчивое развитие предприятия можно рассматривать как механизм возмещения затрат, который позволяет компаниям ориентироваться на дестабилизирующее влияние внешней и внутренней среды при одновременном развитии.
В управлении предприятием в докризисный период основная роль отводится управлению финансами. Это предопределяет сочетание стратегических и тактических инструментов для финансовой поддержки бизнеса, позволяя вам находить эффективные финансовые решения и эффективно управлять своими деньгами. На первом этапе должна быть проведена комплексная диагностика финансового состояния организации.
Основой финансовой диагностики в управлении кризисами является финансовый анализ, рассматриваемый как процесс выявления и обобщения финансовой информации, результатом которого является разработка рекомендаций сотрудников как формальной основы для принятия управленческих решений [5].
В докризисной ситуации финансовое состояние организации характеризуется как нестабильное.
Антикризисное управление создает более благоприятные условия предприятию для формирования конкурентного преимущества, которое позволяет производить потребляемую рынком продукцию и получать достаточно денежных средств для дальнейшего развития организации [1].
В связи с этим, задачами антикризисного управления как способа повышения эффективности управления предприятием являются: предупреждение и предотвращение кризисов на ранней стадии их возникновения и проведение мероприятий, позволяющих стабилизировать ситуацию.
Итак, антикризисное управление — это мероприятие, направленное на оздоровление финансового положения компании и вывод ее из кризисного состояния.
В процессе антикризисного управления выполняется анализ существующих проблем, прогнозируются варианты развития событий, разрабатываются эффективные программы для нейтрализации кризисного влияния.
Главными целями антикризисного управления являются:
1. Предвидение и оценка неблагоприятных ситуаций и кризисных проявлений.
2. Предотвращение опасных факторов проявления неблагоприятных ситуаций.
3. Системное управление стадиями кризисных процессов в организации.
4. Обеспечение бесперебойного функционирования всех подразделений организации в условиях кризисной ситуации.
5. Минимизация негативного влияния кризисных последствий.
6. Разработка и реализация программы финансового оздоровления предприятия.
7. Использование кризисных проявлений и последствий с выгодой для деятельности и развития компании.
1.2 Структура, методы и принципы антикризисного управления
Антикризисное управление – это «система управленческих мер по диагностике, предупреждению, нейтрализации и преодолению кризисных явлений и их причин». Структура антикризисного управления включает стратегический менеджмент, риск-менеджмент, бенчмаркинг, реструктуризацию, финансовое оздоровление и менеджмент банкротства.
Стратегический менеджмент представляет собой управление, которое направлено на реализацию стратегии развития организации с учетом изменения условий внешней среды. Риск-менеджмент направлен на урегулирование рисков, от которых возможно снижение потерь при возникновении негативных ситуаций в деятельности компании.
Бенчмаркинг – это управление маркетинговыми, инновационными, инвестиционными проектами на основе рыночной оценки конкурентоспособности организации. Данный инструмент считается незаменимым для компании, которая столкнулась с проблемами производственного характера, а также с трудностями при определении конкурентоспособности и в формировании стратегии.
Реструктуризация – это комплекс мероприятий производственного, финансового, организационного и управленческого характера. Формы и методы осуществления данного механизма зависят от целей и стратегии организации.
Финансовое оздоровление предприятия представляет собой совокупность действий, которые направлены на улучшение финансово-экономического состояние организации с целью предотвращения наступления кризисной ситуации повышение конкурентоспособности.
Сущность менеджмента банкротства заключается в том, что предприятие готовится на добровольную или принудительную ликвидацию.
В настоящее время каждая организация определяет долгосрочную стратегию развития, которая касается сферы, форм и средств ее деятельности, а также взаимоотношений внутри неё. Стратегию компании необходимо рассматривать как комплекс практических и интеллектуальных усилий, которые направлены на достижение определённых целей.
Стратегия – это «комплекс базовых решений, направленных на достижение генеральной цели фирмы и исходящих из оценки рыночной ситуации и собственных возможностей, а также других факторов и сил окружающей среды» [1, c. 64]. Формирование стратегии играет важную роль в развитии компании.
Стратегия компании, используя основные свои элементы, формирует систему взаимосвязанных стратегии различного уровня, таких как корпоративного, функционального, операционного. Основные элементы стратегии:
- система стратегических целей;
- совокупность предположение развития ключевых факторов внешней среды и действия конкурентов;
- перечень приоритетов (ведущих принципов) деятельности и механизмов распределения ресурсов;
- внутренние и внешние ограничения деятельности — лимит финансовых ресурсов, допустимый риск и пр.;
- ключевые факторы успеха, т.е. те моменты, которые потенциально позволяет компании достичь превосходства над конкурентами.
Сущность стратегии заключается в описание технологии функционирования организации с учетом определенных целей. Экономисты выделяют следующие основные стратегии развития компании: стратегия роста, стратегия стабильности, стратегия отхода.
Стратегии концентрированного роста. Данная группа стратегий включает в себя изменение продукта и рынка. Руководство организации стремится улучшить свой продукт или запустить новый, но при этом оставаясь в своей отрасли. В данную группу стратегий входят следующие:
1. стратегия усиления позиции на рынке — все свои ресурсы компании отправляют на завоевание лучших позиций на существующем рынке;
2. стратегия развития рынка — поиск новых рынков для того произведенного продукта;
3. стратегия развития продукта — создание нового продукта и его продвижение на отраслевом рынке.
Стратегии интегрированного роста подразумевают расширение компании путем добавления новых структур. Способствовать изменению положения внутри отрасли возможно через приобретение собственности, либо проведение расширений изнутри. К этой группе относятся в следующие стратегии:
1. стратегия обратной вертикальной интеграции — усиление контроля над поставщиками, создание дочерних структур по снабжению;
2. стратегия вперед идущей вертикальной интеграции — усиление контроля над системами продажи и распределения.
Стратегии диверсифицированного роста. К данной стратегии прибегают, когда компания достигла всех высот на своем рынке с конкретным продуктом в рамках определенной отрасли. Данная группа стратегий разбивается на следующие стратегии:
1. стратегия центрированной диверсификации — поиск дополнительных возможностей для производства новых продуктов или услуг;
2. горизонтальная диверсификация поиск дополнительных возможностей для роста компании за счёт новой продукции с использованием новых технологий;
3. стратегия конгломеративной диверсификации — рост компании основывается на реализацию уже производимых продуктов на новых рынках.
Для преодоления финансового кризиса в современных компаниях применяют следующие методы:
Метод 1. Сокращение затрат
Во время кризиса предприятие, как правило, испытывает финансовые трудности. В этом случае оправдано применение такого метода антикризисного управления, как сокращение затрат.
Затраты уменьшают за счет сведения на нет расходов, не относящихся к основной деятельности фирмы, оптимизации расходов на персонал и т.д.
Метод 2. Создание оптимальной отчетности
Для деятельности кризисного предприятия особое значение приобретает формирование оптимальной отчетности, то есть управленческой отчетности, способной объективно отразить состояние дел компании.
За её основу необходимо взять анализ движения денежных средств и рентабельности проблемной фирмы.
Метод 3. Реорганизация структуры компании
Антикризисный менеджмент использует реорганизацию фирм в форме выделения и/или разделения. Этот метод позволяет финансово стабилизировать положение компании, предотвратить потери её рыночной стоимости, диверсифицировать капитал.
Метод 4. Увеличение поступления денежных средств
Увеличение денежных средств делает возможным проведение антикризисных мероприятий. Здесь важно правильно определить приоритетные способы роста денежного потока предприятия.
Выбор способов достаточно широк, подробнее мы рассмотрим их ниже.
Метод 5. Определение стратегии развития организации
Анализ деятельности кризисной фирмы служит основой для разработки антикризисной стратегии. Такая стратегия меняется под воздействием множества факторов внутреннего и внешнего окружения предприятия.
Важно учитывать их все. Только при таком подходе антикризисный менеджмент будет эффективным.
Эффективное антикризисное управление основывается на следующих особенностях:
1.Чувствительность к временному фактору. Процесс развития кризисной ситуации имеет определенные последствия, которые могут быть необратимы. Именно поэтому антикризисная политика организации характеризуется быстрой, четкой и адекватной реакцией на любые предпосылки негативных явлений.
2.Мобильность и активность в условиях ограниченности ресурсов. Учитывая тот факт, что одной из основных причин возникновения кризиса является снижение экономического потенциала компании, антикризисная политика предполагает функционирование системы при ограниченности собственных ресурсов, в том числе и при ограниченности времени.
3.Специфичность выбираемых решений. При возникновении кризисной ситуации те решения, которые принимаются компанией в обычных условиях жизнедеятельности, становятся малоэффективными. Для решения нестандартных ситуаций принимаются нестандартные решения, а интересы собственников бизнеса отходят на второй план для возможности сохранения компании.
4.Предварительная разработка управленческих решений и их возможных последствий. Предварительная разработка вариантов выхода из той или иной кризисной ситуации очень важна, так как она позволяет иметь определенный план действий на случай возникновения неблагоприятной ситуации. При этом, необходимо учитывать, что этот процесс должен быть максимально ограничен по времени.
5.Приверженность системному подходу при принятии управленческих решений. Это означает четкое осознание главной цели антикризисного управления, как в ее качественной, так и количественной характеристике. Данный подход предполагает разработку последовательного плана действий, концентрацию всех необходимых ресурсов, а также постоянный мониторинг выполняемых действий и адаптацию программы под влиянием различных изменений.
Система антикризисного менеджмента базируется на следующих важных принципах:
- раннее диагностирование проявлений кризиса с целью своевременного принятия всех необходимых мер для их оперативной нейтрализации или снижения последствий.
- срочность реакции на неблагоприятные проявления. Чем раньше компания применяет антикризисные инструменты, тем больше возможностей она имеет для скорейшего восстановления нормального и полноценного функционирования.
- адекватность реакции на возможные и реальные угрозы. Предпринимаемые компанией антикризисные мероприятия должны быть адекватными возникающим проблемам. В ином случае необходимый эффект не достигается, а у компании могут возникнуть неоправданные затраты.
- полноценное задействование внутренних возможностей. Для скорейшего выхода из кризиса компании необходимо задействовать все имеющиеся у нее внутренние ресурсы.
1.3 Этапы антикризисной стратегии
Создание любой стратегии требует поэтапного планирования. Выделяют следующие этапы разработки антикризисной стратегии организации:
I этап – формулировка целей. Руководство формулирует общую цель и подцели к ней. Чаще всего первоочередной целью является финансовое оздоровление организации. Тогда под целями могут быть:
краткосрочная цель – выход компании на уровень безубыточности и введения жесткого режима экономии;
среднесрочная цель – стабилизация финансового состояния компании;
долгосрочная цель – максимизация доходов акционеров.
Вывод компании из кризиса необходимо начинать с определения участка в ее деятельности, ставшего отправной точкой. Это может быть неконтролируемый рост производственных затрат, ухудшение качества продукции, несоблюдение договорных отношений, рост дебиторки и т. п.
Только точное определение эпицентра кризиса позволит разработать действенные антикризисные мероприятия.
II этап – диагностика финансового состояния. На данном этапе используется классические методы, такие как:
1. SWOT – анализ;
2. оценка финансового состояния финансовых ресурсов;
3. оценка трудовых и материальных ресурсов;
4. оценка рыночного потенциала;
5. оценка производственных возможностей.
III этап – анализ на основе проведенной диагностики и выявление ключевых проблем. Необходимо руководству четко понимать какие проблемы вызвали кризисную ситуацию в деятельности организации. На основе них разрабатывается программа антикризисных мероприятий, которая внесет изменения в существующую стратегию, либо сформулирует новую стратегию развития компании. На практике такими проблемами являются:
- отсутствие эффективной системы управления финансами, которая не смогла спрогнозировать наступление кризисной ситуации;
- слабая деятельность со стороны маркетинговой службы;
- несоответствие качества продукции и ее цене;
- медленное реагирование на изменение спроса;
- отсутствие стратегии, целей и программы развития компании;
- сотрудники не заинтересованы в конечном результате;
- дефицит специалистов с достаточным уровнем образования и др.
IV этап – возможные пути решения выявленных проблем. Происходит оценка инновационного потенциала компании как основной фактор повышения его эффективности деятельности и конкурентоспособности на рынке.
После прохождения всех этапов наступает процесс корректировки системы целей. Желаемый результат сравнивается с результатом исследований факторов внутренней и внешней среды, и вносятся изменения в систему целей.
В ходе своей поэтапной реализации антикризисная политика решает такой перечень важных задач:
1.Оперативная диагностика состояния организации с предпосылками к кризису и принятие всех необходимых предупреждающих действий. Данная задача реализуется с помощью регулярного мониторинга внутренних процессов в компании, ее финансового положения и влияния внешних факторов.
2.Ликвидация неплатежеспособности компании. Этот вопрос имеет наиболее срочный характер, а в некоторых ситуациях только его решение способно предотвратить возникновение кризиса, восстановить репутацию компании, а также получить необходимое время для осуществления других противокризисных действий.
3.Обеспечение финансовой стабильности компании. Реализация данной задачи происходит с помощью поэтапной реструктуризации финансовых обязательств компании.
4.Предупреждение банкротства и ликвидации. В ходе действия антикризисного управления разрабатывается программа эффективного оздоровления, что позволяет предотвратить банкротство компании или полное прекращение ее деятельности.
5.Максимальное снижение последствий кризисных ситуаций. Эта задача решается путем фиксации положительных итогов преодоления спада и стабилизации выполненных изменений. При этом эффективность оценивается на основании сравнения рыночной стоимости компании до и после кризисной ситуации.
Услуги антикризисного управления предполагают поиск факторов, вызвавших кризис, и предложение оптимальных действий по стабилизации бизнеса в сложившихся условиях.
1.4 Мероприятия по увеличению устойчивости предприятия к кризису
Чтобы увеличить устойчивость предприятия к кризису необходимо проводить профилактические мероприятия, позволяющие не допустить ее развития:
1. Периодически проводить диагностику кризисных явлений на предприятии. У многих управленческая отчетность находится в плачевном состоянии. Даже если она и ведётся, то ее данные не анализируются, либо анализируются поверхностно. Аналогичная ситуация складывается и с бухотчетностью. Естественно, в такой ситуации упускаются важные признаки назревающего кризиса. Не стоит пренебрегать анализом всех видов отчетности. Это позволит заблаговременно проводить диагностику кризисных явлений предприятия, своевременно принимать необходимые меры.
2. Воспользоваться услугами антикризисного управляющ
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Абрютина М.С. Современные подходы к оценке финансовой устойчивости и платежеспособности компании. /М.С. Абрютина// Финансовый менеджмент. - 2017. - №7. - С. 14-17.
2. Батуев М.В. Анализ финансового состояния /М.В. Батуев//Аудит и финансовый анализ. – 2017. - № 2. – С. 6-8.
3. Васильчук, О.И. Бухгалтерский учет и анализ: Учебное пособие / О.И. Васильчук, Д.Л. Савенков; Под ред. Л.И. Ерохина. - М.: Форум, НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 496 c.
4. Воронина М.В. Финансовый менеджмент: Учебник для бакалавров / М.В. Воронина. - М.: Дашков и К, 2016. - 400 c.
5. Гаврилова А.Н. Финансовый менеджмент: Учебное пособие / А.Н. Гаврилова, Е.Ф. Сысоева, А.И. Барабанов. - М.: КноРус, 2013. - 432 c.
6. Герасименко А Финансовый менеджмент - это просто: Базовый курс для руководителей и начинающих специалистов / А Герасименко. - М.: Альпина Паблишер, 2016. - 481 c.
7. Грищенко, Ю.И. Анализ финансовой отчетности / Ю.И. Грищенко // Справочник экономиста. – 2017. – №2. – С. 26–35.
8. Глазунов, М.И. Оценка финансовой устойчивости коммерческой организации на основе данных бухгалтерского баланса / М.И. Глазунов // Экономический анализ: теория и практика. – 2016. – №21. – С. 58–65.
9. Гинзбург М.Ю. Финансовый менеджмент на предприятиях нефтяной и газовой промышленности / М.Ю. Гинзбург, Л.Н. Краснова, Р.Р. Садыкова. - Вологда: Инфра-Инженерия, 2016. - 287 c.
10. Данилин В.И. Финансовый менеджмент: категории, задачи, тесты, ситуации: Учебное пособие / В.И. Данилин. - М.: Проспект, 2015. - 376 c.
11. Екимова К.В. Финансовый менеджмент: Учебник для прикладного бакалавриата / К.В. Екимова, И.П. Савельева, К.В. Кардапольцев. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 381 c.
12. Зайков В.П. Финансовый менеджмент: теория, стратегия, организация / В.П. Зайков, Е.Д. Селезнёва, А.В. Харсеева. - М.: Вузовская книга, 2016. - 340 c.
13. Ионова Ю.Г. Финансовый менеджмент / Ю.Г. Ионова. - М.: МФПУ Синергия, 2015. - 288 c.
14. Кандрашина Е.А. Финансовый менеджмент: Учебник / Е.А. Кандрашина. - М.: Дашков и К, 2013. - 220 c.
15. Косолапова, М.В. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности / М.В. Косолапова, В.А. Свободин. - М.: Дашков и К, 2015. - 248 c.
16. Кондратенко О.Н. Сущность финансового и управленческого учета и их взаимосвязь / Наука и современность. – 2016. № 45. С .171-177.
17. Ковалев В.В. Финансовый менеджмент. Конспект лекций с задачами и тестами: Учебное пособие / В.В. Ковалев. - М.: Проспект, 2015. - 508 c.
18. Ковалев В.В. Финансовый менеджмент: теория и практика / В.В. Ковалев.. - М.: Проспект, 2018. - 1104 c.
19. Курганов М.В. Показатели и модели анализа финансового состояния на различных этапах жизненного цикла организаций / М.В. Курганов // Экономический анализ. – 2017. - № 5.
20. Кравченко, Л.М. Анализ хозяйственной деятельности предприятий: Учебно-практическое пособие/Л.М.Кравченко// – Мн.: Финансы, учет, аудит, 2016. – 203с.
21. Лысенко, Д.В. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: Учебник для вузов / Д.В. Лысенко. - М.: ИНФРА-М, 2016. - 320 c.
22. Лытнева, Н.А. Бухгалтерский учет и анализ: Учебное пособие / Н.А. Лытнева, Е.А. Кыштымова, Н.В. Парушина. - Рн/Д: Феникс, 2011. - 604 c.
23. Медведев, А.В. Бухгалтерский учет, анализ, аудит: Учебное пособие / П.Г. Пономаренко, А.В. Медведев, А.Н. Трофимова; Под общ. ред. П.Г. Пономаренко. - Мн.: ВШЭ., 2015. - 558 c.
24. Незамайкин, В.Н. Финансовый менеджмент: Учебник для бакалавров / В.Н. Незамайкин, И.Л. Юрзинова. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 467 c.
25. Никулина, Н.Н. Финансовый менеджмент организации. Теория и практика: Учебное пособие / Н.Н. Никулина, Д.В. Суходоев, Эриашвили . - М.: ЮНИТИ, 2013. - 511 c.
26. Рогова, Е.М. Финансовый менеджмент: Учебник и практикум. / Е.М. Рогова, Е.А. Ткаченко. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 540 c.
27. Савицкая, Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учебник/Г.В.Савицкая// – М.: ИНФРА – М, 2016. – 425с.
28. Сидорова М.В. О парадигмах бухгалтерского учета // Бухгалтерский международный учет. – 2016. № 27. С. 18-26.
29. Сидоренко М.А. Сущность понятия «прибыль» / М.А. Сидоренко // Финансы и страхование: сборник трудов преподавателей, аспирантов, магистрантов, студентов. — Симферополь: ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского», 2017. — С.89-90.
30. Толпегина О.А. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: Учебник для бакалавров / О.А. Толпегина, Н.А. Толпегина. - М.: Юрайт, 2016. - 672 c.
31. Этрилл, П. Финансовый менеджмент и управленческий учет для руководителей и бизнесменов / П. Этрилл. - М.: Альпина Паблишер, 2016. - 648 c.