Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования. Все более актуальными в России становятся проблемы рынка рабочей силы, занятости и безработицы. Рынок труда в качестве экономической категории долго рассматривался как проявление, свойственное только капиталистическим странам, а безработица - как результат господствующих отношений на рынке труда, проявляющихся вследствие многочисленных противоречий между трудом и капиталом. В период высокоразвитой рыночной цивилизации значение рынка труда в эволюции экономики постоянно увеличивается. Безработица оказывает значительное воздействие, как на социально-экономическую, так и политическую ситуацию в стране. От того, насколько эффективно проводится политика занятости в стране, зависит общий уровень благосостояния общества.
Большая роль при рассмотрении проблем занятости населения отводится государственной (региональной) политике, сокращению уровня безработицы в стране. Государственное регулирование занятости является целенаправленным воздействием со стороны органов власти с целью повышения ее уровня, поддержания стабильности общества. Высшая цель в любом государстве обязана сводиться к максимальному благосостоянию общества. Но реализация цели возможна путем достижения прикладных целей, к важнейшей из которых относят полную занятость. Суть ее - достичь максимально возможное и в долгосрочном плане стабильное использование всего трудоспособного населения.
Объект исследования - занятость населения в современном российском обществе.
Предмет исследования - государственная политика занятости населения и ее эффективность в российской экономике.
Цель курсовой работы – изучение государственной политики занятости населения и ее эффективности в российской экономике. Достижение поставленной цели определило ее приоритетные задачи:
1) Рассмотреть повышение уровня занятости как социально-экономическую проблему современного российского общества;
2) Изучить государственную политику в области содействия занятости населения;
3) Оценить эффективность механизмов реализации государственной политики занятости в России;
4) Разработать направления повышения уровня занятости в России.
Теоретико-методологической базой послужили труды отечественных и зарубежных ученых и практиков по вопросам занятости и безработицы, в частности, Т.А. Агаповой, М.А. Какушкиной, В.В. Кулешова, Н.В.Поповой
С.Ю. Рощина, Т. А. Французовой, И. Эсауловой и др. Также все внимание обратилось на нормативно-правовую базу, статистические источники, в частности, данные Госкомстата РФ.
При написании курсовой работы применялись такие общенаучные методы исследования, как анализ литературы по проблеме, синтез, индукция и дедукция, обобщение, а также логический, системный и статистический методы.
Структура курсовой работы состоит из введения, основной части, включающей две главы, заключения, списка литературы. Список литературы состоит из 25 наименований.
1. Теоретические аспекты государственной политики занятости населения
1.1. Повышение уровня занятости как социально-экономическая проблема современного российского общества
В настоящее время сущность, причины проблемы занятости населения до сих пор исследуют различные социологи, экономисты, психологи и иные ученые. Законодательство о занятости населения базируется на Конституции РФ и состоит из федеральных законов, иных нормативных правовых актов, как Российской Федерации, так и субъектов РФ.
Основным регулятором занятости населения служит Закон РФ от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации». Согласно данному закону, занятость представляет собой деятельность граждан, связанную с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству Российской Федерации и приносящую, как правило, им заработок, трудовой доход .
Занятыми считаются граждане :
- работающие по трудовому договору, в том числе выполняющие работу за вознаграждение на условиях полного либо неполного рабочего времени, а также имеющие иную оплачиваемую работу (службу);
- зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей, а также нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты;
- занятые в подсобных промыслах;
- выполняющие работы по договорам гражданско-правового характера;
- проходящие военную или альтернативную службу;
- обучающиеся по очной форме обучения в организациях, осуществляющих образовательную деятельность;
- временно отсутствующие на рабочем месте в связи с нетрудоспособностью, отпуском;
- являющиеся членами крестьянского (фермерского) хозяйства.
Социально-экономическим явление, которое выступает, как отсутствие занятости у какой-либо части экономически активного населения является безработицей .
По методологии МОТ безработные - лица трудоспособного возраста и старше, не имеющие работы, занимающиеся поиском работы и готовы приступить к ней. Следует выделить безработных, официально зарегистрированных в службе занятости регионов и получивших такой статус в соответствии с законодательством.
В РФ безработица определяется как естественная часть рыночного хозяйства. Она направлена на следующее :
- улучшить качество рабочей силы, конкурентоспособность товара;
- сформировать новый мотивационный механизм;
- повысить самоценность рабочего места;
- укрепить связи человека с трудом.
Рассмотрим классификацию форм безработицы по разным критериям.
В зависимости от причин безработицы, она может быть :
- фрикционная (добровольная смена работы по разным причинам);
- институциональная (влияние социальных институтов);
- добровольная (часть трудоспособного населения по каким-либо обстоятельствам не желает работать);
- структурная (вызвана изменениями в структуре общественного производства);
- технологическая (модернизация, новая техника);
- циклическая (появляется при падении спроса на рабочую силу в период спада производства и деловой активности);
- экономическая (вызывается конъюнктурой рынка);
- сезонная (сезонный характер деятельности);
- маргинальная (безработица среди слабо защищенных слоев населения).
В зависимости от продолжительности безработицы :
- краткосрочная (до 4 мес.);
- продолжительная (4-8 мес.);
- длительная (8-18 мес.);
- застойная (более 18 мес.).
Фрикционная, добровольная и сезонная безработица относятся к естественной, которая просто необходима для создания резерва рабочей силы, который и формирует потенциал трудовых ресурсов. Существует, помимо видов, и классификация форм безработицы полу, возрасту, уровню доходов, образованию, причинам увольнения и пр.
Для России, как и для многих развитых стран мира, достаточно актуальна проблема длительной безработицы. Для решения проблем безработицы следует достигать естественную норму безработицы, то есть оптимальный резерв рабочей силы для экономики, который способен быстро совершать межотраслевые и межрегиональные перемещения.
Существует множество факторов, которые оказывают воздействие на рост безработицы :
1. Структурные усовершенствования в экономике – возникновение и внедрение новейших технологий и оборудования, что приведет к сокращению рабочих мест.
2. Сезонные колебания – временные трудоустройства граждан, например, только на летний период или для выполнения разового задания.
3. Цикличность экономики – потребность в различных ресурсах во время спада или кризиса снижается.
4. Демографические изменения – рост числа трудоспособного населения, следовательно, повышение спроса на рабочие места. Если спрос превышает предложение, то безработица увеличивается.
5. Политика в сфере оплаты труда – меры государства, профсоюзов по повышению МРОТ, могут вызывать увеличение издержек производства и сокращение потребности в рабочей силе.
Причина возникновения безработицы в РФ, как считают различные ученые, - переход к рынку. Рыночные отношения позволили развить частный сектор, предоставили свободу для занятия предпринимательством. Но, в то же время, происходит приватизация государственной собственности, глобальные перемены в структуре народного хозяйства, большинство компаний ликвидируются, становятся неплатежеспособными, неликвидными, что приводит, соответственно, к безработице.
6. Организационно-экономические факторы - изменения организационно-правовых форм предприятий, в результате приватизации, акционирования компаний, структурной перестройки.
Ситуация, когда трудоспособное население не может найти работу, не безвредна, и могут быть серьезные последствия безработицы.
Необходимо выделить социально-экономические последствия безработицы :
- снижение темпа экономического роста ввиду недоиспользования возможностей производства;
- снижение заработка граждан;
- снижение величины налогов, уплачиваемых ИП, юридическими и физическими лицами государству из-за снижения объема ВВП;
- снижение уровня квалификации безработных граждан.
ФЗ «О занятости населения» признает гражданина безработным, порядок регистрации как безработного, его права и обязанности. Ключевой функцией государства служит обеспечение социальной защиты населения. Согласно Конституции РФ, «каждый имеет право на труд, на вознаграждение за труд, а также право на защиту от безработицы». Социальная защита безработных производится в таких формах, как: обеспечение, страхование, обслуживание .
Главная форма материальной поддержки безработного - пособие по безработице, т.е. гарантированные со стороны органов государственной власти выплаты посредством средств федерального бюджета. Размеры пособия по безработице определяет Правительство РФ.
Федеральным законом от 3 октября 2018 года подписан Федеральный закон № 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» изменены условия назначения и периоды выплаты пособия по безработице, что, в свою очередь, позволит сконцентрировать средства на увеличение размеров пособия по безработице гражданам, потерявшим работу и заработок в течение года до начала безработицы .
Минтрудом России в настоящее время в целях приведения в соответствие с Федеральным законом нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации и Министерства осуществляется соответствующая работа. Во время отпуска по беременности и родам, выезда безработного по причине обучением в вечерних и заочных учреждениях профессионального образования, призыва безработного пособие не выплачивается.
Необходимой формой защиты безработных служит страхование по безработице, а также общественные работы. К мерам содействия занятости наиболее уязвимых категорий безработных можно отнести субсидирование занятости, которое направлено на создание специальных рабочих мест, введение особого режима работы и условий труда для лиц с ограниченной трудоспособностью.
Итак, государство использует как пассивные, так и активные формы социально-правовой защиты безработных с учетом индивидуальных особенностей безработных граждан, состояния современного рынка труда.
1.2. Государственная политика в области содействия занятости населения
Государство проводит политику содействия реализации прав граждан на полную, продуктивную и свободно избранную занятость. Под государственной политикой занятости населения понимается система мероприятий прямого государственного и косвенного воздействия на рынок труда в целях достижения установленных целей. Органы государственной власти в целях реализации политики занятости осуществляют:
- согласование целей и приоритетов политики занятости с социально-экономической, демографической и миграционной политикой;
- разработку политики трудоустройства.
Органы региональной власти развивают систему подготовки и переподготовки населения, совершенствуют информационное обеспечение, проводят кадровую политику, целевую поддержку рабочих мест для сдерживания высвобождения работающих, организуют общественные и временные работы. На местном уровне ведется вся практическая работа по трудоустройству, выплате пособий, обучению.
Государственные органы, осуществляющие политику в области решения проблем безработицы населения можно представить на рисунке 1.
Рис. 1. Система государственных органов решения проблем безработицы в РФ
Непосредственно проблемой безработицы в России занимается такая государственная структура, как Министерство труда и социальной защиты РФ. Министерство является федеральным органом исполнительной власти (далее – ФОИВ), который осуществляет функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере демографии, труда, уровня жизни и доходов, оплаты труда, пенсионного обеспечения, социального страхования, занятости и безработицы .
В ведении Министерства труда и социальной защиты РФ находится Федеральная служба по труду и занятости. Отметим, что на уровне регионов и муниципальных образований существуют территориальные органы службы занятости населения.
В области решения проблем безработицы, Министерство осуществляет следующие полномочия :
- вносит в Правительство РФ проекты федеральных законов, другие документы по вопросам безработицы;
- принимает нормативно-правовые акты в области порядка финансирования мероприятий по социальной поддержке безработных граждан;
- разрабатывает правила прекращения, приостановки выплаты пособия по безработице и снижения его размера;
- разрабатывает и утверждает правила оказания материальной помощи безработным гражданам;
- разрабатывает и утверждает нормативы доступности государственных услуг в области содействия занятости населения;
- разрабатывает и утверждает методические рекомендации по предоставлению государственных услуг в сфере занятости населения;
- утверждает формы отчетности;
- осуществляет иные полномочия в области повышения занятости населения и решении проблемы безработицы.
Департамент занятости населения Министерства труда и социальной защиты РФ является структурным подразделением Министерства и обеспечивает