Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Промышленные предприятия независимо от степени их величины и направленности в той или иной степени связаны вопросами реализации эффективного управления проектной деятельностью. Планируя и принимая решения по вложению ресурсов в любые объекты строительства, модернизации и т.п. от реализации которых зависит успешность компании, необходимо учитывать всевозможные факторы, влияющие на успешность проекта, и эффективно применять существующие инструменты в совокупности с методами и средствами управления проектами.
1. Применение системного анализа на примере предприятия ПАО "Газпром"
Правление и Генеральный директор организуют выполнение решений Общего собрания акционеров и Совета директоров и осуществляют руководство текущей деятельностью «Газпром».
К компетенции Правления относится:
определение краткосрочных целей деятельности Компании
предварительное утверждение годового бюджета и вынесение его на рассмотрение Совета директоров
утверждение учетной политики
осуществление контроля над исполнением бюджета
осуществление контроля над заключением и исполнением гражданско-правовых договоров
утверждение ряда внутренних документов
выдача рекомендаций Совету директоров «Газпром» по взаимодействию Компании с дочерними и зависимыми обществами
В компетенцию Генерального директора входят вопросы, не отнесенные уставом к компетенции Общего собрания и правления.
Комитет СД по назначениям и вознаграждениям
Основными задачами Комитета являются:
привлечение к управлению Компанией квалифицированных специалистов
создание необходимых стимулов для успешной работы членов органов управления в целях обеспечения исполнения стратегических планов Компании
проведение регулярной оценки деятельности органов управления «Газпром»
обеспечение преемственности управления Компании.
Комитет по корпоративной социальной ответственности
Основными задачами Комитета являются:
ежегодное рассмотрение политик Компании в сферах охраны труда, промышленной безопасности, охраны здоровья, социальной ответственности и охраны окружающей среды;
мониторинг соответствия деятельности Компании требованиям законодательства и положениям в сферах охраны труда, промышленной безопасности, охраны здоровья, социальной ответственности, принятым в Компании;
подготовка рекомендаций Совету Директоров и Генеральному директору для принятия решений по вопросам, находящимся в компетенции Комитета;
разработка и рассмотрение политик и деятельности, относящихся к корпоративной социальной ответственности и устойчивому развитию для последующего одобрения Советом Директоров или Генеральным директором Общества. Мониторинг внедрения Компанией политик, рекомендованных Комитетом и выполнения Компании поставленных целей;
рассмотрение существенных рисков в сфере корпоративной социальной ответственности и планы по минимизации отрицательных последствий указанных рисков;
рассмотрение вопросов, связанных с существенными авариями, инцидентами, для последующего анализа и принятия мер по недопущению повторения подобных случаев;
рекомендации в отношении участия Компании в социальных проектах;
продвижение социальных проектов и программ Компании и информирование о них инвесторов, регулирующих органов, представителей государства, средств массовой информации и других сообществ;
рекомендации по подготовке внутренних документов Компании;
контроль над подготовкой и публикацией отчета об устойчивом развитии и годового отчета Компании.
Комитет СД по инвестициям и развитию
В компетенцию Комитета входят:
определение политик и процедур в области стратегического управления, мониторинг их внедрения и исполнения
определение альтернатив стратегического развития
анализ и оценка результатов реализации стратегии
мониторинг ожиданий акционеров Компании и заинтересованных лиц;
определение и корректировка ключевых предположений бюджета
рассмотрение крупнейших инвестиционных проектов и подготовка Совету директоров рекомендаций по их утверждению
определение перечня и целевых значений показателей деятельности, исходя из приоритетов для выполнения стратегии
оценка результатов достижения ключевых показателей деятельности
Комитет СД по аудиту
К основным задачам Комитета по аудиту относится осуществление надзора в таких областях как:
управление рисками
внутренний контроль
отчетность
внешний аудитор Компании
корпоративное управление и соответствие законодательству
внутренний аудит
Правление
Руководство текущей деятельностью Компании осуществляется коллегиальным и единоличным исполнительными органами — Правлением и Генеральным директором. Исполнительные органы подотчетны Совету директоров Компании и общему собранию акционеров. Генеральный директор одновременно является Председателем Правления Компании.
Правление и Генеральный директор организуют выполнение решений Общего собрания акционеров и Совета директоров и осуществляют руководство текущей деятельностью «Газпром».
К компетенции Правления относится:
определение краткосрочных целей деятельности Компании
предварительное утверждение годового бюджета и вынесение его на рассмотрение Совета директоров
утверждение учетной политики
осуществление контроля над исполнением бюджета
осуществление контроля над заключением и исполнением гражданско-правовых договоров
утверждение ряда внутренних документов
выдача рекомендаций Совету директоров «Газпром» по взаимодействию Компании с дочерними и зависимыми обществами
Генеральный директор
Руководство текущей деятельностью Компании осуществляется коллегиальным и единоличным исполнительными органами — Правлением и Генеральным директором. Исполнительные органы подотчетны Совету директоров Компании и общему собранию акционеров. Генеральный директор одновременно является Председателем Правления Компании.
Правление и Генеральный директор организуют выполнение решений Общего собрания акционеров и Совета директоров и осуществляют руководство текущей деятельностью «Газпром».
Рисунок 1- Схема осуществления руководством компанией ПАО «Газпром»
Организация управления инвестиционными проектами в компании ПАО «Газпром» осуществляется в области реализации проектов капитального строительства на объектах ПАО «Газпром».
В своей работе специалисты управления инвестиционными проектами руководствуются:
Законами РФ,
Федеральными номами и правилами в области промышленной безопасности,
Правилами безопасности при ведении горных работ и переработке твердых полезных ископаемых.
Нормативно-правовыми документами в области капитального строительства (СНиПЫ, ГОСТы, ОСТы и т.п.)
Специальными мероприятиями по безопасному ведению горных работ на Верхнекамском месторождении калийных солей и т.п.
Управление инвестиционными проектами в Обществе направлено на достижение следующих целей:
централизация инвестиционного управления в компании,
приоритетность проектов с учетом ограничений по ресурсам для достижения целей акционеров,
создание инструментов для эффективного управления инвестиционными проектами, в том числе превентивного управления рисками реализации проектов.
Управление инвестиций определяет методологию инвестиционного управления, разрабатывает долгосрочную инвестиционную модель (ДИМ), организует планирование и контроль выполнения ИП.
Руководители подразделений инициируют, подготавливают и выполняют инвестиционные проекты, используя методологию инвестиционного управления.
Дирекция по экономике и финансам обеспечивает соответствие инвестиций в ИБ источникам финансирования, а также осуществляет оперативный контроль соблюдения ИБ.
Комитет по инвестициям при генеральном директоре рассматривает ИП, составляет заключение для генерального директора о целесообразности реализации ИП и качестве его планирования.
В составе Управляющего комитета по стратегическим проектам выделяется Оперативный комитет, для срочного реагирования на возникающие отклонения по проектам. Комитет по инвестициям и развитию рассматривает ДИМ, ИП, ИБ, а также отчеты по их выполнению. Совет директоров утверждает ДИМ, ИП, ИБ, с учетом распределения полномочий по утверждению ИП и мнения Комитета инвестициям и развитию, а также рассматривает отчеты по их выполнению.
Инвестиционное управление состоит из следующих инструментов:
1. Долгосрочная инвестиционная модель.
Долгосрочная инвестиционная модель (ДИМ) направлена на реализацию и достижение основных целей компании на рынке реализации калийных удобрений. Долгосрочная инвестиционная модель определяет целевые ориентиры (сроки, стоимость, технические результаты) для планирования инвестиционных проектов, при этом результаты планирования инвестиционных проектов уточняют ДИМ. Долгосрочная инвестиционная модель содержит:
баланс добычи и переработки руды на весь срок отработки запасов,
- прогноз продаж на 20-летнюю перспективу;
- инвестиционную программу, содержащую инвестиционные проекты;
- экономическую оценку инвестиционной программы и отдельных проектов;
- исходные данные для экономической оценки (инфляция, курс валюты, себестоимость и т.п.).
ДИМ составляется в нескольких вариантах:
- вариант «без расширения» содержит достигнутые объемы производства, без реализации инвестиционных проектов,
- базовый вариант содержит объемы производства, достигаемые в результате реализации ранее утвержденных инвестиционных проектов,
- альтернативные варианты развития, содержащие дополнительные объемы производства и необходимые для их реализации новые инвестиционные проекты.
Планирование ДИМ носит периодический (раз в год) характер, при этом в течение года возможно внесение изменений при утверждении инвестиционных проектов.
Кроме указанной в приложении информации, необходимая дополнительно информация запрашивается в процессе разработки ДИМ.
Внесение изменений в ДИМ вносятся:
при ежегодной актуализации,
после принятия годового бюджета,
при утверждении внеплановых инвестиционных проектов, либо изменении ранее утвержденных инвестиционных проектов.
Инвестиционная программа ДИМ состоит из инвестиционных проектов, каждый из которых характеризуется конечным результатом и сроком его достижения, стоимостью, показателями окупаемости.
2. Инвестиционный бюджет
Инвестиционный бюджет включает инвестиционную программу ДИМ, на которую выделено финансирование согласно определенным источникам.
Инвестиционный бюджет в ДИМ имеет трехлетний горизонт планирования.
По результатам планирования инвестиционного бюджета в случае возникновения дефицита источников финансирования осуществляется пересмотр инвестиционных проектов и ДИМ (см. рисунок 2)
Рисунок 2 - Схема планирования инвестиционного бюджета.
3. Инвестиционный проект
В ПАО «Газпром» под инвестиционным проектом подразумевают – комплекс взаимосвязанных работ капитального характера, имеющий конечный результат, определенный бюджет и срок его достижения.
Инвестпроект классифицируются по целям:
- по расширению производства, целью реализации является увеличение объемов производства и/или увеличение выручки компании;
- по снижению затрат, осуществление приводит к снижению операционных (текущих) издержек Общества;
- поддержания производства, целью реализации является поддержание производственных мощностей на существующем уровне.
Результатом выполнения проекта являются производственные, технические и прочие улучшения, а также возможные изменения, послужившие возможным улучшениям за счет реализации проекта. Результаты от реализации проекта формулируются в соответствии с критериями: конкретность, измеримость, достижимость, реалистичность.
Срок достижения результата проекта определяется графиком инвестпроекта, содержащим перечень связанных задач, которые необходимо осуществить для выполнения данного проекта, с указанием сроков и ответственных за их выполнение.
Бюджетом инвестпроекта (стоимостью проекта) является некая сумма инвестиций, необходимых для выполнения проекта. Бюджет определяется по задачам графика инвестпроекта, с разделением на периоды, в течение которых осуществляются инвестиции в определенный проект.
Бюджет инвестпроекта классифицируется по статьям затрат и способу учета средств:
По статьям:
- проектно-изыскательские работы (ПИР);
- строительно-монтажные работы (СМР);
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников и литературы
1. Нормативно-правовые акты Российской Федерации
1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26 января 1996 года № 14-ФЗ (в действующей ред.) // СЗ РФ. – 1996.
2. Федеральный закон от 21.07.1997 г. №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»// СПС Консультант Плюс.
3. Федеральный закон об экологической экспертизе от 23.11.1995г.№174-ФЗ (в действующей ред.)// СПК Гарант
4. Постановление Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 г.№87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию»//СПС Консультант Плюс.
5. ГОСТ Р21.1101-2013 Основные требования к проектной и рабочей документации//СПС Гарант
6. ГОСТ Р54869-2011. Проектный менеджмент. Требования к управлению проектом. Официальное издание. Утв. приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 22.12.2011 г. № 1582-ст и введен в действие с 01.09.2012 г. М.: Стандартинформ, 2011.
7. ГОСТ Р54870-2011. Проектный менеджмент. Требования к управлению портфелем проектов. Официальное издание. Утв. приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 22.12.2011 г. № 1583-ст и введен в действие с 01.09.2012 г. М.: Стандартинформ, 2011
8. ГОСТ Р54871-2011. Проектный менеджмент. Требования к управлению программой. Официальное издание. Утв. приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 22.12.2011 г. № 1584-ст и введен в действие с 01.09.2012 г. М.: Стандартинформ, 2011
9. Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности «Правила безопасности при ведении горных работ и переработке твердых полезных ископаемых» от 11.12.2013г №599//СПС Консультант Плюс.
2. Научная, учебная и специальная литература
10. Богданов В. Управление проектами. Корпоративная система - шаг за шагом / В. Богданов. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2012. - 248с.
11. Заренков В. А. Управление проектами / В. А. Заренков. - 2-е изд. - М.: Ассоциация строительных вузов, 2010. - 312 с.
12. Управление инвестиционно - строительными проектами: Международный подход: руководство / И. И. Мазур, В. Д. Шапиро; 2-е изд., - М.: Издательство «Омега - Л», 2010. - 736с.
13. Ньютон. Р Управление проектами от А до Я; Пер. с англ. А. Кириченко. - М.: Альпина, 2013. - 180c.
14. Ивасенко А. Г. Управление проектами: учебное пособие для студентов. – Ростов н/Д. : Феникс , 2009. - 330 с.
15. Конференции ПМСОФТ по управлению проектами // Проблемы теории и практики управления. - 2011. -17с
16. Матвеева Л. Г. Управление проектами: учебник. – Ростов н/Д.: Феникс , 2009. - 423 с.
17. Попов Ю. И. Управление проектами : учебное пособие для слушателей образовательных учреждений. – М. : ИНФРА-М , 2010. - 208 с.
18. Фунтов В. Н. Основы управления проектами в компании : учебное пособие по дисциплине, специализации, специальности "Менеджмент организации". – М. – СПб, [и др.]: Питер , 2011. – 394 с.
19. Емельянов Ю. Управление инновационными проектами в компании // Проблемы теории и практики управления. - 2011. - N 2. - С. 26-39.
20. Сооляттэ А.Ю. Управление проектами в компании: методология, технологии, практика: Учебник - М.: МФПУ Синергия, 2012. - 816c.
21. Управление конкурентоспособностью в инвестиционно строительном бизнесе: справ, пособие / А. В. Цветков [и др.]; под ред. А. В. Цветкова, В. Д. Шапиро. - М.: Омега-Л, 2013. - 486с.
22. Беляева С. А. Роль планирования в процессе управления инновационными проектами // Организатор производства. - 2010. - N 4.
3. Электронные информационные ресурсы
23. www.kremlin.ru – Официальный интернет сайт президента РФ.
24. Официальный сайт компании ПАО «Газпром».
25. http://www.garant.ru – Справочная правовая Система «Гарант Эксперт».
26. http://www.consultant.ru – Справочная правовая система «Консультант Плюс
27. www.epcm.ru - специализированный портал компании «Системы управления» «EPCM»
28. www.pmi.ru - сайт Московского отделения Института управления проектами (Project Management Institute (PMI)). Статьи по управлению проектами, обзор программных средств управления проектами, глоссарий