Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Адаптивная физическая культура представляет собой часть общей культуры, которая помогает
удовлетворению потребностей учащихся, имеющих ограниченные возможности здоровья.
Главной целью адаптивной физической культуры является осуществление личностного развития,
помощи в самореализации физических и духовных сил, так как это необходимо для социализации
и интеграции в социуме.
Адаптивная физическая культура – это творческая деятельность, имеющая своими
направлениями:
- преобразование человеческой природы,
- оздоровление организма,
- воспитание личности,
- формирование здоровых привычек,
3
- развитие индивидуальных способностей.
Согласно Закону РФ «Об образовании», первоочередными становятся проблемы введения в сферу
деятельности образовательных учреждений комплекса мер, которые направлены на обеспечение
для каждого школьника соответствующих возрасту условий формирования полноценной
личности.
Вышеуказанная проблема имеет большое значение как социальное, так и педагогическое при
осуществлении работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, в том числе и
нарушения зрения.
Аномальное физическое и психическое развитие такого ребенка требует специальных методик
адаптивной физической культуры. Такой тип физической культуры имеет специфические
особенности, касающиеся психологических и медико-физиологических особенностей школьников
разных возрастных групп. Кроме того, эти особенности учитываются так же в соответствии с
типами нарушений:
- опорно- двигательной системы,
- зрения,
- слуха,
- иных заболеваний.
Цель работы: охарактеризовать методику адаптивной физической культуры для детей младшего
школьного возраста с патологией зрения.
Для достижения цели решался ряд задач:
- характеристика детей младшего школьного возраста с нарушением зрения,
- характеристика коррекционной направленности адаптивного физического воспитания,
- описание методов и методических приемов обучения, коррекции и развития.
1Характеристика детей младшего школьного возраста с нарушением зрения
1.1Характеристика зрительных функций и их патологий
Зрение является самым значимым источником информации об окружающем мире для человека.
Около девяноста процентов информации приходит в мозг посредством зрительного анализатора.
Нарушение функций зрения вызывает отклонения физического и психического развития у детей.
Зрительный анализатор отвечает за выполнение следующих функций:
- функция центрального зрения;
- функция периферического зрения;
- функция бинокулярного зрения;
- функция ощущения цвета и света.
4
Центральное зрение ответственно за восприятие формы предметов. Единицей его измерения
является диоптрия (D). Когда глаз различает две точки под углом зрения в одну минуту, то такое
зрение является нормальным, оно равно 1.
Бинокулярное зрение представляет собой пространственное восприятие, то есть восприятие
рельефа и объема предметов, способность видеть сразу двумя глазами. Бинокулярное зрение
формируется к окончанию младшего школьного возраста, продолжает улучшаться и
совершенствоваться в ходе накопления жизненного опыта[12, с.112].
Слабовидящие дети обычно обладают нарушенным бинокулярным восприятием, признаком
нарушения является косоглазие. Косоглазие – это патология, при которой происходит отклонение
одного из глаз от правильного симметричного положения. Данная патология приводит к
следующим осложнениям:
- заторможенность зрительно-пространственного синтеза,
-замедление темпов выполнения движений,
- нарушенность координации,
- неустойчивость фиксации взора.
Дети с нарушениями бинокулярного зрения не могут воспринимать взаимосвязь действий и
предметов, для них будет сложным следить за движущимися предметами. Для работы с такими
детьми нужно об этих нарушениях помнить, давать таким школьникам больший период времени
для выполнения таких заданий, как:
- рассматривание предметов,
- динамическое восприятие предметов,
- словесное описание предметов,
- самостоятельное наблюдение за предметами.
Периферический вид зрения осуществляется в сумерках, помогает ориентироваться в
пространстве, воспринимать крупные предметы.
Поле зрения отвечает за состояние периферического зрения. То пространство, которое можно
воспринимать одним глазом в его неподвижном положении. Если поле зрения меняется, то
данный факт может быть сигналом к возникновению ряда заболеваний. При значительных
нарушениях переферического зрения могут наблюдаться:
- темные круги,
-пятна,
- тени и другие нарушения.
Все это искажает действительность и затрудняет ориентирование в пространстве[11, с.89].
О таких нарушениях зрения должен знать каждый учитель физической культуры.
5
Цветовое зрение дает возможность человеку к восприятию многообразия цветов в окружающем
мире. Человеческий глаз может различать разнообразные цвета и оттенки.
при смешивании трех основных цветов спектра:
- зеленый,
- красный,
Если один из компонентов нарушен, либо полностью отсутствует, то возникает патология,
имеющая название дихромазия. Первым дал описание этому нарушения английский ученый
Дальтон, в честь него эту патологию стали называть дальтонизмом. Если наблюдается нарушения,
при котором младшие школьники не воспринимают красный цвет, то эти оттенки им кажутся
темно серыми или даже черными.
У таких детей возникают проблемы с восприятием сигналов светофора.
Слабовидящие дети, имеющие цвет расстройства, могут иметь различия в данной патологии:
- по форме,
- по цветоразличению,
- по локализации нарушения.
Учителю нужно знать о подобных нарушениях зрения у детей младшего школьного возраста,
особенно, когда на уроках используется цветной спортивный инвентарь.
Светоощущением называют способность сетчатки к восприятию окружающего света, различию его
яркости. Различают световую и темновую адаптацию. Глаза без патологий светоощущения могут
приспосабливаться к разным условиям освещения [3, с.78].
Если у детей есть нарушения световой адаптации, то в сумерках их зрение будет лучше, чем на
свету. Есть дети, которые страдают светобоязнью, когда приходится пользоваться темными
очками. При такой патологии ребенок должен заниматься физической культурой в той части зала,
которая мене освещена, его нельзя ставить лицом к солнцу.
Расстройство темновой адаптации приводит к потере ориентации в условиях пониженного
освещения.
1.2. Зрительные дисфункции у детей младшего школьного возраста
Данные всемирной организации здоровья говорят о том, что в мире на сегодняшний день около
40 миллионов незрячих, в России их число около 300 тысяч человек.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Возрастные основы здоровья: Учебно-методическое пособие/ С.В. Наврузов. -Томск. :Издво ТГПУ,2017.-234 с.
6
2. Горская И. Ю.. Базовые координационные способности школьников с различным уровнем
здоровья.-М.: Наука, 2018.- 234 с.
3. .Довлатов С.В. Специальная физическая культура для слабовидящих школьников. М.:
Педагогика, 2015.- 276 с.
4. Евсеев С. П., Шапкова Л. В. Адаптивная физическая культура: Учебное пособие для
студентов высших и средних профессиональных учебных заведений.- М.: Педагогика, 2018.- 376 с.
5. Евсеев С. П., Курдыбайло С. Ф., Сусляев В. Г. Материально-техническое обеспечение
адаптивной физической культуры: Учебное пособие.— М.: Просвещение, 2016.- 125 с.
6. Захаров М.А. Особенности формирования памяти у детей с нарушениями зрения.- М.:
Медицина, 2017 .- 238 с.
7. .Касаткин, Л. Ф. Особенности формирования основных движений и физических качеств у
детей школьного возраста с нарушениями зрения. –М.: Медицина, 2016.- 223 с.
8. .Куракин М.А. Ю.Ф. Методы обучения двигательным действиям и развития физических
качеств: Теория и технология применения. – СПб.: Наука, 2015.- 267 с.
9. .Курдыбайло С.Ф., Евсеев С.П., Герасимова Г.Б. Врачебный контроль в адаптивной
физической культуре.- М.: Наука, 2017.- 156 с.
10. .Лисовский В.А. Комплексная профилактика заболеваний и реабилитация больных и
инвалидов.-М.: Просвещение, 2011.- 296 с.
11. Маллаев Д.М. Игры для слепых и слабовидящих. М.: Наука, 2013.- 112 с.
12. Мурзаев С.А. Использование подвижных и спортивных игр при занятиях в спортивных
секциях с детьми с нарушениями зрения.- М.: Педагогика. 2014.- 114 с.
13. .Некрасова П.А. Теория и методика физического воспитания: Учебное пособие. - М.:
Просвещение, 2016.- 234 с.
14. Новоселов А.В. Теория и методика физической культуры (курс лекций): Учеб. пособие .-М.:
Просвещение, 2018.- 364 с.
15. Петров М.С. Теория и организация адаптивной физической культуры.- М.: Наука, 2015 .-
176 с.
16. Романова А.А. Адаптивная физическая культура.-М.: АСТРА_ПРЕСС, 2016.- 112 с.
17. Рылин М.А. Методика адаптивной физической культуры для младших школьников с
нарушениями зрения.-М.: Академия, 258 с.
18. Титов С.А. Методические рекомендации к урокам физической культуры для детей с
ограниченными возможностями здоровья.- М.: Наука, 2015.- 254 с.
19. Федорова Т.В. Игры, упражнения и психологические тренинги для студентов, обучающихся
по специальности «Адаптивная физическая культура».- М.: Педагогика, 2018.- 265 с.
20. Чермянин С.В. Адаптивная физическая культура. Учебное пособие.-М.: Наука, 2018.- 156 с.
7
21. Храмова М.А. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для
студ. вузов. - М.: Академия, 2016.- 254 с.
22. Цыстерова М.А. Частные методики адаптивной физической культуры: Учебное пособие.-
М.: Просвещение, 2016.- 266 с.
23. Шапкова Л. В.Средства адаптивной физической культуры: Методические рекомендации по
физкультурно-оздоровительным и развивающим занятиям детей с отклонениями в
интеллектуальном развитии .- М.: Просвещение, 2018.- 321 с.
24. Шапкова Л. В. Опорные концепции методологии адаптивной физической культуры:
Учебное пособие.- М.: Наука, 2015.- 167 с.
25. Эскеров Ю.Б. Теория и методика физического воспитания детей мдадшего школьного
возраста.- М.: АСТРА-ПРЕСС, 2015.- 312 с.
26. Якимова Н.А. Адаптивная физическая культура для детей с нарушениями зрения.
Методические рекомендации.- М.: Академия, 2016.- 211 с.