Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Более 360 миллионов человек по данным Всемирной организации здравоохранения страдают от
частичной или полной потери слуха, дети в возрасте до 15 лет составляют 32 миллиона. Число
глухих и слабослышащих детей и подростков, несмотря на успехи медицины, медленно, но
неуклонно возрастает. Подобная тенденция не может не вызывать беспокойство педагогов,
поскольку полное или частичное отсутствие слуха тормозит общее развитие ребенка и
препятствует его социальной адаптации. Это определяет практическую значимость ранней
диагностики патологического процесса и развитие системы учебно-воспитательной работы с
глухими и слабослышащими детьми. В сложившейся ситуации эффективное направление
2
деятельности в развитии детей с патологией слухового аппарата представляет своевременная
педагогическая коррекция, в том числе и с использованием методов адаптивной физической
культуры [11, 17].
Физическое воспитание детей с нарушениями слуха, также как и нормально слышащих детей,
является составной частью воспитания. Задачей физического воспитания является участие во
всестороннем развитии детей. Чем более гармонично будет происходить развитие человека в
умственном и физическом отношении, тем с большим успехом он сможет решить задачи, стоящие
перед ним. В укреплении здоровья детей огромную роль играет физическое воспитание.
Физическое воспитание представляет собой систему мероприятий, которые направлены на
укрепление и развитие детского организма. Эти мероприятия включают в себя занятия
физической культурой и спортом, создание необходимых санитарно-гигиенических условий, а
также ряд других мероприятий, направленных на охрану и укрепление здоровья детей.
Физическое воспитание имеет тесную связь с умственным, нравственным, эстетическим
воспитанием и обучением ребенка. Проводя мероприятия, направленные на физическое
воспитание глухих детей, необходимо помнить, что нарушения слуха у таких детей являются
следствием перенесенных заболеваний, в том числе и поражений головного мозга [15].
Очень важно знать, когда у ребенка появилась глухота: до появления у него речи или после ее
развития. Необходимо также учитывать и степень нарушения слуха, то есть абсолютная ли глухота
у ребенка или имеются те или иные остатки слуха, которые можно использовать в процессе
обучения и воспитания.
Объект исследования: физическое воспитание глухих и слабослышащих детей.
Предмет исследования: влияние адаптивной физической культуры на состояние здоровья глухих и
слабослышащих детей.
Цель исследования: определить влияние физических упражнений на состояние здоровья глухих и
слабослышащих детей.
Задачи исследования:
1. Изучить учебный процесс глухих и слабослышащих детей
2. Выявить особенности физических упражнений, используемые для укрепления здоровья
глухих и слабослышащих детей.
3. Определить влияние АФК на состояние здоровья глухих и слабослышащих детей.
Глава 1. Анатомо-физиологические особенности глухих и слабослышащих детей
1.1. Этиология нарушения слуха у детей
Стойкие нарушения слуха у детей могут иметь врожденный и приобретенный характер.
Врожденные нарушения слуха встречаются значительно реже, чем приобретенные. В качестве
причины врожденных нарушений слуха роль наследственного фактора в прежние годы была
преувеличена.
Из других причин, которые приводят к врожденной патологии слуха, необходимо назвать
инфекционные заболевания во время беременности у матери. Особое значение придается
3
вирусным инфекциям (корь, грипп). Заболевание, возникающее у матери в первые три месяца
беременности, является наиболее опасным для развивающегося зачатка органа слуха.
На развивающийся орган слуха у плода вредное воздействие могут оказывать некоторые
химические вещества. В возникновении врожденных нарушений слуха практическое значение
имеет прием алкоголя матерью во время беременности, а также прием лекарственных веществ -
стрептомицина и хинина.
Нарушения развития слухового аппарата могут возникнуть как результат травмы плода, особенно
в первый триместр беременности, когда зачаток слухового анализатора является особенно
ранимым. Приобретенные нарушения слуха имеют разнообразные причины. Тяжелые нарушения
слуха обычно развиваются при поражении звуковоспринимающего аппарата (внутреннего уха,
слухового нерва), нарушения слуха легкой и средней степени тяжести могут возникать при
поражении лишь звукопроводящего аппарата (среднего уха) [4, 8, 17].
Первое место среди причин нарушения слуха у детей принадлежит последствиям острых
воспалительных заболеваний среднего уха (острый средний отит). В этом случае поражение слуха
обусловлено стойкими остаточными изменениями среднего уха, которые приводят к нарушению
нормальной подвижности барабанной перепонки и цепи слуховых косточек. После острого
среднего отита в ряде случаев сохраняется стойкая перфорация барабанной перепонки и
длительное истечение гноя из уха – хронический гнойный отит, что сопровождается, как правило,
значительным понижением слуха.
Частая причина поражения слуха у детей связана с заболеваниями носа и носоглотки, которые
приводят к нарушению проходимости евстахиевой трубы.
Важнейшую роль в этиологии резко выраженных форм стойких нарушений слуха играют
поражения внутреннего уха и ствола слухового нерва. Как по частоте, так и по степени
возникающих при них нарушении слуха поражение ядер слухового нерва, его проводящих путей в
головном мозге, а также корковых слуховых центров имеют значительно меньшее значение. В
возникновении стойких нарушений слуха важная роль отводится острым инфекционным
заболеваниям. Большинство инфекционных болезней, которые становятся причиной поражения
слуха, развивается в детском возрасте, и поэтому в этиологии нарушений слуха у детей роль этих
заболеваний особенно велика [4, 13].
Из обусловливающих стойкие поражения слуха в детском возрасте инфекционных заболеваний
наибольшее значение имеют корь, эпидемический цереброспинальный менингит, грипп,
скарлатина, паротит. Одни инфекционные заболевания (вирусный грипп, менингит, паротит)
приводят к поражению нервного аппарата слухового анализатора (кортиева органа или ствола
слухового нерва), другие (скарлатина, корь) преимущественно вызывают поражения среднего уха,
причем развивающийся при этом воспалительный процесс не только вызывает нарушение
функции
звукопроводящего аппарата среднего уха, но может также стать причиной заболевания
внутреннего уха (серозного или гнойного лабиринтита) с частичным или полным разрушением
рецепторных клеток кортиева органа. При цереброспинальном менингите обычно одновременно
развивается нарушение слуха и расстройство функции вестибулярного аппарата, что связано с
воспалительным процессом внутреннего уха, возникающим в результате распространения
гнойной инфекции из мозговой оболочки через внутренний слуховой проход по оболочкам
слухового нерва гнойным лабиринтитом. При эпидемическом цереброспинальном менингите
поражение внутреннего уха развивается обычно в первые же дни болезни: полная глухота, как
правило двусторонняя, иногда выявляется уже в первые сутки.
4
Стоит рассказать о достаточно редком, но очень тяжелом поражении слуха, которое иногда
возникает при эпидемическом паротите, или так называемой свинке (воспалении околоушной
слюнной железы). Обычно развивается одностороннее поражение, однако в ряде случаев можно
наблюдать и полную двустороннюю глухоту. По мнению большинства исследователей, при
эпидемическом паротите в основе глухоты лежит гибель рецепторного аппарата внутреннего уха
(волосковых клеток кортиева органа).
Среди вызывающих стойкие нарушения слуховой функции этиологических факторов можно
отметить ярко выраженную роль некоторых химических веществ, оказывающих токсическое
воздействие на слуховой анализатор. К таким веществам можно отнести различные
промышленные и лекарственные вещества. Практическое значение в этиологии приобретенных
нарушений слуха у детей имеет применение некоторых антибиотиков (канамицина,
стрептомицина, мономицина) и хинина [4, 13, 16].
Известное значение в возникновении стойких нарушений слуха имеют травмы, в частности
предродовые. К ним относятся повреждения слухового органа в результате сдавливания и
деформации головки плода во время прохождения через узкие родовые пути, а также как
результат наложения акушерских щипцов.
В слуховом анализаторе различается звукопроводящий и звуковоспринимающий аппарат.
Звукопроводящий аппарат включает в себя
наружное и среднее ухо, а также некоторые части внутреннего уха (жидкость лабиринта и
основную мембрану); к звуковоспринимающему аппарату
Фрагмент для ознакомления
3
1. Астафьева В.М. Социальная адаптация детей с нарушениями слуха на основе
верботонального метода / В.М. Астафьева. - М.: АПК и ПРО, 2000. - 100 с.
2. Байкина Н.Г., Мутьев А.В., Крет Я.В. Влияние потери слуха на адаптационные и
реабилитационные процессы глухих подростков // Адаптивная физическая культура. — СПб., 2002,
№ 4(12).
3. Бегидова Т.П. Основы адаптивной физической культуры: Учебн. Пособие. - М.: Физкультура
и Спорт, 2007. - 192с.
4. Богданова, Т.Г. Сурдопсихология: Учебное пособие для студентов высших учебных
педагогических заведений: 2002 г. – М, с. 203.
5. Боскис Р.М. Глухие и слабослыщие дети - М.: Советский спорт, 2004. - 304 с
6. Горская И.Ю. Базовые координационные способности школьников с различным уровнем
здоровья / И.Ю. Горская, Л.А. Суянгулова. - Омск: СибГАФК, 2000.-212 с.
7. Горская И.Ю. Теоретические и методологические основы совершенствования базовых
координационных способностей школьников различным состоянием здоровья: автореф. дис. ...
докт. пед. наук / И.Ю. Горская. - Омск, 2001. - 46 с.
8. Дворкина Н.И. Сопряженное развитие физических качеств и психических процессов у
детей: Автореф. канд. дис. Краснодар, 2007. - 26с.
9. Евсеев С.П. Адаптивная физическая культура / С.П. Евсеев, Л.Б. Шапкова. – М.: Советский
спорт, - 2000. - 240с.
5
10. Евсеев С.П. Теория и организация адаптивной физической культуры: Учебник. В 2 т. Т.1.
История и общая характеристика адаптивной физической культуры / Под общей ред. проф. С.П.
Евсеева. - М.: Советский спорт, 2005. - 448 с.
11. Калмыков С.А. Приемы и методы, используемые при обучении глухих детей на уроках
физической культуры // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2007. №
7. С. 219-222
12. Крет Я.В. Коррекция психофизического развития глухих детей старшего дошкольного
возраста: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. — Киев, 2000.
13. Лапшин В.А. Основы дефектологии. - М.: Просвещение, 2009.- 136с.
14. Ленских Т.Н. Новые технологии в формировании устной речи глухих детей // Вестник
Алтайской государственной педагогической академии. 2009. № 1. С. 41-44
15. Махов А.С. Современный подход к оценке управления развитием спортивных клубов для
глухих и слабослышащих//Вестник Томского государственного университета. 2012. № 359. С. 160-
164.
16. Нейман Л.В., Богомильский М.Р. Анатомия, физиология и патология органов слуха и речи:
Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В.И. Селиверстова. - М.: Владос, 2001. - 224
с.
17. Сермеев Б.В. Теоретические основы физического воспитания аномальных детей: Докт. дис.
в форме научного доклада. М., 2006.-43 с.
18. Смекалов Я.А. Начальное обучение плаванию слабослышащих детей младшего школьного
возраста: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. — СПб., 2000.
19. Хода Л.Д., Звездин В.К. Физическая реабилитация глухих детей 4—7 лет Республики Саха
(Якутия). — Нерюнгри, 2001.