Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность тематики исследования обосновывается тем, что санкционная политика государства и постоянное снижение количества кредитных организаций привело к ужесточению конкуренции среди коммерческих банков. Многие экономисты и политологи прогнозируют дальнейшее сокращение числа кредитных организаций в стране. Согласно данным сайта ЦБ РФ на 01.09.2019 в РФ действуют 512 кредитных организаций.
Сокращение банков продолжается высокими темпами. Необходимо отметить, что данное снижение можно охарактеризовать как положительное, так как из банковской сферы уходят ненадежные банки, и потребители услуг кредитных организаций могут быть более уверены в надежности оставшихся банков.
В настоящее время банки работают в условиях развития цифрового банкинга, который характеризуется новыми возможностями обслуживания клиентов с использованием цифровых каналов (интернета, телефона, устройств самообслуживания), кроме этого, представленные каналы набирают популярность.
Развитие информационного общества не происходит только от того, что большинство развитых стран в настоящее время заявили о намерении развития информационных технологий. Это является естественным циклом построения взаимоотношений, представляющий собой классический цикл для формирования общественных отношений. Яркий пример развития информационного общества заключается именно в появлении новых видов платежных инструментов и электронных денег.
Актуальность работы состоит в том, что активное развитие банковских услуг на кредитном рынке в России оказывает влияние на уровень конкурентоспособности банков, способствуя привлечению большего числа клиентов.
Целью курсовой работы является выявление тенденций в развитии рынка банковских услуг и развитии конкуренции на нем.
Достижение поставленной цели потребовало решить следующие задачи:
- раскрыть понятие и виды банковских услуг
- изучить факторы развития рынка банковских услуг
- исследовать особенности развития банковских услуг в России и в зарубежных странах
- выявить проблемы банковских услуг и пути их решения
Информационную базу курсовой работы составили статистические данные, монографии российских и зарубежных ученых в сфере электронных платежных технологий.
Структура курсовой работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.
Глава 1. Теоретические аспекты конкуренции на рынке банковских услуг
1.1 Понятие и виды банковских услуг
Эволюция электронных платежных технологий неразрывно связана с развитием общества. За короткое время, после выпуска первой банковской карты можно отметить очертания всеобщего безналичного финансового будущего. Предпосылки развития электронных платежных технологий имеются не только в развитых рынках Европы, Великобритании и США, но и в не меньшей степени, на развивающихся рынках стран БРИКС и других молодых экономик, в которых новые платежные инструменты внедряются более быстрыми темпами.
Развитию электронных платежных технологий в странах Европы и США способствуют новые стандарты различных рынков. Появление второй платежной директивы и последовавшей за ней инициативы открытого банкинга в Великобритании способствовали стимулированию формирования стандартов доступа к банковским счетам и осуществления операций с ними, что также требует от платежных систем активного продвижения новых решений, таких как агрегирование информации, безопасное хранение персональных данных и их повсеместное использование в режимах офлайн и онлайн.
В России внедрение электронных платежных технологий началось еще в СССР, в марте 1988 года. В это время советским бюро путешествий ВАО «Интурист» подписано соглашение в Лондоне с компанией Visa International по использованию пластиковых карт в странах Европы, Среднего Востока и Африки. Предметом соглашения являлось членство ВАО «Интурист» в международной организации Visa International, что давало гражданам СССР право пользования пластиковыми картами, хотя в стране еще не использовались банкоматы и платежные терминалы.
До принятия Закона о НПС на территории РФ существовало достаточно много систем, в той или иной степени связанных с осуществлением платежей, в отношении которых использовался термин «платежная система». Например, платежными системами называли системы расчетов по корреспондентским счетам, которые сложились в банковском секторе. Электронными платежными системами называли (и продолжают называть в неофициальных документах) системы платежей, которые предоставляют услуги по переводу электронных денег, а также системы по приему платежей в рамках Закона № 103-ФЗ и т.д.
Важный элемент электронной коммерции состоит в наличии платежных систем, к которым в сети интернет предъявляются особенные требования, в частности, например - обеспечение конфиденциальности, защита информации и др.
Классификация платежных систем в Интернете предполагает наличие дебетовых, кредитных систем, систем электронных чеков и систем, работающих на основе электронных денег.
На Западе банковские операции, проводимые через сеть интернет, уже превышают 30 % от общего объема банковских операций. Количество пользователей сервиса интернет-банкинг в Европе и США на 1.01.2019 г. более 120 млн чел., при этом в Европе оборот от операций, проведенных через интернет, составил около 5 млрд евро [11]. По данным исследования компании Gomez Advisors, 62 % опрошенными банками предоставляется информация о совершении транзакций в реальном времени.
Наиболее популярными странами, в которых наибольшее число пользователей банковского интернет-сервиса отмечено в Финляндии, Норвегии, Швеции, в этих странах более 90 % банков оказывают услуги интернет-банкинга для более чем 80 % клиентов. В соответствии с данными Шведской ассоциации банков, в Швеции почти 40% населения применяют сервисы интернет-банкинга [11]. Достаточно высокий для Европы уровень развития интернет-сервисов способствовал развитию сервиса интернет-банкинг. Наиболее развит в этой области шведский банк Skandia Banken, представляющий страховую группу Skandia [11].
Для сравнения, по данным компании Intuit [12, С.196] в высокотехнологичных российских регионах - Москве, Казани, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Калуге, Нижнем Новгороде, Челябинске, число пользователей сервиса «интернет-банк» составляет около 30% от общего числа частных банковских клиентов, 100% среди корпоративных клиентов. В других регионах пропорции варьируются в соотношении 1/80.
На 1.01.2019 г., по данным Центрального Банка РФ, 93% российских граждан являются держателями банковских карт, число пользователей превышает 200 млн. единиц [14].
В целом по России число пользователей сервиса «мобильный банк» составляет более 18 млн. человек, это более 35 % всего населения России. По данным рейтинга Mobile Banking Rank 2018 выявлено 10 лидирующих сервисов «мобильный банк» по количеству пользователей к общему числу пользователей сервиса «мобильный банк» - это Тинькофф Банк, Бинбанк, Почта Банк [15].
В рамках развития функционала интернет-банкинга, банки начали автоматизировать такие операции, как предоставление кредита и связанные с ним услуги – экспресс - проверка кредитоспособности, предварительное одобрение, запись на прием к кредитному специалисту либо выдача кредита на карту клиента.
Услуги по кредитованию являются очень востребованными, поэтому многие банки, стремясь привлечь большее количество потенциальных заемщиков, стремятся улучшить условия выдачи кредита. Стремительное развитие интернет-технологий позволило кредитным организациям предлагает свой сервис в режиме онлайн. С каждым днем увеличивается число людей, которые желают оформить займ, воспользовавшись ПК, смартфоном или ноутбуком, а не посещать офисы банковских структур.
Услуги кредитования по интернету пользуются большим спросом, который обусловлен многочисленными преимуществами сервиса:
- Удобство и комфорт. Онлайн-заявка на кредит наличными позволяет оформить обязательства в любом месте. Такая услуга предоставляет возможность избежать бюрократических проволочек и очередей, которые нередко наблюдаются в разных банковских филиалах.
- Политика лояльности. В конкурентной борьбе банковские организации стараются предельно упростить процедуру оформления кредитов. В большинстве случаев оформляется онлайн-заявка на кредит наличными без справок. Заемщику необходимо предоставить только паспорт.
- Круглосуточно. Интернет-заявка на кредит наличными может быть оставлена потенциальным клиентом в любой момент, так как сервис функционирует круглосуточно и без выходных. Человек не должен подстраиваться под график работы кредитного учреждения.
- Оперативность. Заявление на кредитование, заполненное в режиме онлайн, практически всегда рассматривается в течение короткого промежутка времени: от нескольких минут до суток. Такая скорость связана с тем, что сотрудникам банка не надо проверять пакет документов.
- Возможность обращения в несколько банковских структур. Заемщик обладает возможностью, не выходя из дома, оставить заявку в интернете, воспользовавшись сервисом нескольких банков.
Итак, кредитование в онлайн режиме постоянно развивается, а процесс выдачи кредитных средств упрощается.
С 1 июля 2015 года вступил в силу ФЗ-353 «Закон о потребительском кредитовании». Законопроект долго готовился, в него вносили поправки и изменения, и вот теперь, когда все нюансы учтены, банки и заемщики получили новые права и обязанности. В большей степени закон призван защитить заемщика, и учитывает его интересы, но есть и положения, которые выгодны кредиторам.
Один из самых важных моментов — теперь банки и микрофинансовые организации (МФО) подчиняются одному закону, теперь разделения между этими кредиторами нет.
Рассмотрим, что изменилось с принятием закона для заемщиков банка и МФО.
Центральный Банк теперь может корректировать максимальный уровень процентной ставки, устанавливаемой по всем видам потребительского кредитования. Данное положение является одним из наиболее важных моментов нового Закона, поскольку банки и микрофинансовые организации не будут больше иметь возможность устанавливать по кредитам необоснованно высокие проценты. Центральный банк будет ежеквартально анализировать действующие кредитные предложения, в результате чего на базе данных ста крупнейших банков и МФО будет устанавливаться средняя ставка процента по каждому виду кредита. Банки и МФО имеют право увеличить величину средней ставки лишь на треть [4, С. 26].
До выхода нового Закона также отмечалось, что коммерческие банки должны озвучивать заемщику величину эффективной ставки до подписания договора. Однако на практике многие банки не делали этого, в результате чего была введена новая мера, в соответствии с которой они не имеют право не раскрывать ПСК. Значение ПСК в обязательном порядке должно быть указано на первой странице кредитного договора. Предельное значение ставки должно быть обязательно помещено в рамку, расположенную в верхнем правом углу страницы, при этом площадь рамки должна занимать не менее 5% площади первой страницы, а использование мелкого шрифта и звездочек не допускается. Шрифт в обязательном порядке должен хорошо читаться, а его размер должен быть максимальным на данной странице. В этом случае заемщики смогут сразу ознакомиться с реальной ставкой, применяемой к данному кредиту.
В последнее время получила распространение ситуация, при которой заемщику навязываются банками ненужные услуги типа страхования, либо простое включаются по умолчанию в кредитный договор. Однако с вступлением в силу нового Закона кредитор обязан предоставить заемщику полную информацию о предоставляемых дополнительных услугах. Уже в тексте заявления на выдачу кредита, выдаваемом заемщику на проверку, должна в обязательном порядке быть указана подключаемая услуга и ее стоимость. При этом заемщик в этом же заявлении имеет право согласиться на предоставление дополнительной услуги, либо отказаться от нее. Помимо того, банки больше не имеют возможности требовать страховаться у «своих» страховых компаний. Заемщик имеет право на выбор компании-страховщика по своему усмотрению, этот факт не может выступать в качестве препятствия для оформления кредита или в качестве повода для изменения первоначальных условий выдачи займа.
Кроме того, новый Закон существенно ограничил предельный размер пеней и штрафов, которые банк имеет право применять по отношению к заемщику. К примеру, если заемщик допустил просрочку платежа, а банк продолжает начисление годовой процентной ставки, прописанной в кредитном договоре, то тогда пени для заемщика не могут превышать 20% годовых. В случае, если годовая ставка не применяется, то максимальный размер пени ежедневно составляет 0,1% просроченной задолженности. Также ужесточились меры для случаев нарушения заемщиком сроков возврата кредита. Если заемщик не платит кредит в течение 60-ти дней за последние 180 дней, банк имеет право потребовать расторжения договора с досрочным погашением всей суммы кредита с начисленными процентами. В случае, если кредит выдан на срок менее 60-ти дней, банк имеет право потребовать досрочного расторжения договора спустя 10 дней после возникновения просроченного платежа [6, С. 166].
Заемщик имеет право отказаться от подписанного им кредитного договора. Заемщик может отказаться от выданного займа в течение четырнадцати дней с даты оформления и подписания кредитного договора, и вернуть банку денежные средства с начисленными процентами за период фактического пользования кредита. Для этого не нужно предварительное уведомление банка, а расчет процентов осуществляется на месте. В случае целевого кредита отказаться можно в течение тридцати дней. При этом закрытие может быть не только полным, но и частичным.
Деятельность микрофинансовых организаций станет намного прозрачнее, однако для самих МФО введение нового закона может привести к снижению числа заключенных договоров. Поскольку МФО работают по одному закону с коммерческими банками, они также обязаны на первой странице договора займа выделять в рамке значение ПСК. При этом с учетом того факта, что ежедневно за пользование кредитными средствами МФО берут порядка 1-3%, годовое значение ПСК будет в результате иметь огромное значение.
Даже в том случае, если кредитование предоставляется через интернет, как зачастую практикуют МФО, закон также требует полного раскрытия информации о предоставляемом кредитном продукте (услуге). На сайте микрофинансовой организации должна быть в обязательном порядке размещена полная информация о предоставляемых услугах, в т.ч. годовые ставки процента.
Кроме того, новым Законом о потребительском кредитовании фактически узаконена деятельность коллекторов, поскольку банки теперь имеют право на законных основаниях переуступать кредиты сторонним организациям. При этом закон регулирует деятельность организаций, которым банки передают право взыскания задолженности. Новый кредитор не имеет права на раскрытие банковской тайны, и обязан обеспечить конфиденциальность заемщика, не разглашая его персональные данные.
Новый кредитор имеет право на звонки, смс-сообщения, личные встречи, но только в строго отведенное законом время: с 8 до 22 часов в будни и с 9 до 20 часов в выходные и праздничные дни. Новый кредитор не имеет права злоупотреблять своими правами, а также прибегать к действиям, причиняющим вред имуществу или здоровью заемщика.
Таким образом, можно прийти к выводу, что новый Закон о потребительском кредитовании в большей степени направлен на защиту заемщиков.
1.2 Факторы конкуренции на рынке банковских услуг
В современных условиях рынок банковских услуг является, с одной стороны, средством реализации проводимых экономических реформ, а с другой - их индикатором. Такая двойственная роль связана с особым местом банков в экономике. Банковскую систему можно сравнить с «системой кровообращения», которая обеспечивает жизнеспособность экономики. Пока происходит движение крови, тело живет, как только движение прекращается - оно умирает. Процесс воспроизводства в целом зависит от бесперебойного функционирования банков в связи с тем, что банки мобилизуют сбережения населения, предприятий и государства и превращают их в инвестиции. Они участвуют в инновационных процессах, являются проводниками денежно-кредитной политики государства. Посредством посредничества банков и их сотрудничества с другими финансовыми посредниками государство осуществляет контрциклические и антикризисные меры. Кроме того, банки формируют ядро платежно-расчетного механизма: через них осуществляются расчеты между контрагентами и обеспечивается процесс непрерывного движения наличных и безналичных денег. Они перераспределяют денежные ресурсы, создают платежные средства, предоставляют информационные и консультационные услуги и т. Д. Таким образом, эффективное функционирование современной экономики без здоровой банковской системы невозможно. Более того, для нормального функционирования и особенно развития экономики простого движения «крови» недостаточно, должна быть полнота системы в необходимом объеме, а также выдержка определенных структурных моментов (часть деньги в расчетах, остальные в руках населения, в кассах предприятия резервы). И если различные части банковской системы сталкиваются с серьезными проблемами в их функционировании, это может привести к кризису или даже параличу всей экономики. В этом контексте следует отметить, что по основным финансовым показателям, объему операций и разнообразию финансовых услуг, предоставляемых клиентам, российский банковский сектор заметно уступает уровню развития банковского бизнеса за рубежом, особенно в промышленно развитые страны.
Под конкурентоспособностью банка понимается степень устойчивости его позиций относительно основных конкурентов при существующей конкурентной структуре рынка и достигнутая благодаря созданию уникальной ценности банковских продуктов и услуг для клиентов [5]. Таким образом, конкурентоспособность банка можно рассматривать, как его способность быть прибыльным и эффективно функционирующим в сравнении с другими кредитными организациями.
На уровень конкурентоспособности банка оказывают влияние внешние и внутренние факторы. Среди внешних факторов можно выделить: существующих конкурентов, поставщиков ресурсов, потенциальных конкурентов, заменители банковских продуктов и услуг, барьеры входа на рынок и др. К внутренним факторам относят: отношения с органами власти, бизнес-процессы, персонал, инновации, финансовые ресурсы, технологии, клиентскую базу и т.д.
Далее будут более подробно рассмотрены некоторые из представленных выше факторов.
Существующие конкуренты представлены различными видами кредитных организаций:
1) универсальные банки, которые предоставляют своим клиентам практически весь спектр банковских услуг;