Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Формирование личности, готовой к активной творческой самореализации в пространстве общечеловеческой культуры, — главная цель развития отечественной системы школьного образования. Система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков, формулировки стандарта указывают реальные цели, виды деятельности. Исходя из концепции ФГОС второго поколения по физической культуре, целью школьного образования стало — формирование разносторонне физически развитой личности, способной активно использовать ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации активного отдыха. Учебный процесс направлен на формирование устойчивых мотивов и потребностей школьников в бережном отношении к своему здоровью, целостном развитии физических и психических качеств, творческом использовании средств физической культуры в организации здорового образа жизни.
На протяжении последних лет сложилась тревожная ситуация - ухудшилось здоровье и физическая подготовка детей, прослеживается низкий уровень положительной мотивации к систематическим занятиям физической культурой, спортом, к здоровому образу жизни у обучающихся общеобразовательных школ.
Решение поставленных задач усиления физкультурной и спортивной работы среди детей и молодежи требует организации учебно-воспитательного процесса в определенной системе, когда все воспитательные воздействия связываются в единое целое, что позволит школе поднять работу по воспитанию молодежи на уровень современных требований, соответствующих условиям нашего времени.
Проблему формирования человека, воспитанного не просто как «носителя определенной суммы знаний, но прежде всего как гражданина общества, активного с присущими ему установками, моралью, интересами, высокой культуры труда и поведения» нельзя рассматривать вне вопросов воспитания потребности в знаниях, мотивации учения, усвоения знаний их творческого применения в практике.
Как показывают исследования Л.И. Божович [3], Л.С. Выготского [6], А.Н. Леонтьева и других, это невозможно без формирования соответствующей мотивации. Мотивация рассматривается многими исследователя как регулятор деятельности человека, которая, в свою очередь, предполагает в себе самой систему значимости для человека.
В практике работы учителей физической культуры большее внимание уделяется повышению уровня двигательной подготовленности и меньше, а иногда, как отмечается в печати, совсем утрачена образовательная и воспитательная направленность занятий физкультурой.
«Физическое самосовершенствование тесно связано с развитием личности, воспитанием духовных потребностей школьников, но эти аспекты в процессе занятий почти не затрагиваются» [2].
С одной стороны, образовательная политика государства направлена на эффективное использование ресурсов школы для занятий физической культурой и спортом, на формировании физически здоровой личности, способной активно использовать ценности физической культуры для укрепления собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации активного отдыха.
С другой стороны, из-за популяризации телевидения и интернета, возрастания объема учебной нагрузки, современные школьники все меньше двигаются, больше сидят за компьютерами, увеличивая нагрузку на глаза, усугубляя нарушения осанки, недостаточное количество времени проводят на свежем воздухе.
Таким образом, возникла необходимость изучения аспектов мотивации школьников, поиска и внедрения новых форм и методов обучения, которые позволили бы повысить интерес к урокам физической культуры, создать положительный эмоциональный фон, активизировать двигательную деятельность обучающихся.
Объект исследования – учебно-воспитательный процесс.
Предметом исследования является выявление системы средств и методов, влияющих на формирование положительного отношения к занятиям с выполнением упражнений развивающих выносливость обучающихся.
Цель выявить средства и методы, повышающие уровень мотивации школьников на занятиях с выполнением упражнений развивающих выносливость и создание условий для формирования и поддержания устойчивого интереса к спортивной деятельности.
Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:
Проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной проблеме.
2. Определить условия, влияющие на формирование мотивов к занятиям физической культуры.
3. Исследовать мнение учащихся по вопросу мотивации и отношению к занятиям физической культуры.
4. Разработать и обосновать эффективность выбора средств, форм и методов по формированию положительной мотивации учащихся к занятиям спортивной деятельности, через урок – внеурочную деятельность – внеклассную работу.
5. Формировать у обучающихся осознанную потребность к самостоятельным и организованным занятиям физической культурой, в систематическом физическом усовершенствовании, развитие положительной мотивации, обретении знаний и умений здорового образа жизни.
1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИИ К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ
Путь к эффективному управлению человеком лежит через понимание его мотивации. Только зная то, что движет человеком, что побуждает его к деятельности, какие мотивы лежат в основе его действий, можно попытаться разработать эффективную систему форм и методов управления человеком.
«Сытого не привлечешь хлебом. Хлеб важен для тех, у кого его нет» [8]. Высший мотив в пирамиде, построенной Маслоу, составляет «самореализация, стремление человека реализовать себя в своем деле, в своем творении (Приложение 1). Стремление человека найти себя в чем-то другом, узнать себя в результатах своего труда, участвовать в формировании этого мира, в настоящее время совершенно бесспорно.
Что же такое мотив? Мотив – это то, что вызывает определенные действия человека. Мотив находится «внутри» человека, имеет «персональный» характер, зависит от множества внешних и внутренних по отношению к человеку факторов, а также от действия других, возникающих параллельно с ним мотивов [22]. Под мотивами, как утверждают Зуев В.Н., Сулейманов И.И., Зигерт В. и Ланг Л. мы понимаем активные движущие силы, определяющие поведение живых существ. Это может быть упорная работа, с воодушевлением и энтузиазмом, а может быть уклонение от нее. Поведение может иметь любые другие формы проявления. Всегда следует искать мотивы поведения.
Поведение человека обычно определяется не одним мотивом, а их совокупностью, в которой мотивы могут находиться в определенном соотношении друг с другом по степени их воздействия на поведение человека. Поэтому мотивационная структура человека может рассматриваться как основа осуществления им определенных действий.
Мотивирование – это процесс воздействия на человека с целью побуждения его к определенным действиям путем побуждения в нем определенных мотивов. Мотивирование составляет основу управления человеком. Эффективность управления в очень большой степени зависит от того, насколько успешно осуществляется процесс мотивирования.
В настоящее время выделяют два типа мотивирования.
Первый тип мотивирования состоит в том, что путем внешних воздействий у человека возникают определенные мотивы, которые побуждают человека к осуществлению определенных действий, что приводит к желаемому для мотивирующего субъекта результату. При таком типе мотивирования надо хорошо знать, какие мотивы могут побуждать человека к желательным действиям, и то, как вызвать эти мотивы. Этот тип мотивирования во многом напоминает вариант торговой сделки: «Я даю тебе» что ты хочешь, а ты даешь мне, что я хочу». Если у двух сторон не оказывается точек взаимодействия, то и процесс мотивирования не сможет состояться.
Задача второго типа процесса мотивирования – формирование определенной мотивационной структуры человека. В этом случае основное внимание обращается на то, чтобы развивать и усилить желательные для субъекта мотивирования мотивы человека и, наоборот, ослабить те мотивы, которые мешают эффективному управлению человеком. Этот тип мотивирования требует гораздо больших усилий, знаний и способностей для его осуществления, но и его результаты в целом существенно превосходят результаты первого типа мотивирования [6].
Первый и второй тип мотивирования не следует противопоставлять, так как в современной практике управления эффективно управляющие стремятся их сочетать.
В настоящее время существует множество разнообразных форм мотивации, но в первую очередь важны материальные вознаграждения и нематериальные поощрения [17]. Как известно, за труд полагается вознаграждение, в качестве которого выступает все, что человек считает ценным для себя. Такого рода поощрение подразделяются на внутренние и внешние. К первым относятся чувство уважения, удовлетворение от достижения результатов, ощущение содержательности и значимости своего труда и т.д. Внешним вознаграждением является то, что предоставляется взамен выполненной работы: оценки, символы статуса и престижа, разнообразные льготы и поощрения и т.д.
Одна из главных целей учителя физкультуры – это сохранение и укрепление здоровья детей, которая преследует следующие задачи:
развитие позитивной мотивации к занятиям физической культурой;
улучшение самочувствия, физического развития и физического уровня учеников;
формирование потребности к ведению здорового образа жизни [5].
Вышеперечисленные цели нужно реализовывать при помощи следующих приемов:
Приемы организации и исполнения учебно-поз
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.
2. Бачурин Н.Н. Формирование основ здорового образа жизни у учащихся общеобразовательных учреждений средствами физической культуры и спорта / Н.Н. Бачурин // Экономика образования. – 2011. – №3. – С. 201-204
3. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. - М., 1999.
4. Божович Л.И. Вопросы психологии, личности / Л.И. Божович. – М., 2014.
5. Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте /Л.И. Божович. – М., 2014.
6. Волков В. Подросток и физическая культура. – Смоленск, 2003.
7. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В.В. Давыдова. М.: Педагогика, 1991.
8. Гандельсман и др. Физическое воспитание детей школьного возраста. – М., 2005.
9. Геллар Е.М. Игры для школьников на переменах 1–4 кл. – М., 2011.
10. Гогунов Е.Н. Психология физического воспитания и спорта / Е. Н. Гогунов, Б.И. Мартьянов. – М.: Academia, 2004. – 224
11. Зайченко В.И. Система работы классного руководителя по формированию положительной мотивации. – М., 2000.
12. Кан-Калик В.А., Никандров И.Д. Педагогическое творчество. - М., 1990.
13. Клюкина В.В. Мотивация к занятиям физической культурой школьников; теоретический аспект / В.В. Клюкина // Научный поиск. – 2015. – №2. – С. 97-98.
14. Ключко Т.С. Методика воспитательной работы с учащимися в процессе занятий физкультурой и спортом. – М., 2010.
15. Кондратьева М.М. У нас во дворе. – М., 1977.
16. Коротков И. Летние игры. – М., 1999.
17. Моделирование педагогических и управляющих ситуаций. – М., 2000.
18. Моделирование педагогических задач в обучении. – М., 2013.
19. Примерные программы по учебным предметам. Физическая культура.– М., 2010.
20. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М., 1998. - 256 с.
21. Тропников В.И. Структура и динамика мотивов спортивной деятельности. – М., 2012.
22. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / М-во образования и науки Российской Федерации. — М., 2011.
23. Формирование УУД в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя/ под ред.А.Г.Асмолова.-2-е изд. – М., 2011.
24. Чухно П.В. Педагогический подход к формированию у школьников общеобразовательных школ мотивации к занятиям физической культурой, к здоровому образу жизни / П.В. Чухно, Р.Р. Азиуллин // Физиологические и биохимические основы и педагогические технологии адаптации к разным по величине физическим нагрузкам: материалы II Международной научно-практической конференции, посвященной 40-летию Поволжской государственной академии физической культуры, спорта и туризма. – Казань, 2014. – С. 513-515.