Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность проблемы. Состояние здоровья населения является наиболее актуальной
проблемой современности. Более 16 миллионов человек в России ежегодно умирает в возрасте
до 60 лет, по данным ВОЗ, от болезней, одними из причин которых являются гиподинамии и
гипокинезии, т. е. недостаточная двигательная активность индивида. Не может не волновать
отношение людей к своему собственному здоровью и здоровью своих детей.
Для оздоровления и укрепления иммунитета детей в школе, как в старшей, так и в начальной,
предусмотрены занятия физкультурой. В настоящее время образовательной программой в школе
предусмотрено три урока физкультуры в неделю. Отсюда не сложно сделать вывод, что
физическая культура в школе - предмет нужный и важный. Во многих школах один из этих уроков
заменяется уроком ритмики или хореографии [14, c. 179].
2
К сожалению, ряд мероприятий, особенно в последние годы, не способствуют овладению
знаниями теоретического и практического характера, вызывающими укрепление здоровья.
Разрешить эту задачу возможно лучше всего в условиях общеобразовательной школы [24, c. 222].
Физическая культура — это социальная деятельность, имеющая цель с помощью осознанной
двигательной активности сохранить и укрепить здоровье, развить психофизические способности
человека.
Воспитательно-оздоровительная работа в школах Краснодарского края охватывает возраст с 7 до
17 лет и позволяет всесторонне воздействовать на организм ребенка. К сожалению, уже в этом
возрасте наблюдается у детей ряд заболеваний, не свойственных детскому организму. Так,
гипертонические явления сердечно-сосудистой системы наблюдаются у 5-8% старшеклассников.
Малая подвижность, избыточная масса тела наблюдается у 10-15% детей и заболеваемость их в
среднем на 15% больше по отношению к ребенкам с нормальной массой тела. Среди детей с
недостаточным физическим развитием неуспевающие по программе составляют 30-40%, среди
детей со средним физическим развитием около 10%, а среди детей с хорошим физическим
развитием 4-5%. Однако занятия физической культурой в условиях школы до сих пор не решают
проблему здоровья детей.
Среди многих факторов, влияющих на здоровье учащихся по интенсивности воздействия, на
первом месте оказывается двигательная активность.
Никогда еще проблема низкой двигательной активности детей и подростков не стояла так остро,
как сегодня. Это обусловлено многими факторами, не последнее место среди которых занимает
всеобщая увлеченность детей компьютерными играми и общением в социальных сетях.
В результате систематических занятий спортом в организме развиваются разнообразные
адаптационные морфофункциональные перестройки, обусловленные спецификой конкретного
вида спортивной деятельности.
Дефицит двигательной активности при этом так велик, что 2-3 урока физкультуры в неделю могут
показаться каплей в море, не способной повлиять на физическое развитие детей.
Необходимо не исключать физкультуру, а сделать так, чтобы она приносила максимум пользы и
стала для ребят неотъемлемой частью образа жизни. А для этого потребуются фундаментальные
изменения в преподавании этого жизненно важного предмета.
На сегодняшний день преподавание физической культуры в школе имеет множество проблем,
это:
- устаревшие методики обучения;
- недостаток профессиональных, добросовестных специалистов;
- недостаточное финансирование.
Если забота о здоровье подрастающего поколения — это не пустой звук, то проблемы
преподавания физкультуры в школах необходимо решать и как можно скорее.
Цель исследования изучить влияние физической рекреации на морфофункциональное состояние
организма детей с нарушением зрения.
Задачи исследования:
1. Провести анализ научно-методической литературы по проблеме исследования.
3
2. Модифицировать традиционную методику физической рекреации для детей с нарушением
зрения.
3. Исследовать влияние физической рекреации на морфофункциональные перестройки организма
детей с нарушением зрения.
Объект исследования - процесс физической рекреации детей с нарушением зрения.
Предмет исследования - методика физической рекреации для детей с нарушением зрения.
Методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической и методической
литературы по проблеме исследования; методика диагностики уровня сформированности
исследовательских умений младших детей.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников.
1. ФИЗИЧЕСКАЯ РЕКРЕАЦИЯ В ЖИЗНИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ
1.1. Особенности развития детей с нарушением зрения
Дети с нарушением зрения делятся на слепых и слабовидящих. Слепота и слабовидение
представляют собой категорию психофизических нарушений, проявляющихся в ограничении
зрительного восприятия или его отсутствия, что влияет на весь процесс формирования и развития
личности. У детей с нарушениями зрения возникают специфические особенности деятельности,
общения и психофизического развития.
Слепые (незрячие) - подкатегория детей с нарушением зрения, у которых полностью отсутствуют
зрительные ощущения, имеется светоощущение или остаточное зрение, а также дети с
прогредиентными заболеваниями и сужением поля зрения (до 10-15 угл. град.) с остротой зрения
до 0,08.
По степени нарушения зрения различают детей с абсолютной (тотальной) слепотой на оба глаза,
при которой полностью утрачивается зрительное восприятие, и детей практически слепых, у
которых имеется светоощущение или остаточное зрение, позволяющее воспринимать свет, цвет,
силуэты предметов (острота зрения от 0,01 до 0,04).
Слабовидящие - дети с нарушениями зрения, имеющих остроту зрения от 0,05 до 0,2 на лучше
видящем глазу с коррекцией обычными очками. Дети с косоглазием и амблиопией (с остротой
зрения до 0,3). Кроме снижения остроты зрения слабовидящие дети могут иметь отклонения в
состоянии других зрительных функций (цвето- и светоощущение, переферическое и бинокулярное
зрение). Нарушения зрения могут быть врожденными и приобретенными.
Врожденные нарушения обусловлены заболеваниями плода в период внутриутробного развития,
либо являются следствием наследственной
Фрагмент для ознакомления
3
1. Аветисов Э.С. Занятия физической культурой при близорукости / Э.С. Аветисов, Ю.И.
Курпан, Е.И. Ливадо. - М: Физкультура и спорт, 2015.- 72 с.
2. Бальсевич, В. К. Физическая культура : молодежь и современность // В. К. Бальсевич, Л. И.
Лубышева // Теория и практика физ. культуры / Под ред. В. К. Бальсевич. - М. : Новое время. -
2015. - № 4. - 198
3. Баршай В.М. Активные игры для детей: - М.: Издательство Феникс, 2014. - 320.
4. Богданова Т.Г. Сурдопсихология: Учебное пособие для студентоввысших педагогических
учебных заведений - М.: Академия, 2015. - 203с.
5. Вискне З.А. Общая и спортивная физиология детей и подростков. - Рига, 2015. - 83 с.
6. Комплексная программа физического воспитания // В сб.: Физическое воспитания
учащихся I-XI классов: Программы общеобразовательных учреждений. - М. : Просвещение, 2014. -
С. 106-204.
7. Литвак А.Г. Психология слепых и слабовидящих: учеб. пособие / А.Г. Литвак ; Рос. гос. пед.
ун-т им. А.И. Герцена. - СПб. : Изд-во РГПУ, 20168. - 271 с. (С. 178-180)
8. Лях В. П., Мейксон Г. Б. Программа физического воспитания учащихся с направленным
развитием двигательных способностей. - М.: Просвещение, 2013. - 321с.
9. Лях В.И. Развитие координационных способностей детей от 7 до 17 лет в процессе
физического воспитания: Сб. науч. тр. Свердловск, 2016. - С.114-130.
10. Лях В.И.Критерии определения координационных способностей//Теория и практика
физической культуры.-2016.-№1.-С.17-20.
11. Маллаев, Д.Н‚ Характеристика физического развития и физической подготовленности
слепых и слабовидящих детей / ДН. Маллаев // Адаптивная физическая культура в системе
специального образования: проблемы, перспективы развития: материалы междунар. науч.-практ.
конф, Санкт-Петербург, 27 ноября 2014г.: В 2 ч.. Ч: 2. / Негос. образов. учрежд. высш. образования
«Институт спец. педагогики и психологии»;под ред. Л.В. Шапковой [ и др.]. - С анктнПетербург,
2014. - С. 3-8.
12. Малофеев Н.Н. Специальное образование в меняющемся мире. Россия: учебное пособие
для студентов педагогических вузов: в 2 ч. М.: Просвещение, 2016. Ч.1. - 568 с.
13. Мансуров И.И. Основы методики физкультуры в школе - Ставрополь: Кн. из-во, 2013. -
220с.
14. Матвеев Л.П. Теория и методика физического воспитании. - М: Физкультура и спорт, 2016.-
С. 348 -356.
15. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры. - М.: ФиС, 2015. - 430с.
16. Медвецкая, Н.М. Адаптивная физическая культура в реабилитации слабовидящих детей /
Н.М. Медвецкая // Физическое воспитание учащихся с особенностями психофизического
развития: проблемы, поиски, решения: 5 Региональная научно-практическая конференция (1-2
ноября 2015 г., Витебск) - Витебск, 2015. - С. 99-10.
17. Минаев Б.Н., Шиян Б.М. Основы методики физического воспитания детей: Учебное
пособие для студентов педагогических институтов. - М.: Просвещение, 2014. - 222с.
5
18. Образцова Т.Н. Подвижные игры для детей: - М.: ООО «Этрол», ООО ИКТЦ «ЛАДА», 2015. -
192 с.
19. Определение физической подготовленности детей. Под ред. Б.В. Сермеева.- М.:
Педагогика, 2013.- 104с.
20. Певзнер М.С. Клиническая характеристика детей с нарушением темпа развития/М.С.
Певзнер //Хрестоматия. - М.: Изд-во МПА, 2015.- 309 с.
21. Плаксина Л.И. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением зрения:
Учебное пособие. - М.: РАОИКП, 2015. - 210с.
22. Плаксина Л.И., Сековец Л.С. Коррекционно-развивающая среда в дошкольных
образовательных учреждениях компенсирующего вида: Учебнометодическое пособие.- М.: ЗАО
«Элти-Кудиц», 2013.- 112с.
23. Потапчук А.А. Лечебные игры и упражнения для детей. - СПб.: РЕЧЬ, 2017. - 99 с.
24. Солнцева Л.И. Тифлопсихология детства. - М.: «Полиграф сервис», 2015 - С. 1-126.
25. Специальная психология: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.И.
Лубовский, Т.В. Розанова, Л.И. Солнцева и др.; Под ред. В.И. Лубовского. - 2-е изд., испр. - М.:
Издательский центр «Академия», 2015. - 464 с.
26. Спорт в школе: методический журнал для учителей физкультуры и тренеров (электронная
версия) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://spo.1september.ru.