Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
На сегодняшний день предприятия самостоятельно разрабатывают стратегию и политику своего
развития, ставят цели и задачи, а также изыскивают необходимые резервы для их реализации,
набирают и обучают персонал, покупают или арендуют оборудование, преобретают сырье и
материалы и решают еще множество структурных вопросов. Являясь целостной и
самостоятельной системой, любая организация одновременно с этим является частью более
сложной и динамичной рыночной системы.
В рамках внутренней и внешней среды функционирует организация. Это позволяет более
успешно и эффектино осуществлять деятельность фирме, но в тоже время существуют некоторые
ограничения на операционные действия. Эволюция современного менеджмента ставит вопрос о
целесообразности системного подхода в рамках исследования среды организации.
Анализ факторов, препятствующих успеху организации, должен осуществляться постоянно, так как
результат должен находиться на достаточно высоком уровне компетентности. Изучение данных
вопросов актуально, поскольку именно их результаты являются основополагающими для
принятия управленческого решения. Данная тема является достаточно изученной, однако не
теряет своей актуальности.
Актуальность темы обусловлена тем, что задача управления состоит в обеспечении такого
взаимодействия организации со средой, которое позволяло бы ей поддерживать ее потенциал на
уровне, необходимом для достижения ее целей, и тем самым давало бы ей возможность
выживать в долгосрочной перспективе. При этом и внутренняя среда, и внешнее окружение
изучаются в первую очередь для того, чтобы вскрыть те угрозы и возможности, которые
организация должна учитывать при определении своих целей и при их достижении.
Целью исследования является изучение основных компонентов и методов анализа внутренней и
внешней среды, а так же выявление практических ошибок и проблем при его выполнении.
Достижение поставленной цели предусматривает последовательное решение следующих задач:
1. изучить сущноть и характеристику внешней среды организации;
2. рассмотреть влияние внутренней среды на эффективную деятельность организации;
3. провести оценку проблем анализа внутренней и внешней среды организаци.
4
1. СУЩНОТЬ И ХАРАКТЕРИСТИКА ВНЕШНЕЙ И ВНУТРЕННЕЙ СРЕДЫ ОРГАНИЗАЦИИ
1.1 Понятие и сущность внешней среды организации
Любая организация находится и функционирует в среде. В менедж-менте под средой организации
понимают наличие условий и факторов, которые воздействуют на функционирование фирмы и
требуют приня¬тия управленческих решений, направленных на их управление либо приспособление к ним. Каждое действие всех без исключения организаций возможно только в том
случае, если среда допускает его существование.
Силы и факторы, воздействующие на конкретную фирму, можно подразделить на две группы. В
первую входят силы, созданные самой фирмой и находящиеся под полным ее контролем, а также
силы, возникшие независимо от нее, но вступающие с ней в тесные отношения, в той или иной
степени зависящие от нее и контролируемые ею.
Принято разделять внешнюю среду предприятия на макро и микро среду, или на
непосредственное окружение и косвенное влияние. Схематично внешнеяя среда предприятия
представлена на рисунке 1.
Внешняя среда находится в непрерывном движении, подвержена изменениям, так как меняются
вкусы потребителей, принимаются новые законы и налоги, внедряются новые продукты и
технологии, начинают и прекращают действовать различные факторы. Для того чтобы продолжать
эффективно работать, предприятию необходимо учитывать возможные изменения и
корректировать принятые решения.
5
Рисунок 1 – Внешняя среда предприятия
До 50-х годов XX в. основным предметом изучения в различных школах управления были
внутренние переменные организации. В каждой школе основное внимание уделялось тем
аспектам организации, которые руководство считает более ценными для успеха организации и
достижения ее целей.
Школа научного менеджмента ориентирована на задачи и технологии управления работой, школа
административного управления - на создание структуры и реализацию универсальных функций
управления, которые обеспечат достижение целей организации, школа обучения человеческие
отношения и школа поведенческих наук - о людях, их отношениях и поведении в ответ на
мотивацию и стимулы.
Вклад каждой школы оценивался с точки зрения повышения эффективности в достижении целей
организации из-за прямого изменения ее внутренних переменных. Факторам, внешним по
отношению к организации, почти не уделяется внимания. Тем не менее, современные
организации. в большей степени необходимо адаптироваться к изменениям внешней среды и,
следовательно, вносить изменения во внутренние переменные.
Представление о необходимости учитывать внешние по отношению к организации факторы
(внешние силы воздействия на деятельность организации) появилось в конце 50-х гг. XX в. в связи
с развитием системного подхода к организации, которую стали рассматривать как открытую
систему, действующую во внешней среде. Ситуационный подход к менеджменту позволил
расширить теорию организационных систем за счет разработки концепции, согласно которой
наиболее подходящий в данной ситуации вариант поведения организации с внешним миром
определяется конкретными внутренними и внешними факторами, соответствующим образом
влияющими на него. Системный и ситуационный подходы стали своего рода реакцией на
изменения внешних факторов, которые в возрастающей степени оказывают влияние на
успешность деятельности организации.
Влияние внешней среды проявляется через влияние ее факторов на результаты деятельности
организации. Этот эффект имеет ряд специфических особенностей.
1. Под сложностью понимается количество и многообразие влияющих факторов. Сложность
окружающей среды зависит от числа переменных.
2. Под взаимозависимостью понимается степень взаимосвязанно¬сти взаимодействующих
факторов.
3. Под неопределенностью понимается вероятностный характер различных процессов, которые
сопровождают управление и бизнес, а также скорость изменения факторов внешней среды
организации.
Тщательный анализ этих переменных показывает, что они определяют степень изменения в
категориях, таких как покупатели, поставщики и конкуренты. В свою очередь, переменные также
могут изменяться, когда происходят изменения в бизнесе, поэтому их необходимо учитывать при
анализе среды при попытке повлиять на динамику внешней среды.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Менеджмент: Учебное пособие / Л.Е. Басовский. - 2-e изд., перераб. и доп. - М.: НИЦ ИНФРА-М,
2014. – 256 с.
2. Минаева, Е.В. Развитие современных систем управления изменениями внутренней среды
организаций. / Е.В. Минаева // Ученые записки СКАГС. – 2015. – №2. – 9-12 с.
3. Фудина, Е.В. Методология стратегического анализа внешней и внутренней среды организации. /
Е.В. Фудина // Региональные проблемы устойчивого развития сельской местности сборник статей
XI Международной научно-практической конференции. – 2014. – 204-208 с.
4. Фудина, Е.В. Разработка финансовой стратегии: теория вопроса / Е.В. Фудина // Региональные
проблемы устойчивого развития сельской местности: сборник статей X Международной научнопрактической конференции. – Пенза: РИО ПГСХА, 2013. – 151-156 с.
5. Бакеева, Й.Р. Инновационная организационная структура // Инженерный вестник Дона. – 2014.
– Т. 28. – № 1. – С. 62.
6. Березин И.С. Маркетинг и исследование рынков: учебник/ И.С. Березин. – М.: Финансы и
статистика, 2012 г. – 190 с.
7. Завьялов, П.С. Маркетинг в схемах, рисунках, таблицах / П.С. Завьялов. - М.: ИНФРА-М, 2017. -
496 c.
8. Займан Конец маркетинга, каким мы его знаем / Займан, Серхио. - М.: Мн: Попурри, 2017. - 400
c.
9. Армстронг, Г. Основы маркетинга / Г. Армстронг. - М.: Вильямс И.Д., 2019. - 752 c.
10. Котлер, Ф. Основы маркетинга. Краткий курс / Ф. Котлер. - М.: Вильямс, 2016. - 496 c.
11. Яковлев Г.А. Организация предпринимательской деятельности. - 2-е изд. - М.: НИЦ ИНФРА-М,
2016. - 313 с.
12. Полутова М.А. Теоретико-методологические подходы к организации как открытой системе:
внутренняя и внешняя среда организации // Вестник Забайкальского государственного
университета. – 2014. - №3 (106). – С. 75-86.
7
13. Егорова Я.Г. Экономический кризис как фактор влияния внешней среды на работу организации
[Электронный ресурс] // Научный журнал «Novaum». 2017. – №5. – Режим доступа:
http://novaum.ru/public/p142 (дата обращения: 13.10.2019)
14. Михайлова А.В., Петров Н.А. Факторы внешней среды, оказывающие влияние на
эффективность деятельности организации [Электронный ресурс] // Научное сообщество студентов
XXI столетия. Экономические науки: сб. ст. по мат. XLVIII междунар. студ. науч.-практ. конф. №
11(48). – Режим доступа: https://sibac.info/archive/economy/11(48).pdf (дата обращения:
13.10.2019)
15. Оценка факторов внешней и внутренней среды, влияющих на платежеспособность
организации [Электронный ресурс] // Анализ финансового состояния предприятия. – Режим
доступа:
http://afdanalyse.ru/publ/finansovyj_analiz/method_fin_analiza/ocenka_faktorov_vneshnej_i_vnutren
nej_sredy_vlijajushhikh_na_platezhesposobnost_organizacii/9-1-0-301 (дата обращения: 13.10.2019)
16. Меркулова Н.В. Внешняя среда как фактор стратегии предприятия // Научное сообщество
студентов: междисциплинарные исследования: сб. ст. по мат. XLI междунар. студ. науч.-практ.
конф. № 6(41). URL: https://sibac.info/archive/meghdis/6(41).pdf (дата обращения: 13.10.2019)
17. Ковалева Т. В. Изучение факторов внешней и внутренней среды организации // Молодой
ученый. — 2016. — №12. — С. 1293-1296. — URL https://moluch.ru/archive/116/31886/ (дата
обращения: 13.10.2019).
18. Долгов Д.И. Место и роль организации, ее внутренняя и внешняя среда // Экономика и
менеджмент инновационных технологий. 2013. № 1 [Электронный ресурс]. URL:
http://ekonomika.snauka.ru/2013/01/1364 (дата обращения: 13.10.2019).
19. Потуданская В.Ф., Цыганкова И.В., Новикова Т.В. Роль внутренних и внешних факторов в
процессе формирования и функционирования социотехнологических систем // Креативная
экономика. – 2011. – Том 5. – № 12. – с. 72-78. – url: https://creativeconomy.ru/lib/4595.
20. Минаева, Е.В. Развитие современных систем управления изменениями внутренней среды
организаций. / Е.В. Минаева // Ученые записки СКАГС. -2015. - №2. - 9-12 с.
https://cyberleninka.ru/article/n/vnutrennyaya-i-vneshnyaya-sreda-organizatsii-1