Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследуемой темы. В современном мире институт семьи переживает кризис.
Традиционные ценности, на которых были воспитаны многие поколению соотечественников, все
чаще вступают в конфликт с ценностями постиндустриальной эпохи с ее стремление к
индивидуальной свободе, независимости, успеху и благосостоянию. Общество становится богаче,
но это не приводит к сокращению числа неблагополучных семей, не снижается количество
педагогически запущенных детей, социальных сирот и т.д. Многолетние исследования и
дискуссии, имевшие место, как в нашей стране, так и за рубежом, позволили сформировать
3
представление о том, укрепление института семьи возможно только через создание
продуктивной системы социально-педагогической помощи семье и детям, которая могла бы
оказывать реальное содействие семье в преодолении социальных и психологических трудностей,
нахождении конструктивных способов взаимодействия и эмоциональной привязанности между
ее членами.
В этой связи опыт Германии представляет безусловную ценность и интерес. Социально
педагогическая помощь семье в Германии понимается как комплекс педагогически
целесообразно организованных действий, основная цель которых заключается в оказании
содействия интеграции и укреплению семейных взаимосвязей, преодоление дезорганизации и
возникших в ее результате отклонений в поведении, развития способности распознавать и
самостоятельно разрешать возникающие проблемы. Это предполагает, что в процессе работы с
семьей должны быть определены такие цели, достижение которых расширяет потенциал
развития семьи, открывает и активизирует в ней новые ресурсы.
Степень изученности исследуемой темы. Особенности психологического развития личности детейсирот и детей, оставшихся без попечения родителей, раскрыты в исследованиях Н. В. Дубровиной,
М. И. Лисиной, В. С. Мухиной, А. В. Мудрик, В. Н. Ослон, А. М. Прихожан, Г. В. Семья, Н. Н. Толстых,
А. Б. Холмогоровой, Л. М. Шипициной, Т. Н. Шульги. Среди немецких исследователей семейной
политики можно назвать Г. Беккера, Р. Биспинка, М. Виенанда, Ф.-К. Кауфманна, Р. Наве-Херц, Г.
Негеле, В. Тейхерта, К. Хофеманна и др. Особо следует отметить электронную энциклопедию
семьи (ред. В. Фтенакис, М. Текстор), в одном из разделов которой подробно анализируется
семейная политика Германии
Объект курсовой работы cоциальная работа.
Предмет курсовой работы cоциальная работа с детьми-сиротами в современной Германии.
Хронологические рамки работы. Хронология исследования охватывает период с 2000 г. по
настоящее время. Этот период представляет интерес в связи с тем, что это - начальный этап
нового периода в развитии обоих государств, опыт которого должен учитываться для
определения перспективы функционирования государства и общества, модернизации
социальной политики.
Цель курсовой работы – изучить особенности социальной работы с детьми-сиротами в
современной Германии.
Задачи курсовой работы:
1. Рассмотреть сиротство как социальный феномен и психолого-педагогическая проблема
2. Проанализировать социальную проблему сиротства
3. Проанализировать развитие социальной работы в Германии
4. Выделить особенности социальной работы с детьми-сиротами в современной Германии
Источниковая база исследования. Информационную базу исследовании составила периодическая
печать по вопросам социальной и семейной политики: «Economic Development and Cultural
Change», «Cornell Law Review», «Child Youth Serv Rev», «Economic development and cultural change»
и др.
4
Методологическая основа исследования. Работы немецких педагогов и психологов W. G. Heinz, F.
J. Kaiser, G. Kerschensteiner, J. Münch, H. Munsterberg, B. Niemeyer, K. J. Tillmann, T. Schneider и др.;
исследования российских ученых о профессиональном самоопределении учащихся Н. Э.
Касаткиной, Е. А. Климова, Н. С. Пряжникова, Е. В. Ткаченко, С. Н. Чистяковой, Т. И. Шалавиной и
др.
Научная новизна исследования. Проанализировано развитие семейной политики в Германии за
последние 12-15 лет, сделано сравнение и оценены возможности её дальнейшего развития.
Практическая значимость исследования. Практическая значимость работы связана с тем, что
полученные выводы можно использовать для изменения приоритетов реализации семейной
политики.
Апробация работы. Основные положения и результаты исследования были представлены в
выступлениях на научно-практических конференциях.
Глава 1. Понятие и особенности социальной работы с детьми-сиротами
1.1. Социальная проблема сиротства
Проблема бездомности в начале XXI века относится к числу проблем, которые общественное
мнение воспринимает с недоумением и часто с безразличием. Бездомность, на наш взгляд,
явление не столько социальное, сколько психологическое. Не касаясь социальных аспектов
данного явления, попробуем понять, какие личностные особенности бездомных способствуют
тому, что человек выпадает из социально приемлемой нормы жизни, подразумевающей наличие
у каждого психически здорового человека жилья, работы, семьи – всего того, что составляет
систему ведущих жизненных ценностей большинства наших современников.
Бездомные, как категория людей, выбирающихся для себя жизнь вне норм социума, были всегда.
Уход из социума в знак протеста, желания личности не нести ответственности за свой образ и
выбор, за своих родных и близких, воспринимается обществом как невинное чудачество, или же
осуждается как слабоволие и нежелание противостоять ударам судьбы. На бездомных не
обращают внимания, мало кто задумывается о необходимости работать с этой категорией наших
сограждан. Далеко не каждый психолог способен изменить отношение бездомных к своей жизни.
В научной психологической литературе причины бездомности исследованы недостаточно,
методики психологической помощи известны лишь узкому кругу специалистов.
По статистике значительное число бездомных составляют выпускники детских домов. Задача
данной статьи – проанализировать психологические причины, обуславливающие дезадаптацию
детей, выросших в интернатных учреждениях, в современном российском обществе.
5
Сегодня большинство воспитанников детских домов – социальные сироты, родители которых
лишены родительских прав решением суда.
Мир социального сироты сложен, противоречив и непредсказуем. Есть родители, и, в то же
время, их нет. Где-то существует родной дом, но туда ребенка не отпускают, потому что там
остались те, кто больше не имеет права называть себя гордым именем «родитель». В прошлом
ребенка – боль и потери, в настоящем – бесконечное ожидание, в будущем – страх одиночества,
растерянность и неопределенность.
Каждый будущий социальный сирота начинает жизнь в маленьком мире неблагополучной семьи.
В мире, разрушающемся в вихре семейных ссор и громких скандалов, отчаяния родителей,
пьяной безысходности. В мире жалости, неприятия и обижающего осуждения благополучных
взрослых и детей в детском саду, во дворе, в школе. Вскоре, как правило, из мира ребенка
исчезает отец и начинается чреда отчимов или просто «дядей», долго или коротко ночующих в
квартире. Мама жалуется на тяжелую жизнь, ругает отца, все чаще и чаще выпивает.
Большинство матерей используют ситуацию, чтобы оправдать свое пьянство, воспринимая
решение суда как очередную жизненную несправедливость. А кто-то и радуется, что теперь «руки
развязаны» и ребенок будет сыт и одет. Механизм реабилитации биологической семьи в
настоящее время отсутствует, и семья продолжает спиваться, уже без ребенка. В
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция Российской Федерации. М., Право, 1995.
2. Семейный кодекс Российской Федерации. М.: Право, 1999.
3. Преодоление трудностей социализации детей-сирот // Учебное пособие. -Ярославль. 1997
№10.
4. Отчет по организации передачи детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей, в приемные семьи Самарской области за 2007 год. - Самара: Министерство по
вопросам семьи и демографического развития Самарской области, ГУСО «Областной
5. Опыт и проблемы жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечительства, в
современных условиях / Г.И. Осадчая, Г.И. Ефремова, Т.Ф. Золотарева, А.В. Носкова и др.; под
общ. ред. В.И.Жукова. - М.: РГСУ, 2009.
6. Социально-психологические технологии постинтернатной адаптации выпускников / Г.В.
Семья, С.А.Левин, А.И. Панов, Н.Н. Юдинцева. - М., 1999.
7. Конвенция ООН о правах ребенка от 20 ноября 1989 года.
8. Goldfarb W. Infant rearing as a factor in foster home replacement. American Journal of
Orthopsychiatry, 1944 - Wiley Online Library
6
9. Becker I.,Textor M. (Hrsg.).Handbuch der Kinder- und Jugendbetreuung. Neuwied: Luchterhand,
1993. - S. 147-187
10. Blüml H., Helming E., Schattner H. Sozialpädagogische Familienhilfe in Bayern. Abschlußbericht.
München: DJI, 1994
11. Boszormenyi-Nagy I., Spark G. M. Unsichtbare Bindungen. Stuttgart: Klett-Cotta, 1993
12. Heitkamp, H. Heime und Pflegefamilien - konkurrierende Erziehungshilfen?
Entwicklungsgeschichte, Strukturbedingungen, gesellschaftliche und sozialpolitische Implikationen.
Frankfurt/Main: Diesterweg, 1989
13. Helming E., Schattner H., Blüml H. Handbuch Sozialpädagogische Familienhilfe. Baden-Baden:
Nomos-Verlag, 2004.
14. Lindemann K.-H., Funk G. „Families First" (FF) als neue Methode der Sozialarbeit - eine kritische
Replik. In: Unsere Jugend, Jg. 49, Heft 10, 1997. – S.413-425
15. Lüssi P. Systemische Sozialarbeit. Praktisches Lehrbuch der Sozialberatung. Bern/Stuttgart/
Wien: Verlag Paul Haupt, 1992
16. Lorenz W. Social Work in a Changing Europe, London: Routledge, 1994
Литература
1. Аутлева С.М., Карабетова А.Х., Даурова М.Ш. Социальная работа с детьми-сиротами и
детьми, оставшимися без попечения родителей Современное общество: наука, техника,
образование материалы Всероссийской научной конференции с международным участием в 4-х
томах. 2016. С. 11-15.
2. Бурмистрова Е.В., Кульчейко О.В. Развитие готовности будущих социальных педагогов к
воспитательной работе с детьми-сиротами в учреждениях интернатного типа Психологопедагогические исследования в Сибири Сборник трудов преподавателей и студентов факультета
психологии и педагогики. Омский государственный педагогический университет. Омск, 2016. С.
74-77.
3. Гизетдинова А.Г. Социальная работа с детьми-сиротами в условиях детского дома
актуальные проблемы социогуманитарного знания Межвузовский сборник научных трудов. Б.Г.
Акчурин (отв. редактор). Уфа, 2018. С. 143-151.
4. Иванов В.А., Каменский Е.Г., Веслополова А.С. Медико-социальная работа с детьмисиротами Учебно-методическое пособие / Курск, 2017.
5. Карасева А.С. Применение специалистами по социальной работе технологии социальнопсихологической помощи в работе с семьями, воспитывающими детей-сирот и детей, оставшихся
без попечения родителей (на примере гку "социальная защита населения по г.о. саранск")
Формы и методы социальной работы в различных сферах жизнедеятельности Материалы VII
Международной научно-практической конференции, посвященной 20-летию кафедры
7
"Социальные технологии" Восточно-Сибирского государственного университета технологий и
управления. Ответственный редактор Ю.Ю. Шурыгина. 2018. С. 138.
6. Новиков Р.А., Деникаева Е.А., Новикова А.А. Социальная работа с детьми-сиротами
дошкольного возраста на примере "красногорского социально-реабилитационного центра для
несовершеннолетних" Современная наука: актуальные проблемы и пути их решения труды
международной научно-практической конференции. 2016. С. 57-59.
7. Овечкина А.А. Социальная работа с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без
попечения родителей психология, образование: актуальные и приоритетные направления
исследований к 90-летию со дня рождения заслуженного деятеля науки РФ, доктора
психологических наук, профессора Алексея Федоровича Шикуна: материалы Международной
научно-практической конференции студентов, магистров, аспирантов, молодых ученых и их
наставников. 2017. С. 431-432.
8. Смольникова Н.А. Социальная работа с детьми-сиротами в сталинградской области в
послевоенные годы материалы научной сессии Редколлегия: А.Э. Калинина (отв. ред.) [и др.].
2017. С. 230-234.
9. Стасенко О.В. Социальная работа с детьми-сиротами в учреждениях высшего образования
Проблемы развития полиэтничного региона Материалы Всероссийской научно-практической
конференции. 2018. С. 335-338.
10. Терещенко А.Г., Бубнова И.С. Психологическая подготовка социальных педагогов к работе
с детьми-сиротами Теория и практика социально-педагогического сопровождения личности,
оказавшейся в трудной жизненной ситуации: психолого-педагогические и социальные аспекты
Материалы Международной научно-практической конференции. 2018. С. 143-150.
11. Chernichovsky D. Socioeconomic and Demographic Aspects of School Enrollment and
Attendance in Rural Botswana. Economic Development and Cultural Change. 1985;33(2):319–332.
12. Child Welfare Information Gateway. Foster Care.
https://www.childwelfare.gov/topics/outofhome/foster-care/. Accessed January 25, 2016.
13. Cigno A. How to Deal with Covert Child Labor and Give Children an Effective Education, in a Poor
Developing Country. The World Bank Economic Review. 2012;26(1):61–77.
14. Clark DA. Capability Approach. In: Clark DA, editor. The Elgar companion to development
studies. Cheltenham: Edward Elgar; 2006. pp. 32–45.
15. Clark DA. Visions of Development: A Study of Human Values. Cheltenham: Edward Elgar; 2002.
16. Csáky, C. Keeping Children Out of Harmful Institutions. Why we should be investing in familybased care. Save the Children, London; 2009
17. Davis-Kean PE. The influence of parent education and family income on child achievement: the
indirect role of parental expectations and the home environment. Journal of family psychology.
2005;19(2):294–304. [PubMed]
18. Dixon R, Nussbaum MC. Children’s Rights and a Capabilities Approach: The Question of Special
Priority. Cornell Law Review. 2012;97:549–593.
8
19. Dorsey, S., Farmer, E., Barth, R.P., Greene, K., Reid, J., and Landsverk, J. Current status and
evidence based of training for foster and treatment foster parents. Child Youth Serv Rev. 2008; 30:
1403–1416
20. Dubowitz H, Sawyer RJ. School Performance of Children in Kinship Care. Child Abuse and
Neglect: The International Journal. 1994;18(7):587–597.
21. Echavarri RA, Ezcurra R. Education and gender bias in the sex ratio at birth: evidence from India.
Demography. 2010;47(1):249–268. [PMC free article]
22. Edmonds EV, Pavcnik N. Child Labor in a Global Economy. Journal of Economic Perspectives.
2005;19(1):199–220.
23. Emerson PM, Sauza AP. Is child labor harmful? The impact of working earlier in life on adult
earnings. Economic development and cultural change. 2011;59(2):345–385.
24. Eurochild. Children in alternative care. National Surveys-2nd Edition. (Bruxelles) (Accessed
January 27, 2016); 2010
25. Gerber-Grote, A., Lenton, S., Amelung, V., Pettoello-Mantovani, M., and Ehrich, J. Starting the
debate on the role of health economics to support child friendly health care in Europe. J Pediatr. 2015;
167: 944–945.e2
26. Germany Academy of Pediatrics, District II, New York State. Task Force on Health Care for
Children in Foster Care. Fostering health: Health care for children and adolescents in foster care. 2nd ed.
American Academy of Pediatrics, Lake Success, NY; 2005: 1–186
27. Ortiz, I., Chai, J., Cummins, M., and UNICEF policy and practice. Identifying fiscal space options
for social and economic development for children and poor households in 184 countries. (UNICEF social
and economic policy working paper)UNICEF, New York; 2011
28. Ringeisen, H., Casanueva, C., Urato, M., and Cross, T.S. Special health care needs among children
in the child welfare system. Pediatrics. 2008; 122: e232–e241
29. Romanian Orphans Ministries. The Orphans of Romania.
http://www.romanianorphanministries.com/the-orphans-of-romania/. Accessed January 25, 2016.
30. Tsybulko L. Qualification improvement of specialists, who carry out the social pedagogical work
with children-orphans and children, deprived of parental care Role of nonmaterial factors in ensuring
the social and psychological condition of a society Conference Proceedings. Scope Academic House.
2016. С. 34-36.
31. United Nations General Assembly. Report: “Calling for a focus on strengthening family care and
providing appropriate alternative care for children in the 2014. UNGA resolution on the rights of the
child”.
http://africanchildinfo.net/index.php?option=com_sobi2&sobi2Task=sobi2Details&sobi2Id=1285.
Accessed January 27, 2016.
32. Utrikesdepartementet. Mänskliga rättigheter i Litauen 2007.
http://www.manskligarattigheter.se/dynamaster/file_archive/080314/5c08d4415225dfc8695e0f535fbf
e168/Litauen.pdf. Accessed January 25, 2016.
9
33. Wolf, K. Promoting the positive development of foster children: establishing research in
Germany.
(http://www.thefreelibrary.com/Promoting+the+positive+development+of+foster+children%3A+establi
shing...-a0289722953. Accessed January 27, 2016.)Adoption & Fostering. 2012; 36: 40–51