Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы исследования. Проблемы общественного прогресса
считаются главными проблемами общественной философии, поскольку они
всегда волновали мыслителей, которые исследовали социум по восходящей
линии его развития.
Тема работы, несмотря на свою, на первый взгляд, неактуальность, интересна
тем, что позволяет по-новому взглянуть на ряд дискуссионных вопросов,
вокруг которых научное исследование зачастую подменено политической
апологетикой той или иной идеологической линии. Одним из таких вопросов
является положение марксистской теории об отмирании государства и права,
которое часто рассматривается односторонне и упрощенно.
В наше время господствующие теоретические направления марксизма
сталкиваются с серьезными вызовами практики, которые способны пошатнуть
3
основы этих концепций, указав на их недостаточную состоятельность в
решении новых проблем общества. Для этого направления характерен широкий
предметный охват, системность, чего, как представляется, недостает многим
господствующим сегодня философским и экономическим школам. В то же
время послевоенный марксизм во многом развился в сторону разветвления на
отдельные, отчасти даже изолированные относительно друг друга течения.
Марксизм действительно имел большую популярность по всему миру, когда
социалистическая модель демонстрировала успехи в различных областях
социально-экономической и культурной жизни, образования и науки по всему
миру. Но, к сожалению, потенциал, который был у марксизма, не вылился в
какую-то целостную теорию, способную развить социализм и сделать его более
привлекательным для масс. Напротив, дробление школ и течений,
концентрация на, как представляется, второстепенных вопросах, привели к
тому, что многие исследователи не смогли поспособствовать развитию
социализма в полной мере. Кроме того, стоит отметить часто встречающуюся
деструктивную бескомпромиссность среди авторов, замыкающихся на своих
теориях и не ведущих полноценный диалог с представителями других течений
по причине имеющихся разногласий.
Сегодня мы видим, что капиталистический мир далеко не в полной мере
удовлетворяет потребности человека и общества в целом, особенно в
периферийных странах, что может стать толчком для развития исследований,
предлагающих альтернативу неолиберальной модели экономики. Такой
альтернативной мог бы стать современный критический марксизм, но для этого
необходим комплексный подход, который бы позволил объединить
раздробленные во времени и в пространстве школы в единое целое.
Правовой марксизм был русским марксистским движением, основанным на
особой интерпретации марксистской теории, сторонники которой были
активны в социалистических кругах в период с 1894 по 1901 год. Основными
теоретиками движения были Петр Струве, Николай Бердяев, Сергей Булгаков,
Михаил Туган-Барановский и Семен Франк. Название произошло от того, что
его сторонники продвигали свои идеи в юридических изданиях.
В отличие от более раннего поколения русских социалистов, известных как
народники (народники), которые подчеркивали роль крестьянства в переходе к
социализму, легальные марксисты использовали экономическую теорию Карла
Маркса, чтобы утверждать, что развитие капитализма в Российской империи
было и неизбежным, и выгодно. Как сказал Струве, они дали «оправдание
капитализму» в России.
Легальные марксисты провели многочисленные открытые дебаты с середины
1890-х до начала 1900-х годов, в частности в Свободном экономическом
обществе в Санкт-Петербурге, и опубликовали три журнала в период с 1897 по
1901 год, и все они в конечном итоге были подавлены имперским
правительством:
Новое Слово (1897)
Начало (1899)
Жизнь (1899–1901, возобновлена за границей в 1902)
4
Легальные марксисты стали особенно влиятельными после ареста и заключения
в тюрьму лидеров революционного крыла русского марксизма (в том числе
Юлия Мартова и Владимира Ленина) в 1895-1896 годах. Легальные марксисты
и революционные марксисты были объединены в конце 1890-х годов в рамках
недавно созданной Российской социал-демократической рабочей партии, чей
Манифест Струве писал в 1898 году, а журналы легальных марксистов широко
использовались революционными марксистами, живущими в изгнании или за
границей, для публикации своих произведений. Тем не менее, легальные
марксисты стали все чаще поддерживают Эдуард Бернштейн «s пересмотра
марксизма с 1897 по, что вызвало критику со стороны Георгия Плеханова,
Ленина и других революционных марксистов. Струве и другие лидеры
легального марксизма вскоре отказались от философского материализма за
неокантианство, а Бердяев, Булгаков и Франк в конечном итоге стали
философами религии. Туган-Барановский разработал теорию циклических
экономических кризисов при капитализме, которую также критиковали
революционные марксисты
Начиная с 1901 года, оставление легальными марксистами марксизма привело к
разрыву с российскими социал-демократами, и они дрейфовали в сторону
либерализма с Струве редактирования Освобождение (освобождения),
либерального журнала, с 1902 по. В конце концов, лидеры движения стали
союзниками с радикальной частью земства в Союзе Освобождения
(Либеральный Союз) в 1903-1905 гг. Большинство из них были видными
сторонниками Конституционно-демократической партии после русской
революции 1905 года.
Цель данной работы – рассмотреть теорию права Карла Маркса.
1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ МАРКСИСТСКОЙ ТЕОРИИ ПРАВА
1.1. Истоки марксистской теории права
Марксистская теория права в основном связана с учениями Карла Маркса
(1818-1883) и Фридриха Энгельса (1820 - 1895). Это отчасти историческое и
отчасти социологическое. «Марксистская теория права» существенно
отличается от других теорий и философий права, которые обсуждались в
теории права. Хотя принципы естественного права по-разному нацелены на
установление в обществе фундаментальных и порой неизменных ценностей,
вряд ли можно сказать, что какое-либо разумное сообщество в настоящее время
представляет собой практическую реализацию идей естественного права.
Доктрины естественного права оказали наибольшее влияние на системы и
сообщества, которые стремились улучшить свое существующее состояние или
столкнулись с некоторыми серьезными практическими проблемами, которые
естественное право может помочь решить. Аналитический позитивизм в его
различных формах в значительной степени опирается на существующие
юридические институты, на основе которых и может быть сделан анализ права
и правовой системы. Главная отличительная черта «социалистической
5
правовой теории» заключается в том, что правовая система должна
основываться на политической и экономической философии Карла Маркса и
его преемников. [13]
1.2. «Коммунистический манифест»
Одним из первых документов, имеющих большое значение для развития
коммунизма в целом и социалистической теории права в частности, был
«Коммунистический манифест» Карла Маркса, напечатанный в Лондоне в 1848
году. В то время Маркс и Энгельс были чуть менее тридцати лет. В рамках
своего тесного партнерства Маркс обеспечил философию и решимость влиять
на жизнь людей, а Энгельс поделился значительным непосредственным опытом
социальных и экономических условий в промышленном Ланкашире начала
1840-х годов.
Утверждение Коммунистического Манифеста простое и характеризуется
ранним утверждением: «История всего существовавшего до сих пор общества -
это история классовой борьбы». Когда Энгельс описал условия в Ланкашире и
впоследствии отправился туда в гости к Марксу, Маркс понял, что он нашел
ключ к историческим переменам. Движущая сила была не в умах людей, а в
системе производства. [10]
Поскольку классовая борьба лежит в основе социального конфликта и
социально-экономического развития, типичные этапы развития сообщества
должны быть прослежены. На примитивной стадии эксплуатации людей
людьми существует рабство, учреждение, которое в наши дни осуждено
повсеместно. Рабов считали не более чем вещами, и доминирующим классом
была полная эксплуатация рабов. Следующим этапом общественного развития
является феодальная система, основанная на землевладении, собственности и
господстве крепостных. Подъем торгового среднего класса предвещает начало
буржуазии, и именно этот этап социально-экономического развития
характеризует все некоммунистические общины. На этой стадии развития
инструмент экономического доминирования изменился с землевладения в
феодальном смысле на капитал. Маркс был в значительной степени точным в
своем предвидении характеристик буржуазно доминируемой системы
капиталистической эксплуатации. Последней стадией развития, по Марксу,
является социализация общества, ведущая к стадии совершенного коммунизма,
когда все капиталистические и буржуазные элементы были уничтожены. Эта
заключительная стадия может возникнуть в результате эволюции или
революции, причем последняя требует положительного и, вероятно,
насильственного катализатора, а первый - нет.
1.3. Разработка теории права К.Марксом
Карл Маркс разработал теорию права в строгом соответствии со своим
тщательно разработанным мировоззрением. Для Маркса учеба была средством
для достижения цели. Конец был революционным преобразованием общества.
Понимание природы таких социальных явлений, как экономика, политика и
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абдулаев, М.И. Теория государства и права: учебник для высших
учебных заведений / М.И. Абдулаев– М. : Финансовый контроль, 2015. – 410 с.
2. Агешин, Ю.А. Политика, мораль, право / Ю.А.Агешин - М. :
Юридическая. литература, 2016. – 160 c.
3. Агешин, Ю.А. К вопросу о противоречиях между нормами права и
морали / Ю.А.Агешин // Правоведение. -2017. - № 2. – 39-42.
4. Алексеев, С.С. Теория права / С.С. Алексеев– М. : Изд-во БЕК, 2017. –
320 с.
5. Апресян, Р. Г. Идея морали и базовые нормативно-этические
программы/Р.Г.Апресян. – М: ИФРАН, 2018. – 353 с.
6. Байльдинов, Е.Т Моральная теория права и концепция относительности
прав человека в контексте обеспечения устойчивости общественного
развития/Е.Т.Байльдинов// Известия Иркутской государственной
экономической академии (Байкальский государственный университет
экономики и права) (электронный журнал). - 2018. - № 2. - С. 51-58.
7. Байтин, М.И. О современном нормативном понимании права/М.И.Байтин
// Журнал российского права. - 2017. - №1. - С.96-101.
8. Бердяев, Н.А. Философия неравенства/ Н.А.Бердяев. - М.: Правда, 2015. –
214 с.
9. Берлин П.А. Неизвестный Карл Маркс: жизнь и окружение. М.:
Алгоритм, 2015
10. Бобылева, Е.Ю. Правда российской государственности: нормативноценностный аспект / Е.Ю.Бобылева// Электронное научное издание «Аналитика
культурологии» - [Электронный ресурс]. -
URL:http://analiculturolog.ru/index.php?module=subjects&func=viewpage&pageid=
304 (дата обращения : 22.09.2019).
11. Большой энциклопедический словарь. Под ред. А. М. Прохорова. - СПб.:
Норинт, 1999. – 1010 с.
12. Вайнштейн И.Я. Гегель, Маркс, Ленин: этапы развития диалектической
мысли. М.: Книжный дом "ЛИБРОКОМ", 2016
13. Васильев, Ю. С. Взаимодействие права и морали/Ю.С.Васильев //
Советское государство и право. - 1966. - № 11. – С. 58-62.
14. Венгеров, А.Б. Теория государства и права: учебник для юридических
вузов/ А.Б.Венгеров. 3-е изд. – М.: Юриспруденция, 2017. С. 516.
15. Волкова, В.Н. Теория систем /В.Н.Волков. - М.: Высшая школа, 2018 –
197 с.
16. Вопленко, Н.Н. Право в системе социальных норм. / Н.Н. Вопленко -
Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2015. - 86 c.
7
17. Гегель, Г.В.Ф. Философия права /Г.В.Ф.Гегель. - М.: Мысль, 2017. – 312
с.
18. Головкин, Р.Б. Право в системе нормативного регулирования
современного российского общества/ Р.Б.Головкин. – Владимир: «Знание»,
2018. – 232 с.
19. Диаконов, В.В. Теория государства и права. Учебное пособие. 2014. //
[Электронный ресурс]. - URL
:http://www.allpravo.ru/library/doc108p/instrum151/item2762.html (дата
обращения : 26.09.2019).
20. Жуков, К.С. Особенности взаимодействия морали и права в политической
жизни современной России/ К.С.Жуков, А.Д.Карнышев // Известия Иркутского
государственного университета. Серия: Политология. Религиоведение.- 2018. -
№ 1. - С. 111-117.
21. Ильин, И.А. О сущности правосознания/ И.А.Ильин. - М.: Рарогь, 2017. –
156 с.
22. Каневский А.С. История философии: учебное пособие. СПб: ФГБОУВПО
СПГУТД, 2016
23. Керимов, Д.А. Общая теория государства и права: Предмет. Структура.
Функции / Д.А. Керимов - М.: Юридическая литература, 2015. – 234 с.
24. Кистяковский, Б. А. Философия и социология права / Б.А.Кистяковский.-
СПб.: РХГИ, 2019; - 799 с.
25. Костин, Ю.В. Проблемы соотношения права и нравственности в
современной юридической науке / Ю.В.Костин // Ученые записки Орловского
государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. -
2016. - № 1. - С. 216-221.
26. Кузьмин, А.В. Формирование права: нематериальные факторы.
Монография. / А.В.Кузьмин, В.А.Лигарова, М.Ю.Пашкевич СПб.: СанктПетербургский государственный университет сервиса и экономики, 2017. -. 185
с.
27. Кузьмин, А.В. Юридическая деятельность: проблемы единства
позитивистского и естественно-правового начал. - СПб: Изд-во СПбГУСЭ,
2017. – 131 с.
28. Кучков, Д.С. Право в ненормативном регулировании общественных
отношений: дис. ... канд. юрид. наук/Д.С.Кучков. - Владимир. 2010. -198 с.
29. Маркс К. Теория права. М. 2015
30. Шаповалова Е.И. История философии: учебное пособие. Пятигорск: РИАКМВ, 2017
31. Семенов Ю. Марксова теория общественно-экономических формаций и
современность [Электронный ресурс]. Режим доступа:
http://scepsis.ru/library/id_120.html