Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы. В настоящее время культурологи и социологи обеспокоены утратой многих
традиций малочисленных народов России. Между тем этнокультурный аспект является важной
составной частью образования и воспитания, поскольку формирует культурные и исторические
ценности. Особое место в современной культурологии занимает сохранение традиций
национальных праздников народов северо-востока России как наиболее удалённых и мало
освоенных индустрией туризма.
При этом следует отметить, что чукотские культурные традиции богаты и очень необычны.
Чукотские и эскимосские праздники берут свое начало в глубине веков. Коренные жители
благодаря присущим им оптимизму, силе воли, трудолюбию, сумели сохранить свою
самобытность и развивать национальную культуру. Праздники, обряды, ритуалы - ее составная
часть. Очищенные от мистических наслоений, они в основе своей - жизнеутверждающе: своей
торжественностью, красотой, песнями, танцами, символикой делают жизнь более яркой, вносят в
нее разнообразие и радость.
Одним из наиболее популярных современных праздников на Чукотке является фестиваль
«Берингия». Однако его организация и проведение в настоящее время не использует все
возможности для продвижения данного события.
Цель работы: проанализировать организацию и проведение фестиваля «Берингия».
Задачи:
1. Провести обзор зимних праздников Чукотки
2. Охарактеризовать летние праздники Чукотки
3. Рассмотреть традиционные представления об организации и проведении фестиваля
«Берингия»
4. Предложить сценарий фестиваля «Берингийские игры – 2020»
Объект исследования – фестиваль «Берингия»
Предмет исследования – разработка сценария фестиваля «Берингийские игры – 2020»
Методы исследования: анализ литературных источников и интернет-ресурсов, анализ
мероприятий в сфере культуры народов Севера.
Структура работы: данная работа содержит в себе введение, две главы основной части,
заключение, список используемых источников.
3
Глава 1. Современные формы массовых праздников Чукотки
1.1. Зимние праздники Чукотки
С появлением первых льдов на Чукотке начиналась интенсивная охота на моржей, выходивших на
льдины. Мясо и копальхен заготовлялись впрок. Все это также предназначалось для угощения
многочисленных гостей.
4
В свободное от охоты время, когда море сильно штормило, охотники изготовляли деревянные
амулеты - деревянные фигурки людей, но без рук и ног.
На лицевой части такого амулета рельефно выделялись причудливой и угловатой формы нос,
непомерно большой рот, глаза с устрашающим взглядом, длинные веки [11].
Кроме того, изготовляли различных зверей полуфантастического облика. Амулеты должны были
предохранять охотника от несчастий в море и тундре, приносить удачу, защищать от злых духов и
разных болезней.
Для участия в состязаниях и обрядах на празднике каждый род заблаговременно выделял
танцоров, вообще особо сильных и ловких людей.
Для старейшины готовящегося праздника шили кухлянку из белой шкуры оленя-неблюя, а брюки
и торбаса - из белых камусов.
На период праздника старики определяли и предсказателя погоды. В его обязанности входило:
предсказывать погоду на последующие дни, магическими способами и заклинаниями
предотвратить или, «укротить» начало ветра или пурги во время праздника. Предсказателем
погоды выбирался пожилой и опытный охотник. Он также выделялся из людей. Одежда его
шилась из тонкой оленьей шкуры и украшалась разными висячими амулетами. У предсказателя
был деревянный посох, весь разрисованный красками (для этого применяли красную охру и
черный графит). Во время праздника разговаривать с этим человеком имел право только
старейшина населения, который и передавал от него односельчанам сведения о погоде.
Предсказатель располагался в землянке у входа так, чтобы он мог видеть края неба и моря.
Считалось, что заклинания, произносимые им, обладают большой магической силой [2].
Своеобразно одевались и члены байдарной артели, добывшей кита. Моржовые ремни,
использованные при буксировке морского исполина, разрезали на части, размягчали их камнями.
Этими ремнями опоясывался каждый из членов байдарной команды. Тем, кто уже опоясался
ремнем, запрещалось сходить с байдары на берег. Иначе, думали суеверные эскимосы, можно
было навлечь несчастье на поселение: звери убегут от берега, начнется голод.
В день праздника рано утром все члены байдарной команды приходили к старейшине. На этом
совете выбирались гонцы, которые затем объявляли по землянкам о начале праздника,
смотрители для приема гостей в общественной землянке, сказители [4].
Для проведения праздника облюбовывалась самая большая землянка и обустраивали таким
образом, что землянка обретала вид байдары на суше.
После торжественного клича взрослые жители поселения шли в землянку. Самые почетные места
занимали старейшина поселения, старейшина праздника, охотник, первый загарпунивший кита,
гости.
Посередине помещения ставили длинные низенькие скамейки, на которых располагались
«танцующие женщины».
Начинался праздник с обрядовых танцев под умеренный аккомпанемент двух бубнов. Число
танцующих точно соответствовало количеству членов байдарной команды. Динамичными и
пластичными движениями рук все они изображали процесс охоты и кита. Песни состояли из
5
нескольких повторяющихся слов временами сопровождаемых втором и выкриками мужчины -
специально предназначавшимися для поднятия праздничного настроения присутствующих.
Исполнители танцев просили прощения у кита за то, что его убили. Они объясняли, что это
сделано не ради забавы, а для жизни людей, просили, чтобы его душа рассказала своим
сородичам о гостеприимной встрече и привела на следующий год их в эти места.
После женщин в танцы вступали те, кто добыл кита, а затем и все участники праздника. Чтобы не
обидеть душу кита, танцевать должен был каждый. Такие танцы назывались свободными.
Некоторые мужчины при этом
Фрагмент для ознакомления
3
1. Алкксандрова, Е. А. Модуль «Музыкальная культура народов Севера, Сибири и Дальнего
Востока в институте народов Севера // Герценовские чтения. Художественное образование
ребёнка. 2017. Т. 3. № 1. С. 168-174.
2. Александрова, Е. А. Модуль «Музыкальная культура народов Севера, Сибири и Дальнего
Востока» в системе культурологического образования студентов-северян // Наука. Культура.
Искусство: актуальные проблемы теории и практики. Сборник докладов Международной научнопрактической конференции: в 6 томах. 2017. С. 6-11.
3. Богословская, Л. С. Культурные ландшафты морских охотников Берингова пролива // В
фокусе наследия. Сборник статей, посвящённый 80-летию Ю. А. Веденина и 25-летию создания
Российского научно-исследовательского института культурного и природного наследия имени Д.
С. Лихачёва. Москва, 2017. С. 359-381.
4. Бутузов, А. Г. Этнокультурный туризм в ДФО: состояние и перспективы развития // Туризм
в современном мире: направления и тенденции развития. Материалы IV Всероссийской научнопрактической конференции с международным участием, посвящённой 10-летию кафедры
«Социально-культурный сервис и туризм». под редакцией В.А. Чернова. 2013. С. 36-41.
5. Веселова, Н. М. Проблема сохранения традиционной культуры чукчей // Вестник
Государственной полярной академии. 2014. № 2 (19). С. 17-20.
6. Дьячкова, Г. С. Изменения в обрядовой и конфессиональной сферах у чукчей в советский и
постсоветский периоды // Научные проблемы гуманитарных исследований. 2011. № 2. С. 29-35.
7. Казакова, Д. С. Туризм как перспективное развитие малого бизнеса в чукотском
автономном округе // Финансовые инструменты регулирования социально-экономического
развития регионов. Сборник материалов III Всероссийской научно-практической конференции.
2018. С. 145-148.
8. Коломиец, О. П. Семейные реликвии коренных народов Чукотки // Томский журнал
лингвистических и антропологических исследований. 2014. № 1 (3). С. 115-118.
6
9. Коломиец, О. П. Этнокультурная среда современной Чукотки // Культура и взаимодействие
народов в музейных, научных и образовательных процессах - важнейшие факторы стабильного
развития России. Сборник научных трудов. 2016. С. 42-45.
10. Крымский, А. В. Чукотский этнос в российском этнокультурном пространстве // Арктика и
Север. 2013. № 12. С. 113-124.
11. Лобжанидзе, А. А. Этнокультурные регионы мира. Учебное пособие / Министерство
образования и науки Российской Федерации федеральное государственное бюджетное
образовательное учреждение высшего профессионального образования «Московский
педагогический государственный университет». Москва, 2013.
12. Мурашко, О. А. Социально-экономические трансформации в российской Арктике и
коренные народы // Мир коренных народов. Живая Арктика. 2011. № 27. С. 128-141.
13. Николаева, К. А. Чукчи. Описание народа и характерные особенности национальности //
Приоритетные научные исследования и разработки Сборник статей Международной научнопрактической конференции. Ответственный редактор: Сукиасян Асатур Альбертович. 2016. С. 166-
169.
14. Парфенюк, С. М. Формирование духовно-нравственной личности учащегося на основе
возрождения этнокультурной среды //
Pedagogy & Psychology. Theory and practice. 2015. № 2 (2). С. 57-60.
15. Парфенюк, С. М. Этнокультурное воспитание учащихся – процесс приобщения к народной
художественной культуре // Новое слово в науке: перспективы развития. 2017. № 1 (11). С. 84-88.
16. Пасюков, П. Н. Традиции коренных народов Сибири и Дальнего Востока в проектах
развития туризма // ТУРИЗМ В ГЛУБИНЕ РОССИИ. 2012. С. 83-89.
17. Феденюк, Ю. Н. Коренные малочисленные народы Севера: проблемы современного
развития (реферативный обзор) // Этнокультурные процессы в России на рубеже XX-XXI веков.
Феденок Ю.Н. Сборник обзоров. Сер. "Россия: Экономика, политика, общество" Москва, 2006. С.
115-139.
18. Фролова, А. Н. Празднично-обрядовая культура коренных малочисленных народов северовостока России // Научно-методический электронный журнал "Концепт". 2013. № T3. С. 366-370.
19. Фролова, А. Н. Развитие этнокультурных традиций воспитания детей коренных
малочисленных народов крайнего северо-востока России (социально-педагогический аспект).
Автореферат дис. ... доктора педагогических наук / Тамб. гос. ун-т им. Г.Р. Державина. Тамбов,
2004
20. Фролова, А. Н. Традиционная праздничная культура коренных народов северо-востока
России // Вестник Северо-Восточного государственного университета. 2014. № 21. С. 14-20.
21. Фролова, А. Н. Традиционные игры коренных малочисленных народов как средство
воспитания патриотизма // Научно-методический электронный журнал "Концепт". 2015. № T13. С.
591-595.
7
22. Фролова, А. Н. Традиционные игры коренных малочисленных народов как средство
воспитания патриотизма // Педагогика. 2016. № 4. С. 60-64.
23. Хаховская, Л. Н. Праздник кита в ритуалах аборигенов северо-востока России //
Гуманитарные исследования в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. 2018. № 3 (45). С. 73-83.
24. Чернышова, С. Л. Социокультурные проблемы развития коренного населения Чукотки (на
примере Анадырского и Билибинского районов) // Природное и культурное наследие:
междисциплинарные исследования, сохранение и развитие. Коллективная монография по
материалам VI Международной научно-практической конференции. Ответственные редакторы
В.П. Соломин, Н.О. Верещагина, А.Н. Паранина. 2017. С. 566-570.
25. Ядреева, А. П. Танцевальный фольклор как важный компонент традиционной культуры
народов Севера // Арктика XXI век. Гуманитарные науки. 2016. № 4 (10). С. 77-88