Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что эффективное
продвижение политической партии можно осуществить только
комплексными мерами по воздействию на психику человека, анализом
конкурентов и изучение своей целевой аудитории. Популярными методами
на сегодня являются социальные сети.
Глобальная информатизация общества оказывает влияние на систему
взаимоотношений между субъектами политического процесса,
претерпевшую существенные изменения под воздействием современных
информационно-коммуникативных технологий.
Обозначилось противоречие между традиционными и
инновационными технологиями формирования и продвижения имиджа
политических акторов в современном обществе и прежде всего в
молодежной среде.
Сегодня, в эпоху непрерывной и подчас быстрой смены технологий,
представляется важным для политического, государственного или бизнесактора выстраивать свою деятельность в соответствии с вызовами
окружающей действительности, умело формировать и продвигать свой
имидж посредством имеющихся сегодня возможностей актуальных
технологий и прежде всего информационных. Интернет сегодня выполняет
одну из важнейших для социума функций – коммуникативную. Стремление к
общению консолидирует широкую аудиторию на определенном ресурсе.
Степень научной разработанности проблемы. Вопросами, связанными с
4
имиджем сейчас занимается большое количество исследователей, связано
это, прежде всего с тем, что профессиональные политики все больше
понимают, что без специалистов имиджмейкеров построить
«положительный» облик, который бы нравился большинству, практически
невозможно. Фундаментальные исследования в этой области проведены Д.В.
Ольшанским, Г.Г. Почепцовым, А.А. Максимовым, М.Е. Кошелюк, которые
рассматривали в своих работах концептуальные основы политического
имиджа лидера, а также технологии создания имиджа. В отдельную группу
работ следует отнести труды авторов А.Ф. Лосева, К.Е Халина, Е.Л. Доценко,
С.Г. Кара-мурзы, посвященные проблемам манипуляций массового сознания,
широко применяемых при построении имиджа политическими лидерами.
Объектом исследования является процесс формирования имиджа
политических партий в России.
Предметом исследования является сущность и пути формирования
имиджа политических партий в социальных сетях.
Цель курсовой работы – рассмотреть социальные сети как инструмент
формирования имиджа политических партий в России.
Задачи:
- определить сущность и природу имиджа политических партий;
- проанализировать социальные сети как механизм формирования
имиджа субъектов политической деятельности;
- исследовать формирование имиджа политических партий с
использованием социальных сетей;
- рассмотреть особенности политического имиджа политических
структур в социальных сетях.
Методологические основы исследования составляют труды
отечественных и зарубежных авторов, посвященных вопросам развития
теории и методологии в сфере политологии.
Методы исследования - анализ, синтез, обобщение, аналогия,
5
сравнение.
Структура работы обусловлена целями и задачами исследования.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка
литературы.
Глава 1. Теоретико-методологические основы исследования имиджа
политических партий в России
1.1. Сущность и природа имиджа политических партий
Показателем эффективности партий в политической системе страны
являются выборы. Критерием эффективности может служить грамотно
разработанная и реализованная стратегия политической партии, основной
составляющей которой является имиджевая стратегия. Если рассматривать
вопрос с технологической стороны, то следует, что политическим партиям
для установления полноценного взаимодействия с гражданским обществом,
необходимо формировать и продвигать привлекательный имидж.
Стоит отметить, что имидж – это объект изучения науки имиджелогии,
которую ученый Г.Г. Почепцов определяет как науку, которая изучает
проблемы формирования и создания в общественном сознании виртуальный
образ (имиджей) общественных институтов (государства, политических
партий, организаций, учреждений) и отдельных политических лидеров,
разрабатывает совокупность приемов, технологий и средств. Формирование в
общественном сознании соответствующих образов реальных субъектов
политики[21, c 79].
Под имиджем политической партии следует понимать представления и
мнения граждан, сложившиеся целенаправленно или случайно на основе
эмоционального или рационального восприятия образа политической партии.
Политическая партия представляет собой весьма сложный конгломерат,
включающий в себя и идеологическую составляющую, и личностную, и
6
деятельностную, и также ряд других. Поэтому при построении имиджа
политической партии, необходимо конструировать образ, который для
обеспечения победы на выборах и возрастания популярности в обществе
должен отвечать на запросы перечисленных факторов [2].
Имидж политической партии планируется и формируется для того,
чтобы данная политическая сила смогла занять место среди политической
элиты, добиться власти, влияния, реализовать политические свои идеи,
активно влиять на процессы перераспределения полномочий и ресурсов.
По мнению А. А. Малькевич, положительный имидж политической
партии должен способствовать соответствующему влиянию на симпатии
избирателей, для того чтобы последние в итоге осуществили свой выбор в ее
пользу[14, c 30]. Эффективная политическая партия должна осуществлять
свою деятельность с учетом 3 основных групп имиджевых факторов:
-идеологии партии;
-эффективности имиджа;
- силы личности политического лидера.
Рис. 1. Имидж политической партии
Ф. Н. Ильясов считает, что формирование положительного имиджа
политической партии включает несколько характерных этапов: выбор и
обоснование модели имиджа партии уточнение содержания и структуры
имиджа партии корректировка основных характеристик имиджа
осуществление плана трансляции имиджа в широкие массы, разработка
ритуалов, символики [10, c 70].
Имидж политической партии можно «раскрутить» тогда, когда техника
ее позицирования включает такие компоненты:
-«символ-идея» – платформа, устав, программа.
-«символ-действие» – цели, корпоративные нормы и ценности,
ритуальное поведение, политическая воля.
7
- «символ-объект» – эмблемы, флаги, логотипы, шрифты,
способствующие донесению до широкой общественности основного смысла
политической деятельности партии.
-«символ-звук» – находит проявление в знаковых мелодиях (песни,
гимны, скандирования, музыкальные позывные и т. д.) [6, c 20].
Е.А. Ануфриев придерживается мнения, что для того, что имидж
партии был эффективным, ему следует отвечать ряду характеристик:
1. Востребованность. Имидж партии должен соответствовать запросам
общества, его требованиям и ожиданиям, исходящих от широких масс
избирателей. Адаптация имиджа под ожидания широких социальных масс
осуществляется на основании социологических опросов и социальнопсихологических исследований, которые направлены направленных на
определение преобладающих в обществе потребностей, ценностей[3, c 78].
2. Реалистичность. Имидж партии должен максимально
соответствовать объективной действительности, быть реальным, а не
продуктом каких-то фантазий. Таким образом, при формировании имиджа
политической партии, очень важно соблюдать требование к его
реалистичности. Имидж должен сочетаться с характером партии как
политической силы, которая нацелена на приход к власти исключительно в
результате демократических выборов.
3. Простота и, в то же время, яркость. Так, с одной стороны, имидж
политической силы должен быть ярким и вызывать позитивные эмоции. С
другой стороны, по своей структуре и набору характеристик он должен быть
относительно прост. Имидж политической партии должен вызывать
достаточный (но, в то же время, ограниченный) набор ассоциаций, которые
максимально отражают основное предназначение данной политической силы
в государстве, политике, обществе.
Очень важным (можно сказать, ключевым) моментом в
Фрагмент для ознакомления
3
1. Акопов Г.Л. Политический спам новое явление в российском
Интернете // Власть. - 2014. - № 3. - С. 55-57.
2. Аксенов К.Э., Зиновьев А.С., Плещенко Д.В. Крупный город
регион -Россия: динамика электорального поведения на парламентских
выборах // Полис. - 2005. - № 2. - С. 41-52.
3. Ануфриев Е.А. Субъективные основы и субъекты политики //
Социально-политический журнал. 2016. - № 4. - с. 78-91.
4. Бандурович О.Ю., Стегний А.Г., Чурилов Н.Н. Образ лидера:
представления и предпочтения // Социс. 2013. - № 3. - С. 38-47.
5. Белоусов А. Б. Лоббизм как политическая коммуникация.
Екатеринбург: УрО РАН, 2015. - С. 102.
6. Вершинин М. С. Политическая коммуникация в
информационном обществе. СПб., 2018. - С. 74.
7. Гончаров, В. П. Елизаров // Российское электоральное обозрение.
— 2015. — № 1. — С.30–40.
8. Государственная политика и управление. Учебник в 2 ч./Под ред.
Л. В. Сморгунова. М., 2014. - С. 148.
9. Ефимова И.Н., Маковейчук А.В. Социальные сети как новый
механизм формирования имиджа субъектов политической деятельности
[Электронный ресурс] // Известия Алтайского государственного
университета. – 2017. Режим доступа: http://izvestia.asu.ru/2012/4-
1/pols/05.ru.html (дата обращения 02.10.2019).
10. Ильясов Ф. Н. Политический маркетинг. Искусство побеждать на
выборах. М., 2015. - С. 94.
11. Имидж государства/региона в современном информационном
9
пространстве. СПб., 2016. - С. 47.
12. Каптерев С. Е. Политическая коммуникация: основы управления
избирательным процессом: Учеб. пособие. Н. Новгород, 2014. - С. 55.
13. Малкин Е. Сучков Е. Политические технологии: избирательные
технологии, партийное строительство, политические проекты. М., 2018. - С.
184.
14. Малькевич А. А. Политические избирательные технологии. СПб.,
2014. - С. 30-42.
15. Манько Н. А. Избирательные технологии в российском
политическом процессе. М., 2012. - С. 90.
16. Миронов Д. В. Социально-политическая коммуникация:
структура, проблемы, акторы. Н. Новгород, 2013. - С. 103.
17. Науменко Т.В. Массовые коммуникации в политической
структуре общества // Вестник Московского университета. Серия 12
«Политические науки». - 2013. - № 3. - С. 102-114.
18. Нечаев В.Д. Избиратель: покупатель, продавец или вкладчик? //
Полис. -2018.-№6.-С.40-50.
19. Ольшанский Д.В., Пеньков В.Ф. Политический консалтинг. СПб.:
Питер, 2015.-448 с.
20. Панасюк А.Ю. Я Ваш имиджмейкер и готов помочь
сформировать Ваш профессиональный имидж. - М.: Дело, 2013. - 240 с.
21. Почепцов Г.Г. Имидж и выборы. Имидж политика, партии,
президента. Киев: Изд-во АДЕФ-Украина, 2007, - 140 с.
22. Чижов Д.В. Мониторинг общественного мнения: Экономические
и социальные перемены. 2016. № 1. С. 313-338.
23. Шепель В.М. Имиджелогия: секреты личного обаяния / В.М.
Шепель. -Ростов н/Д: Феникс, 2015. 472 с.
24. Юрьев А.И. Выборы глазами политического психолога // Власть.
2016. -№ 4.-С. 15-23.