Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Гендерное литературоведение начинает активно развиваться в отечественной гуманитарной науке в конце ХХ в. Тогда же возник интерес к «женскому письму» в русской литературе первой половины XIX в., хотя на это время приходится расцвет «мужского» творчества, вошедшего в историю как «золотой век» русской литературы. Однако свой след в истории русской литературы пушкинской поры оставили и женщины-писательницы.
Творческая деятельность русских писательниц XIX века – это неотъемлемая часть русской национальной культуры. К сожалению, в ХХ веке их имена оказались забытыми, не говоря уже о самих произведениях. В последние годы начал активно проявляться определённый интерес к истории женского писательства, что связано с актуализацией феминистских идей и развитием гендерных исследований. Ведь в деле писательства, в котором женщинам довольно продолжительный период времени не было места, мемуары и редкие примеры прозы и поэзии при монарших дворах со времён Античности — и есть тот небольшой круг произведений, входивший в женскую литературу. Зачатки тем феминизма, гендерного равенства, развития личности и свободы выбора независимо от половой принадлежности или иных неизменных обстоятельств — всё это впервые стало широко выноситься на обсуждение со времён появления монотеизма в религии, так как в Античные времена женщины, пусть и нечасто, но имели возможность становиться успешными и доказывать свою состоятельность в различных «мужских» сферах деятельности (начиная от поэзии и заканчивая наукой и политикой).
Тема семьи в отечественной женской прозе является одной из основных. Об этом говорят исследования таких авторов, как И. М. Попова, Е. В. Любезная, Г. А. Пушкарь, И. Л. Савкина [18], М.А. Черняк. И.М. Попова и Е.. Любезная считают, в женской прозе отражаются характерные черты современного искусства, подводятся итоги эстетических исканий всего столетия, своими художественными экспериментами и стилевыми открытиями женская проза намечает перспективу культуры будущего. Г.А. Пушкарь в своем исследовании рассматривает художественное воплощение гендерных отношений как социокультурного феномена.
И.Л. Савкина в своих исследованиях считает, что традиционно женский топос дома, домашнего очага, семьи безусловно присутствует в женской литературе, но чаще всего - в ненормальных, трансформированных формах. Известный петербургский исследователь русской литературы М. А. Черняк также полагает, что «мысль семейная» – основная тема женской прозы.
В традиции русской классической литературы семья - нравственная основа человеческого быта и бытия. Семейная проблематика охватывает почти все произведения XIX века. Век ХХ - страшный и трагический - внес свои коррективы в восприятие этой темы.
Произведения писателей-женщин в отечественной литературе фиксируют кризисное состояние семьи в российском обществе, вместе с тем содержат в себе попытку осмысления института семьи, ее понимания, восприятия в сегодняшнем социуме.
Актуальность данного исследования определяется возросшим интересом отечественного литературоведения к исследованию творчества писательниц 19 века, воплощенного в их произведениях авторского сознания на основе гендерного аспекта.
Благодаря категории гендера СТАЛИ по-новому осмыслять логику развития литературного процесса, механизмы создания и восприятия текста.
Литературоведение, обращаясь к гендерной методологии, создало научный интерес к творчеству безызвестных на данный момент авторов, а именно тех, которые стоят у истоков русской женской прозы.
Однако именно женщины-писательницы оказывают большое влияние на формирование литературного процесса: в их творчестве развиваются новые художественные принципы. Изучение творчества женщин - писателей позволяет рассматривать литературный процесс в его единстве.
Изучение литературного творчества "второстепенных" писателей в историко-литературном аспекте, использование при этом новых, в том числе, литературно-краеведческих материалов, электронной базы данных и т.д., укрепляет и значительно обновляет текстовую и источниковедческую базу для углубленного анализа произведений, ранее не востребованных литературоведением и недостаточно изученных с точки зрения проблемы "литературных рядов"
В своей работе Ю.М. Лотман писал, что сравнения и сопоставления в мире культуры - дело неизбежное и трудное. Постоянно происходит мена "верха" и "низа", что промежуточные явления в искусстве (беллетристические тексты) имеют склонность внезапно обнаруживать в себе новые, неожиданные художественно-смысловые потенциалы. И тем не менее иерархия эстетических ценностей существует, и понять ее особенности - одна из интереснейших задач литературной науки.
Целью данной работы является исследование темы семьи в рождественских рассказах женщин-писательниц 19 в.
Объект исследования – рождественские рассказы К. Лукашевич «Рождественский праздник», «Заветное окно» и С. Макаровой «Рождественский фонарь».
Предмет исследования – реализация темы семьи в рождественских рассказах женщин-писательниц конца 19 начала 20 вв.
Научная новизна работы состоит в исследовании рассказов писательниц «второго ряда» конца 19 века, почти не изученных в литературоведении.
1. Основные темы рождественской словесности в русской литературе 19 в.
1.1. Рождественские традиции и жанр рождественского рассказа
«Есть праздники, которые имеют свой запах. На Пасху, Троицу и на Рождество в воздухе пахнет чем-то особенным. Даже неверующие любят эти праздники. Мой брат, например, толкует, что Бога нет, а на Пасху первый бежит к заутрене» (А. П. Чехов, рассказ «На пути» [37]). Православное Рождество уже на пороге! С празднованием этого светлого дня (и даже нескольких – Святок) связано множество интересных традиций.
Издревне на Руси была традиция посвящения этого периода служению ближнему, милосердию. Традиция колядования наиболее известная для исполнения песнопений в честь родившегося Христа. Зимние праздники вдохновляли многих писателей на создание волшебных рождественских произведений.
Существует даже особый жанр святочного рассказа. Сюжеты в нем очень близки друг другу: часто герои рождественских произведений оказываются в состоянии духовного или материального кризиса, для разрешения которого требуется чудо.
Святочные рассказы проникнуты светом, надеждой, и лишь немногие из них имеют грустный финал. Особенно часто рождественские рассказы посвящены торжеству милосердия, сострадания и любви.
Существует множество подходов к определению жанра святочного рассказа. Само определение рассказа - «святочный» - указывает на истоки жанра. «Святки, то есть святые дни - двенадцать дней после праздника Рождества Христова, до праздника Богоявления.
Они называются и святочными вечерами, может быть в воспоминание событий рождества и крещения Спасителя, совершившихся в ночное или вечернее время. Святить двенадцать дней после праздника Рождества Христова церковь начала с древних времен».
Термины «святочный рассказ» и «рождественский рассказ», по большей части, используются как синонимы: в произведениях с подзаголовком «святочный рассказ» могут преобладать Рождественские мотивы, а подзаголовок «рождественский рассказ» не предполагает отсутствие в тексте мотивов народных святок. В критической литературе существует множество толкований «святочного» и «рождественского» рассказа. Их либо объединяют как близкие по смыслу и взаимозаменяемые в тексте, либо разграничивают, связывая определения с фольклорными и христианскими истоками.
Исследуя жанр, а также рождественские и святочные праздники, Е. Душечкина [8], В.К. Кантор, К. Коровин, И. Панкеев, И. Киреева, Л.В. Сурова, А.А. Боголепов и др. отталкиваются, в целом, от определения Н.С. Лескова, согласно которому святочная история должна быть фантастичной, иметь мораль, отличаться веселым характером повествования и благополучной концовкой.
«Рождественский рассказ (святочный рассказ) – литературный жанр, относящийся к категории календарной литературы и характеризующийся определенной спецификой в сравнении с традиционным жанром рассказа». Е.Душечкина дает такое определение: «святочный (или рождественский) рассказ – это текст, действие которого приурочено к святкам, который повествует о событиях, произошедших на святках и который читается (или рассказывается) тоже на святках» [8].
Традиция рождественского рассказа взяла свое начало из средневековых мистерий, тематика и стилистика которых строго обусловлена сферой их бытования – карнавальным религиозным представлением.
Основатель рассматриваемого жанра рождественского рассказа считается Чарльз Диккенс, задавший основные постулаты «рождественской философии»: ценность человеческой души, тема памяти и забвения, любви к «человеку во грехе», детства. В середине 19 в. им было сочинено несколько рождественских повестей, которые были опубликованы в декабрьских номерах своих журналов «Домашнее чтение» и «Круглый год». Диккенс назвал повести «Рождественские книги».
Жанровые особенности святочного рассказа первым описывал Н.С. Лесков. Писатель создал цикл, куда включил четырнадцать святочных рассказов, написанных в разное время для рождественских и новогодних номеров периодических изданий. В святочном рассказе Лескова "Жемчужное ожерелье" герой-рассказчик рассуждает об особенностях этого жанра: "От святочного рассказа непременно требуется, чтобы он был приурочен к событиям святочного вечера - от Рождества до Крещенья, чтобы он был сколько-нибудь фантастичен, имел какую-нибудь мораль, хоть вроде опровержения вредного предрассудка, и наконец - чтобы он оканчивался непременно весело".
1.2. Основные темы и образы рождественской прозы 19 в.
Традиционный рождественский рассказ имеет светлый и радостный финал, в котором добро неизменно торжествует. Герои произведения оказываются в состоянии духовного или материального кризиса, для разрешения которого требуется чудо.
Часто в структуру календарного рассказа входит элемент фантастики, но в более поздней традиции, ориентированной на реалистическую литературу, важное место занимает социальная тематика [8]. Современные исследователи говорят о рассказе примерно так: «Святочные рассказы – это произведения, в которых изображались события, имевшие дело на святках». В журнале «Православная беседа» в разделе «Зернышко» дается такое определение: «Это рассказ о каком-нибудь мальчике или девочке, жизнь которых трудна и безрадостна, а на Рождество к ним неожиданно приходит счастье» [19].
Мотив «божественного дитя» явно прослеживается в рассказе Н.П.Вагнера «Христова детка» (1888). Подкидыш, найденный и спасенный, этот младенец в преддверии Рождества олицетворяет идею любви и милосердия.
Здесь и ясли, в которые кладут младенца, так похожие на ясли, где лежал Иисус и сама история подкидыша - "Бог дал маленькую Христову детку". Вторым мотивом рождественских (святочных) рассказов является чудо, происходящее на Рождество. Здесь следует отметить и роль беседы, которая часто служит обрамлением основного сюжета, а также тенденцию к внезапным повествовательным ходам, которые придают произведению занимательность. Во рассказе «Мальчик у Христа на елке» особенно важным становится элемент утверждения христианской добродетели, события трактуются в возвышенном тоне, потому что рождественские праздники становились, по выражению Достоевского, «днями семейного сбора», днями милосердия, примирения и всеобщей любви. Мотив «божественного дитя» прослеживается в произведениях.
Как когда-то свершилось чудо в Вифлееме, так оно должно свершаться в этот день. События происходят в великую ночь Спасения, поэтому не утешенных не оставалось.
Второй мотив рождественского (святочного) рассказа - это мотив "нравственного перерождения". Диккенса считал, что дети как нельзя лучше способствуют нравственному возрождению, перевоспитанию других персонажей ("Рождественская песнь в прозе").
Третий мотив рождественских рассказов, это рассказы о елке. К рассказам где главной героиней является рождественская елка можно отнести рассказы: М.Е. Салтыкова-Щедрина "Ёлка" (входит в "Губернские очерки), Ф.М. Достоевского "Мальчик у Христа на ёлке", К.М. Станюковича "Рождественская ночь", "Ёлка".
И.Г. Минералова указывает: «традиционный святочный рассказ «имеет великолепный и жизнерадостный финал, где добро бесспорно побеждает зло.
Герои произведения некоторый промежуток времени находятся в положении душевного или материального кризиса, для разрешения которого нужно, некое волшебство, чудо, которое реализуется не столько как вторжение высших сил, сколько как неожиданная случайность, благополучное согласование, которые также выглядят как знамение свыше. Зачастую в конструкцию рождественского рассказа входит элемент фантастики, но в более поздних традициях, ориентированных на литературу реализма, важное положение занимает социальная тематика» [8]. «Почти одновременно с рассказами о "рождественском чуде" в русской литературе появляется "антагонистическая" разновидность рождественского рассказа.
Эти тексты о тяжелой жизни, о горе,
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Акелькина Е.А. Женская беллетристика как новый культурный феномен в журналах Ф.М. и М.М. Достоевских «Время» и «Эпоха» / Е.А. Акелькина // Общество. Гендер. Культура: Материалы международной научно-практической конференции. (Омск, 20-21 сентября 2001 г.). - Омск, 2001. - С. 52-55.
2. Арбатова М. Последнее письмо //Меня зовут женщина.-М.,1997,-с. 281
3. Баженова Н.С. Обозначение экспрессии эмоций женщин (на материале художественной прозы XVIII-XX веков). /Гендер: язык, культура, коммуникация. Доклады 2-й международной конференции.- М., 2001.
4. Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика. Пер. с фр. / Ролан Барт. - М.: Прогресс, Универс, 1994. - 615 с.
5. Габриэлян Н.М. Фантомные пространства требуют человеческих жертв (о современной русской женской прозе) / Н.М. Габриэлян // Общественные науки и современность. - 1993. - № 3. - С. 173¬182.
6. Гендер: язык, культура. Коммуникации. Доклады II Международной конференции. - М., 2002
7. Голицын Н.Н. Библиографический словарь русских писательниц 1759- 1859 / Н.Н. Голицын. - СПб.: Типография В.С. Балашова, 1889. - 308 с.
8. Душечкина Е.В. Русская елка. История, мифология, литература. СПб., 2002
9. Жеребкина И. Против западного феминизма: русская эмансипированная женщина Аполлинария Суслова / И. Жеребкина // Гендерные исследования. - Харьков,2000. - № 4. - С. 89-107.
10. Жукова Г.Г. Рациональное и эмоциональное в романе С.И. Смирновой «У пристани» / Г.Г. Жукова // Рациональное и эмоциональное в литературе и фольклоре. Сб. научных статей по итогам Всероссийской научной конференции. Волгоград, 22-25 октября 2001 г. - Волгоград: Перемена, 2001. - С. 94-96.
11. Казакова И. Критика и публицистика конца XIX - начала XX веков о творчестве русских писательниц / И. Казакова // Преображение. - 1995. - № 3. - С. 63-67.
12. Лукашевич К. Приход Храма Святаго Духа сошествия на Лазаревском кладбище / К. Лукашевич, С. Макарова. – М.: Приход Храма Святаго Духа сошествия на Лазаревском кладбище, 2019. – 22 с.
13. Мостовская Н.Н. Словарь русских женщин-писательниц / Н.Н. Мостовская // Русская литература. Спб., 1995. - № 4. - С. 179-180.
14. Никитин П. Литературное попурри/ П. Ткачёв // Дело. - 1876. - № 5. - С. 295-320.
15. Никитин П. Гнилые корни / П.Н. Ткачёв // Дело.- 1880. - № 2.-С. 315-344.
16. Розенхольм А. «Своё» и «чужое» в концепции «образованная женщина» и «Пансионерка» Н.Д. Хвощинской / А. Розенхольм // «Своё» и «чужое» в литературе и культуре: Studia Russica helsingiensia et Tartuensia. - № 4.- Тарту: Tartu University Press, 1995. - С. 143-166.
17. Рюткёнен М. Гендер и литература: проблема «женского письма» и «женского чтения» / М. Рюткёнен //Филологические науки. - 2000. - № 3. - С. 5-17.
18. Савкина И. Кто и как пишет историю русской женской литературы / Ирина Савкина // Новое литературное обозрение. - 1997. - № 24. - С. 359-372.
19. Савкина И. Женская проза - без кавычек / Ирина Савкина // Литературная учёба. - 1998. - № 3. - 71-75.
20. Свидание: Проза русских писательниц 60-80-х годов XIX века [сост., авт. вступ. ст. и примеч. В. Учёнова]. - М.: Современник, 1987. - 509 с.
21. «Сердца чуткого прозрением...». Повести и рассказы русских писательниц XIX в. [сост., авт. вступ. ст. и примеч. Н.И. Якушин]. - М.: Советская Россия, 1991. - 560 с.
22. Сиксу Э. Хохот Медузы / Э. Сиксу // Гендерные исследования. - 1999. - № 3. - С. 71-88.
23. Скабичевский А. Волны русского прогресса / А. Скабичевский // Отечественные записки.- 1872.- №1. - Отд. II.- С. 1-41.
24. Степная барышня: Проза русских писательниц XIX века [сост., авт. вступ. ст. и примеч. В. Учёнова]. - М.: Правда, 1989. - 670 с.
25. Ткачёв П. Подрастающие силы/ П. Ткачёв // Дело. - 1868.- № 9.- С. 1-27; № 10.- С. 1-32.
26. Толстой Л.Н. Письмо к Страхову. Собр.соч. в 22 томах. - М., Т.17-18, 1984
27. Только час: Проза русских писательниц конца XIX - начала XX века [сост., авт. вступ. ст. и примеч. В. Учёнова]. - М.: Современник, 1988. - 592 с.
28. Трофимова Е.И. О книжных новинках женской русской прозы / Е.И. Трофимова //Преображение. 1995. - № 3. - С. 105-111.
29. Шелгунов Н. Женское бездушие. По поводу сочинений В. Крестовского-псевдонима / Н. Шелгунов // Дело.- 1870.- № 9.- С. 1-34.
30. Шелгунов Н.В. Глухая пора / Н. Шелгунов // Дело. - 1870. - № 4. - С. 1-38.
31. Шоре Э. Феминистское литературоведение на пороге XXI века. К постановке проблемы (на материале русской литературы XIX века) / Элизабет Шоре //Литературоведение на пороге XXI века. Материалы международной научной конференции. МГУ, май 1997 г.- М., 1998. - С. 97-103.
32. Шоре Э. Женская литература XIX века и литературный канон: К постановке проблемы / Элизабет Шоре // Проблема автора в художественной литературе. Межвузовский сборник научных трудов. Ижевск: Издательство Удмуртского университета, 1998. - Вып. 11. - С. 263-273.
33. Колодны А. Танцы на минном поле. Некоторые наблюдения относительно теории, практики и политики феминистского литературного критицизма / Аннет Колодны// Гендерные исследования. 1999. - № 2. - С. 145-170.
34. Шоре Э. «Желание любви и страстное стремление к искусству» (Елена Ган и её рассказ «Идеал») / Элизабет Шоре // Филологические науки. - 2000. - №3. - С. 104-116.
35. Файнштейн М.Ш. «Писательницы пушкинской поры: Историко-литературные очерки», - АН СССР.- Л.: Наука, 1989. - 173 с.
36. Хайдер К. «В сей книжке есть что-то занимательное, но.» Восприятие русских писательниц в Дамском журнале / К. Хайдер // Пол. Гендер. Культура. Немецкие и русские исследования. Сб. статей под ред. Э.Шоре, К.Хайдер. Вып. 2. - М.: РГГУ, 2000. - С. 131-153.
37. Чехов А.П. Рассказы. Повести. Составитель, автор предисловия и комментариев В. И. Гусев. Художник Ю. И. Батов. - Москва: Советская Россия, 1976. - 432с.
38. Янчук В.И. Феминизм// Новейший философский словарь / В.И. Янчук. - Минск: Издательство М. Скакун, 1998. - С. 749-750.
39. Gilbert S., Gubar S. The Madwoman in the Attic: The Woman Writer and the Nineteenth-Century Literary Imagination / S. Gilbert, S. Gubar. - New Haven, London, Coon.: Yale University Press, 1979. - 719 p.
40. Dictionary of Russian women writers [Ed. by Ledkovsky M. et al.]. - Westport (Conn.); London : Greenwood Press, 1994 - 870 p.
41. Heldt B. Terrible perfection: Women and Russian Literature / B. Heldt. - Bloomington; Indianapolis: Indiana University Press, 1987. - 174 p